Декретом советской власти от 20 января 1918 года были отделены церковь от государства и школа от церкви. Религия и церковь объявлялись частным делом граждан. Еще ранее Декретом о земле у церкви, монастырей, как и у всех частных лиц, были изъяты и национализированы земельные владения.
Советская власть начала преследовать духовенство и насаждать атеизм. Но поначалу вести активную борьбу с церковью помешала Гражданская война и разруха. Конфискация храмов на время была отложена.
Однако уже в 1922-1924 годах, после того как власть большевиков укрепилась, а нэп позволил покончить с разрухой, началось тотальное наступление на церковь.
В наших краях поначалу оно не было особенно активным. Но в 1924 году закрыли монастырь в Адлерской волости. Постепенно закрывались и церкви различных конфессий, велась активная антирелигиозная пропаганда в средствах массовой информации, на должности в государственных и общественных организациях верующие не принимались, им вообще ограничивался доступ на многие работы.
Поскольку религиозные люди всегда отличались высокой работоспособностью, верующие были хорошими хозяевами. А таковые относились к средним и зажиточным слоям населения. Поэтому они облагались повышенными налогами, ущемлялись в правах. Например, священнослужители сочинских православных церквей относились к "нетрудовому населению" и преследовались наряду с бывшими помещиками, капиталистами, царскими офицерами и генералами, высшими государственными служащими. Их доходы считались нетрудовыми, они лишались избирательных прав, подвергались репрессиям. Особенно активно процесс закрытия церквей начался в Сочинском районе в середине двадцатых годов.
Всех переписать!
Еще в 1922 году вышло постановление Черноморского окружного исполнительного комитета от 26 декабря за N224, которым у храмов Сочинского района изымалось все церковное имущество.
В нем, в частности, говорилось:
"Райволисполкомам в трехнедельный срок выслать в окружной комитет списки имеющихся в районе храмов, молитвенных домов, синагог, мечетей и др. ...Организации или лица, фактически заведующие храмами, монастырями, в двухнедельный срок для городских и месячный для внегородских поселений обязаны дать Окружному отделу Управления опись имущества (храмов, молитвенных домов и др. - С.А.). Имущество (специально предназначенное для богослужения и обрядовых целей. - С.А.) сдается по особому договору группе верующих".
По решениям властей при храмах и молитвенных домах создавались церковные общины, составлялись списки верующих (и только за то, что люди попадали в эти списки, многие из них позже подвергались преследованиям), выбирались их руководители - и государство передавало имущество церквей общинам как общественным организациям.
Одновременно эти церковные общины подписывали договор с органами советской власти, в котором были отражены различные положения их владения имуществом и его использования, действия религиозной общины, вводились обязательные ограничения (например, в договоре несколько пунктов было посвящено тому, чтобы в церквах не произносились проповеди против советской власти, не велась антисоветская пропаганда и т.д.).
Все имущество церквей, начиная от зданий и кончая подсвечниками, описывалось, эти описи сдавались властям. В случае пропажи чего-либо общины несли перед властями ответственность. То есть с момента описи все имущество церквей, в том числе и сами их здания, считалось государственной собственностью, и власти лишь разрешали верующим отправлять там свои религиозные обряды.
В Сочинском районе в 1923 году были переписаны все действующие религиозные организации.
На основании сохранившихся архивных документов мы сейчас можем представить себе, какие религиозные организации, какие церкви действовали тогда в наших местах.
...И лютеранский молитвенный дом
В 1923 году в Сочинский район входили три волости: Сочинская, Пиленковская (район, позже перешедший к Абхазии) и Адлерская.
В Сочинской волости имелись следующие церковные здания: Собор Михаила Архангела, церковь Святого Николая, еврейский молитвенный дом (все это в самом Сочи), храм Преображения Господня (Хоста), церковь во имя Святой Богородицы (село Церковное Лоо), армяно-григорианская церковь (село Беранда) и лютеранский молитвенный дом (Навагинка).
В Адлере действовал право-славный храм. Сохранились не-которые данные о нем. Здание церкви,>Последние новости
Гибель К-159: восемь заблуждений из сотни, которыми кормили нас эту неделю
Путин едет по стране на серебряном коне...
