Этот человек выглядит как идеальная карикатура на исламиста: бородатый, горбоносый и темнокожий мужчина в чалме, в окружении двух жЈн и 16-ти детей, страстно проповедующий мусульманский образ жизни. Абделькадер Бозиан, проповедник из небольшого городка Венессье под Лионом, в прямом смысле слова однажды проснулся знаменитым - в течение нескольких часов он превратился во Франции в своеобразный символ.
В интервью небольшой газетке "Lyon Mag" 52-летний имам высказал некоторые взгляды, в иной обстановке могущие вызвать только недоумение или смех. На этот раз, однако, не смеялся никто - напротив, своими заявлениями Бозиан вызвал волну возмущения, а его случай стал предметом рассмотрения французских политиков на самом высоком уровне.
"Коран позволяет мусульманину бить свою жену, - разъяснил газете строгий имам, - однако только при определенных условиях, прежде всего - если жена изменяет мужу". Несмотря на такое весьма категоричное заявление, проповедник призвал к гуманности в воспитании примерной супруги: "Мужчина не имеет права бить жену куда попало. Он не должен бить ее по лицу, а целиться ниже - по ногам, в живот или по ягодицам. Туда можно бить сильно, чтобы жена устрашилась и более не помышляла об измене".
О многожЈнстве Бозиан также имеет вполне четкое представление: "У мусульманина может быть несколько жЈн, однако внимание! - не более четырех. Причем на определенных условиях. Во-первых, у него должно быть достаточно денег, чтобы обеспечить всех своих жен. Во-вторых, он должен быть достаточно силен сексуально, чтобы смочь уважить их всех".
В своем французском окружении урожденный алжирец Бозиан отметил "множество грехов", так как западное общество отдалилось от Бога. Скажем, современная музыка - это грех, так как она подвигает людей к богохульству. "Секс - это страшная опасность, развращающая Запад и угрожающая мусульманам".
Это заявление, очевидно, переполнило чашу терпения руководителей Пятой республики. Не успело интервью знатока Корана выйти из печати, как министр внутренних дел Доминик де Вильпен отдал распоряжение о выдворении Бозиана из страны. На прошлой неделе имам был принудительно отправлен в Алжир, где его у трапа самолета с распростертыми объятиями встретила и препроводила в тюрьму местная полиция. Две его жены и 16 детей, из которых 14 являются французскими гражданами, остались во Франции.
Поспешность, с которой де Вильпен заткнул рот мусульманскому проповеднику, с правовой точки зрения выглядит весьма некорректно. Бозиан, приехавший во Францию еще в 1979 году, обладает официальным видом на жительство, никогда не вступал в конфликт с законом. Политически или религиозно мотивированное насилие и теракты он отрицает категорически. Своих приверженцев Бозиан призывает уважать французские законы, даже если они противоречат Корану.
В приказе о выдворении проповедника министерство внутренних дел Франции, тем не менее, указало на "абсолютную срочность", - процедура, делающая возможным немедленное исполнение данного распоряжения. В обычном случае официальные учреждения обязаны были бы ждать 48 часов, так как адвокат Бозиана подал протест на его выдворение - и этот протест был удовлетворен административным судом Лиона в прошлую пятницу. Но слишком поздно - Бозиан уже находился в алжирской тюрьме.
Свои действия министр де Вильпен оправдывает тем, что имам "своими речами оскорбил человеческое достоинство". Кроме того, у полиции, обладающей во Франции собственной секретной службой, предположительно, имеются сведения, что он имел контакты с исламистскими организациями, поддерживающими террористические акции. Более того, Бозиан якобы издал фетву (религиозное предписание), призывающую мусульман к "войне против американских интересов во Франции". Однако предоставлением доказательств этих утверждений министерство внутренних дел не озаботилось.
Резкая реакция властей Франции в данном случае - не что иное, как знак глубочайшей растерянности: французской нации всЈ более угрожает распад на религиозные и этнические субкультуры; под угрозой оказались французская социальная солидарность и в целом внутренняя безопасность страны. Персонажи вроде имама из Венессье, который имел возможность беспрепятственно проповедовать 23 года подряд, являются живым доказательством того факта, что интеграция иммигрантов-мусульман во французское общество полностью провалилась.
По официальным данным, во Франции проповедуют от 1 до 1,5 тыс. имамов, из которых французским паспортом обладают менее 10%. Большинство из них - выходцы из Марокко и Алжира, многие совершенно не знают французского языка и частенько не могут доказать свое теологическое образование - ислам они толкуют, согласуясь лишь с собственным мироощущением. И проповеди их становятся в последнее время всЈ более и более радикальными. А фундаменталистские движения, вроде салафистов, призывающих вернуться к "чистому исламу", пользуются всЈ большим влиянием среди французских мусульман. Только за последние десять месяцев правительство выслало из Франции дюжину имамов, "представляющих угрозу общественности".
Недавно созданный во Франции Совет мусульман оказался в этой ситуации совершенно беспомощным. Его задачей было обеспечить образование и проверку официально допущенных проповедовать имамов. Председатель Совета Далиль Бубакер, руководитель Большой Мечети Парижа, немедленно постарался спустить на тормозах "дело Бозиана": "Это - изолированный, отдельный случай, он ни в коем случае не типичен для ислама и мусульман во Франции".
В Венессье, тем временем, перед мечетью изгнанного имама Бозиана по-прежнему собираются толпы прихожан. Правоверные искренне не понимают, зачем политикам потребовалось устроить показательную акцию на примере их духовного поводыря. "Почему именно он? - спрашивает совершенно не закутанная в платок женщина-мусульманка. - Он всего лишь проповедовал слово Пророка!". А молодой бородач, стоящий поблизости, добавляет: "До сих пор мы были послушными. Теперь мы разозлились".