ИЗ ИСТОРИИ СВЯТО-ТРОИЦКОГО АНТОНИЕВО-СИЙСКОГО МОНАСТЫРЯ

Религия 
0
200
Время на чтение 6 минут
>В 2002 году исполнилось 10 лет со дня возобновления Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря - одного из древнейших монастырей России, находящегося в Архангельской земле. Своим рождением обитель обязана преподобному Антонию, который в 1520 году, придя с шестью учениками на мыс Михайловского озера у реки Сии, водрузил там деревянный крест и поставил келью. Тому предшествовали знамения: местные жители еще до появления монахов слышали то колокольный звон, то церковное пение.

Преподобный Антоний (в миру - Андрей) был уроженцем села Кехта Двинского уезда Архангельской губернии. Еще ребенком его отдали учиться грамоте и иконописному делу. После смерти родителей в возрасте 25 лет Андрей отправился в Новгород и поступил в услужение к одному боярину. По повелению хозяина вступил в брак, но скоро, овдовев, вернулся в родные места. В возрасте 30 лет он принял монашество в Пахомиевой пустыни на реке Кена (Каргопольский край). В Житии преподобного Антония, Сийского чудотворца, сказано: ?Имел... смирение великое, так что последним и худшим у всей братии себя считал. Когда трудился он в поварне, то сам воду носил и дрова рубил, готовя пищу братии, а духом в небесах пребывал... Беседовал же со всяким со смирением, и, встречаясь с кем-нибудь из братии, первым кланялся до земли и брал благословение, и был всеми любим и почитаем?1.

Через несколько лет Антоний с монахами Александром и Иоакимом отправился в пустынь на реку Шелекса, где построил церковь во имя святителя Николая и основал монастырь. Однако ?корыстолюбивые крестьяне... жалея уступить часть земли для кельи незнакомого инока, отказали ему в приюте и настойчиво просили удалиться. Преподобный же, удаляясь от них, сказал: ?Живите ни голо, ни богато?, и предсказание его сбылось?2.

В 1520 году Антоний с братией поселился близ Михайловского озера на реке Сии (ныне Холмогорский район Архангельской области), в своей келье ?скудость с благодарением терпя и скорби от лукавых бесов и неправедных людей принимая с радостью, страсти же телесные искореняя?3. Однажды нагрянули в пустынь разбойники, желая ограбить ее. Они застали Антония молящимся - ?и поразила молитва преподобного разбойников страхом, как оружием сильным... и бежали они оттуда...?4

Вскоре благословил Антоний старцев Исайю и Александра ехать в Москву к Великому князю Василию Иоанновичу с прошением построить на этом месте монастырь. Тот, выслушав иноков, повелел дать преподобному Антонию грамоту начальную и церковную утварь. Это случилось в 1525 году.

Первым храмом новой обители стал деревянный собор во имя Живоначальной Троицы. Тяготясь игуменской должностью и ища уединения, Антоний удалился было из монастыря, но монахи упросили его вернуться. ?Его работы икона св. Троицы прославлена чудесами: когда церковь деревянная сгорела, одна сия икона осталась невредимою среди пламени?5.

Перед кончиной Антоний поучал братию: ?Имейте страх Божий в сердцах ваших и не ослабевайте в молитвах своих. Между собой имейте любовь о Христе и единомыслие друг ко другу... да не будете Богу противны. Склоняю я, отцы и братия, мои чада духовные, голову сию и молю вас всех иметь во Христе любовь и послушание, о Господе покорение к наставникам духовным и игуменам вашим. Не сопротивляйтесь им, пекущимся о душах ваших, ибо они воздадут слово за вас в день судный, и если судят они вас и искушают, любите это и почитайте их заповеди, как волю Божию о себе. Прежде всего же храните чистоту душевную и телесную, хмельного же пития не велите варить и держать по преставлении моем, и пищу имейте не мечтательную и не смутную?6.

Антоний преставился 7 декабря 1557 года. В 1579 году его причислили к лику святых; царевич Иоанн, сын Иоанна Грозного, написал его Житие. Святые мощи преподобного почивают до сего дня под спудом в Троицком соборе Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря.

Пятикупольный Троицкий собор был возведен в монастыре в 1589-1606 годах - это одно из первых каменных сооружений столь внушительных размеров в Двинском крае. В 1601-1606 годах здесь отбывал ссылку боярин Федор Никитич Романов, отец основателя династии Романовых Михаила Федоровича и будущий патриарх Московский и всея Руси. Здесь по воле царя Бориса Годунова он принял монашеский постриг с именем Филарет...

