itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Дом Божий фотографа Шульца

К выходу книги Вадима Шульца ?Храмы Москвы?

Религия 
0
256
Время на чтение 6 минут

- Храм - это дом Божий. Сорок сороков московских церквей с мощами святых, чудотворными иконами, со звоном колоколов позволяют нам и Москву назвать домом Божьим, - сказал кинорежиссер Никита Михалков, вручая мэру Москвы Юрию Лужкову уникальную книгу в золотом ореоле заглавных букв - тиснением 24 карата.
Тронутый подарком, мэр обнял издателя. Но, когда с открытых страниц устремились ввысь божественные купола, я невольно подумал о человеке, который обошел с молитвой и фотоаппаратом все до единого храмы столицы. Семь лет (святое число) продолжалось это удивительное паломничество, из которого и вышел великолепный фолиант с небесными буквами на сияющем супере: ?Храмы Москвы?.
Я в мастерской фотографа Вадима Шульца. Он ?живет? за кулисами Центрального театра кукол им. Образцова, куда пришел еще мальчишкой; был кукольным парикмахером, ведал кукольным складом, потом ушел в армию, а затем снова явился в театр - уже в качестве фотографа. С тех пор до самой смерти Сергея Образцова они были неразлучны. Вадим Шульц зафиксировал чуть ли не по дням последние годы жизни художника, проиллюстрировал все его книги.
- А как же возникли твои ?Храмы??
- Эта книга, - говорит Шульц, - тоже как бы завещана Сергеем Владимировичем. По просьбе Образцова для его ?Ступеней памяти? я снял свой первый московский храм - церковь Рождества Христова в Сокольниках, где (нынче уже сто лет назад) крестили новорожденного Сережу. Вернее, крестили его в деревянной церковке, на месте которой поставили большую каменную. И мальчик Сережа Образцов собирал на нее пожертвования.
Образцов вспоминал: ?Мне десять лет. У меня на шее запечатанная кружка со щелкой, куда кидать денежки - на постройку храма. Я очень горжусь поручением...? Это из ?Ступеней памяти?. И, стоя со своим фотографом на ступеньках своего храма, он скажет: ?Думаю, в этих стенах не меньше трех моих кирпичей лежат?.
- То был его шаг к Богу, - размышляет Вадим. - Помню, я тогда подумал: ?А каким будет мой кирпичик?? Я крестился поздно, в 22 года, когда крестил дочку. Через год после смерти Сергея Владимировича начал фотографировать и другие московские храмы. И когда снял первую сотню, тут, кажется, осознал: вот он, мой путь.
В ходе этой грандиозной работы, поглощавшей Шульца целиком - все его мысли, время, силы и средства, возникла цель: создать книгу, куда войдут все московские храмы - сохранившиеся и восстановленные из некогда легендарных ?сорока сороков?, а также поставленные уже в годы ?перестройки?. Подобная съемка исключала чисто технический подход. Чтобы храмы явились с фотографий живыми и трепетными, надо было войти в их вековую жизнь, тайну создания, архитектурную специфику, почувствовать их святость и красоту... Вадим чуть не в каждом побывал на службах, беседовал со священниками, советовался с историками, искусствоведами, архитекторами, работал в архивах и библиотеках. И тут обнаружил 13-томное издание ?Альбомов русской старины?, выпущенное в 80-х годах ХIХ века крупнейшим русским фабрикантом Николаем Найденовым. Четыре его ?Альбома? были целиком посвящены церковным святыням. Лучшие фотографы того времени сняли тысячу (!) московских храмов, практически все ?сорок сороков?. Судя по фотографиям, все эти церкви, соборы и монастыри были замечательно ухожены, блистали благолепием. То был образ эпохи. С тех пор утекло много воды... И вот спустя более ста лет скромный театральный фотограф отважился дать образ нашего времени: каков же сегодня московский дом Божий?
А теперь представим, что значит снять несколько сот сложных архитектурных ансамблей (а каждая церковь - это ансамбль, и ни один храм в Москве, при всем соблюдении канонов, не похож на другой), живущих в огромном, тесно застроенном мегаполисе, строго охраняемых - кремлевских и монастырских, - затерянных в ?кривоколенных? московских переулках, закрытых наглыми современными высотками... Человеку, идущему на эдакий подвиг, нужно не только вдохновение - он должен ощущать Москву, как самого себя, быть частью ее. Иначе говоря, самому быть плоть от плоти Москвы.
- Я родился и вырос на Большом Каретном, о котором пел Владимир Высоцкий, - рассказывает Шульц. - Наверное, пел и про меня, ибо мы жили не только на одной улице, но в одном доме: он в четвертой квартире, а я двадцатью годами позже родился в девятой. Когда в Москве к Олимпиаде сносили старые дома, я их фотографировал - на память, облазил все закоулки. А теперь стал еще и ?высотником?. Снимал храмы со всех ?небоскребов?. Впрочем, на главных московских высотках вполне комфортабельно, а вот на крышах старых домов страшновато: ржавые, покатые, грязные, с провалами, с трупами кошек и птиц, всюду провода и антенны... Жители помогали. Видя, как я мучаюсь, пускали в свои квартиры, на балконы. А узнав, что снимаю, сажали за стол, кормили, чаем поили.
- Ты знаешь, так сказать, в лицо всю православную Москву. Есть, наверное, и самые любимые храмы?
- Люблю Николу на Берсеневке. Когда впервые возле него стоял, подумал: а ведь русский мужик шапку ломал не только перед Богом - перед красотой. Люблю Чудовку в Хамовниках, Всехсвятскую на Соколе...
