Скандал, вызванный заявлением "Уважать чувства верующих. Хранить христианское трезвомыслие", с которым Священный Синод РПЦ выступил 7 марта, потихоньку угас. Политические аналитики увидели в нем желание церковной верхушки выбить новые налоговые льготы или же иные преференции для своей "экономической" деятельности. Правящая же элита, явившаяся главным адресатом упомянутого заявления, отреагировала на него вялым разъяснением пресс-службы МНС о том, что никакого "числа зверя" идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) не содержит и что "новое имя" вместо полученного при крещении (о нем упоминало синодальное заявление, опираясь на мнение "многих христиан") никому даваться не будет.
Что же касается ссылок Синода на "преобладающее православное население" России и других стран СНГ, от имени которого он заявлял свои претензии, то уже начавшаяся следом первая седмица Великого поста обнаружила фиктивность этого "козырного туза" руководства РПЦ. Так, в торговой сети Москвы, как в этом смог убедиться автор, опрашивая торговцев на оптовых рынках и менеджеров супермаркетов, продажа мясо-молочных продуктов практически не сократилась. Между тем воздержание от этого рода пищи является для православных показателем их религиозной практики. Да и московские храмы в вечерние часы чтения покаянного канона, стояние на котором для православного также является непременным, заполнялись в эти дни в лучшем случае наполовину. Таким образом, увидеть, что ты находишься в православном городе, вступившем в Великий пост, в нынешней Москве не представляется решительно никакой возможности. При этом брожения в умах православных в связи со штрих-кодами и апокалиптическим "числом зверя" (или Антихриста), якобы заложенном в них, также не наблюдалось, если не считать ажиотажа, уже не первый год поднимаемого вокруг этой темы группой активистов во главе с наместником московского Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым). Понятно, что предложение Синода о "создании альтернативного национального электронного языка" было сразу отметено и правящей элитой, и соображающей частью российского общества как авантюрный бред.
Как бы то ни было, предстоятели о себе напомнили. Тем более что время летит быстро. Отойдут президентские выборы, а там, глядишь, и уже наступит Пасха с ее великосветскими тусовками-"разговеяниями" в трапезной палате храма Христа Спасителя. И церковная верхушка продолжит исполнять свои функции хранителя всего "исконно-посконного" - в глазах нынешней российской элиты, - обеспечивая этим право на пребывание в истеблишменте.
Невыученный урок церковной истории
Хотя в заявлении Священного Синода РПЦ и имеется призыв "хранить христианское трезвомыслие" (что большинство практикующих православных делает и без этого), своим содержанием оно фактически возбуждает суеверия в той части общества, которое к этому склонно. С этим автору данных строк также приходилось сталкиваться. Причем вопросы, обращенные к нему как к человеку, облеченному священным саном, со стороны людей малоцерковных (это были либо гардеробщицы, либо уборщицы) касались даже не штрих-кодов или ИНН, а карточки страхового свидетельства государственного пенсионного страхования (нет ли в ней "чертова числа"?), в которой не используется штрих-код и кою Синод даже не упомянул в своем заявлении. Конечно, суеверные настроения с эсхатологическим привкусом если кого и охватят, то вряд ли многих. Страна у нас теперь не та, слишком секулярная.
Тем не менее в истории России был исторический момент, когда эсхатологические чаяния имели социальную значимость, при этом позиция тогдашнего церковного руководства сыграла важную роль в плане успокоения народных умов. Речь идет о событиях последнего десятилетия XV века. Летосчисление в нашей стране тогда велось от гипотетической даты "сотворения мира", и в 1492 году, согласно нему, как раз должен был наступить 7000 год, с которым тогдашние горячие богословствующие головы связывали кончину мира и начало Страшного Суда. Этому способствовало также то обстоятельство, что только до этого года была доведена пасхалия (указание на день празднования христианской Пасхи). Тогда Митрополит Московский и всея России Зосима не только озаботился расчетом новой пасхалии на ближайшие 20 лет, но и обратился к народу с энергичным поучением, обличающим суеверие (ибо не дело человека знать времена или сроки). И хотя два года спустя под давлением, как бы мы сейчас сказали, "церковной общественности" Зосима вынужден был уйти с кафедры, будучи обвинен в пьянстве и содомии, но как церковный руководитель он несомненно проявил профессионализм, чего не скажешь о нынешнем руководстве РПЦ.
На чем же "прокололся" Священный Синод РПЦ, если рассматривать его заявление с профессиональной точки зрения? Поводом к его написанию явилась "проблема символики, используемой при регистрации граждан". "В некоторых документах, - отмечается в заявлении, - содержится или будет содержаться штрих-код - изображение чисел в виде линий разной толщины. Каждый из этих кодов заключает в себе три разделительные линии, графически совпадающие с символом, принятым для цифры "6". Таким образом, в штрих-кодах, по воле создателей международной системы их написания, заключено изображение числа 666, которое упомянуто в книге Откровения святого Иоанна Богослова как число антихриста (Откр 13:16-18), а посему используется сатанинскими сектами для оскорбления Церкви и христиан".