В XVII столетии в Антониево-Сийском монастыре подвизаются уже более 200 монахов, строятся каменные Благовещенский храм, Сергиевская надвратная церковь, храм-колокольня Трех святителей Московских, келейные корпуса. Монастырь владеет обширными землями, деревнями, промыслами, солеварнями по берегам Белого моря, Северной Двины и на Кольском полуострове; имеет подворья в Москве, Вологде и Архангельске. В обители активно занимаются переписыванием книг, здесь работает небольшая типография, граверная и иконописная мастерские.

В XVIII веке происходит изъятие монастырских земель, сокращение числа монашествующих. В историко-биографическом очерке епископа Макария об Антониево-Сийском монастыре этот период освещен довольно кратко. Наиболее часто встречаются имена двух архимандритов - Гавриила (Огинского) и Парфения (Петрова). Гавриил (21-й по счету настоятель со времени основания обители) происходил из малороссиян, был ректором духовной семинарии в Архангельске. В архимандрита произведен 2 февраля 1762 года и состоял в этой должности до своей кончины 27 ноября 1779 года7. Ему наследовал Парфений. Уроженец Великого Новгорода, он обучался в новгородской семинарии, преподавал богословие и греческий язык, также был ректором Архангельской духовной семинарии. Поставлен в архимандрита в 1779 году. Исполнял настоятельскую должность по 1790 год, затем его перевели в Александро-Свирский монастырь, далее - в Николаевский Вяжицкий и, наконец, в первоклассный Юрьевский Новгородский. В Архангельск отец Парфений вернулся уже в сане епископа Архангельского и Холмогорского8.

В конце XVIII века настоятелем Антониево-Сийского монастыря был архимандрит Аполлос (Перешкевич). Его жизненный путь епископ Макарий описывает так: родом из казаков, после обучения в Киевской духовной академии - преподаватель богословия и греческого языка, ректор Архангельской духовной семинарии, игумен Александро-Невского монастыря. Произведен в архимандрита Антониево-Сийского монастыря 28 июня 1790 года. В 1803 году переведен в Курский Богородицкий Знаменский монастырь и рукоположен во епископа Слободско-Украинского и Харьковского9.

В XIX столетии настоятели монастыря одновременно занимают должности ректора Архангельской духовной семинарии. Особо следует отметить миссионерскую деятельность архимандрита Вениамина (Смирнова). Он родился в Архангельской губернии, обучался в семинарии, а затем здесь же был префектом, потом - смотрителем уездного и приходского духовных училищ и семинарским инспектором. По пострижении в монашество произведен во игумена в Николаевский Корельский монастырь, откуда 5 апреля 1820 года переведен в Антониево-Сийскую обитель. С 1825 по 1830 год отец Вениамин возглавлял самоедскую духовную миссию, за что и был награжден орденом Св. Владимира III степени. Впоследствии он занялся переводом Нового Завета на самоедский язык, а также составлением лексикона и грамматики этого языка. В 1839 году отца Вениамина перевели в Крестный монастырь, а в 1848-м - в один из монастырей Черниговской епархии, где он и скончался в 1850 году10.

В начале XX века Антониево-Сийский монастырь разделил участь многих обителей. В 1920 году в нем разместили детскую колонию, в 1923-м окончательно закрыли. Позже здесь были дом отдыха лесозаготовителей, дом детей-инвалидов и интернат для престарелых, пионерский лагерь, дача Архангельского облисполкома. Монастырские постройки постепенно разрушались и приходили в негодность. В 1992 году пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. Чудом уцелели святые мощи основателя обители преподобного Антония Сийского.

В августе 1992 года монастырь вернули Русской Православной Церкви. Началось его возрождение. 14 октября в надвратной церкви преподобного Сергия Радонежского была совершена первая после почти 70-летнего перерыва Божественная литургия. Осенью 1995 года возобновила работу иконописная мастерская. В 1997 году в Архангельске открывается небольшое подворье монастыря.

Сразу же после возвращения монастыря Церкви (август 1992 года) его наместником, игуменом, а затем настоятелем был назначен архимандрит Трифон (Плотников), не жалеющий времени и сил для восстановления обители. В настоящее время завершается реставрация разрушенной до первого яруса храма-колокольни Трех святителей Московских. Братия возрождает традиции северного церковного пения, собирает монастырские реликвии, занимается изучением истории монастыря. В октябре 2001 года вышел в свет церковно-исторический альманах ?Сiйскiй хронографъ?. Летопись Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря продолжается...

     1. Житие преподобного Антония, Сийского чудотворца. Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, 1999. С. 7.
    2. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. М., 1990. С. 31.
    3. Житие преподобного Антония... С. 11.
    4. Там же. С. 13.
    5. Словарь исторический... С. 31.
    6. Житие преподобного Антония... С. 27.
    7. Епископ Макарий. Исторические сведения об Антониевом Сийском монастыре // ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 101.
    8. Там же.
    9. Там же.
    10. Там же. С. 102.

О.В.Никитин

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Викторович Никитин
Все статьи Олег Викторович Никитин
Религия
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 08:21
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00