Один уважаемый мною журналист либерального толка написал мне недавно письмо по поводу содержания сервера "Православие 2000". Отметив, что это содержание "пока выглядит интересным", он добавил: "Жаль только, что вы начинаете с разгромных статей. С точки зрения рекламы - это, несомненно, выигрышный ход. Но "громить и разоблачать" все подряд (журналистов, кинофильмы и проч.) - это все-таки не то, что все мы ждем от православных журналистов". В этом высказывании заметен некоторый подвох: он как будто не замечает большого количества "позитивных" материалов нашего сайта и обращает внимание только на "обличения". Наши либералы вообще любят указывать своим оппонентам, на то, что последние якобы очень враждебны, нетерпимы, критичны и т.д., хотя сами они, в общем, почти всю свою литературную деятельность сводят к обличению "церковного мракобесия", "клерикализма" и "закостенелости" (достаточно посмотреть хотя бы на последние выпуски "НГ-религий").
Вне зависимости от того, однако, из каких соображений исходил мой приятель, нужно сразу сказать, что сам вопрос, конечно, имеет смысл. Суть вопроса, если взглянуть на него серьезно, состоит, вот в чем: в состоянии ли сегодня мы, православные люди, предложить широкую культурную альтернативу тем формам неправославной, антиправославной, часто даже и богоборческой культуры, которая господствует над умами. В состоянии ли мы, отстранившись от бесконечной борьбы со своими оппонентами, представить современный православный ответ вызову времени, который привлечет, между прочим, не только узкий кружок любителей и поклонников, но и гораздо более широкий круг образованных людей и особенно молодого поколения. Ответ на этот вопрос совершенно не очевиден.
Если говорить серьезно и честно, то нужно признать, что в православных изданиях наших дней (как более ортодоксальных, так и модернистски либеральных) такого ответа пока что не видно. И явным показателем этого является, между прочим, то, что они не вызывают сколько-нибудь заметного интереса у широкой аудитории. Небольшие клубы поклонников из нескольких сот постоянных читателей - вот и все, чего они добились за несколько лет. Причем провал либеральных изданий заметнее, поскольку изначально они располагали гораздо большими финансовыми и информационными ресурсами.
Либералы наши (из "Русской мысли" или "НГ-религии", например) к тому же, на мой взгляд, делают еще и нечто очень вредное, выдавая за такую якобы религиозную альтернативу, в действительности очень плохо переваренные плоды той же самой обезбоженной современной культуры, но только закамуфлированной под Православие. В этом, несомненно, состоит истинная причина отторжения культурных инициатив наших модернистов церковным народом, а вовсе не в "косности" и "мракобесии" этого народа.
С другой стороны, консерваторы наши, люди, как правило более благонамеренные, но и более наивные, обычно ограничиваются только голым отрицанием реальности современной культуры. Этого, конечно, тоже совершенно недостаточно. Какая бы ни была эта культура плохая, она все-таки создана длительными и тяжелыми усилиями талантливых людей. Такой обух не так-то легко перешибить нашей плетью! Можно, конечно, сколько угодно говорить о безбожности и злокозненности современной литературы и музыки, но пока не будет задана сильная православная альтернатива, православные молодые люди все равно будут читать антиправославных писателей вроде Умберто Эко и Фредерика Тристана и слушать западную рок-музыку. Можно сколь угодно долго распространяться о неприемлемости и ложности философии постмодернизма или плевать на идеологов "нового мирового порядка" от Исаи Берлина и Карла Поппера до Фукуямы и Хабермаса. Но пока не будет создана реальная православная альтернатива им, все равно православные люди будут говорить на их языке и попадать в их весьма хитрые интеллектуальные ловушки. Причем тут, конечно, не спасает и апелляция к старой "русской религиозной философии" от Соловьева до Лосева, не только потому что эти действительно крупные мыслители писали давно и обращались к своей эпохе, но и потому что даже тогда им не удалось создать вполне православную философию (к ней тогда в избытке примешались и вполне еретические мнения). Ясно, что нам нужны новые если не Достоевские, Чайковские и Хомяковы, то Шмелевы, Стравинские и Тихомировы.
Вопрос о создании реальной православной альтернативы в современной обезбоженной культуре относится к числу насущных. Если серьезная работа в этом направлении не будет совершаться, то и скороспелые и соблазнительные попытки со стороны очень поверхностных по сути людей, например, немедленно перевести богослужение на русский язык или устроить "патриарший рейв в Успенском соборе", не будут встречать достойного отпора. Вопрос, таким образом, стоит на повестке дня.
Однако, несмотря на то, что мы уверены в истинности, плодоносности и вселенском значении Православия в возможности той альтернативы, о которой я говорю, сегодня есть большие сомнения. Дело в том, во-первых, что слишком уж далеко зашел процесс отпадения современной культуры от Христа и непонятно, может ли хотя бы какая-то часть этой культуры быть восстановлена в своем духовном достоинстве. Во-вторых, ясно и то, в каком убогом состоянии находимся мы сами сегодня - на десятилетия оторванные от собственной традиции, запутанные собственными ложными измышлениями, запятнанные собственными грехами.
Есть, однако, и кое-какие основания для надежды. И первым из них, конечно, является сама наша, богатая и сильная православная традиция, скрывающая интеллектуальные и культурные сокровища, о которых мы обычно даже и не подозреваем. Православная богослужебная традиция, наследие Отцов Церкви, Предание в целом, как мне кажется, остаются для нас, церковных и околоцерковных образованных людей, еще очень мало понятыми именно как источник той "православной культурной альтернативы", о которой я говорю. Я думаю, что в этой Традиции, в каком-то смысле уже содержится ответ на большую часть вызовов времени (ведь "нет ничего нового под солнцем"). Но, чтобы распознать этот ответ, требуется значительное напряжение наших не слишком-то могучих духовных сил.
Во-вторых, обнадеживает и то, что даже при нынешнем убожестве мы все еще довольно богаты. Русская земля все еще рождает много талантливых людей, немало в ней еще и настоящих подвижников, без которых культура тоже не стоит. Об этом, однако, "не пишут газеты, об этом молчит телеграф". Истинно самобытные явления русской культуры остаются почти неизвестными широкой публике. С другой стороны, почти неизвестными для нас остаются и достижения православной культуры в других странах, например, в Сербии, которая в определенном смысле приняла эстафету российского религиозного возрождения начала века.
Наконец, третьим основанием для надежды являемся мы сами - и наша решимость восстановить нашу культуру в ее истинном значении.
Дмитрий Сапрыкин sap@ihst.ru