Православная культурная альтернатива

Приглашение к дискуссии

0
239
Время на чтение 4 минуты
Создатели сайта Православие 2000 приглашают православных и сочувствующих православию авторов к обсуждению темы. Присылайте нам свои статьи об актуальных проблемах православной культуры. В конце года три лучшие статьи по результатам опроса читателей будут награждены премиями.
Один уважаемый мною журналист либерального толка написал мне недавно письмо по поводу содержания сервера "Православие 2000". Отметив, что это содержание "пока выглядит интересным", он добавил: "Жаль только, что вы начинаете с разгромных статей. С точки зрения рекламы - это, несомненно, выигрышный ход. Но "громить и разоблачать" все подряд (журналистов, кинофильмы и проч.) - это все-таки не то, что все мы ждем от православных журналистов". В этом высказывании заметен некоторый подвох: он как будто не замечает большого количества "позитивных" материалов нашего сайта и обращает внимание только на "обличения". Наши либералы вообще любят указывать своим оппонентам, на то, что последние якобы очень враждебны, нетерпимы, критичны и т.д., хотя сами они, в общем, почти всю свою литературную деятельность сводят к обличению "церковного мракобесия", "клерикализма" и "закостенелости" (достаточно посмотреть хотя бы на последние выпуски "НГ-религий").
Вне зависимости от того, однако, из каких соображений исходил мой приятель, нужно сразу сказать, что сам вопрос, конечно, имеет смысл. Суть вопроса, если взглянуть на него серьезно, состоит, вот в чем: в состоянии ли сегодня мы, православные люди, предложить широкую культурную альтернативу тем формам неправославной, антиправославной, часто даже и богоборческой культуры, которая господствует над умами. В состоянии ли мы, отстранившись от бесконечной борьбы со своими оппонентами, представить современный православный ответ вызову времени, который привлечет, между прочим, не только узкий кружок любителей и поклонников, но и гораздо более широкий круг образованных людей и особенно молодого поколения. Ответ на этот вопрос совершенно не очевиден.
Если говорить серьезно и честно, то нужно признать, что в православных изданиях наших дней (как более ортодоксальных, так и модернистски либеральных) такого ответа пока что не видно. И явным показателем этого является, между прочим, то, что они не вызывают сколько-нибудь заметного интереса у широкой аудитории. Небольшие клубы поклонников из нескольких сот постоянных читателей - вот и все, чего они добились за несколько лет. Причем провал либеральных изданий заметнее, поскольку изначально они располагали гораздо большими финансовыми и информационными ресурсами.
Либералы наши (из "Русской мысли" или "НГ-религии", например) к тому же, на мой взгляд, делают еще и нечто очень вредное, выдавая за такую якобы религиозную альтернативу, в действительности очень плохо переваренные плоды той же самой обезбоженной современной культуры, но только закамуфлированной под Православие. В этом, несомненно, состоит истинная причина отторжения культурных инициатив наших модернистов церковным народом, а вовсе не в "косности" и "мракобесии" этого народа.
С другой стороны, консерваторы наши, люди, как правило более благонамеренные, но и более наивные, обычно ограничиваются только голым отрицанием реальности современной культуры. Этого, конечно, тоже совершенно недостаточно. Какая бы ни была эта культура плохая, она все-таки создана длительными и тяжелыми усилиями талантливых людей. Такой обух не так-то легко перешибить нашей плетью! Можно, конечно, сколько угодно говорить о безбожности и злокозненности современной литературы и музыки, но пока не будет задана сильная православная альтернатива, православные молодые люди все равно будут читать антиправославных писателей вроде Умберто Эко и Фредерика Тристана и слушать западную рок-музыку. Можно сколь угодно долго распространяться о неприемлемости и ложности философии постмодернизма или плевать на идеологов "нового мирового порядка" от Исаи Берлина и Карла Поппера до Фукуямы и Хабермаса. Но пока не будет создана реальная православная альтернатива им, все равно православные люди будут говорить на их языке и попадать в их весьма хитрые интеллектуальные ловушки. Причем тут, конечно, не спасает и апелляция к старой "русской религиозной философии" от Соловьева до Лосева, не только потому что эти действительно крупные мыслители писали давно и обращались к своей эпохе, но и потому что даже тогда им не удалось создать вполне православную философию (к ней тогда в избытке примешались и вполне еретические мнения). Ясно, что нам нужны новые если не Достоевские, Чайковские и Хомяковы, то Шмелевы, Стравинские и Тихомировы.
