Намаз по-русски

Исламский фактор достиг Петрозаводска

Б. Ахмедханов 
религия 
0
01.05.2002 123

"Исламский фактор" в Карелии появился довольно давно, в самом начале 90-х, когда несколько молодых петрозаводчан приняли мусульманство. Очень быстро образовалась община, в которую потянулись русские, карелы, финны, появившиеся в то время в городе кавказцы, а также местные татары. Сегодня в Карелии 20 тысяч мусульман. Община Петрозаводска насчитывает шесть тысяч человек, ее костяк и наиболее активные члены - русские.

Избравшие свой путь

Петрозаводские мусульмане - люди интеллигентные, поэтому все наши долгие беседы проходили, как правило, на кухнях. Все как обычно, вот только на женщинах были платки, закрывающие волосы, а из напитков подавался исключительно чай, что, впрочем, не делало общение менее душевным.
Мне так и не удалось услышать ни одной красочной истории перехода в мусульманство. Собеседники терпеливо разъясняли, что вопрос веры - вопрос интимный и каждый пришел к исламу своим путем, как правило, уже после знакомства с другими вероучениями. Али (Илья) Сараев: "Раньше, когда я был православным, религия не давала мне понимания мира и самого себя. Ислам - это, прежде всего, ясный взгляд на все и, как следствие, чистый образ жизни. Наверное, это и привлекает в общину. Между прочим, ислам активно принимают во всем мире, причем люди не самые худшие - Ив Кусто, например".
- Почему я стал мусульманином? - Ибрагим Шилов со своей бородкой и собранными в "хвост" длинными волосами больше напоминает православного священника. - Потому что не могу быть никем другим.
Ибрагим учится на пятом курсе филфака местного университета, его жена Айша - в аспирантуре, она специалист по творчеству Достоевского, а со следующего года будет читать студентам курс истории русской журналистики. По мнению Ибрагима, ислам займет в современной России место старообрядчества, часто выступавшего в роли духовной альтернативы.
Махмуд Волгин успешно продолжает отечественные традиции идеологического диссидентства. Он работает дворником, а в свободное время громит в местной печати оппонентов (о них речь пойдет ниже).
Петрозаводские мусульмане живут дружно - это действительно община, основанная на принципе взаимопомощи. Каждый может рассчитывать, что в случае чего "братья" всегда помогут. По вечерам ходят друг к другу в гости, как правило, целыми семьями и даже с грудными детьми. Это еще один привлекательный момент: любая община в инородном окружении, как большая семья, в которой уютно и надежно.
Несмотря на расхожее мнение о бесправии мусульманок, женщины вступают в общину весьма охотно. Говорит Сумейа (Татьяна) Саккаринен:
- Шариатский закон просто идеален для женщины. Муж обязан ее кормить и одевать, а она может не работать. Если все же трудится, то заработанные деньги вправе тратить по своему усмотрению - забота о содержании семьи целиком лежит на мужчине. И еще: если бы все женщины одевались так, как мы, то мужчины не заглядывались бы на чужих жен. Я родом из далекой деревни, и мои родители сначала не понимали меня, а потом привыкли. Мама даже довольна, что я похудела, потому что не ем свинину.
Русские мусульмане - это хорошо или плохо? Уполномоченный по делам религий правительства Карелии Борис Детчуев не считает это явление проблемой: "У нас свободная страна. Христианам ведь можно жить в мусульманских республиках, зачем же бояться мусульман?"
Сотрудник республиканского центра по проблемам защиты от психологического и духовного насилия "Парус", представившийся Владимиром, думает иначе: "Это опасно для страны в целом. Во всех современных войнах участвуют мусульмане, их экспансия очевидна".
О Центре в Петрозаводске мало кто знает, его сотрудник не назвал ни адреса, ни телефона - дал только номер пейджера. Удалось лишь узнать, что одним из учредителей "Паруса" является депутат Законодательного собрания республики Лаврентьев.
Странно, но русские (и карельские) мусульмане почему-то не кажутся экзотикой. Больше удивил Самир - араб-христианин из Сирии. Чтобы принять ислам, ему понадобилось приехать из Дамаска в Петрозаводск - воздух здесь такой, что ли?..

