ПУТЕШЕСТВИЕ ПРЕОСВЯЩЕННОГО ТИХОНА, ЕПИСКОПА АЛЕУТСКОГО И СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКОГО, НА КРАЙНИЙ СЕВЕР АМЕРИКИ В 1900 ГОДУ

Религия 
0
189
Время на чтение 16 минут

Начало. Окончание в № 8/2002

В 1898 году епископ Люблинский, викарий Холмско-Варшавской епархии Тихон (Василий Иванович Беллавин) - впоследствии Патриарх Московский и всея Руси (1917), причисленный Русской Православной Церковью к лику святых (1989), назначается епископом Алеутским и Аляскинским. В возрасте 33 лет он отправляется в Америку. ?За восемь лет управления епархией архипастырем Тихоном тысячи униатов перешли в православие, участились случаи обращения в православную веру из других инославных исповеданий. Число приходов возросло с пятнадцати до семидесяти пяти. Возникло несколько приходов и в Канаде, объединенных в 1909 году в отдельное викарство. Были организованы Братство Нью-Йоркской Церкви и Кресто-Воздвиженский союз сестер милосердия. Построены церкви, приюты и школы во многих американских городах и поселках. Переведены на английский язык Православная Литургия и Служебник, а сам высокопреосвященный Тихон нередко совершал богослужения на трех языках - греческом, церковнославянском и английском? (Вострышев М. Патриарх Тихон. М., 1997).
Все это сегодня хорошо известно: о святителе Тихоне изданы книги, составлено его житие. Однако в каких условиях приходилось ему нести бремя своего служения за рубежом - мы до сих пор порой не вполне себе представляем. Северная Америка в совокупности с недавно присоединенной к ней Аляской была тогда диким и суровым краем, на необозримых просторах которого всего около сорока тысяч православных проживали в рассеянии среди разноплеменного местного и пришлого населения, практически отрезанные от остального мира. Добраться до них - большей частью нехожеными тропами: по речкам, перекатам, болотам, лесным чащобам, с ночевками в кое-как оборудованных шалашах и палатках - оказалось бы непростой задачей даже для закаленного землепроходца-золотоискателя или сызмальства привыкшего к местным условиям аборигена. Тем не менее владыка в 1900 году преодолел свыше семи тысяч миль пути по Северной Америке, влекомый духовной заботой о своих чадах, заброшенных судьбой, можно сказать без преувеличения, на край света, куда до этого в течение пятидесяти лет со дня ?принесения в веси сей первой бескровной жертвы? ни один из православных иерархов ?не мог проникнуть?.
О подробностях этого беспримерного архипастырского ?хожения? повествуют путевые записки сопровождавшего владыку священника Иакова Корчинского ?Путешествие преосвященного Тихона, епископа Алеутского и Северо-Американского, на крайний север Америки в 1900 году?, опубликованные в начале XX века (?Православный благовестник?, № 2-5) и ныне забытые. Мы перепечатываем их с незначительными сокращениями, приведя орфографию и пунктуацию в соответствие с современными нормами, исправив явные опечатки и расшифровав ряд сокращений (типа ?о.? - ?остров?, ?ч.? - ?час?, ?С.-Франциско? - ?Сан-Франциско? и т.п.), а также вставив в квадратных скобках недостающие по смыслу слова.

Две недели прошло, как выехал преосвященный из Сан-Франциско. Пароход ?Homer? не быстроходный; нечасто случалось, что делал он в час около восьми миль. На беду прилучались дни, когда ветер был противный, и этот ?тихоход? делал тогда миль пять в час. Оттого вместо обычных десяти дней владыка ехал до Уналашки две недели.
Пассажиров совсем мало, так как ?Homer? идет на Прибыловы острова, где котиковыми промыслами занимаются местные жители - алеуты. Это не то, что Cape Nome или Клондайк, куда американцы устремляются на золотые прииски тысячами. Из знакомых владыке пассажиров едут два правительственных агента и доктор Нойс; с ними прошлый год владыка ехал из Уналашки до Сан-Франциско. Едет еще до Уналашки жена бельковского священника Алексина с восьмилетнею дочерью.
