Драма: впервые без Гинкаса
В афишу попали самые громкие премьеры сезона: "Вишневый сад" Эймунтаса Някрошюса (Фонд им. К.С. Станиславского), который объявили событием еще до появления на сцене; "Правда - хорошо, а счастье - лучше" - второй удачный опыт Сергея Женовача в Малом театре; "Двенадцатая ночь" Деклана Доннеллана, открывшая Чеховский фестиваль, и спектакль Нины Чусовой "Мамапапасынсобака", который укрепил положение молодой режиссуры на сцене "Современника". Ну и, конечно, Петр Фоменко ("Египетские ночи", "Мастерская П. Фоменко") и Лев Додин ("Дядя Ваня", МДТ - Театр Европы, Санкт-Петербург), который, как говорят в Питере, поставил спектакль "гениальный".
Впервые за много лет в афише "Золотой маски" нет спектакля Камы Гинкаса, а его "Сны изгнания" внимания достойны. Для московской публики будет лишь несколько сюрпризов: "Дачники" Омского театра драмы и "Наваждение Катерины" Минусинского молодежного театра (оба - спектакли большой формы). А "Дядю Ваню" Льва Додина москвичи увидят еще до начала "Маски" - в январе спектакль привезут в рамках гастролей МДТ. Нина Чусова выдвинута сразу по двум номинациям - спектакль большой формы "Мамапапасынсобака" и малой - "Вий". По двум номинациям выдвинут и Дмитрий Черняков ("Двойное непостоянство" новосибирского театра "Глобус" - как лучшая работа режиссера и лучшая работа художника).
Спектакль "Пленные духи" Владимира Агеева претендует на "Маску" в номинации "спектакль малой формы".
Таким образом, в афише фестиваля есть и те, кто давно заслуживал признания, и те, кого называют "модными" и "культовыми", - Кирилл Серебренников, Нина Чусова, Дмитрий Черняков, Иван Вырыпаев.
Опера: бодался повеса с Зигфридом
В опере бороться за целый букет премий будут два самых громких и единодушно признанных критиками оперных проекта - четырехчастное вагнеровское "Кольцо", наконец поставленное целиком в России усилиями Валерия Гергиева и Георгия Цыпина в Мариинке, и куда менее пафосная, но едва ли не более смелая премьера "Похождений повесы" Стравинского в Большом, где режиссером и сценографом выступил дважды лауреат "Золотой маски" Дмитрий Черняков. В частных оперных номинациях закономерно фигурируют Елена Вознесенская и Виталий Панфилов ("Повеса") и Лариса Гоголевская и Михаил Петренко ("Кольцо"). Третий фаворит оперного списка - заморская "Чародейка", копродукция Мариинки и Лиссабонской оперы, поставленная знаменитым оперным хулиганом Дэвидом Паунтни, - по значимости вполне сопоставим с очень красивым сценографически и очень крепким музыкально спектаклем Большого "Турандот" в постановке Франчески Замбелло и того же Георгия Цыпина.
До этого момента выбор номинантов кажется бесспорным, но уже с "Турандот" возникает вопрос: почему Александра Ведерникова, по-настоящему удачно дирижировавшего этой оперой Пуччини, нет в числе избранных? Почему и Геннадий Рождественский, осуществивший в России премьеру шедевра Яначека "Средство Макропулоса", сумевший построить ужасный геликоновский оркестр, выпал из поля зрения экспертов? Как-никак крупнейший во всей Европе специалист по Яначеку. И то, что в списке на лучшую женскую роль нет Натальи Загоринской (Эмилия Марти), это прямо-таки конфуз. Странно также, что аккуратная, но скромная премьера оперы Наймана "Человек, который принял свою жену за шляпу" в Маленьком мировом театре показалась экспертам более ярким событием, нежели "Средство Макропулоса". Два спектакля из провинции - новосибирская "Жизнь с идиотом" Шнитке и башкирский "Кахым-Туря" - пока остаются terra incognita, и чем был обусловлен этот выбор, мы, будем надеяться, узнаем на фестивальных показах.
Балет: семь раритетов и три хореографа
Афиша балетов, выдвинутых в номинации "лучший спектакль", впервые изобилует таким количеством восстановленных шедевров. Три из них - Мариинского театра: "Весна священная" Вацлава Нижинского, впервые поставленная в России (не прошло и века), "Свадебка" Брониславы Нижинской и "Этюды" Харальда Ландера. Последний спектакль, по жанру класс-концерт, открывал триумфальные гастроли Opera de Paris в пятидесятые годы. Еще один редкий текст - танцсимфония "Величие мироздания", поставленная Федором Лопуховым в 1923 году. Это произведение, в котором танцевал восемнадцатилетний Баланчин, было настолько революционным, что исчезло из репертуара после первого представления и долгие годы считалось потерянным. Танцсимфонию восстановили в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории. Второй бессюжетный балет - никогда раньше не исполнявшийся в России "Ballett Imperial" Джорджа Баланчина - поставлен в Пермском театре оперы и балета (третий после Мариинки и Большого театр, активно сотрудничающий с американским Фондом Баланчина). "Дон Кихот" Новосибирского театра оперы и балета - работа известного реставратора Сергея Вихарева: у публики есть шанс сравнить этот спектакль с теми, что он видит на других сценах, и найти несколько отличий.
С этими шедеврами, поставленными давно почившими хореографами, придется конкурировать единственному спектаклю с оригинальной хореографией, а именно балету "Светлый ручей" Алексея Ратманского (Большой театр). Единственный в балете, выдвинутый в номинации "лучший хореограф", Алексей Ратманский соревнуется не с Петипа или Нижинским, а с коллегами по цеху, но из раздела "современный танец". Там в номинации 'лучшая работа балетмейстера' представлены Татьяна Баганова ("Полеты во время чаепития", "Провинциальные танцы", Екатеринбург) и француз Режис Обадья, поставивший в театре 'Русский камерный балет 'Москва' оригинальную версию "Весны священной" (которую интересно будет сравнить со спектаклем Нижинского). Их спектакли, также выдвинутые в номинации "лучший спектакль современного танца", соревнуются с русско-эстонским "Лебединым озером" (театр "Кинетик", Москва, и Von Krah, Таллин).
Новация: 'кислорода' нам только и не хватало
Традиционный конкурс, в который эксперты основных разделов - драмы, оперы, балета - норовят сослать все, что им непонятно. Новаций на сей раз оказалось не так уж много. 'Золото нартов' - костюмированное действо театра 'Арвайден' с оригинальной музыкой современных композиторов, стилизованными народными танцами и пением. И совершенно этому зрелищу не сомасштабный 'Кислород' Ивана Вырыпаева - камерный спектакль, в котором на двоих разложен, по сути, один монолог, исполняемый в стиле рэп. Впрочем, здесь тоже немного