В будущее через прошлое

Анастасия Кораблёва – художник исторического жанра

0
5
Время на чтение 11 минут
Фото: А.Кораблёва.Исцеление.Преп.Серафим Вырицкий исцеляет ребенка

Исторический жанр в современной российской живописи с развёрнутым сюжетом в традиционно совершенной форме изобразительного искусства  встречается не так часто из-за стирания границ между жанрами в реальном времени. Тем не менее, потребность к картинам исторического прошлого России возрастает, так как исторический сюжет при его переосмыслении в современном восприятии рождает иной, более глубокий, подтекст исторического события, концептуально увязанного с настоящей действительностью. Ибо история любого государства живёт по принципу накопления опыта, квинтэссенции поиска истины в историческом прошлом для укрепления своих нравственных позиций в настоящем. Историческая живопись выступает транслятором духовно-нравственных ценностей неподвластных времени.

 

         К художникам такого жанра в прошлом можно отнести Василия Сурикова («Боярыня Морозова»), Виктора Васнецова («Крещение Руси»), Илью Репина («Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»), Василия Верещагина («Наполеон на Бородинских высотах»), Григория Мясоедова («Чтение Манифеста 19 февраля 1861 года»), Сергея Герасимова («Мать партизана»).

 

         В настоящем времени можно отметить таких мастеров патриотической подачи исторических сюжетов как В.И. Нестеренко, Д. Белюкин, А.К. Быстров, М. Полетаев; по осмыслению прошлого через повествование — И. и Н. Акиловы, М. Пак, П. Стронский, М. Шаньков; по ретроспективе, игры в историю — А.Н. Блиок, И. Степанова, Е. Ермолов.

         К этой когорте современных мастеров можно отнести молодого петербургского художника Анастасию Кораблёву, закончившую Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, ныне Санкт-Петербургская Академия художеств  имени И.Е. Репина, члена Санкт-Петербургского Союза художников с 2020 года, работы которой уже находятся в Русском музее и Музее Истории религии.

         К жанру сюжетной исторической картины Анастасия Кораблёва шла последовательно, уже учась в Академии художеств. Приверженность к этому жанру воплотилась в её дипломной работе «Исцеление. Преподобный Серафим Вырицкий исцеляет ребенка» (см. заставку - Ред.РНЛ), посвящённой преподобному Серафиму Вырицкому. Глубина изучения темы, погружения в неё, живописное исполнение поразили экзаменационную комиссию при защите диплома, отмеченного Похвалой Совета. Стиль классического реализма молодой художницы органично вошел в её творческую составляющую, позволяя  выражать свою художественную суть и мироощущение на самом высоком духовном уровне. Тема была выбрана Анастасией Кораблёвой после посещения   храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице с изучением жития преподобного Серафима Вырицкого.

Сама жизнь вершит во многом судьбоносными встречами. Именно правнук преподобного Серафима Вырицкого – Геннадий Александрович Муравьёв, впечатлённый дипломной работой и уровнем мастерства молодой художницы, нашёл её в стенах Академии художеств. После чего в 2019 году в канун памяти святого Серафима Вырицкого у Анастасии Кораблёвой произошло знакомство с Александро-Невской лаврой, связанное с открытием её персональной выставки в Духовно-просветительском центре Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. На выставке была представлена её дипломная работа «Исцеление» и 60 высокохудожественных полотен на духовную тему.

В 2020 году организована персональная выставка Анастасии Кораблёвой «Милосердие в красках» в Духовно-просветительском центре Покровского собора в Гатчине, посвящённая преподобному Серафиму Вырицкому, где была представлена картина «Исцеление» и огромное количество эскизов и композиционных фрагментов, имеющих собой самостоятельную художественную ценность.

В том же году в честь 100-летия  со дня пострижения в монашество преподобного Серафима Вырицкого и его супруги схимонахини  Серафимы состоялась коллективная выставка в музее Истории религии «Преподобный Серафим Вырицкий. Русская голгофа», где центровой экспозицией стало полотно Анастасии Кораблёвой «Исцеление», освещающее монашеский подвиг преподобного Серафима Вырицкого.

Во внутреннем убранстве Александр-Невской лавры размещены две работы, выполненные Анастасией Кораблёвой — «Монах со свечой» и «Портрет святого Серафима Вырицкого».

Искусство молодого одарённого художника всей своей сутью, духовностью и приверженностью к сакральным темам, легко и органично вписалось в стены монастыря Александро-Невской лавры. Совершенно естественно родилась мысль о создании нового исторического полотна, касающегося истории монастыря и всей Руси. Идея создания исторической картины по событию, связанному с перенесением мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург в 1724 году принадлежала епископу Назарию, на тот момент епископу Кронштадтскому, наместнику Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, и Геннадию Александровичу Муравьёву, правнуку преподобного Серафима Вырицкого (Муравьёва). Помощь в сборе исторической информации художнику оказана Александро-Невской лаврой и Музеем Истории религии. Анастасия Кораблёва работала над этим полотном свыше двух лет, разрабатывая массу композиционных решений до принятия окончательного решения Владыкой Назарием.