Северная Компания отвела для владыки на ?Homer?’е отдельную каюту; каюта очень маленькая, в ней помещаются только висячая кровать, умывальник да табурет. Вообще устройство парохода не комфортабельное. В столовую спускаются прямо по каким-то крюкам, вбитым в наружные стены кают. Владыке, впрочем, носили пищу в его каюту. Начальство и прислуга были внимательны и обязательны.
Тотчас по выходе из Сан-Франциско поднялся сильный ветер и качка. Пришлось преосвященному целые сутки пролежать и поболеть. <...>
Большим лишением для преосвященного в дороге было то, что приходилось совершенно по-буднему проводить праздничные дни, а их было немало. Выехал преосвященный в субботу 6 мая; на другой день воскресенье, затем 8 мая - Иоанна Богослова, 9 мая - свт. Николая Чудотворца, 11-го - свв. Кирилла и Мефодия, 14-го - воскресенье и коронация Государя Императора, 17-го - отдание Пасхи, 18-го - Вознесение Господне. В такие святые дни тяжело оставаться без службы Божией. Особенно хотелось владыке попасть в Уналашку к Вознесению, так как там в этот день храмовый праздник, но взамен того пароход прибыл в Уналашку только в субботу, в 8 часов утра. В Уналашке стояла масса пароходов, направлявшихся в Cape Nome. Но так как там, несомненно, плавают еще льды, то и пароходы задержаны.
Вследствие скопления пассажиров (до семи тысяч) оживление в Уналашке небывалое. Предусмотрительные янки понастроили салунов (кабаков); для завлечения в них проезжих имеется не только виски (водка), но и графофоны (так в тексте. - Ред.). Пассажиры от нечего делать ходят по Уналашке; очень многие заходят посмотреть и нашу церковь, которая здесь отличается полным благолепием. Большинство из них по осмотре церкви кладут в церковную кружку по 25 центов. Заходят и в школу. Один американец дал 10 долларов на школу. Когда преосвященный служил в воскресенье, в церкви было очень много народа и из американцев; иные из них подходили и ко св. кресту <...>
Прошлый год преосвященный пробыл в Уналашке десять дней. Ныне служил в воскресенье и говорил поучение о повиновении пастырям (в неделю св. Отец), был в школе и в один прекрасный день ходил по горам, откуда открываются порядочные виды. К сожалению, ныне приезжие американцы, желая узнать, где есть золото в Уналашке (оно недавно здесь открыто), зажигают по острову траву (о золоте они как-то узнают по золе) и этим распространяют смрад и делают убогою и без того непривлекательную здешнюю природу. Огонь истребляет и ягоды, которые здесь с таким трудом насажены, да как бы не добрался также и до елок, насаженных здесь приснопамятным Иннокентием.
Пароход ?Homer? простоял в Уналашке четыре дня и в среду, 24 мая, в 11 часов дня отправился на Прибыловы острова, куда с владыкою поехали к своим родным два мальчика из уналашкинской школы. Через сутки пароход подошел к острову Св. Георгия. Селение здесь небольшое, всего до ста душ алеутов и креолов. Правительство заботится о Прибыловых островах и содержит на свой счет жителей оных, выдавая провизию, одежду, отопление и освещение, а жители взамен того работают на правительство, занимаясь котиковым и песцовым промыслом. В прежнее время котиков было больше: в иные годы их убивали на острове Св. Павла до 75 тысяч, а на острове Св. Георгия до 25 тысяч; а в прошлом году на первом всего убили до 17 тысяч, а на втором несколько более 2-х тысяч. Котиков бьют в летние месяцы, а песцов (род лисицы) в зимнее время; бьют, предварительно заманивши едой в особый домик.