"Гнездо терроризма" на Первомайской

Официально община была зарегистрирована в прошлом году. Тогда же глава мусульман европейской части России Равиль Гайнутдин утвердил в должности имама Висама Али Бардвила, беженца из Палестины, год назад получившего российское гражданство. Висам, с явной гордостью называющий себя россиянином, начал с того, что эпатировал местный военкомат: едва получив паспорт, он явился для постановки на воинский учет. Это был май прошлого года, самый разгар борьбы с терроризмом. Бородатый араб произвел неизгладимое впечатление, и вскоре в газете появилась заметка: фундаменталисты разгуливают по петрозаводским улицам. Теперь, год спустя, в карельских газетах уже настоящий шквал публикаций, вызванных решением мэрии выделить участок для строительства мечети, кстати, первой в Карелии. В мэрию стали поступать письма и звонки жителей, опасающихся, что мечеть "превратится в центр террористических акций в республике" и требующих не допустить ее строительства.
Мне удалось добыть копию письма, подписанного министром внутренних дел Карелии Игорем Юнашем, в правительство республики. В нем содержатся довольно прозрачные намеки на поступление в общину средств из-за рубежа и на пропаганду ее лидерами идей фундаментализма. За комментариями знающие люди посоветовали обратиться не к министру, а к председателю татарского культурного центра (и по совместительству начальнику одного из подразделений МВД) полковнику Гарифу Гиниятуллину. Полковник, поспешно скрывшись в кабинете, от разговора отказался, пришлось идти прямо к имаму.
- Извините за прямоту, господин Висам, но откуда у вас деньги?
- Конечно, от Бен Ладена! Поймите, нет у нас денег, кроме пожертвований наших предпринимателей. Я сам не бедный человек, мне помогают родственники из-за границы, есть у меня и ларек на рынке. А если честно, я боюсь провокаций.
- Фатима, - зовет имам жену. - Покажи ему предпринимательское свидетельство!
Фатима - это Виктория Вебер, русская немка, принявшая ислам в Польше.
В управлении ФСБ при упоминании о Бен Ладене лишь устало улыбнулись и заверили, что претензий к мусульманской общине у них нет.
Следующая встреча была с депутатом Петросовета Дмитрием Шереметом, по инициативе которого должно было состояться собрание жителей Октябрьского района - по поводу все той же мечети.
- Вокруг будущей мечети - пять общежитий, две школы и автотранспортный техникум. Как отразится на молодых умах превращение этого района в мусульманский? Место выбрано неудачно - на въезде в город. В стране война, и люди - а это мои избиратели - нас не поймут. Я ведь не против мечети. Знаете, ко мне подходили из РНЕ, намекали, что могут помочь - больше я с ними встречаться не хочу. Но я боюсь провокаций и с той стороны: мусульман ведь много в городе...
- У Шеремета есть контакты с баркашовцами, это точно известно, - заявил председатель клуба пенсионеров и ветеранов Октябрьского района Анатолий Постоев. - Посмотрите на листовки, которыми обклеены все стены! Людей зовут на собрание - выступить против мечети, им услужливо подсказывают: вот они, ваши враги. Эта акция спланирована где-то повыше, а депутат - лишь исполнитель.

"Клянусь прощающими"

В актовом зале 40-й школы собралось человек 200 - бедно одетые немолодые люди, представляющие Октябрьский район, и не более десятка мусульман. Первые же слова выступающих потонули в выкриках из зала типа "Пусть убираются", "Россия для русских", "Уезжайте в свою Чечню" и т.д. Те из жителей района, что выходили к микрофону, говорили разумные вещи, но собрание быстро закончилось. Имам общины заявил, что мусульмане отказываются от строительства мечети, и под радостные аплодисменты покинул зал.
Люди все вместе вышли в вестибюль, и тут произошла удивительная вещь. Никто не расходился, группами по пять-шесть человек люди стояли и говорили, говорили без конца. Уже минут через двадцать те, кто кричал громче других, начали чуть ли не объясняться в любви друг другу. И сошлись на том, что неплохо бы встретиться снова.
На следующий день, в пятницу, несмотря на тридцатиградусный мороз, двухкомнатная квартира, в которой мусульмане собираются на общую молитву, была полна людей. Русские, чеченцы, узбек, два солдата-дагестанца, пришли даже несколько женщин с детьми. Запомнилась часть проповеди: крепка клятва сотворением звезд, но еще крепче клятва прощающими. Тут, как в доброй сказке, неожиданно появился Шеремет и после намаза попросил прощения за вчерашнее. "Я думал о вас хуже, чем вы есть", - сказал депутат и уехал вместе с имамом с чем-то поздравлять какого-то поэта. А мусульмане, надев валенки, направились на троллейбусную остановку.
Петрозаводск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Б. Ахмедханов
Джихад приходит в мечети
Наш специальный корреспондент Бахтияр Ахмедханов передает из Пакистана
01.07.2002
Намаз по-русски
Исламский фактор достиг Петрозаводска
01.05.2002
Все статьи Б. Ахмедханов
религия
Все статьи темы
Последние комментарии
О «Заговоре Тухачевского» по мнению В.И.Алксниса
Новый комментарий от С. Югов
28.01.2022 13:14
Подробнее об «омикроне» и пандемии коронавируса
Новый комментарий от Владимир (пенсионер)
28.01.2022 12:59
Вернуть России традиционные ценности
Новый комментарий от Калужанин
28.01.2022 12:52
Гайдар и его команда
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.01.2022 12:25
«Русофобия - это разновидность паранойи»
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.01.2022 11:52
Время пришло!
Новый комментарий от Русский Иван
28.01.2022 11:49
Бедный дон Гуан!
Новый комментарий от Русский Иван
28.01.2022 11:44