itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Болезнь духа

Общество 
0
175
Время на чтение 4 минуты
У нашего общества есть не одна болезнь духа, но я ограничусь рассмотрением лишь одной, а также - препятствий на пути ее излечения. Эта болезнь - пришедшая к нам с Запада ментальность потребительского общества, согласно которой материальные блага и связанные с ними чувственные наслаждения плюс свобода - это все, а духовные ценности - ничто или почти ничто. Проявляется она во многом. Например, еще живо поколение, которое в массе своей читало - кто больше, кто меньше - настоящую литературу: мировую классику, русскую, украинскую, новые книги, приближающиеся по уровню к этой классике. Это было частью жизни и делало эту жизнь и людей, в ней живущих, духовно богатыми.
А что читают сейчас эти же люди или их выросшие дети? Может, им заменили прежнюю литературу Кафка, Камю, Джойс, Набоков? Ну, кое-кто прочел кое-что из этой претендующей на элитарность и избранность литературы. Найдутся единицы, которые перечитали, условно говоря, все. А что читает сейчас основная масса? Хотя бы люди с высшим образованием (тоже немалый слой в украинском обществе). Они либо вообще не читают книг, а зачастую - и газет, либо читают детективы и фантастику. Но это чтение - лишь внешне якобы тот же процесс, никакого отношения к душе и духу не имеющий. Для меня это очень важный показатель духовного состояния общества. Естественно, эта ментальность не может не отражаться и на других сторонах жизни общества. Коррупция, наркомания, порнография, проституция - это следствия бездуховной ментальности.
Адепты упомянутой ментальности утверждают, что все эти ?мелочи? идут в одной ?упаковке? с демократией и свободным рынком. Либо демократия и свобода со всеми этими ?прелестями? в придачу, либо тоталитаризм с рабством и нищетой, третьего не дано. Но капитализм за время своего существования сменил четыре типа ментальности, оставаясь при этом капитализмом с демократической формой правления. Он поднялся на этике протестантизма, едва ли не диаметрально противоположной этике сегодняшнего общества. Затем были эпохи Просвещения, модернизма, и сегодня - постмодернизма. К рассматриваемой ментальности имеют отношение только две последние. Значит, совсем не обязательно, принимая капитализм с демократией, принимать упомянутую ментальность.
Почему же произошел переход от Просвещения к модернизму и затем - к постмодернизму? Эпоха Просвещения была, безусловно, богатой духовно, она обогатила человечество той самой классической литературой и искусством, о котором шла речь выше. Она исповедовала мораль достаточно близкую к протестантской (по сравнению с постмодернистской). Она исповедовала также веру в человеческий разум, в рационализм и, наконец, в самого человека. Первое, что было атаковано в эпоху модернизма его философами, и прежде всего экзистенциалистами, - вера в рационализм. Они якобы доказали, что нельзя полагаться на человеческий разум, особенно при выяснении вопроса, что есть хорошо, а что плохо для человека и для общества, и отсюда вытекало, что единственные реальные цели для индивида - это чувственные удовольствия и свобода. Из этого следовало отрицание всех моральных норм и ограничений, а также духовных ценностей. Таким образом, модернизм - это антипод, негатив Просвещения, это отрицание прежней морали, отрицание духовности, отрицание веры в человеческий разум и отрицание веры в человека. Но век модернизма был короток, потому что никакое организованное общество не может долго существовать, отбросив полностью моральные нормы, даже такие, как ?не убий? и ?не укради?. На смену модернизму пришел постмодернизм. Из всех отрицаний модернизма он сохранил в явном виде лишь отрицание веры в рациональное познание, и трудами постпозитивистов усилил эту позицию. Но вывод из этого постмодернизм сделал как бы другой. Если модернисты выводили ?по ту сторону добра и зла? и восхваление свободы, вплоть до свободы преступления, то вывод постмодернизма выглядит примерно так: ?У меня есть мнение на этот счет, но я с ним не согласен?. Постмодернизм довел до совершенства умение говорить много и не сказать при этом ничего, выражаться с точностью до наоборот и т.д. К постмодернистам, как ни к кому другому, можно отнести слова Ницше: ?Мутят они свою воду, чтобы глубокой казалась она?. С постмодернистами невозможно спорить не потому, что они правы, а из-за отсутствия у них внятной позиции в этом вопросе. Вот как характеризует постмодернизм Татьяна Воропай (?Ностальгия по рационализму?, ?День?, 12.05.01): ?... в науке, и не только у гуманитариев, но и у естественников, царит методологический плюрализм (если не постмодернистский хаос)?. ?Если ученые разучились договариваться по поводу единой и неопровержимой истины, как можно договариваться по поводу общезначимых для нации ценностей?? ?Это именно постмодернизм спровоцировал разговоры о конце истории, конце метафизики, конце разума, умирании искусства, смерти субъекта, а заодно - и смерти автора. В философии возникло легкое замешательство, но ненадолго. Воля к власти, как всегда, оказалась сильнее воли к истине, немного переждали и пошли - кто пасти бытие по Хайдегеру, кто продолжать быть мыслящим тростником.? И после всего следует заключение: ?Ситуация постмодернизма оказалась не хуже и не лучше всех ранее существовавших ситуаций?.
И в этой постмодернистской действительности, в которой у каждого своя правда и невозможно договориться ?по поводу общезначимых для нации ценностей?, нас всех вместе пытаются убедить в одной правде, а именно: что все мы должны принять ценности потребительского общества в одном пакете с демократией и свободным рынком. Пытаются, и весьма успешно. На чем же зиждется этот успех? Выясняется, что кроме банальностей типа ?не надо изобретать велосипед?, есть только все та же критика рационального познания, начатая (условно) экзистенциалистами и получившая весомую поддержку с действительно заслуживающими внимания аргументами со стороны постпозитивистов.
Аргументы последних уже были мною рассмотрены и опровергнуты (?День? от 13.07.2001). Нет противоречия между рационализмом (точнее, предложенным мною неорационализмом) и духовностью. Наоборот, дух, не контролируемый рацио, тяготеет к экзальтации и другим крайностям, вроде религиозного и национального фанатизма и т.п. Тем более нет противоречия между рацио и моралью (что не мешает существованию морального чувства). Более того, существует оптимальная мораль, обеспечивающая обществу, при прочих равных, наивысшее качество жизни. Принципиальная возможность построения функции качества жизни основана на принципиальной же соизмеримости через внутреннюю природу человека несоизмеримых на первый взгляд параметров, таких, как моральные оценки, свобода и другие. Что, кстати, и осуществляется на практике, например, в Уголовном кодексе, в котором различным по тяжести нарушениям морали ставятся соответственно различные же сроки лишения свободы. Конечно, количественные оценки в этой области не могут быть столь точны, как в физике, но такая точность здесь и не требуется.
Этот же подход позволяет и рациональную оценку духовных явлений (см. А. Воин ?Неорационализм?, Киев, 1992). Его применение приведет к духовному оздоровлению общества. Он также может быть использован для выработки той идеологии для Украины, о необходимости которой так много говорилось в последнее время. Поэтому я обращаюсь к тем, кому дорого духовное состояние нашего общества, а следовательно, - и будущее страны (ибо одно от другого неотделимо): давайте обсуждать, спорить, полемизировать.
Киев

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44