Селение на островe Св. Георгия раньшe было приписано к Уналашкинскому приходу, а здecь была часовня. Теперешняя церковь построена в 1875 году; ныне она отремонтирована и высматривает чисто и красиво. Священником (третьим по счету с 1882 года) состоит с 1898 года о. Петр Кашеваров, получает 452 доллара и паек 1-го класса от промыслов котикового и песцового <...> также несколько тонн угля, от правительства обещано на несколько долларов в месяц провизии (на острове Св. Павла она уже выдается). О. [Петр] Кашеваров усердно относится к своему делу; он имеет влияние на прихожан, и они им очень довольны. Владыка наградил его набедренником за заботы о благоустроении прихода и за научение детей Закону Божию.
Владыка служил здесь два всенощных бдения и две литургии- в родительскую субботу и в Троицын день. Apxиерейской литургии здесь давно не запомнят, не служилась, кажется, со времени преосвященного Нестора или даже преосвященного Павла, викария. На всенощных были одни женщины, а на литургиях и мужчины (на всенощных они принуждены были заниматься разгрузкой парохода). Во время служб владыка назидал верующих поучениями о подражании св. великомученику Георгию в твердом его стоянии в вере православной и о поминовении усопших. Владыка говорил через переводчика Меркурьева, который вместе состоит и исправляющим должность псаломщика. Сей юноша обучался некоторое время в богословской школе в Сан-Франциско. Он старательный и, по отзывам, благонравный; посему владыка посвятил его в стихарь.
В ночь на Духов день преосвященный со священником [Петром] Кашеваровым отправился на остров Св. Павла, отстоящий от острова Св. Георгия в сорока милях. Здесь тот же котиковый промысел, но только котиков ловится гораздо больше. На Павле некогда был самый богатый приход в епархии, да и теперь церковь не может пожаловаться на скудость доходов: к приезду владыки церковных денег было около 1000 долларов. На Палестинское Общество, например, собирается в неделю Baий болee 40 долларов, хотя всех жителей в селении только 180 душ.
Церковь здесь построена в 1877 году (крыша нуждается в ремонте); ранее была часовня. Первым священником был Павел Шаяшников - с 1874 по 1892 год, умер за штатом в 1896 году (до него заведывали уналашкинские священники); вторым - теперешний священник Николай Рысев <...> (был раньше в Кадьяке и Уналашке); ему больше 70 лет, но он выглядит лет на 15 моложе; это старейший священник епaрxии; производит приятное впечатление старого священника наших русских сел (кстати, встречаются на Аляске иногда старые женщины, вполне похожие и по внешнему виду, и по внутреннему складу на духовных вдов в наших селах).
Преосвященный прибыл на остров Св. Павла в 6 часов утра в Духов день и вскорe приступил к совершению литургии. Церковь была полна молящихся. В конце литургии владыка говорил поучение через переводчика о необходимости для христианина благодати Божией и о средствах получения ее.
Здесь, как и на острове Св. Георгия, [было] роздано новое Алеутское издание книги высокопреосвященного Иннокентия - ?Указание пути в Царствие небесное?. Преосвященный посетил некоторых прихожан; живут они вполне зажиточно и чисто. Интересно, что в иных местах владыке давали при посещении в подарок от 50 центов до 5 долларов; не взять было нельзя, пришлось бы обидеть доброхотных дателей и их сердечную любовь к своему архипастырю; поэтому владыка <...> принимал, а на другой день отдал школьникам на гостинцы и в церковь на свечи.
В школе здесь обучается 17 мальчиков и 6 девочек; знают только молитвы; старшие, впрочем, читают по-славянски и русски. Здесь, как и на острове Св. Гeopгия, есть публичная школа американская. Так как в этой школе все дети православные и сам учитель православный (креол), то его преосвященством оставлена для школы икона Спасителя, а детям розданы молитвенники.
