Сказ о попе и его работниках

Отец Михаил устал смотреть, как разваливается колхоз "Зори коммунизма", и... возглавил его

Религия 
0
430
Время на чтение 5 минут
- Ага, журналисты! А скрытая камера где? Журналисты без скрытой камеры не ходют!
Народ в Горках продвинутый. Даром что до областного центра пять часов тарахтеть на экстремально старом "Пазике" и на весь Красненский район ни одной гостиницы.
Это несколько лет назад колхоз "Зори коммунизма" тихо догорал и никому до этого не было дела. Сегодня рядовых трудяг и простых бухариков того же самого хозяйства, но с новым названием ООО "Благодатное" "по телику кажут чуть не чаще Путина".
"В телевизоре" горкинцы - года с 1999-го. Когда то, что осталось от большого колхоза, возглавил сельский священник Михаил Романович Патола.
В 1999 году по всем клиническим признакам самое время было читать колхозу заупокойную службу. Государство отвернулось от села, колхозники назло ему запили. Технику растащили на запчасти. Скот порезали, чтобы есть не просил. Поля зарастили сорняками - так меньше хлопот. "Похмелье" вышло жутковатым. Под самый конец второго тысячелетия горкинцы оказались, как их первобытные предки, один на один с природой практически без никаких орудий труда. Что в таком случае делали первобытные предки? Правильно, молились и работали.
...Сельский священник Михаил Патола приехал с женой и двумя детьми в Горки из Полтавы - церковь направила поднимать приход.
- Приход слабенький, - напутствовали Патолу.
- Лес, речка есть? Тогда не пропадем!
Чтобы подлатать местную церковку, отец Михаил научился управлять трактором. Взял в аренду 3 га земли. Посеял, вспахал. Потом взял еще 5 га, посеял, вспахал. "Поповские поля" рядом с колхозными смотрелись райскими кущами. В это же самое время долги колхоза в 3 раза превысили все его имущество. Несколько сменившихся председателей загоняли все дальше в безнадегу. Молодежь из Горок уехала, остались немощные старики да средний возраст, сильно подточенный алкоголем.
На отчетное собрание-1999 Патола пришел рядовым арендатором земли, а ушел гендиректором хозяйства.
- Пусть поп командует, если у него так складно на земле получается! - прокричал кто-то с галерки. Все и проголосовали.
Заблудшие души
Персональная "Волга" Михаила Патолы - как исповедальня на колесах. Мчимся к коровнику, тормозя по пути у каждого встречного грешника:
- Из комы вышел?
- Вышел, Романыч! Трезв как стеклышко! Хошь дыхну? - "Стеклышко", судя по виду, беспробудно грешил дней семь.
- На работу завтра выйдешь?
- А то, Романыч, ты ж меня знаешь!
- Вот то-то и оно, что знаю! - вздыхает священник, и мы отъезжаем спасать другие "заблудшие души".
- Устроили за счет колхоза большой праздник весны, - поясняет по дороге Михаил Романович, - совместили 8 Марта и Масленицу. Напекли блинов, ну водка была соответственно. Здорово погуляли. Но не все еще в себя пришли. Человека так быстро не переделаешь, они за много лет к этому привыкли: "украл - выпил - в тюрьму"...
8 Марта и языческую Масленицу не назовешь большими христианскими праздниками. Священники-ортодоксы по их поводу периодически выступают с осуждением. Отец Михаил в такие крайности не впадает. Грех это по православию небольшой. Зато работники отдохнут для новых трудовых подвигов. "Новая религия" Романыча - поднять колхоз во что бы то ни стало.
У машинного цеха встречаем работника, которого все зовут Штепом за маленький рост и шебутной характер. Идет, как канатоходец, - старательно балансируя в пространстве:
- Прррости, РРРоманыч! РРРоманыч, ну прррости! - на разные лады рвет душу колхозник. - Последний день пью, больше ни-ни. - Отец Михаил отпустил ему грехи под честное слово и страх самой жуткой кары в Горках - потери работы.
Михаил Романович здесь - царь и бог. Все зависят от него. Его побаиваются, и, бывает, костерят за спиной. Поначалу горкинцы, как и мы, решили: священник - это такой "божий одуванчик". Но после того как отец Михаил за шкирняк выволок из церкви двух алкашей, пришедших требовать себе на опохмел, Романыча окончательно зауважали и признали за ним силу.
Наша "крыша" - небо голубое
Коровник. Несколько доярок приболели, но на работу все равно пришли.
- Может, из райцентра подмогу позвать? - спрашивает Патола.
- Ага, их потом не выгонишь отсюда, нет уж! - За работу в хозяйстве держатся. 1500 - 2000 рублей после нескольких голодных лет - это уже что-то.
