Куда девались наши храмы?

О чем рассказал архивный реестр 80-летней давности

Религия 
0
262
Время на чтение 6 минут
Сочинский округ Черноморской губернии по площади немного превышал современный Большой Сочи - в него входила часть территории нынешней Абхазии, Пиленковская волость. В округе было много храмов. Почти в каждом насе-ленном пункте имелись православные, лютеранские и армяно-григорианские церкви и молитвенные дома, небольшие мечети в мусульманских аулах, в самом Сочи был еврейский молитвенный дом. И все население округа состояло из верующих.

Декретом советской власти от 20 января 1918 года были отделены церковь от государства и школа от церкви. Религия и церковь объявлялись частным делом граждан. Еще ранее Декретом о земле у церкви, монастырей, как и у всех частных лиц, были изъяты и национализированы земельные владения.
Советская власть начала преследовать духовенство и насаждать атеизм. Но поначалу вести активную борьбу с церковью помешала Гражданская война и разруха. Конфискация храмов на время была отложена.

Однако уже в 1922-1924 годах, после того как власть большевиков укрепилась, а нэп позволил покончить с разрухой, началось тотальное наступление на церковь.

В наших краях поначалу оно не было особенно активным. Но в 1924 году закрыли монастырь в Адлерской волости. Постепенно закрывались и церкви различных конфессий, велась активная антирелигиозная пропаганда в средствах массовой информации, на должности в государственных и общественных организациях верующие не принимались, им вообще ограничивался доступ на многие работы.

Поскольку религиозные люди всегда отличались высокой работоспособностью, верующие были хорошими хозяевами. А таковые относились к средним и зажиточным слоям населения. Поэтому они облагались повышенными налогами, ущемлялись в правах. Например, священнослужители сочинских православных церквей относились к "нетрудовому населению" и преследовались наряду с бывшими помещиками, капиталистами, царскими офицерами и генералами, высшими государственными служащими. Их доходы считались нетрудовыми, они лишались избирательных прав, подвергались репрессиям. Особенно активно процесс закрытия церквей начался в Сочинском районе в середине двадцатых годов.

Всех переписать!

Еще в 1922 году вышло постановление Черноморского окружного исполнительного комитета от 26 декабря за N224, которым у храмов Сочинского района изымалось все церковное имущество.

В нем, в частности, говорилось:

"Райволисполкомам в трехнедельный срок выслать в окружной комитет списки имеющихся в районе храмов, молитвенных домов, синагог, мечетей и др. ...Организации или лица, фактически заведующие храмами, монастырями, в двухнедельный срок для городских и месячный для внегородских поселений обязаны дать Окружному отделу Управления опись имущества (храмов, молитвенных домов и др. - С.А.). Имущество (специально предназначенное для богослужения и обрядовых целей. - С.А.) сдается по особому договору группе верующих".

По решениям властей при храмах и молитвенных домах создавались церковные общины, составлялись списки верующих (и только за то, что люди попадали в эти списки, многие из них позже подвергались преследованиям), выбирались их руководители - и государство передавало имущество церквей общинам как общественным организациям.

Одновременно эти церковные общины подписывали договор с органами советской власти, в котором были отражены различные положения их владения имуществом и его использования, действия религиозной общины, вводились обязательные ограничения (например, в договоре несколько пунктов было посвящено тому, чтобы в церквах не произносились проповеди против советской власти, не велась антисоветская пропаганда и т.д.).

Все имущество церквей, начиная от зданий и кончая подсвечниками, описывалось, эти описи сдавались властям. В случае пропажи чего-либо общины несли перед властями ответственность. То есть с момента описи все имущество церквей, в том числе и сами их здания, считалось государственной собственностью, и власти лишь разрешали верующим отправлять там свои религиозные обряды.

В Сочинском районе в 1923 году были переписаны все действующие религиозные организации.

На основании сохранившихся архивных документов мы сейчас можем представить себе, какие религиозные организации, какие церкви действовали тогда в наших местах.

...И лютеранский молитвенный дом

В 1923 году в Сочинский район входили три волости: Сочинская, Пиленковская (район, позже перешедший к Абхазии) и Адлерская.

В Сочинской волости имелись следующие церковные здания: Собор Михаила Архангела, церковь Святого Николая, еврейский молитвенный дом (все это в самом Сочи), храм Преображения Господня (Хоста), церковь во имя Святой Богородицы (село Церковное Лоо), армяно-григорианская церковь (село Беранда) и лютеранский молитвенный дом (Навагинка).