31 мая, в среду, в 3 часа дня пароход отправился с острова Св. Павла обратно в Уналашку. Перед отъездом прихожане попросили владыку отслужить для них молебен свв. Петру и Павлу. Чемодан с ризницей владыки давно уже был отправлен на пароход, но отказать павловцам в удовлетворении их благочестивого желания владыка не желал и посему решил на время превратиться в архимандрита и отслужил молебен в священническом облачении. В конце молебна владыка сказал прихожанам несколько слов о том, чтобы они подражали вере и любви ко Христу святых первоверховных апостолов.
В Уналашку преосвященный прибыл вместе со священником Рысевым 1 июня в 11 часов вечера. Здесь окончилось плавание владыки на ?Homer?’е; дальше на север он не идет. Владыке удалось пристроиться на пароходе ?Humbolt?, который в это время находился в Уналашке на перепутье в Cape Nome и Михайловский Редут. Он был полон пассажирами, и поэтому преосвященному и мальчику (ученик уналашкинской школы Качутин), которого владыка брал спутником на север, пришлось поместиться в общем салоне. Пароход комфортабельный и быстроходный <...> Выехал преосвященный с Качутиным из Уналашки 3 июня в субботу, в 2 часа дня, и в Cape Nome приехал через три дня <...> Берингово море было спокойно, только под самый конец побунтовало. В некоторых местах попадался еще лед, который замедлял плавание; на льдинах встречались целые семейства моржей (до сотни); при приближении парохода они спешили спрыгнуть в воду.
В Cape Nome прибыли поздним вечером, часов в 11. Здесь в это время ночи не бывает - даже и такой ?белой?, как в Петербурге. Остановились не у самого берега, ибо пристани по мелководью нет и пароходы разгружаются лодками. <...> Самый берег усеян палатками; домов еще немного, хотя местечко и носит уже название ?city? - города; жителей в настоящее лето насчитывается до 25 тысяч. Золото здесь найдено впервые в 1898 году. <...> Добывается оно здесь очень легко, чем и привлекает массу искателей. Берег отлогий и низкий; достаточно снять 3-4 фута земли, как под ним уже и находится золото. При такой легкой и обильной добыче <...> не раз пожалеешь о продаже бывших некогда наших владений. Конечно, тогда это еще не было известно русскому правительству. Но вот чего не следовало бы упускать из виду: Аляска граничит с Сибирью, природа и конструкция их общие. Несомненно, что в Сибири есть золото там, где даже и не предполагают его (кто же предполагал, что оно есть в дикой Аляске?). Американцы это хорошо понимают и уже точат зубы на сибирское золото. Они готовы разрабатывать его тайно и явно. Не только консулу в Сан-Франциско, но и владыке и священникам нашим приходилось не раз слышать вопросы американцев - дозволит ли им русское правительство разработку золота в Сибири. Преосвященный слышал, что уже компании продают и тикеты туда. Как бы опять не отдать своего добра чужим.
В Cape Nome сошли с парохода почти все пассажиры. На память владыка многим из них, по просьбе их, раздал серебряные крестики, которые дамы тотчас же и надели себе на шею поверх платья. Наши крестики очень любят епископалы и католики. Иные за крестики предлагали даже деньги, что владыка, конечно, отклонял. Любопытные из пассажиров расспрашивали владыку, почему наша церковь называется греческою, чем отличается от католической, что общего между нею и епископальною и т. п.
<...> Ночью 7 июня пароход отбыл в Михайловский Редут, куда прибыл 8 июня в 11 часов дня.