Задумав книгу московских храмов, Шульц был уверен, что самое трудное - это съемка. Но оказалось, что куда труднее найти издателя. Фотограф обращался к десяткам богатых и сверхбогатых людей, показывал фотографии, увлекал историей и значением храмов, воскрешал имена знаменитых благотворителей - все было напрасно. Перед ним словно встала глухая стена: многие восхищались проектом, его важностью и красотой, но - никто не брался финансировать столь нужную книгу. Чем дальше продвигалась работа, тем призрачнее казался успех. И вот однажды...
В тот день в состоянии, близком к отчаянию, Вадим зашел в книжный магазин при храме Святой Троицы на Пятницкой и, подойдя к витрине, не поверил своим глазам: перед ним стояла его книга - сверху огромными буквами ?Храмы?, сбоку и снизу фамилия автора - Шульц. Решив, что сходит с ума, взял ее в руки. Храмы оказались петербургские, фотографии не эксклюзивные, из старых изданий, автор - всего лишь однофамилец.
- Я был потрясен. Но эта удивительная встреча дала мне новый стимул. Я понял, что не одинок, что моя работа действительно нужна. Что касается невероятного совпадения имен, то это уж точно было счастливое знамение. Все вдруг круто переменилось. Появился совершенно потрясающий труд настоящего подвижника и энтузиаста Петра Паламарчука - четырехтомник ?Сорок сороков?, выпущенный в Париже издательством ИМКА-Пресс, а теперь переизданный в России. Правда, в отличие от моего проекта, фотографии здесь были только черно-белые. Не будучи профессионалом, Паламарчук снимал чисто визуально и скорее символически. Зато снял не только ?живые?, но и все закрытые храмы, и все места в Москве, где когда-то стояли храмы: к примеру, площадь Восстания, разбитую на месте старого кладбища с церковью. Я бросился искать этого человека. Мне хотелось показать ему свой труд, но... Пока я его искал, Петр Паламарчук внезапно скончался. А ведь он был всего на два года старше меня.
И все же Шульц ощутил, что лед тронулся. Им владело предчувствие. Спустя несколько дней, когда был снят последний храм, Вадим ехал в машине, слушая ?Эхо Москвы?. Кинорежиссер Никита Михалков в прямом эфире размышлял о православии и значении Церкви. И Вадим рванул на Новый Арбат, к подъезду, из которого, выйдя из радиостудии, должен был появиться Михалков. Он вышел со своей свитой. Шульц сказал ему на ходу: ?Я семь лет снимаю московские храмы. Снял все?. Михалков остановился: ?Это интересно, - сказал он. - Позвоните мне, - и подал визитку. - Привезите с собой весь материал?.
Уже на следующий день фотограф был у него. Показал слайды. Рассказал о своих предшественниках: Найденове, Паламарчуке... ?Значит, вы третий, - заметил Никита Сергеевич. - Что ж, Бог троицу любит. Если позволите, третьим буду и я?.
- Он по сути спас мне жизнь, - говорит Шульц. - Если бы эта книга не вышла, не знаю, что бы со мной было. Ведь я только этим и жил: истратил все, что имел, забросил семью. После встречи с Михалковым у меня был такой подъем, что я осмелился написать даже тексты к своим храмам.
- Скажи, а не странно ли: Шульц в Питере, Шульц в Москве... Возрождают историю России.
- Что же тут странного? Если не считать это случайностью, я бы сказал: возвращаются традиции. Русскую историю, культуру испокон века запечатлевали немцы, французы. Особенно в издательском деле. В начале прошлого века почти все открытки по русскому искусству - немецких издателей, каждая вторая фотография из русской жизни - образно говоря, Шульцев и Штольцев. Те же найденовские ?Альбомы русской старины? выпущены в типографиях Шерера и Набгольца. Что касается меня, то я лишь наполовину Шульц. Я знаю своих предков до седьмого колена, где-то в ?седьмом? - родство с Герценом, прапрадед Шульц был бароном...
Прапрадеда Вадима Шульца по русской линии - Ивана Кондратьевича Полякова - я нашел в ЦИАМе (Центральном историческом архиве Москвы). И, скажу вам, пути Господни неисповедимы: промышленник, коммерции советник, гласный московской городской Думы, потомственный почетный гражданин, Иван Кондратьевич был приятелем Николая Алексеевича Найденова. Но мог ли он даже представить, что (в совсем уже другой России, прошедшей через десятилетия воинствующего атеизма, и мучительно возвращающейся к своим истокам) его праправнук возвратит деяние Найденова на круги своя?..
Москва

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Л. Лернер
Все статьи Л. Лернер
Религия
Упустим ли ментальную угрозу, исходящую с Запада?
О вступивших в силу поправках в Закон «О свободе совести», касающихся священнослужителей, получивших духовное образование за рубежом
09.03.2023
Роль религии в современном обществе
На заседании Французского клуба в Москве состоялась дискуссия по актуальной проблеме жизни общества
20.02.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Сталин «сдох», а Петр Первый — «сомнительный персонаж»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
25.03.2023 21:00
Оптимальный проект будущего Русского мира
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.03.2023 20:58
Мировое правительство зашло в тупик. Что дальше?
Новый комментарий от Лев
25.03.2023 12:40
Об одной из причин разгрома Русской Армии под Гумбиненом
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.03.2023 12:16
«Эти две великие тени довлеют над ним»
Новый комментарий от Александр Волков
25.03.2023 12:10
Гаага, Пекин и… Стрелков
Новый комментарий от Русский Иван
25.03.2023 11:50
Гибель генерала Гришина-Алмазова
Новый комментарий от Русский Иван
25.03.2023 11:30