itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Взгляд на русско-японскую войну русского, жившего в Японии

Религия 
0
176
Время на чтение 6 минут
Не секрет, что обе страны оказались воинственно настроены. В русском обществе воинственность выражалась в шапкозакидательских настроениях, да и японцы горели желанием побороть русского тигра. Святитель Николай записал в дневнике, что среди японцев-язычников существовал заговор, целями которого являлись разгром Духовной Миссии и убийство владыки Николая. Даже буддийские бонзы, которых по сей день нам представляют эталоном миролюбия, открыто призывали к уничтожению Православия в Японии. Впрочем было бы неверным огульно обвинить всех японцев в нелюбви к Православию и русским. Сам архиепископ Николай признал, что эта травля - "дело подонков японского общества". Хорошие и даже посредственные люди не принимали в этом участия.

Тем временем отношения между двумя странами становились все напряженнее. В соответствии с распоряжением японского императора, русский посланник барон Розен должен был покинуть Японию. Война становилась неизбежной. В преддверии начала военных действий Япония фрахтовала английские суда для отправки японских граждан из Российской империи на родину. Это становится понятным, зная, что в 1902 году между Англией и Японией был заключен союз. Корреспондент одной из азиатских газет писал, что "было бы совершенно невероятно, если бы японская кошка одолела русского тигра". В этих условиях святителю пришлось мучительно искать выход перед лицом надвигавшейся войны. Душевные муки усугублялись отсутствием возможности посоветоваться с кем-либо. Вот как сам владыка описал свои душевные терзания: "Как поступить? Себялюбие тянет в Россию, - больше 23 лет не был там, и отдохнуть от однообразного долгого труда хочется; польза церковная велит остаться здесь". Колебания разрешились в сторону пользы церковной. Архиепископ Николай остался в стране, которая готовилась воевать с его Родиной. Дело Христово оказалось для него выше патриотизма.

Это решение вызвало совсем неодинаковую реакцию в японском обществе. Если христиане и здравомыслящие люди радовались ему, то ура-патриоты грозили владыке Николаю всякого рода неприятностями. Такая неоднозначность хорошо просматривалась на страницах японских газет. "В "Майници-симбун" сегодня я расхвален, что остаюсь здесь, несмотря на войну, - записывает владыка в дневнике, - в "імиури-симбун" за то же самое разруган, до "дурака" (гу) включительно; тут же и портрет мой помещен, весь окаймленный руганью". Такие нападки на него самого, а в дальнейшем на его родную страну и армию, конечно же доставляли архиепископу Николаю дополнительные страдания.

С началом войны святитель сделал такую запись: "Господу угодно было допустить разрыв между Россиею и Япониею. Да будет Его святая воля! Будем верить, что это допущено для благих целей и приведет к благому концу, потому что воля Божья всегда благая и премудрая". Обращаясь к японской пастве, владыка призвал ее делать все, что требует любовь к Отечеству: "Любовь к Отечеству есть святое чувство". При этом он просил не забывать японских христиан о существовании Небесного Отечества, к которому "принадлежат люди без различения народностей, потому что все люди одинаково дети Отца Небесного и братья между собою". И если их призовут на войну и им придется идти в бой, то пусть они сражаются не из ненависти к врагу, а из любви к соотечественникам, помня слова Христа Спасителя: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Священники-японцы получили от владыки благословение молиться о победе японского оружия за общественным богослужением; а сам он в частной молитве испрашивал у Бога побед императору Николаю II.

А как сам святитель Николай рассматривал свое положение в стране, находившейся в состоянии войны с его Родиной? Ему было прекрасно ясно, что он не может выступать как подданный Российской империи, чтобы не давать повода к разного рода обвинениям. Только как служитель Христа. "Я здесь не служитель России, а служитель Христа, - размышляет он на страницах дневника. - Все и должны видеть во мне последнего. А служителю Христа подобает быть всегда радостным, бодрым, спокойным, потому что дело Христа - не как дело России - прямо, честно, крепко истинно, не к поношению, а к доброму концу ведет, - Сам Христос ведь невидимо заведует им и направляет его. Так и я должен смотреть на себя и не допускать себе уныния и расслабления духа".

Но сохранить спокойствие и бодрость духа владыке было ох как тяжело! Первые поражения русской армии вызвали буквально взрыв радости среди японцев и иностранцев, живших в Японии. На Россию обрушились потоки клеветы: "Но как же честят нас в газетах! В сегодняшнем номере Japan Daily Mail (редактором которой был англичанин Бринкли - авт.) просто целый ушат помоев, самых грязных и вонючих, опрокинут на Россию!" "Газеты на все лады хвалят японцев и злословят Россию и русских. Japan Mail до того лезет из кожи, что вчера обычных двух листов не хватило ей для этого, - прибавлен экстренный лист. И тут-то злословия на русского царя, русский флот, все русское!" Этим же грешило и агентство Рейтер, сообщавшее, "что все население Мукдена бежало при приближении русской армии". На самом-то деле город был полон народа и китайские торговцы неплохо наживались, удваивая и утраивая цены. Несколько правдивее были немецкие газеты, писавшие, что в холодное время года русские солдаты ни в чем не испытывали нужды.

