Наша цель - восстановить традиции классической ставрографии

Религия 
0
409
Время на чтение 6 минут
Крест в России с первых лет после Крещения Руси занимал особое место. Он сопровождал человека на протяжении всей его жизни - от рождения до смерти. Все бескрайнее пространство России было пронизано силой Креста Господня.
Однако в советский период тема креста как главного христианского символа находилась под запретом. Исследования в этой области были возобновлены только в конце ХХ столетия. О том, как возрождается наука о кресте, мы беседуем с руководителем Ставрографического центра Светланой Витальевной Гнутовой.

- Светлана Витальевна, что значит "ставрография"? Думаю, далеко не все наши читатели знают это слово.
- Ставрография - это наука, изучающая историю и символику Креста - основополагающего символа христианства. Этот термин составлен из греческих слов: "ставрос" - крест и "графос" - пишу. Если перевести буквально, получается "описываю крест". Это комплексная наука, которая призвана изучать все типы и формы крестов.
- Когда возникла ставрография, и какие задачи она ставит перед собой?
- Интерес к описанию и собиранию сведений о крестах появился в отечественной исторической науке уже в начале ХIX века. До революции основные исследования в этой области проводились церковными учеными - священниками, преподавателями и профессорами духовных академий. Наука о кресте развивалась в двух направлениях - богословском и историческом, включавшем в себя источниковедение, эпиграфику, церковную археологию, этнографию и историю искусства.
Значительный вклад в становление ставрографии внесли: архимандрит Макарий (Миролюбов), который одним из первых обратился к проблеме постановки монументальных поклонных крестов; профессор Киевской духовной академии Иван Игнатьевич Малышевский, написавший серьезное исследование о придорожных крестах; преподаватели Санкт-Петербургской духовной академии Иван Саввич Пальмов и профессор Николай Васильевич Покровский, а также многие другие ученые.
- Как давно вы сами занимаетесь этой тематикой?
- Более двадцати лет. Я работаю в музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, где заведую сектором прикладного искусства. У нас колоссальная коллекция крестов.
- Светлана Витальевна, расскажите о ваших коллегах.
- Ставрография как наука стала возрождаться лишь в самое последнее время. В советский период исследования в этой области были прекращены на долгие годы. Даже упоминание слова "крест" убиралось из названий статей и книг. Например, с Татьяной Васильевной Николаевой - хранителем ризницы Троице-Сергиевой лавры, был такой случай. Когда она в 1960 году написала книгу о произведениях мелкой пластики из собраний Загорского музея, то позвонили из приемной Хрущева и попросили изрубить эту книгу на макулатуру, потому что в ней было очень много крестов. Книгу просто не давали продавать. Татьяна Николаева - моя учительница, и она рассказывала мне, что потом за нее вступились академики Лазарев и Рыбаков. Они написали обращение к Хрущеву, где доказывали, что книга представляет собой научную работу и не несет пропагандистской цели. После этого разрешили распространить экземпляры по спискам, чтобы они не попали в руки верующим.
Можно также вспомнить случай, произошедший с Мариной Михайловной Постниковой-Лосевой, которая много лет была заведующей отделом драгметаллов Исторического музея. Когда она писала свою знаменитую книгу "Золотое и серебряное дело в России", то ее попросили убрать из этой книги всю информацию о крестах, хотя это значительная часть нашей культуры. Так страдали наши крупные ученые от стремления искоренить тему крестов.
Положение стало исправляться лишь к концу XX века, когда появились разрозненные публикации археологов, искусствоведов, этнографов о находках крестов и их почитании в народе.
- Несколько лет назад был создан Ставрографический центр. Расскажите о нем подробнее.
- Это межрегиональная общественная организация, содействующая возрождению и развитию ставрографии. Членом ее Попечительского совета является председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев. Издательский Совет и лично о. Владимир оказывают нам всестороннюю помощь.
Основной задачей центра является прославление Креста Господня путем собирания образов креста и сведений о крестах России. Центр стремится к возрождению и развитию ставрографии, а также содействует созданию уважительного отношения к культурному достоянию и истории православной России. Он призван осуществлять несколько функций: накопительную, которая связана со сбором и хранением образцов крестов и информации о них, а также ознакомительную, направленную на восстановление связи духовной и светской культур.
Новые технические возможности, компьютерные технологии позволяют выходить на качественно иной уровень осмысления этой тематики. В настоящее время важно создать системную базу данных по видам и типам крестов (от нательных до надглавных), проанализировав их региональные особенности, которые помогут современным мастерам - резчикам, ювелирам и кузнецам - в восстановлении и реставрации крестов, а также в создании новых форм.
Центр оказывает консультационную помощь церковным приходам, готовит циклы лекций по ставрографии для духовных и светских учебных заведений, проводит научно-методическую работу, конференции, семинары, публикует тематические издания.