Масштабное по форме и содержанию произведение Анастасии Кораблёвой «Торжественное перенесение мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург при Петре Великом 12 сентября 1724 года» написано по заказу Александро-Невской лавры к празднованию в 2024 году 300-летнего юбилея перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского из Рождественского монастыря города Владимира в Троицкий монастырь города Санкт-Петербурга, которое в прошлом состоялось 30 августа (по старому стилю) / 12 сентября (по новому стилю) 1724 года.

 

 

Анастасия Кораблёва для создания картины выбрала наиболее сложный и трудоёмкий путь, взяв за основу метод реконструкции исторического события, избегая свободной трактовки через художественный образ. В академическом прошлом реконструкция чаще ставилась во главу угла при написании исторических картин с детальной точностью описанных событий, ориентируясь на источники. Работа над эскизами картины в духе академических установок  была начата в 2022 году. В период поиска образов для персонажей картины Анастасия Кораблёва находилась со своей семьей, мужем Максимом Кораблёвым, художником- иконописцем, мастером монументальной живописи, и маленькой дочкой Сонечкой на Урале, где для многих персонажей позировали жители уральского города Нижняя Салда. Для образа Петра Великого художница делала зарисовки с посмертной маски Императора, хранящейся в Русском музее, с переработкой графических рисунков с маски в живописные этюды. Для написания других фигур государственных и церковных деятелей Анастасия Кораблёва изучала портреты и гравюры разных мастеров.

На церемонии присутствовало множество значимых для истории людей. Многие из них отображены на картине. Это в первую очередь император Пётр Великий и императрица Екатерина I; Главы и члены коллегий, в том числе сподвижник Петра I, первый канцлер Российской империи, первый кабинет-министр Гавриил Иванович Головкин; сподвижник Петра I, один из фактических руководителей внешней политикой Российской империи, вице-канцлер и первый кабинет-министр Андрей Иванович Остерман; государственный и военный деятель, ближайший сподвижник и фаворит Петра I, генералиссимус, адмирал Александр Данилович Меньшиков; один из создателей Армейского флота и Российского военно-морского флота, сподвижник Петра I, генерал-адмирал, первый президент Адмиралтейств-коллегии, сенатор Фёдор Матвеевич Апраксин; Синод и духовенство: архиепископ Новгородский (Великоновгородский) и Великолукский Феодосий Яновский, архиепископ Псково-Великолукский и Нарвский, епископ Православной Русской церкви, первый вице-президент Святейшего Правительствующего Синода, проповедник, сподвижник Петра I Феофан Прокопович, епископ Русской Православной церкви, архиепископ Белгородский и Обоянский Пётр Смелич.

Из высказываний Анастасии Кораблёвой о рабочем периоде:

«Для меня лично интересен в работе над картиной тот факт, что она «связала» между собой Петербург, Александро-Невскую лавру и Урал, жителей и прихожан Александро-Невского храма Нижней Салды. Почти каждый персонаж картины написан с наших современников, многие образы родились в процессе работы над совмещением портретных этюдов с натуры с историческими портретными произведениями. Владыка Назарий и Геннадий Александрович Муравьёв тоже присутствуют на картине как мои главные идейные вдохновители в создании полотна».

        

Анастасия Кораблёва выбрала не повторяющийся сюжет, ранее воплощённый на эту тему в картинах П.Т. Стронского и Ф.А. Москвитина, где Пётр Первый подплывает с мощами святого князя Александра Невского на галере к берегу Троицкого монастыря. Художник остановился на торжественном шествии переноса мощей святого Александра Невского с панорамным охватом события многофигурной композицией. В создании композиции были использованы принципы Золотого сечения с гармоничными пропорциями приятными для глаза. В математическом центре полотна — фигура Петра Первого, для динамичности движения чуть сдвинутая вправо, навстречу стоящему, встречающему духовенству. Вертикаль, всё, что по ней расположено, вызывает ощущение устойчивости и силы. Горизонталь – спокойствие и гармонию. По примеру художников эпохи Возрождения головы людей расположены на горизонтальной оси. Сам ковчег, пятно неба исполнены в соответствии с размерами построения схемы Золотого сечения. Профессиональный подход во многом способствовал усилению зримого и эмоционального эффекта многофигурной панорамной композиции.

         Несомненно, Анастасия Кораблёва владеет секретами живописного мастерства, используя полный инструментарий живописца — силу цвета, контрастность форм и цветовой гаммы, акцентируя внимание на жестах и мимике персонажей, передающих общий праздничный настрой. Жанр — сюжетная историческая многофигурная картина, казалось бы, вовсе не женское дело, о чём говорят известные мужские имена. Но молодая хрупкая женщина справилась с этой задачей, тщательно прорабатывая все персонажи и исторические образы с невольным отпечатком совмещённых времён прошлого и настоящего на лицах. Здесь — радость и любопытство, задумчивость, скорбная печаль, тревога, сомнение, вдохновение, напряжение и внутреннее эмоциональное переполнение  от понимания исторически важного момента. В композиционном центре образ Петра Великого с твёрдой  уверенностью во взгляде, с внутренней убеждённостью в правоту и силу святого Александро-Невского, со взглядом в будущее, в наши времена. Образ Петра Великого словно концентрирует витающую над толпой энергетическую силу, ведя немой диалог с духовенством.