Состояние японского общества после побед японской армии святитель Николай сравнил с медовым месяцем у молодоженов: "Медовый месяц японского народа и войны: все счастливы, улыбаются, торжествуют. Окружающие меня из деликатности стараются, по возможности, не выказывать на своем лице торжества". "Любезные мои японцы торжествуют; но, как я ни люблю их, на этот раз не с ними: Отечество милей и дороже, и крайне печально, что не Отечество бьет японцев, а они нас", - такая вот грустная запись в дневнике. Надо учесть, что владыка находился в информационной блокаде, ибо русские издания почти не поступали в Японию. В действительности дела у русской армии шли не так плохо. Архимандрит Сергий Сребрянский (до пострига - о. Митрофан), бывший полковым священником на той войне, в своем полевом дневнике отметил чрезвычайно высокий боевой дух наших солдат, несмотря на переносимые ими трудности. (Как пример выносливости и неприхотливости русских воинов он приводит случай, когда голые по пояс нижние чины с винтовками за плечами - война! - ловили рыбу). Даже падение Порт-Артура не произвело в Маньчжурской армии уныния: этого ждали давно. Гораздо больше в войсках боялись заключения сепаратного мира, а когда мир заключили, многие офицеры и солдаты не хотели ехать домой, считая себя опозоренными. Зато японцы вели себя по-другому. О. Сергий записал в дневнике крики японцев из окопов: "Русские! Долго ли вы еще будете мучить нас?" Что-то они не походили на победные клики...

Хотя европейцы в Японии радовались неудачам России наравне с японцами, вели они себя куда менее корректно. Архиепископ Николай упомянул случай, когда католического миссионера из Франции (а она являлась союзницей России) заподозрили в шпионаже в пользу русских и называли его "ротан" (русский шпион). "И как же озлился патер! Написал ругательную статью на Россию и Православие, чураясь от той и другого".

Для святителя было ясно видно, что неудачи в войне вызваны и духовными причинами, и привычным русским разгильдяйством. "А ты, мое бедное Отечество, знать заслуживаешь того, что тебя бьют и поносят, - с сердечной болью записывает он. - Зачем же тебя так дурно управляют? Зачем у тебя такие плохие начальники по всем частям? Зачем у тебя мало честности и благочестия? Зачем ты не привлекаешь на себя любовь и защиту Божью, а возбуждаешь ярость гнева Божия? Да вразумит тебя, по крайней мере, бедствие нынешнего поражения и посрамления. Да будет это исправляющим жезлом в руках Отца Небесного!" И горестный вздох из глубины сердца: "Терпи, мое любезное Отечество!" "Русская армия победит без единого выстрела", - хвастали наши генералы в светских салонах. Что так и могло быть, показывает эпизод, описанный в дневнике о. Сергием Сребрянским: за водой к реке пришли русский и японский солдаты (время от времени обе воюющие стороны заключали перемирие: пить одинаково хотелось и русским, и японцам). Не стерпела душа, русский возьми да обругай японца, который немного понимал по-русски и ответил тем же. Русский вызвал того на кулачный бой. Японец согласился. И началась потасовка: и кулаками, и ведрами. А обе армии с позиций наблюдали за единоборством. Дело кончилось ничьей: каждый с расквашенной физиономией направился в свою сторону. Увы, итог войны для России был не столь оптимистичен. "Нет, недаром нынешние бедствия обрушиваются на Россию, - сама она привлекла их на себя", - это диагноз глубокого духовного нездоровья русского общества, поставленный владыкой Николаем.

Страницы дневника святителя открывают нам, можно сказать его личную Гефсиманию, его вопль к Богу: "Боже мой, Боже мой! Для чего Ты меня оставил!" "Не будучи на войне, живешь войной. Никак не можешь отделаться о мысли о ней, ни в занятое, ни в свободное время; и ночью в сновидениях она мучает... И еще мучительно то, что горишь внутренним, закрытым пламенем, - не с кем поделиться мыслями, не с кем разделить горе, - один среди японцев". "Целый день удрученное расположение духа, еще более тягостное оттого, что надо страдать внутри, не выказывая того снаружи. А как не страдать? Как не печалиться с Отечеством?" Порой мера страданий была так велика, что владыка даже желал себе смерти: "Такое тягостное, такое мучительное положение войны, одиночества, угрожающего безденежья, заброшенности от России, замкнутости от Японии, что с какою бы радостью помер, если бы смерть естественная стояла вот тут у дверей!" Со временем эта острая боль притупилась и архиепископ Николай уже выражал надежду, что "русская история далеко еще не оконченная картина".

Последняя дневниковая запись за 1904 год была такой: "И вот кончился этот несчастнейший для России год. Бедственней этого были разве в татарские лихолетья. Извне враг наносит позор за позором; внутри - смуты от дрянных людишек, служащих орудием тоже внешних врагов. Темной тучей покрыт русский горизонт. Разгонит ли ее наступающий год? Засияет ли солнце мира, спокойствия и величия над Россией? Бог знает!" Увы, впереди Россию ждали унижения Мукдена и Цусимы, внутренняя смута, а святителя Николая еще 7 лет жизни и работы во славу Божию.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Денис Кузьменко
Все статьи Денис Кузьменко
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 06:04
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04