Вопрос о создании реальной православной альтернативы в современной обезбоженной культуре относится к числу насущных. Если серьезная работа в этом направлении не будет совершаться, то и скороспелые и соблазнительные попытки со стороны очень поверхностных по сути людей, например, немедленно перевести богослужение на русский язык или устроить "патриарший рейв в Успенском соборе", не будут встречать достойного отпора. Вопрос, таким образом, стоит на повестке дня.
Однако, несмотря на то, что мы уверены в истинности, плодоносности и вселенском значении Православия в возможности той альтернативы, о которой я говорю, сегодня есть большие сомнения. Дело в том, во-первых, что слишком уж далеко зашел процесс отпадения современной культуры от Христа и непонятно, может ли хотя бы какая-то часть этой культуры быть восстановлена в своем духовном достоинстве. Во-вторых, ясно и то, в каком убогом состоянии находимся мы сами сегодня - на десятилетия оторванные от собственной традиции, запутанные собственными ложными измышлениями, запятнанные собственными грехами.
Есть, однако, и кое-какие основания для надежды. И первым из них, конечно, является сама наша, богатая и сильная православная традиция, скрывающая интеллектуальные и культурные сокровища, о которых мы обычно даже и не подозреваем. Православная богослужебная традиция, наследие Отцов Церкви, Предание в целом, как мне кажется, остаются для нас, церковных и околоцерковных образованных людей, еще очень мало понятыми именно как источник той "православной культурной альтернативы", о которой я говорю. Я думаю, что в этой Традиции, в каком-то смысле уже содержится ответ на большую часть вызовов времени (ведь "нет ничего нового под солнцем"). Но, чтобы распознать этот ответ, требуется значительное напряжение наших не слишком-то могучих духовных сил.
Во-вторых, обнадеживает и то, что даже при нынешнем убожестве мы все еще довольно богаты. Русская земля все еще рождает много талантливых людей, немало в ней еще и настоящих подвижников, без которых культура тоже не стоит. Об этом, однако, "не пишут газеты, об этом молчит телеграф". Истинно самобытные явления русской культуры остаются почти неизвестными широкой публике. С другой стороны, почти неизвестными для нас остаются и достижения православной культуры в других странах, например, в Сербии, которая в определенном смысле приняла эстафету российского религиозного возрождения начала века.
Наконец, третьим основанием для надежды являемся мы сами - и наша решимость восстановить нашу культуру в ее истинном значении.
Дмитрий Сапрыкин sap@ihst.ru
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Леонидович Сапрыкин
Об образовательной концепции для России
Обращение к Архиерейскому Собору 3-5 октября 2004 года
21.09.2004
Кто программирует матрицу?
Рецензия на американский фильм "Матрица"
01.04.2001
"... ОДИН НАРОД, ОДНА СТРАНА, И ОДИН БОГ, И ОДНА ЦЕРКОВЬ"
Интервью с академиком Игорем Ростиславовичем Шафаревичем
08.01.2000
Все статьи Дмитрий Леонидович Сапрыкин
Последние комментарии
«"Орешник" есть традиционная русская ценность»
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.11.2024 12:25
Митрополит Иларион: Единая Русская Церковь - это великая духовная сила
Новый комментарий от Александр Волков
25.11.2024 12:01
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.11.2024 12:00
Настал момент спросить: «Кто русский?»
Новый комментарий от Игорь Ал
25.11.2024 11:00
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Туляк
25.11.2024 10:21