itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Братское послание могут послать

Московская патриархия хочет объединиться с бывшими врагами народа

Религия 
0
88
Время на чтение 5 минут
Сегодня в Нью-Йорке начинает работу Архиерейский собор Русской православной церкви за рубежом. Главным событием нынешнего собора должно стать избрание нового первоиерарха РПЦЗ вместо митрополита Виталия, который летом этого года ввиду преклонного возраста и по состоянию здоровья подал прошение об отставке. Второй важный вопрос, который обсудят архиереи РПЦЗ,– отношение к присланному в адрес собора "Братскому посланию" патриарха Московского и всея Руси Алексия II и синода Русской православной церкви, в котором говорится о готовности РПЦ начать процесс объединения всей Русской церкви. Своими мыслями по поводу "Братского послания" с корреспондентом Ъ Павлом Коробовым поделился управляющий Канадской епархией епископ Михаил.
– Мне представляется, что определение "братское", которое предпослано этому документу, если понимать его по-церковному, не совсем к нему приложимо. Мне послание видится формально мирскою бумагой, составленной мирским учреждением с мирскою же целью. В праздничном обращении к боголюбивой пастве Канадской епархии на день Покрова я писал: "...напало на нас с 'братским посланием' сергианское ополчение, утверждая что, мол, 'церковь в отечестве свободно совершает ныне свое спасительное служение' (так же они говорили и в 1945 году, правда, в других условиях). Сергиане уверяют нас, что это мы – 'в плену исторически изжитого разделения', и предлагают 'оставить все споры о правде человеческой', словно в нашем неприятии сергианства и экуменизма мы не руководствуемся именно правдою Божиею". К тому же меня очень озадачило упоминание о "реальной перспективе объединения двух частей единой Русской церкви". Авторы послания без обиняков признают, что прежде они всегда обращались к "карловацкому расколу" (т. е. к РПЦЗ) с пренебрежением и что ныне перед нами – первое в истории Московской патриархии "братское послание". И все. Точка. То есть прежде нас всячески поносили и именовали карловчанами, раскольниками, гитлеровцами, фашистами, монархистами, контрреволюционерами, врагами народа и т. п., а теперь оказывается, что мы братья.
В чем же состоит наше братство? Ведь издавна считалось не только допустимым, но и вполне справедливым отнять у зарубежной церкви при посредстве мирских политических сил больше половины наших владений в Иерусалиме (в 1948 году), а недавно, в 1997 году, таким же методом отняли нашу обитель в Хевроне.
– Что такое брат в церковном понимании? Чтобы быть братьями во Христе, надо одинаково, единомысленно, как мы говорим, воспринимать все истины церковные, но именно все истины. Если такое требование не исполнено – духовный и исторический опыт церкви показывает, что плодом псевдобратских соглашений является постепенный распад церкви.
До сих пор РПЦЗ, существующая за пределами территории исторической России вот уже более 80 лет, не вызывала братских чувств у поставленных советской властью иерархов. Больше того, отношения оказывались не просто не братскими, но исключительно враждебными. Тому была своя причина. Наше пребывание за рубежом недвумысленно означало не только непризнание церковью богоборческой власти, водворившейся на территории России, но также и то, что Московская патриархия явилась порождением этой власти, а не преемственным продолжением той тысячелетней, свободной поместной православной российской церкви. Только хитроумная подсоветская диалектика, исповедуемая силами, которые всячески старались добиться самоупразднения РПЦЗ, безуспешно пыталась доказать преемственную связь Московской патриархии с поместною российской церковью. Значит, были на то свои причины. Значит, существовала некая логика, которой руководствовалась Москва, когда объявляла нас раскольниками. Им надо было нас объявить нецерковью. Они никогда не приглашали нас как церковь возвратиться в Россию. Это сделал русский народ, на что мы и отозвались.
Что же теперь переменилось? По-человечески протянуть руку возможно всегда, в любых обстоятельствах, и на это мы никогда не отвечаем отказом. Что же до церковных понятий, то наша христианская, православная церковная совесть вынуждает нас поставить вопрос о духовном единодушии с тем, который протягивает руку. Меня очень интересует, каким образом Московская патриархия обрела с нами единодушие? Нам этого не объяснили. Нам только сказали, что "ныне упразднились все те исторические причины, которыми было обусловлено наше с вами разделение". Во-первых, с точки зрения истории ситуация выглядит так: не осужденная Московской патриархией декларация митрополита Сергия 1927 года есть акт его откола от законно поставленного церковью первоиерарха митрополита Петра (Полянского). Издание декларации было предпринято вопреки мнениям почти всего епископата Русской церкви. Это означает, что Сергий откололся от Русской церкви, да еще и пытался, угождая властям, по избранному им пути повести всю эту церковь. Нынешняя Московская патриархия – преемница именно "советской церкви". Такова историческая правда. Во-вторых, с церковной точки зрения сергианство наложило глубокий отпечаток на всю церковную жизнь, на все ее устроения – и, таким образом, остаются неразрешенными важнейшие канонические вопросы. Речь идет об апостольской преемственности, о соборности, о природе церкви, о церковной иерархии, об отношении церкви и государства. В детальных ответах на эти вопросы содержится и ответ на вопрос о наших дальнейших отношениях.
Все вышесказанное есть именно моя, грешного епископа Михаила, реакция, каковая ни в коей мере не дерзает предвосхитить или хоть в чем-то подменить собою тот ответ, который, если будет на то решение собора, может быть дан на это "братское послание".