Перед любым новым делом отец Михаил скидывает куртейку, облачается в рясу и идет освящать помещения или поля. Есть свои молитвы, чтобы доилось, колосилось, не ломалось. За последнее время поголовье скота увеличилось втрое. Доярки гадают: это благодаря молитве или тому, что Романыч жесткой рукой "навел дисциплину" - оштрафовал по-крупному работников, по чьей вине погиб теленок.
- А правда, говорят, отцу Михаилу Бог помогает?
- Мы точно не разобрались: то ли Бог ему помогает, то ли он - Богу. Нам главное - результат.
О результатах Патола рассказывает уже в кабинете, отвечая на звонки сразу по двум телефонам. В "келье" председателя колхоза висит икона, которая помогает сельскому хозяйству - "спорительница хлебов". В шкафу - книжки "Оплата труда" и "Экономная экономика".
- Вначале я взял в кредит два миллиона рублей - под гарантии церкви. Купил технику, заложил ее, взял еще кредит. Всего получилось 9 миллионов. В этом году, Бог даст, начнем отдавать долги.
С капиталистическими замашками Патола не перебарщивает. С этого года Михаил Романович "повесил" на бюджет хозяйства "социалку" - оплачивает селянам похороны, декретные, питание школьников. Наполовину с райадминистрацией содержит в идеальных условиях дом престарелых, строит приют для сирот. В сумме получается странный симбиоз - смесь православия и социализма, и все это на твердой капиталистической почве. Патола считает: индивидуализм в развалившемся хозяйстве не пройдет. Либо выживают все вместе, либо скопом идут дальше ко дну.
Постановление Белгородской администрации номер 710 сельские жители знают как "Отче наш". По нему колхозы передаются крупным хозяйственникам, которые "удобряют" иссушенные безденежьем колхозные поля хорошими инвестициями.
- Значицца, приличные хозяйства, - толкуют колхозники, - разобрали богатеи: консервная фабрика, молочный завод, горно-обогатительный комбинат. А нас как отстающих никто не взял. Но поскольку наш председатель - священник, то инвестором у нас стала церква.
- И как вам "крыша" небесных сил?
- С горно-обогатительным комбинатом, конечно, не сравнить, но ничего, выкарабкиваемся...
Верю - не верю
Как мы поняли, "настоятель колхоза" Михаил Патола не "грузит" лишний раз работяг религией. Но русский мужик и сам находит "дорогу к храму":
- Романыч, сегодня православный праздник!
- Ну?
- Так работать же нельзя!
- Если немного и по благословению, то можно. Благословляю, трудитесь!
"Священник и председатель колхоза - должности несовместимые. Нашего человека без мата на работу не выгонишь. А какой он тогда священник, если с матом?!" - Мужики ждут Романыча у крыльца правления, смолят папироски и ведут такие "богословские" беседы.
- А он что, матюгается?!
- Могет! Но токмо ради дела!
Священником в полном облачении и с крестом Патола работает по большим религиозным праздникам и еще когда ведет воскресную службу. Мы все пытались поймать в Романыче "раздвоение" на священника и хозяйственника. Не получилось. Колхозники нет-нет да и пришлют записку на амвон в самый разгар молений: "Романыч, спасай, солярка кончилась (сломался трактор)!" А главное, тягание колхоза из безнадеги, каждодневная деятельная помощь людям, которым больше никто не поможет, - поди разбери, это дело директора хозяйства или священника?
...Не сказать, чтобы именно в Горках народ подобрался шибко верующий. Кто верит в Бога, кто - в идеалы коммунизма, кто - в себя. Кто-то верит только в тех, кто исправно платит зарплату. Замглавы Красненского района Валерий Николаев верит в инопланетян, с которыми, как сам рассказывал, контактирует аж с 1991 года! Верующие в государство мне не встретились. Зато был мужичок, который сказал, что верит в Романыча. Но главная вера, которую принес горкинцам Михаил Патола, - это вера в будущее.
Не важно, во что, главное - верят.
Комментарии специалистов
Юрий Лачуга, профессор Российской академии сельхознаук:
- Это очень частный случай, и, конечно, не пример для подражания. Всем должны заниматься профессионалы. Для работы директором хозяйства нужна масса специальных знаний, а не только желание. Ваша газета писала об аналогичных случаях: челночница скупила 20 колхозов, чернокожий иностранец возглавил хозяйство... Все это от безысходности. В конкретном случае может быть благом, но как практика не годится.
Михаил Прокопенко, сотрудник отдела внешнецерковных связей Московской патриархии:
- Приходские священники сегодня ведут в деревне обычную крестьянскую жизнь. Если жители этого села сами его избрали и на это получено благословение патриархии - почему нет? Главное, чтобы светская должность не мешала исполнять церковные обязанности.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Римма Ахмирова
Как я совершала хадж
Наш корреспондент отправилась в паломничество по святым для мусульман местам в Саудовской Аравии - Мекку и Медину
25.02.2004
Все статьи Римма Ахмирова
Религия
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 21:42
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52