На пристани встретил владыку псаломщик Амкан с детьми, обучающимися в местной церковноприходской школе. Дети по пути пели довольно ?стройно и задушевно? (подлинные слова преосвященного) светилен на Рождество ?Посетил ны есть свыше Спас наш?. В церкви встретил преосвященного священник [Иаков] Корчинский и несколько прихожан (их в селении немного, душ до 60); священник приветствовал владыку краткой речью, после чего [было] совершено обычное молебствие, в конце которого преосвященный сказал несколько слов о том, чтобы прихожане в своих нуждах прибегали к ходатайству Покровительницы их храма - Божией Матери и старались умилостивлять Ее своими добродетелями. После сего владыка изволил проследовать в дом настоятеля, где матушка встретила его по русскому обычаю с хлебом и солью. Владыка изволил откушать. Пришли агенты Аляскинской Торговой Компании. Компания эта расширяет здесь не только свое дело, но и свои владения и постройки, и иногда на счет церковной земли, причем делается это не всегда с ведома и согласия представителей церковной власти. На сей раз, впрочем, агенты предупредительно испрашивали согласия владыки. С ними и со священником преосвященный ходил осматривать церковные владения здесь. Более обстоятельное ознакомление с вопросом о церковной землe в Михайловском Редуте владыка отложил до своего возвращения сюда, а теперь приходилось спешить, так как вечером в этот же день отходил пароход Аляскинской Торговой Компании, совершающий рейсы по реке Квихпаку.
В Квихпакскую миссию преосвященный отправился в сопровождении священника [Иакова] Корчинского и псаломщика. По пути, воспользовавшись суточною остановкой парохода (по причине мелководья), владыка посетил часовню в селении Котлик. Она устроена купцом Комковым. В Котлике живет только его семейство, но неподалеку находятся небольшие селения эскимосов, которые по праздникам и посещают часовню. С парохода отправились на лодке и проехали миль 20 лиманом и по реке. В часовне владыка отслужил молебен Иоанну Крестителю (коему она посвящена). Часовня небольшая, но крепкая и содержится очень чисто и опрятно. Домочадцам Комкова владыка раздал крестики, а ему самому дал икону Спасителя.
Комков - 70-летний старец и с ноября прошлого года лежит разбитый параличом. О. [Иаков] Корчинский его исповедовал и приобщил запасными дарами. В тот же вечер один креол, живущий неподалеку, узнав о прибытии в Котлик владыки и священника, привез свою двухнедельную дочь для крещения, что и совершено тем же о. Иаковом Корчинским.
Ранним утром 11 июня пароход, воспользовавшись приливом, двинулся с мели и по пути забрал нас из Котлика.
Далее пароход наш остановился в селении Нунапыхлюгмюте запастись дровами. В селении живет до сорока человек эскимосов. Года два тому назад они крещены, и теперь у них строится часовня в честь святителя Тихона Задонского. Сруб уже готов (подарен Компанией), покрыт, остается обшить досками и отделать внутри, на что преосвященный изволил пожертвовать 25 долларов. После осмотра часовни владыка благословил всех православных крестиками. Потом владыка изволил осматривать ?кажим?, в котором зимой живут мужчины, справляются их ?игрушки? (пиршества) и, за неимением молитвенного дома, здесь же отправляются и богослужения. Выехали далее. Чем выше подымались по реке, тем берега Квихпака, особенно правый, становились живописнее. Ночью прибыли в селение Андреевское. Так как было уже поздно, то владыка решил посетить [здешнюю] часовню <...> на обратном пути. Наружным видом часовни владыка остался очень доволен и благословил селение с его обитателями.
12 июня весь день владыка любовался дикими, но красивыми видами Квихпака. <...> Наконец в 6 часов вечера открылся вид на русскую миссию: церковь, окруженная лесом, выглядывала из него точно из рамки <...>
В начале 7-го часа испрошено было у капитана позволение выбросить на пароходе русский флаг как знак присутствия здесь преосвященного. Капитан любезно разрешил, и флаг был поднят. На берегу при нашем приближении затрезвонили и тоже стали салютовать русским флагом. Народ с радостью бежал навстречу благостнейшему своему архипастырю, который, презрев все опасности, первый из архипастырей в течение 55 лет - со времени основания миссии Квихпакской - посетил этот отдаленный край.
В храме владыку встретили два священника - настоятель Квихпакской миссии и настоятель Кускоквимской миссии. Первый из них, священник Иаков Корчинский, произнес краткую <...> речь приблизительно следующего содержания.