         По строению композиции статичные позы духовных лиц справа, усиливая динамику, подчёркивают встречное движение несущих раку с мощами святого Александра Невского, словно на мгновенье остановленное кистью художника. Ритм в картине выявляется в постановке фигур, разнообразных жестов, в наклонах головы, движениях ног, в развивающихся хоругвях, морских знамёнах и парящих чайках.  Точка зрения созерцания картины выбрана так, что у зрителя создаётся впечатление, что он словно свидетель происходящего, находясь вблизи  мальчика, держащего икону, и рядом с гардемаринами. Многоплановость композиции создаёт глубину пространства, которое уводит взгляд в безбрежность беспокойного облачного петербургского неба с виднеющимися в тумане корпусами и мачтами петровских кораблей, с развивающимися от ветра флагами и хоругвями. Колорит в картине выстроен с использованием иконописной  гаммы цветов, с применением многослойных контрастных лессировок основных цветов: красного, синего, жёлтого, с получением дополнительного цвета: оранжевого, зелёного, фиолетового и их интерпретаций, что позволило добиться колористической целостности.  Цветовое пластическое соподчинение в сочетании с многоплановой перспективой создают пластику состояния единого душевного порыва,  чувство народного сплочения, духовного подъёма и праздничного  настроения в ожидании счастливых будущих перемен.

         Художником тщательно отработан и подан «реквизит» исторической реконструкции  — костюм гардемарина и обмундирование моряков (камзол, штиблеты, шляпа-треуголка, бострог, чирики, кафтан), одежда духовных лиц (риза, ряса, омофор, митра, клобук), запрестольные кресты, хоругви с размещёнными на них церковными иконами и празднично оформленные царские  носилки, где по описанию «На крышке ковчега изображена бархатная лазоревая подушка, обложенная золотым позументом и 4 золотых кисти; на подушке находилась «шапка княжеская» малинового бархата, накрест обложенная золотым позументом и опущенная горностаем с серебряным вызолоченным крестом. На подушке лежит крест».

         Ретроспективная живописная подача материала художником осмысляет прошлое через художественное повествование, формируя патриотические чувства. Трепетное чувство прикосновения к прошлому через историческую живопись учит рассуждать, видеть исторические корни современных явлений, помогая лучше понять себя и окружающий мир.

         Можно сказать, что путеводная звезда талантливого многогранного перспективного живописца Анастасии Кораблёвой осветила верный творческий путь, полный вдохновенного труда, мучительных исканий, поражений и побед. Ещё учась в живописном классе Санкт-Петербургского государственного академического художественного лицея имени Б.В. Иогансона при Российской Академии художеств, бывшем СХШ, Анастасия отличалась вдумчивостью, высокой работоспособностью, скромностью и упорной целеустремлённостью к совершенству живописного мастерства. Потенциал художника огромен. После опорной академической базы Анастасия Кораблёва проявляет себя помимо исторического жанра — в анималистике, городском пейзаже, натюрморте, пейзаже, портрете, жанровых и религиозных картинах, уверенно работает как в реалистическом стиле, так и в стиле импрессионизма, с характерными для настроения визуальными эффектами. Всё зависит от формы и содержания картины, эмоционального подхода и тематики.

         Важность художественных реконструкций в современном звучании несомненна, что тождественно материальному воплощению исторической памяти. Масштабное историческое полотно Анастасии Кораблёвой «Торжественное перенесение мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург при Петре Великом 12 сентября 1724 года» вписывается своим содержанием в постоянно-действующую экспозицию исторического центра Александро-Невской лавры, в которой желательно организовать презентацию этого одного произведения с привлечением автора, монашеской братии, историков, художников, искусствоведов и средств массовой информации.

         Историческое полотно органично смотрится с архитектурным ансамблем  Александро-Невской лавры, легендарной святыни Санкт-Петербурга, первого монастыря города, где хранятся мощи Александро-Невского и, по преданию, на хорах пел Пётр Первый. Событие, отражённое в картине, имеет прямое отношение к исторической памяти Александро-Невской лавры, усиливая значимость запечатлённого явления, ставшего для нашей страны символом непобедимости русского духа, духовного единства Руси и олицетворением  счастливого будущего через пережитое историческое прошлое.

Людмила Николаевна Митрохина, вице-председатель Санкт-Петербургской Ассоциации искусствоведов, ООО АИС

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Кто спровоцировал «еврейские погромы» 1903 года?
Новый комментарий от Бузина Олесь
10.11.2025 19:11
История России могла закончиться в 1918 году
Новый комментарий от Советский недобиток
10.11.2025 16:48
От первоапрельской шутки до подводного монстра – один шаг
Новый комментарий от Тюменец
10.11.2025 15:04
Святая Русь – национальная идеология России
Новый комментарий от Победа45
10.11.2025 14:00
Бодрящий пинок Путина
Новый комментарий от Александр Волков
10.11.2025 13:58
В трёх соснах-государствах
Новый комментарий от С. Югов
10.11.2025 12:58