Три встречи
Уже в аэропорту Шереметьево-2 мы познакомились с сербом средних лет - Перовичем, беседа с которым нам дала представление о сербском благочестии. Перович поведал нам о своей приснопамятной бабушке Василии. Это была молитвенница и постница: по средам и пятницам вкушала лишь немного хлеба и воды. Потеряв мужа в I Мировую войну, когда вынашивала во чреве своего восьмого ребенка, Василия смогла всех восьмерых вырастить и воспитать в вере. Было у нее 48 внуков, а упокоилась она о Господе в глубокой старости, уже 112 лет от роду. Один из детей ее - отец Перовича - был священником, имел четыре высших образования: богословское, а также по классическим языкам, литературе. Вот какие добрые и обильные плоды принес сей добрый корень: отец - воин, отдавший жизнь за веру и Отечество, и молодая вдова, не пошатнувшаяся в вере.
Другая встреча дала представление о сегодняшнем дне Сербии. В Белград с нами летела русская женщина - Надежда, которая живет в Сербии вот уже 30 лет. Вышла замуж за серба, преподает в средней школе русский язык. Надежда рассказала, что сама верует и старается донести Православную веру до школьников. Однако немало трудностей встречается на этом пути: современный телевизор приносят огромное зло в души детей, они оказываются инвалидами без войны или автокатастрофы!
Третья встреча произошла в Белградском аэропорту, когда мы ожидали посадки на рейс в столицу Боснии. К батюшке подошел юноша-серб лет 17-18-ти, назвался Марком и подарил ему деревянные четки. Высоко засучив рукава футболки, Марк показал большие татуировки на обоих плечах. На каждом плече был крест, обвитый цветами и лилиями. Батюшка, конечно, был недоволен этими татуировками, хоть они и были христианскими символами, и неодобрительно махнул на них рукой. Понял ли это Марк или нет, не знаем; он улыбнулся и ушел, а мы остались размышлять о том, как порой причудливо переплетаются добродетель и грех в человеческой душе: верит он во Христа, но и себя выпячивает, татуировку делает, чтобы все смотрели, обращали внимание. А истинное православие всегда, как лакмусовой бумажкой, определялось по наличию смирения.
Мимо нас курсировали спецназовцы с автоматами наперевес и полиция, группками по трое - видимое свидетельство трудных времен, которые переживает сейчас народ Сербии. Самолет поднял нас в темнеющее небо и направился в столицу Боснии - Баня-Луку. Оттуда должно было начаться наше паломничество по сербской земле.
Сербское гостеприимство
Уже в дороге мы забеспокоились, так как по своему неразумию не созвонились перед вылетом с сербами, пригласившими нас. Успокоились уже в аэропорту, когда нас радушно встретили сербы во главе с наместником монастыря иеромонахом Василием: "Вся Сербия и Черногория ждут вас!"
Маленький, но очень уютный монастырь св. великомученицы Марины стал для нас родным домом после нескольких проведенных здесь дней - в начале и в конце нашего пребывания в Сербии. Молодые иеромонахи Василий и Вениамин и послушник Желько с нетерпением ждали нас и были очень рады нашему приезду. В Сербии есть обычай: хозяин дома не садится за стол при приеме гостей. Так и о. Василий ходил вокруг стола во время нашей трапезы, проверяя, всего ли хватает, и прислуживая всем. После ночного отдыха мы отправились к местному владыке Хризостому.
Надо сказать, что в Сербии, как и в Греции, епархии значительно меньше, чем наши. В епархии владыки Хризостома всего 30 с небольшим священников (у нас в каждом из петербургских благочиний примерно столько же). В этом есть свои плюсы: архиерей знает ближе свою паству, ему легче следить за событиями на каждом приходе, в силу этого отношения между архиереем и священниками и паствой проще.
Владыка Хризостом вместе с нами ездил в древний монастырь Рымня. В Сербии есть такая традиция - посвящать церкви, либо монастыри, либо какие-то вклады ценные на помин души. Рымня - это название древнего вклада, который одна из великих княгинь вложила в постройку монастыря в честь сына своего Германа. Имя Герман в народной традиции читалось как Рымня. Местность очень красивая, есть маленький водопад. В небольшом монастыре подвизается несколько монахов, их игумен - сейчас студент Санкт-Петербургской Духовной Академии. Храм, в котором проходят монастырские службы, замечателен тем, что в нем похоронено около 10-ти митрополитов Боснийских.
N 151, август 2004 г.