Не знаю, откуда у синодалов такие познания о практике упомянутых "сатанинских сект". Но то, что позволительно думать отечественным тинейджерам, вообразившим себя "сатанистами", странно слышать от людей, призванных являть образец богословской образованности, тем более что среди них имеется три бывших ректора духовных академий. Впрочем, здесь было бы достаточно внимательно прочитать упомянутый пассаж из книги Откровения и сообразить, что "три разделительные линии, графически совпадающие с символом, принятым для цифры 6, это все-таки лишь три шестерки (то есть комбинация цифр), а не апокалиптическое "число зверя". Как не является таковым и число 666 в качестве порядкового номера, скажем, квартиры, автобусного маршрута или авиарейса.
В связи с этим скажу несколько слов о том, как современная библейская наука подходит к интерпретации книги Откровения Иоанна. В отношении изучения Нового Завета в последние десятилетия утвердился керигматический подход, суть которого состоит в том, что керигма (весть, проповедь) каждого новозаветного автора рассматривается в историческом контексте церковной ситуации, нуждам и запросам которой она отвечала. Общеизвестно, что отличительной чертой первоначального христианства была высокая степень эсхатологической напряженности. Второе пришествие Христа и предшествующие ему события космической катастрофы рассматривались первыми поколениями христиан как нечто совсем близкое и постоянно ожидаемое. Как отмечает известный английский богослов Джеймс Данн, книга Откровения, написанная около 95-96 годов, "показывает, что на закате I века огонь апокалиптического ожидания почти не уменьшился и возгорался сильнее всякий раз, когда перед христианами вставал трудный выбор: подчиниться культу императора или подвергнуться жестоким гонениям".
Указанное обстоятельство позволяет раскрыть смысл интересующего нас пассажа. "Зверь с семью головами и десятью рогами, выходящий из моря", о котором говорится в Откр 13:1, - это, без сомнения, символ Римской империи. Упоминаемые далее "имена богохульные" на головах зверя - именования римского императора: Господь, Бог, Божественный, Спаситель, которые для христиан (равно как и для иудеев) представляли(равно как и для иудеев) представлялись кощунственными. Затем говорится, что "одна из голов его (зверя) как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела" (Откр 13:3). Далее упоминается "другой зверь, выходящий из земли", который "заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю" (Откр 13:11-12). "И он (второй зверь. - И.П.) сделает то, что всем - малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам - положено будет начертание на правую руку или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя или число имени его. Здесь мудрость.
Кто имеет ум, тотсочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть" (Откр 13:16-18). Первое, на что следует обратить внимание, это упоминание о начертании на правой руке или лбу "имени зверя или числа его имени". Речь идет об обычае древних римлян: легионеры выжигали на своих руках и лбу имена своих полководцев, а рабы (добровольно или насильно) - имена своих господ. В данном случае говорится о символе духовного порабощения, состоящем в оказании человеку (императору) божеского почитания.
Далее автор предлагает своим адресатам, то есть читателям-современникам, "сосчитать число зверя" (речь именно о числе, а не о порядковом номере или комбинации цифр!), говоря, что это "число человеческое", то есть обозначающее человека. Известно, что греки, так же как и евреи, не имели цифр, и для обозначения чисел им служили буквы. С этим связано довольно распространенное ко времени написания книги Откровения увлечение гематрией, когда сложение числовых значений букв чьего-либо имени давало некую сумму.
Что касается нашего случая, то для адресатов книги Откровения, представлявших смешанную христианскую еврейско-греческую общину, здесь, видимо, не было большой проблемы. В 30-е годы XIX века немецкий ученый Фрицше нашел ее, как представляется, довольно остроумное решение, и с тех пор мы можем встретить его в любом научном комментарии на книгу Откровения. Речь идет о латинском имени Caesar Neron - Кесарь Нерон, но в еврейском написании, без гласных. Складываем числовые значения еврейских букв QSR NRWN: коф (100) + самех (60) + реш (200) + нун (50) + реш (200) + вав, служащий для обозначения звука "о" и грамматически здесь обязательный (6) + нун (50) - итого в сумме получается 666. Интересно, что некоторые древние греческие рукописи, содержащие книгу Откровения, а также некоторые рукописи с ее латинским переводом, дают здесь число 616. Последнее, очевидно, связано с прочтением имени императора в другой его форме - Nero (без нун (50) на конце).
Почему под апокалиптическим зверем автор и его древнейшие читатели, вероятнее всего, подразумевали Нерона, понять нетрудно. В 90-е годы I века, когда император Домициан развернул масштабное гонение на христиан, затронувшее церкви во многих провинциях, воспоминания о Нероне, первом их гонителе, дали о себе знать. К тому же в течение долгого времени по империи ходили слухи, что самоубийство Нерона в 68 году оказалось якобы неудачным, и он скрывается в Персии (не на это ли указывает упоминание об "исцеленной ране"?). Впрочем, проблема "числа человеческого" имела в христианской древности и некоторые другие решения. В любом случае понятно одно: древняя гематрия и современные штрих-коды - явления разного порядка, и смешивать их можно только от незнания и небрежения к богословской науке. Что и явили нам члены Священного Синода РПЦ.