- Какова история выпуска Ставрографических сборников?
- В 2001 году Издательским Советом Московской Патриархии совместно с издательством Российского государственного архива древних актов был выпущен первый Ставрографический сборник. Эта книга стала началом большого проекта, открывающего серию изданий. Сейчас при поддержке Издательского Совета издано два сборника. Один был посвящен монументальным крестам России, крестам Соловков и крестам Новой Земли, которые, к сожалению, в значительной степени утрачены. Во втором сборнике рассматривается проблематика напрестольных крестов. В этих книгах опубликовано много новых материалов. Это свидетельствует о важности проекта с научной точки зрения.
Сейчас готовится к выпуску третий Ставрографический сборник, посвященный наперсным крестам. В этом сборнике много информации о современных раскопках. Одна из статей рассказывает о знаменитом кресте боярского рода Нащокиных, который недавно был передан Валаамскому подворью.
Помимо статей и трудов научно-просветительского направления, подготовленных известными специалистами, мы стараемся публиковать в сборниках забытые работы, важные для возрождения этой науки. В частности, в третьем сборнике будет опубликована блестящая работа святого праведного Иоанна Кронштадтского "О кресте Христовом", в которой он, полемизируя со старообрядцами о форме и значении креста, предстает перед нами как глубокий исследователь.
- В вашей работе наверняка происходит много интересного и подчас неожиданного. Вспомните, пожалуйста, такие моменты.
- Можно вспомнить о том, как составлялся альбом "Крест в России", который сейчас готовится к выходу. Эта книга была сделана по благословению Святейшего Патриарха. Альбом выполнен в цвете, в нем около 300 иллюстраций, поэтому было предпринято несколько экспедиций, для того чтобы сделать необходимые снимки крестов. Когда мы пришли в Воскресенский собор в Арзамасе, где находится Арзамасский крест, известный с XVII века и прославившийся невероятными чудесами, к нам подошла женщина, которая работала в соборе и сказала: "А вы знаете, неподалеку в селе Селемы тоже есть чудотворный крест". Мы сели на машину и поехали. В этой деревне находится огромный храм. И когда мы вошли, было ощущение, что его только что убрали к нашему приходу - такая чистота кругом. И стоит огромный живописный крест. Весь в цветах. Мы были потрясены. Оказалось, что этот крест привезен с Афона старцем Софронием. И вот так случайно он попал в нашу книжку.
А вообще во многих уголках России есть кресты, о которых мы практически ничего не знаем. В альбом "Крест в России" впервые включено 14 сказаний о крестах. Это было невероятно сложно сделать, потому что сначала собирались сказания, а потом велись поиски самих крестов - существуют ли они сейчас. Некоторые из них были утрачены в советское время. Например, есть сказание об Унженском кресте. Этот крест исчез в двадцатые годы. Или можно вспомнить Сретенский крест, который находится в музее города Мурома. Только недавно разрешили служить молебны около этого знаменитого трехметрового креста. А раньше к этому кресту вела улица, которая называлась Выползова - она и сейчас сохранилась в Муроме. Во время эпидемий чумы, холеры люди буквально ползли сюда и спасались около чудотворного креста.
- Светлана Витальевна, профессию ставрографа, наверное, можно считать уникальной. Людей, занимающихся изучением истории креста, очень мало. Реально ли объединить их усилия?
- Очень надеюсь, что эту функцию в значительной степени возьмет на себя наш Ставрографический центр. Мы планируем в следующем году организовать выставку и провести международную конференцию. Ставрографы есть не только в России. Из тех, кто помогает мне в Центре, хочу назвать Алексея Владимировича Святославского и Андрея Алексеевича Трошина - они занимаются монументальными крестами, недавно у них вышла книга "Крест в русской культуре".
- Какую задачу для российских ставрографов вы сейчас считаете самой главной?
- Прежде всего, необходимо максимально ввести в научный оборот ту массу крестов, которые находятся в запасниках музеев. Они лежали под спудом все двадцатое столетие. А ведь среди них есть просто уникальные кресты, чрезвычайно важные для русской культуры. Необходимо публиковать больше информации, оказывать методическую помощь. Ставрография - это вспомогательная историческая дисциплина. Сейчас идет речь об издании специального учебника. Несколько вузов, в частности Свято-Тихоновский богословский институт и РГГУ, обратились к нам с просьбой о чтении курса лекций по ставрографии.
На Западе исследования в этой области никогда не прерывались и всегда проводились очень тщательно. Надеюсь, что, объединив усилия церковной и светской наук в восстановлении традиций классической ставрографии, мы сможем вернуть утраченные в былые годы позиции в области изучения и сохранения христианской культуры, что для сегодняшней России особенно значимо.

Беседовала Светлана Рябкова

N 12, июнь 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Витальевна Гнутова
Все статьи Светлана Витальевна Гнутова
Религия
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06