Реки вспять не потекут. Пока
ПолЈты наяву и ниже
Наперегонки со смертью
построенное в 1898 году, было каменным, имело пристро-енную позже кирпично-бетонную колокольню с 7 колоколами. Рас-полагалось на земельном участке в 305 квадратных саженей. Кроме того в Адлерской волости были церковь во имя Святого Николая Мирликийского Чудотворца в се-ле Ахштырь, церковь во имя Святого Георгия Победоносца в селе Калинине (Первинка), в Молдовке действовал молитвенный дом, был молитвенный дом в селе Веселом (деревянное здание, построенное на месте сгоревшего храма Святого Николая). Имелись церкви в селах Шиловка, Аибга, поселке Монастырский, в селе Лесное, поселке Красная Поляна, селе Высокое, а также армяно-григорианская церковь в селе Нижняя Шиловка.
В Пиленковской волости были церкви в 1-м, 2-м и 4-м кварталах Пиленково, в селах Христофорово, Ачмарда, Михельрипш, Шафраново, храм в селе Юрьевичи. В самом Пиленково значились православный храм, армяно-григорианский храм и иудейский молитвенный дом.
Кроме вышеперечисленных в документах упоминались также православный храм Святой Нины в селе Пластунка, два лютеранских храма в районе села Воронцовка, два армяно-григорианских молитвенных дома в районе села Раздольное, не функционирующий православный храм в Навагинке.
"Очистить и немедленно приспособить"
Постепенно на протяжении двадцатых и в начале тридцатых годов церкви по разным причинам закрывались. Одновременно власти всячески противодействовали постройке новых храмов, хотя такое строительство предполагалось лишь за счет личных средств верующих.
Сохранился интересный документ - письмо (от 2 сентября 1927 года), в котором комендант сочинской пограничной комендатуры Черпогранотряда ОГПУ СССР сообщал в райком ВКП(б) по поводу некоторых церковных зданий. Как мы знаем, тогда ОГПУ (позже КГБ) контролировало фактически всю деятельность в стране, и их документы были обязательны для любых районных властей.
Приведем текст этого письма, в котором даются фактические исторические данные о борьбе с религией в районе.
"В данное время в районе Сочи закрыты две церкви. Первая в сел. Аибга согласно желания самих верующих... и вторая при бывшем Троицком монастыре. Последняя согласно удостоверения Сочрика (Сочинского районного исполкома. - С.А.) от 26.08.26 г. N717/л опечатана 30 августа с.г., ключи от коей переданы в Адмотдел (административный отдел. - С.А.) и охрана здания церкви и имущества временно передано арендатору быв. монастырских зданий (гр. Полихрониди Христофору).
Настоящая церковь должна быть закрытой еще в 1924 г. вместе с закрытием самого монастыря, но по неопытности в то время комиссии церковь оставили для верующих селения Монастырского...
Считаем необходимым очистить здания указанных 2-х церквей в самый короткий срок (желательно недельный). Причем Аибгинскую церковь немедленно приспособить под культурно-общественные надобности (клуб, изба-читальня и пр. в этом роде). При здании можно при умелом хозяйственном подходе организовать неплохой дом отдыха или создать какую-либо артель, тем более что здесь имеется хороший, но запущенный сад. Комендант Шапочников".
Хватило десятилетия...
О том, как власти боролись с сооружением новых религиозных зданий в районе, ярко говорит письмо секретаря сочинского РК ВКП(б) Зарапова от 9 мая 1927 г., которое отмечено грифом "Совершенно секретно" и направлено в существовавшую тогда фракцию РИК, в которую входили депутаты исполкома - коммунисты. Приведем текст этого письма.
"По имеющимся в Райкоме сведениям, верующее население с.Беранда приступает к постройке новой церкви, для чего уже собрана часть денег. Сооружение новых храмов допускается лишь с соблюдением общеустановленных правил (далее приводится целый ряд государственных ограничений, запрещающих строительство новых церковных зданий).
По имеющимся сведениям, таких формальностей группа верующих не выполнила, поэтому, необходимо группу верующих сел. Беранда предупредить о незаконности предпринятой ими постройки новой церкви.
Постройка всевозможных храмов в нашем районе является нежелательной, поэтому необходимо парализовать деятельность по укреплению религиозности в районе. О принятых мерах сообщите".
Приведем еще одно постановление заседания фракции сочинского райисполкома за этот же год, касающееся выселения монахов из района Красной Поляны.
"Слушали: Протокол Красно-Полянского сельсовета о выселении монахов с Красно-Полянского района.
Постановили: Считать необходимым выселение монахов с Сочинского района, поручить Адмотделу и Райзу (районному земельному управлению. - С.А.) собрать материалы по данному вопросу и представить к следующему заседанию Президиума".
В этот же день было вынесено решение исполкома о закрытии часовни Николаевской общины православных верующих, которая располагалась на сочинском базаре.
К середине тридцатых годов практически все церкви в Сочинском районе были закрыты.