Из "Братского послания Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви за границей"

Минул трагический XX век, в котором Россию и ее Святую Церковь постигла година тяжких искушений. Великим грехом богоотступничества соблазнилось народное сердце. В духовном помрачении разрушались храмы, осквернялись святыни, грубо попиралась Богом дарованная человеку свобода, хитон церковный раздирали враги внутренние и внешние. Русская Церковь взошла на свою Голгофу, и исполнилось евангельское пророчество Спасителя, когда в богоборческом соблазне предал брат брата на смерть, и отец – сына, и восстали дети на родителей, и умертвили их (Мф. 10. 21). Однако верен Бог в Своих обетованиях, и, восходя на крест, православная Россия верила в свое воскресение... Святыми молитвами новоявленных угодников Божиих пало наконец иго воинствующего безбожия.
Сегодня, вступив в новое тысячелетие, мы можем с радостью свидетельствовать, что врата адовы (Мф. 16. 18) не одолели Церковь в России. Дорогие братья во Христе... ныне упразднились все те исторические причины, которыми было обусловлено наше с вами разделение. Церковь в Отечестве свободно совершает ныне свое спасительное служение. Несмотря на страшные годы гонений, она соблюла в неповрежденности слово Христово и вновь обрела возможность полным голосом проповедовать истину Святого Православия. Прошедший в августе прошлого года Юбилейный Архиерейский Собор стал еще одним ярким проявлением церковного возрождения. Принятые на нем Основы социальной концепции Русской Православной Церкви внесли необходимую ясность во взаимные отношения Церкви и государства. Свершилось прославление в лике святых великого сонма Новомучеников и Исповедников Российских, и в том числе Царственных Страстотерпцев. Однако лишь тогда станет полной наша радость, когда получит исцеление рана пагубного раскола в теле Церкви Русской. Печалью исполнены наши сердца оттого, что мы с вами, братия, православно исповедуя единую веру, не можем причаститься от единой Чаши и продолжаем находиться в плену исторически изжитого разделения. Многие чуткие души, особенно из числа русских людей, живущих за рубежами Отечества, тяготятся таким положением, стремясь найти пути к его преодолению. И в недрах самой Зарубежной Церкви все усиливается стремление к упразднению разделяющего средостения. Радость многим членам Церкви в России доставило решение прошлогоднего Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви о создании Комиссии по вопросам единства Русской Церкви. Мы подтверждаем нашу готовность создать подобную же комиссию со своей стороны, дабы в братском диалоге разрешить те недоумения, которые все еще стоят на пути единства...
Принеся взаимное покаяние, мы призваны пойти навстречу друг другу и преодолеть застарелые подозрения и вражды...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Павел Коробов
Все статьи Павел Коробов
Религия
«Нельзя плевать в то, что свято для другого человека»
Лидер правоэкстремистской партии Швеции «Жёсткий курс» Палудан совершил публичное сожжение Корана перед посольством Турции
23.01.2023
Израиль шатает
Новости Храмовой горы
18.01.2023
Знание религий своей страны и борьба с расчеловечиванием
Ученые и священнослужители в Петербурге обсудили темы курса «История религий России»
18.01.2023
«Мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества»
В Казани прошла конференция «Религиозное многоголосие и национальное единство»
25.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от С. Югов
04.02.2023 20:10
Нерусские русские
Новый комментарий от Алексей Петрович
04.02.2023 18:43
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от Zakatov
04.02.2023 18:04
«Мы все подсели на западную культуру»
Новый комментарий от учитель
04.02.2023 17:32
«Чебурашка» как потомок «Последнего богатыря»
Новый комментарий от Советский недобиток
04.02.2023 17:16
Наша брань
Новый комментарий от Игорь Бондарев
04.02.2023 15:34
Вместо декоммунизации – рекоммунизация?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.02.2023 13:50