?Ваше преосвященство, милостивейший архипастырь и отец! Полвека истекает с тех пор, как во святом храме веси сея была принесена первая бескровная жертва, и в течение этого полувека ни один из архипастырей не мог проникнуть сюда. Сретая тебя, архипастырю, как благостнейшего отца своего, пекущегося о спасении чад своих, снисшедшего к нашему духовному убожеству и подъявшего трудный подвиг посещения сего отдаленного и в большинстве своего населения сидящего во тьме и cени смертней края, мы благоговеем пред твоею верою, презревшею вcе препятствия врагов видимых и невидимых, от всего сердца благодарим тебя за оказанную нам милость и горячо молим: вразуми, настави нас, немощных, на всякую истину, покрый твоею многою любовию все в нас недостающее и благослови нас архипастырским твоим благословением на все благое! Да просветится свет твой, владыко святый, пред нами, чтобы мы, видя твои добрые дела, прославляли Отца нашего небесного не только устами, но и сердцем и жизнию своею. Благословен грядый во имя Господне!?
После установленной литии владыка изволил говорить отпуст и в кратком, но действенном слове обещал собравшимся свои постоянные молитвы и затем всех благословил. После сего многолетствовали Государю Императору и всему Царствующему дому, Святейшему Синоду и преосвященнейшему Тихону, епископу Алеутскому и Северо-Американскому. Владыка изволил сказать многолетие причту и прихожанам храма.
Храм в селе Икогмюте в честь воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня построен в 1895 году в стиле греческом и, кажется, [это] единственный храм на Аляске с открытым, обширным и высоким куполом. Владыка остался доволен наружным и внутренним видом и состоянием храма.
Владыке было приготовлено помещение в доме настоятеля. До поздней ночи народ приходил брать благословение <...> Каждого владыка обласкал и благословил.
13 июня преосвященный посетил настоятеля Кускоквимской миссии и благословил его семейство; посетил также почетного церковного попечителя г. Белькова, которому как члену-соревнователю вручил знак Палестинского Общества. <...>
В 6 часов назначено было служение всенощного бдения храму. Владыка выходил на литию и величание; сослужили владыке два священника; пел местный хор. Во время елеопомазания владыка раздавал народу крестики. Молящихся собралось, несмотря на самый разгар рыболовного сезона, до 200 душ.
14 июня преосвященнейшим Тихоном, епископом Алеутским, совершена была первая архиерейская Божественная литургия в храме Квихпакской миссии - в сослужении настоятеля Квихпакской миссии священника Иакова Корчинского и настоятеля Кускоквимской миссии священника Иоанна Орлова. Владыка сказал назидательное поучение, в котором, указав на то, что всякому верующему ниспослан свыше свой крест в жизни, поучал о безропотном несении его. После литургии совершен был крестный ход в Иннокентиевскую часовню, где отслужен был святителю Иннокентию молебен. Во время провозглашения за молебном многолетия преосвященному из русской пушки совершенно неожиданно раздался, по усердию прихожан, салют. Из часовни владыка проследовал с процессией к памятнику столетия православия на Аляске и здесь провозгласил вечную память всем почившим проповедникам и ревнителям православия в стране сей. По возвращении крестного хода к церкви преосвященным была отслужена лития на могиле строителя церкви - бывшего миссионера-священника Захария Белькова. После обеда попечители церкви в присутствии преосвященного рассуждали о ремонте ее и дали обещание исправить крышу церкви до возвращения владыки из Кускоквима. Владыка поднимался затем на одну из местных гор, с которой открываются красивые виды миль на 50-100 в окружности, и обозревал отсюда границы миссии.
Вечером пришли славить владыку дети. Владыка испытывал их в знании Закона Божия и молитв и в умении читать по-русски, раздавал им молитвенники, иконки и кресты и угощал сластями. <...>
15 июня, помолившись, <...> владыка, два священника, два псаломщика и пять туземцев-гребцов [собрались] отправиться по реке Квихпаку на байдаре в дальнейший задуманный владыкою путь. Байдара - это большая кожаная лодка, или, точнее, деревянная решетка, обтянутая тюленьей кожей.
