itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Какой национальности крещеный татарин?

После очередной переписи населения народов в России должно стать больше

Общество 
0
428
Время на чтение 3 минуты
При подготовке к Всероссийской переписи населения и специалисты-этнологи, и политики очень много спорили о том, как фиксировать в переписных документах национальную принадлежность гражданина. Одной из групп населения, в отношении которых велись весьма острые дискуссии, стали кряшены.
Прежде чем говорить о сути этой дискуссии, необходимо, наверное, кратко пояснить, как вообще в переписи фиксируется национальность. По инструкции переписчик обязан записывать национальность каждого опрашиваемого так, как тот сам ее называет. Это делалось или, строго говоря, должно было делаться во всех предыдущих переписях. При этом названная национальность могла не совпадать с той, которая записана в паспорте опрашиваемого. Во-первых, она могла быть вариантом общепринятого названия (например, якут мог назвать себя якутом или саха), а во-вторых, оказаться названием, которое относится к какой-либо части более крупного народа. Например, название "чеченцы-аккинцы" относится к части чеченцев. Поэтому на следующем этапе, когда необходимо суммировать данные, записанные в переписных листах, производится группировка ответов по самоопределению в более крупные этнические категории.
Такая группировка проводилась даже при обработке результатов Всесоюзной переписи населения 1926 г., когда организаторы старались с максимальной полнотой учесть национальный состав населения и в опубликованные итоговые таблицы включили почти две сотни названий народностей. В итогах переписи 1939 г. этот перечень был сокращен почти втрое, а в итогах первой послевоенной переписи 1959 г. снова увеличен и затем оставался приблизительно стабильным, включая около ста названий. При проведении переписи 1989 г. и особенно в итогах микропереписи (выборочной переписи) 1994 г. число народов вновь увеличилось. Так, в итоговые таблицы микропереписи 1994 г. вошли отдельной строкой алюторцы и кереки (учитывавшиеся ранее в составе коряков), бесермяне (ранее в составе удмуртов), чулымцы (ранее в составе хакасов) и др. - всего 28 названий, не включавшихся в итоговые таблицы по крайней мере с конца 1930-х гг. Для целей предстоящей очередной переписи предполагалось расширить перечень национальностей, включив в него еще несколько десятков названий, в частности кряшен.
Кряшены, называемые еще крещеными татарами, на протяжении семи последних десятилетий обычно рассматривались как этноконфессиональная группа татар. Они исторически проживают в Среднем Поволжье, в основном на территории Татарстана, а также Башкортостана и Удмуртии. Подавляющее большинство верующих кряшен в отличие от большинства татар исповедуют православие. Разговорный язык кряшен большинство языковедов рассматривают как говор татарского языка, однако некоторые считают его отдельным языком, основываясь главным образом на том, что в литературном татарском языке имеется много арабских и персидских заимствований, которые кряшены не употребляют.
Точная численность этой группы в дореволюционный период обычно учитывалась только церковной статистикой. Проявившаяся в первые послереволюционные годы тенденция рассматривать кряшен как отдельную национальность не отвечала сталинскому определению нации (среди признаков нации религия отсутствует) и в начале 1921 г. была осуждена как проявление так называемого псевдонационализма. В последний раз кряшен как отдельную народность зафиксировала (правда, с некоторыми оговорками) перепись 1926 г.
Стремление лидеров общественных организаций кряшен (Республиканского национально-культурного центра кряшен Татарстана и др.) добиться признания кряшен отдельным от татар народом и, в частности, отдельной категорией статистического учета при подведении итогов переписи населения, поддержанная рядом общественных организаций и представителей науки, в определенной степени явилось результатом нерешенности целого комплекса культурных и социальных проблем этой группы населения. Попытка выделить кряшен как отдельную национальность в проекте перечня национальностей для разработки материалов переписи вызвала одобрение национально-культурных организаций кряшен и значительной части кряшенского населения, озабоченных ассимиляционными процессами.
При этом взгляды ученых на данную проблему оказались различными. Например, многие московские этнологи считают, что кряшены представляют собой отдельный народ, тогда как большинство казанских ученых, в том числе те, кто специально долгое время изучал культуру, быт и язык кряшен, настаивают на том, что это часть татар. Что касается вопроса о том, кем считают себя сами кряшены, то в данном случае налицо ситуация, когда многие кряшены считают себя отдельным от татар народом, тогда как другие полагают, что кряшены - это особая группа в составе татарского народа.
Совершенно ясно, что перепись не должна ущемить права ни тех, ни других. И если тому, кто считает себя татарином, нельзя отказать в праве записаться таковым, то точно так же нельзя включать в число татар тех, кто не считает себя принадлежащим к этому народу. Однако здесь необходимо отметить несовершенство переписной процедуры, которая в своем нынешнем виде, к сожалению, не может дать возможности людям, которые имеют "двойное самосознание" (а такое, как показывают исследования, встречается не так уж редко), указывать в переписном листе оба названия.
В этот раз Госкомстат РФ принял решение не группировать ответы "по самоопределению" национальности, а получить объективную численность по каждому самоопределению. При этом подходе даже такие ответы, как "кряшен" и "крещеный татарин", рассматриваются как различные. Вопрос о группировке будет решаться уже на этапе публикации итогов переписи.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Общество
Русская крепость
Вышел новый номер журнала «Родная Ладога» № 3-4
14.12.2022
Мы живём во времена селфи-религии
Самыми популярными книгами в 2022 году в России стали «К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя» и антиутопия Джорджа Оруэлла «1984»
14.12.2022
«Секретное захоронение Романовых»
В рамках православной выставки-ярмарки «Нижегородский край – земля Серафима Саровского» прошла встреча-беседа
12.12.2022
В Европе возрождается классический фашизм
К такому выводу пришли эксперты международной научной конференции
12.12.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Vladislav
03.02.2023 02:22
К 125-летию Аллы Тарасовой
Новый комментарий от Константин В.
03.02.2023 01:58
Дух антихриста царствует в мире
Новый комментарий от Егоров
03.02.2023 01:05
Грозный Сталинград
Новый комментарий от Адриан Послушник
03.02.2023 01:03
«Нет поводов для оптимизма»
Новый комментарий от Адриан Послушник
03.02.2023 00:59
Философам нравится поархаичнее
Новый комментарий от Калужанин
03.02.2023 00:52
Наступление России
Новый комментарий от Адриан Послушник
02.02.2023 23:49