В Адлере действовал право-славный храм. Сохранились не-которые данные о нем. Здание церкви,>Последние новости
Гибель К-159: восемь заблуждений из сотни, которыми кормили нас эту неделю
Путин едет по стране на серебряном коне...
Реки вспять не потекут. Пока
ПолЈты наяву и ниже
Наперегонки со смертью

построенное в 1898 году, было каменным, имело пристро-енную позже кирпично-бетонную колокольню с 7 колоколами. Рас-полагалось на земельном участке в 305 квадратных саженей. Кроме того в Адлерской волости были церковь во имя Святого Николая Мирликийского Чудотворца в се-ле Ахштырь, церковь во имя Святого Георгия Победоносца в селе Калинине (Первинка), в Молдовке действовал молитвенный дом, был молитвенный дом в селе Веселом (деревянное здание, построенное на месте сгоревшего храма Святого Николая). Имелись церкви в селах Шиловка, Аибга, поселке Монастырский, в селе Лесное, поселке Красная Поляна, селе Высокое, а также армяно-григорианская церковь в селе Нижняя Шиловка.

В Пиленковской волости были церкви в 1-м, 2-м и 4-м кварталах Пиленково, в селах Христофорово, Ачмарда, Михельрипш, Шафраново, храм в селе Юрьевичи. В самом Пиленково значились православный храм, армяно-григорианский храм и иудейский молитвенный дом.

Кроме вышеперечисленных в документах упоминались также православный храм Святой Нины в селе Пластунка, два лютеранских храма в районе села Воронцовка, два армяно-григорианских молитвенных дома в районе села Раздольное, не функционирующий православный храм в Навагинке.

"Очистить и немедленно приспособить"

Постепенно на протяжении двадцатых и в начале тридцатых годов церкви по разным причинам закрывались. Одновременно власти всячески противодействовали постройке новых храмов, хотя такое строительство предполагалось лишь за счет личных средств верующих.

Сохранился интересный документ - письмо (от 2 сентября 1927 года), в котором комендант сочинской пограничной комендатуры Черпогранотряда ОГПУ СССР сообщал в райком ВКП(б) по поводу некоторых церковных зданий. Как мы знаем, тогда ОГПУ (позже КГБ) контролировало фактически всю деятельность в стране, и их документы были обязательны для любых районных властей.

Приведем текст этого письма, в котором даются фактические исторические данные о борьбе с религией в районе.

"В данное время в районе Сочи закрыты две церкви. Первая в сел. Аибга согласно желания самих верующих... и вторая при бывшем Троицком монастыре. Последняя согласно удостоверения Сочрика (Сочинского районного исполкома. - С.А.) от 26.08.26 г. N717/л опечатана 30 августа с.г., ключи от коей переданы в Адмотдел (административный отдел. - С.А.) и охрана здания церкви и имущества временно передано арендатору быв. монастырских зданий (гр. Полихрониди Христофору).

Настоящая церковь должна быть закрытой еще в 1924 г. вместе с закрытием самого монастыря, но по неопытности в то время комиссии церковь оставили для верующих селения Монастырского...

Считаем необходимым очистить здания указанных 2-х церквей в самый короткий срок (желательно недельный). Причем Аибгинскую церковь немедленно приспособить под культурно-общественные надобности (клуб, изба-читальня и пр. в этом роде). При здании можно при умелом хозяйственном подходе организовать неплохой дом отдыха или создать какую-либо артель, тем более что здесь имеется хороший, но запущенный сад. Комендант Шапочников".

Хватило десятилетия...

О том, как власти боролись с сооружением новых религиозных зданий в районе, ярко говорит письмо секретаря сочинского РК ВКП(б) Зарапова от 9 мая 1927 г., которое отмечено грифом "Совершенно секретно" и направлено в существовавшую тогда фракцию РИК, в которую входили депутаты исполкома - коммунисты. Приведем текст этого письма.

"По имеющимся в Райкоме сведениям, верующее население с.Беранда приступает к постройке новой церкви, для чего уже собрана часть денег. Сооружение новых храмов допускается лишь с соблюдением общеустановленных правил (далее приводится целый ряд государственных ограничений, запрещающих строительство новых церковных зданий).

По имеющимся сведениям, таких формальностей группа верующих не выполнила, поэтому, необходимо группу верующих сел. Беранда предупредить о незаконности предпринятой ими постройки новой церкви.

Постройка всевозможных храмов в нашем районе является нежелательной, поэтому необходимо парализовать деятельность по укреплению религиозности в районе. О принятых мерах сообщите".

Приведем еще одно постановление заседания фракции сочинского райисполкома за этот же год, касающееся выселения монахов из района Красной Поляны.

"Слушали: Протокол Красно-Полянского сельсовета о выселении монахов с Красно-Полянского района.

Постановили: Считать необходимым выселение монахов с Сочинского района, поручить Адмотделу и Райзу (районному земельному управлению. - С.А.) собрать материалы по данному вопросу и представить к следующему заседанию Президиума".

В этот же день было вынесено решение исполкома о закрытии часовни Николаевской общины православных верующих, которая располагалась на сочинском базаре.

К середине тридцатых годов практически все церкви в Сочинском районе были закрыты.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 08:21
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00