В 4 часа раздались трезвон и салюты и мы отчалили. Через час прибыли в село Нуналеанхагмют - летнюю резиденцию Икогмютского тоена. Тоен и все живущие с ним радостно вышли навстречу своему архипастырю и после принятия благословения от него спешили, как дети любимому отцу, нести ему дары от трудов своих - рыбу, икру и прочее. На берегу реки развели огонь и стали приготовлять закуску и чай. В это время владыка изволил подняться почти по отвесной скале на местное кладбище, находящееся на вершине холма. Помолившись об усопших, владыка любовался открывавшимся отсюда на реку и окрестности видом. Не гнушаясь бедной грязной обстановкой и сильным запахом рыбы, владыка посещал затем семейства туземцев в их летниках и палатках.
Закусив и напившись чаю на открытом воздухе, двинулись далее. Предстояло, оставив pекy Квихпак (Юкона тож), пробраться по речушкам, озерам и болотам к реке Кускоквиму. Путь лежал по совершенно пустынной и дикой местности, где можно встретить только дикое животное - медведя, лисицу, выдру, дикую птицу да на каждом шагу - мириады немилосердно жалящих комаров. Но владыка совершенно спокойно относился к предстоящим трудностям. Здоровье преосвященного находилось, по милости Божией, в хорошем состоянии, и бодрость духа не оставляла его.
В 9 часов остановились на первый ночлег на реке Тальхльгавиксяк. Весь холмик, на котором разбили мы свой стан, был усеян дикими розами в полном цвету. Сопровождавшие нас дикари, эти добрые дети природы, чем только и как только могли, старались услужить владыке. Приготовили ужин <...> но комары не давали есть: они кружились над нами тучами, жалили беспощадно и постоянно падали в пищу. Владыка подавал нам высокий пример терпения и благодушно подшучивал над комарами и нашим беспомощным состоянием, над безуспешной борьбой с ними.
16 июня. Благодаря комарам, забиравшимся и в палатку, владыка не мог уснуть всю ночь. В 7 часов утра после самого скудного завтрака отправились далее. Плыли до 8 часов вечера. Палатку для ночлега взялся устраивать Квихпакский миссионер. Тщательно закрыв все щели в палатке и немилосердно прокурив ее дымом, он действительно почти изгнал из нее комаров и таким образом обеспечил владыке более спокойную ночь. Разумеется, спокойствие это было только относительное. Неудобствами путешествий по этому краю нередко тяготятся и местные привычные люди; тем более тяжело должно было быть наше путешествие для владыки, человека нового. Но владыка не только сам не выражал усталости и недовольства, но своим благодушным отношением к разного рода неудобствам еще и в нас вселял бодрость.
17 июня. <...> В 7 часов утра выехали в дальнейший путь. В 10 часов прибыли к первому переносу. Переносом называется место, по которому путники обычно переносят свои вещи вместе с байдаркой с одного водного пути на другой. Нам нужно было, оставив Квихпак, пробраться к ближайшему озеру. Пришлось разгрузить байдарку и перенести все вещи и ее самое по болоту и через горку на четверть мили. Владыка в бродовых торбасах (обувь) также принимал участие в переносе и сам переносил некоторые из своих вещей.
Сразу же после первого переноса мы вступили в область дикой пустыни, в тундру, где около 80 миль не видно никаких признаков жизни человека; кругом только болото, озера и речушки, иногда шириною в два-три аршина; птицы и зверьки - единственные обитатели этой дикой местности. Через час, проехав озеро, пришлось сделать второй перенос, подлиннее первого, мили в две. Наше путешествие по тундре - и всегда очень трудное - представляло еще особые трудности: вследствие жарких дней <...> все ручьи и болота пересохли, и там, где обыкновенно передвигались <...> на байдарке, теперь приходилось делать переносы.

Подготовка текста и предисловие Б.Ф.Спорова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Иаков Корчинский
Все статьи Священник Иаков Корчинский
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45