В русских деревнях живут по-еврейски

Общество 
0
2211
Время на чтение 4 минуты
Многие евреи в России очень хотели быть русскими. Во всяком случае, до того, как выезд в Израиль стал совершенно свободным, они считали, что быть русским гораздо удобнее. Для этого в смешанных семьях брали фамилии русских родителей или супругов и таким образом маскировались. А в Воронежской области живут люди абсолютно, стопроцентно русские и по паспорту, и, как говорится, "по морде", но считающие себя евреями. В двух таких деревнях побывал специальный корреспондент "Россiи" Борис КЛИН.
Поселок Высокий Таловского района находится в 250 км от Воронежа. Деревня как деревня. Внешне мало отличается от множества других, мелькавших за окнами машины. Такие же дома, огороды, разбитые дороги. Лапсердаки и пейсы евреи из Высокого не носят. Но выявить евреев оказалось не сложно. Возле булочной я просто спросил первую же попавшуюся бабулю:
- Где тут евреи живут?
- А везде почти.
- Вы тоже еврейка?
- Нет, я русская. Вон еврейка идет.
Повернувшись к такой же бабуле, выходившей из магазина с двумя буханками под мышкой, она закричала: "Ханна! Ханна! Иди скорее сюда, тут корреспондент евреев спрашивает".
Особой радости от моего появления Ханна Голева не испытала. В том, что она еврейка, никакой особой заслуги нет.
- И родители наши были евреи. И дед был - Ананий. Он делал у нас обрезание и все остальное делал.
300 лет назад небольшая часть русских крестьян приняла иудаизм. Как и почему это произошло, в деревне не знают. Но верили истово, так, как бывает только на Руси. От гонений бежали в глубь России, подальше от властей. В 1921 году был основан поселок Высокий. В местной школе есть музей. С фотографий смотрят лица простых крестьян. Женщина в платке и подпись "Бочарникова Сарра Даниловна"я Сарафаны, кухонная утварь, рубахи - все типично для обыкновенной деревни. Дом под соломенной крышей - "Первая хата в поселке Высокий". Военные реликвии. У школы - памятник погибшим воинам. Русские фамилии и еврейские имена.Фамилия Бочарников повторяется неоднократно. Большая, видимо, была семья.
Ныне живущий глава славного рода Бочарниковых - Беньямин - один из руководителей общины. Хотя слово "руководитель" трудно применить к простому мужику в телогрейке, закуривающему козью ножку с собственным самосадом.
Беньямин Бочарников считает, что именно в Высоком живут настоящие евреи, потому что здесь хранят древнюю веру: "В Воронеже пять с половиной тысяч евреев зарегистрировано, а в синагогу ходят 13 человек. Тогда ее держать нечего - надо закрытья У нас нет синагоги, но у нас в праздник до 100, а то и больше человек приходят. На Песах сами мацу печем".
С гордостью Беньямин Бочарников показывал священные книги, доставшиеся от родителей. Многие изданы еще в ХIХ веке. Он абсолютно уверен: у главного раввина России Берл-Лазара такой литературы нет. Одна из книг спрятана в обложку школьного учебника русского языка. Как и везде в мире, евреи из Высокого говорят, что страдают от антисемитизма.
Вот как оценивает проблему Беньямин Бочарников: "Везде, куда ты ни поедешь, куда ты ни пойдешь - везде косоя А, это еврейя" Солидарна с ним и Ханна Голева: "Нас везде, евреев, презирали. Как нас презирали, так и презирают". Другая проблема евреев из Высокого тоже вполне традиционна. Они опасаются ассимиляции. Ханна Голева, показывая на новые дома, говорит, что в деревню приехало много русских, и девушки стали выходить за русских замуж: "Все поперемешалось".
Еврейское происхождение жителей Высокого богаче их не сделало. Экономические проблемы подкосили некогда процветавшее экспериментальное сельскохозяйственное предприятие. Теперь крестьяне живут в основном натуральным хозяйством. Держат коров, птицу. Свиней я не видел, но говорят, что нечистых животных держали в основном те, кто уехал в Израиль. О таких вспоминают с раздражением. Считают, что поехали они туда за длинным шекелем. По словам сельчан, израильтяне из Высокого частенько приезжают на доисторическую родину, живут фактически на два дома - там зарабатывают, здесь тратят. Беньямин Бочарников уверен, что эмиграция с верой ничего общего не имеет: "Я вообще думаю, что мы еще недостойны поехать в Израиль. Священную землю не надо топтать". У Ханны Голевой в Израиль поехал брат. Пожил немного и вернулся. По словам Ханны, брат сказал: "Хороша страна еврейская, очень хорошо тама жить. Людям большое внимание, говорит, люди в почете тама, самое главное там люди, но надо было ехать маленьким". Впрочем, желающие уехать в Высоком есть, но они утверждают, что Израиль ужесточил правила въезда. Доказать свою приверженность иудейской вере, что, собственно говоря, и является основанием для получения израильского гражданства для неевреев, стало очень трудно. Те же, кто остается, еще надеются, что братья по вере помогут Высокому. Говорят, что опытные сельчане вполне бы справились с работой на заводе по производству кошерных (приготовленных по специальным религиозным правилам) пищевых продуктов. Но такое предприятие создавать в Высоком еврейская община России не торопится. Присылают лишь гуманитарную помощь. Да и ее размеры сокращаются. По словам Беньямина Бочарникова, раньше присылали 300 пакетов, а теперь 80: "Я говорю им: лучше вообще тогда не надо присылать. Жили мы без нее, родители наши жили, и мы проживем". Понятно, что дележ скудных посылок вызывает лишние конфликты.
Неподалеку от Высокого находится деревня Ильинка. Когда-то здесь тоже жили русские евреи, такие же, как и в Высоком. Был даже колхоз "Еврейский колхозник". И на заре советской власти о нем писали газеты. В середине 70-х ильинцы прославились борьбой за выезд в Израиль. А в начале 90-х почти все уехали. Из 105 еврейских дворов осталось всего пять. Там доживают свой век старики.
В один из таких домов с маленькой красной табличкой "Ветеран" я и постучался. Открывшая дверь бабушка окликнула мужа: "Дед, вставай, наши братья евреи приехали". Старики Кожокины ждут братьев евреев. Они по-прежнему хотят блюсти обычаи веры, но сил для этого уже не хватает. Они рассказывают: "Раньше были русские печи, мы собирались, несколько семей, сами пекли мацу". Теперь печей прежних нет, да и здоровья тоже. Мацу они получают из Воронежа, от общины: "Остались совершенно беспомощными". Но не бытовые проблемы больше всего тревожат 80-летних супругов Кожокиных. Они рассказывают, что был уже случай, когда одинокую еврейскую старушку из Ильинки по ошибке похоронили по христианскому обычаю. И теперь они боятся, что, когда придет их черед, в Ильинке не окажется никого, кто сможет похоронить по-еврейски.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

А. Юткин
Кому ставить памятники в России - палачам или жертвам?
По сей день засекречены списки расстрелянных
17.10.2002
Все статьи А. Юткин
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Снегурочка и Баба Яга как традиционные ценности
Новый комментарий от Ленчик
18.12.2024 09:25
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Константин В.
18.12.2024 09:25
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от С. Югов
18.12.2024 09:19
Ползучая интервенция
Новый комментарий от Сергей из НН
18.12.2024 09:18
Он не прятался за спинами, шёл с открытым забралом
Новый комментарий от Русский танкист
18.12.2024 09:04
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Виктор Фролов
18.12.2024 08:43
«Опомнись, наконец, славянский брат»
Новый комментарий от ms
18.12.2024 07:50