Да будут светильники горящи…

О новой книге фонда «Возрождение Тобольска»

0
39
Время на чтение 5 минут

 

Чудная лампада: старинная поэма. Иллюстрации А.Г. Шибанов. Тобольск: Тюменский региональный общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2024. – 104 с.

 

«Чудная лампада» – старинная поэма, изданная общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска», и обретшая новую жизнь в иллюстрациях Александра Шибанова – художника-графика из Перми.

Именно благодаря огромному труду художника, мы можем прочитать эту книгу, не читая, а просто внимательно – одну за другой – рассматривая иллюстрации. Перед нами раскрывается простая на первый взгляд история – история о нравственном возрождении падшего человека. В каком-то смысле текст в этой книге комплиментарен иллюстрациям, это он дополняет их, а не наоборот.

В своей работе художник продумал всё: от цветового решения, орнаментов и образов, отсылающих читателя к былинам и древним сказаниям до богатого символического наполнения. Здесь нет лишних, незначительных деталей, всё выверено до мелочей. Конечно, не всякий читатель сможет увидеть эти «мелочи», но это и не нужно. Некоторые смыслы и образы так глубоко вшиты в наше подсознание, что считываются помимо воли, находят короткую дорогу к сердцу, минуя ум.

Вначале книги мы видим перед собой разбойника-душегубца «силы страшной, непомерной», и губит он не только других людей, но и прежде всего  свою душу. Голос совести воспринимается им как немощность и слабость. «Будто волки», «разъярённые, как звери», «с звериным криком» – эти разбойники и, более всех, их атаман, так долго кормили свою звериную сущность, что она возобладала над ними.

 

«Не хотите ли в святые

Вы под старость записаться?

Поздно, други дорогие».

 

Так говорит атаман в начале поэмы, но дальше сам опровергает свои слова. Книга даёт нам однозначный ответ: «Нет, спастись никогда не поздно».

Образ раскаявшегося «великого грешника», проходящего путь к спасению, занимает важное место в христианстве. Это архетипичный образ, он понятен и универсален. Удивительно, но именно он гораздо ближе нам, находит больший отклик в наших сердцах, нежели образ изначально праведного человека. Если уж такой душегуб, проливший много крови, может быть прощён, то значит, что и мы, тем более, можем быть прощены, если искренне покаемся. А возможно, дело в том, что герой, сам пройдя нелегкий путь – по сути от зверя к человеку, показывает дорогу к спасению и нам, читателям. Путь этот лежит через раскаяние и искреннее покаяние – это первый шаг, а также через бескорыстное служение людям и, в ключевой момент, готовность к самопожертвованию. Этот путь сам по себе отражает основные постулаты христианской веры, центральной идеей которой является возрождение образа Бога в человеке.

Конечно, вспоминаются и слова из Евангелия о том, что «…и на небе будет больше радости из-за одного раскаявшегося грешника, чем из-за девяноста девяти праведников, которым не в чем раскаиваться.»

Проблема греха и покаяния неоднократно возникает в литературе и находит отражение в самых разных жанрах. А в русской литературе, для которой характерно обострённое нравственное чувство, занимает едва ли центральное место, красной линией проходит через творчество многих русских писателей. Можно предположить, что корни этого явления уходят глубоко в народное сознание, отраженное в том числе в старинных сказаниях, подобно тому, что раскрывается перед нами в «Чудной лампаде».

Символично, что прежде, чем погибнуть от рук атамана, иерей трижды призывает своего убийцу к покаянию, и «…любовь та без границы / Не осталась без посева.» Сама природа подхватывает этот призыв:

 

«В шуме леса, в плеске волн

«Ты покайся» слышит он».

 

Конфликт героя с собственной совестью не даёт ему покоя, отравляет существование. Так или иначе, расплата за совершённые грехи неминуема. Вот только какой она будет? Каким может быть выход из греха, в данном случае – разбойничества? Очень часто этот выход происходит через смерть – либо обычную, либо геройскую, искупительную. Есть и другие варианты – отшельничество, странничество, монашество и наконец, нравственный подвиг. Отметим, что только лишь торжество правосудия, возможно, является выходом в реальной жизни, но не в художественной литературе, где во главу угла ставится, прежде всего, разрешение внутреннего конфликта человека. И именно покаяние является наилучшим путём для грешника.

Мне вспоминаются слова одного священнослужителя, который сказал, что главный грех Иуды вовсе не в предательстве, ведь и Пётр предал своего Учителя, трижды отрекшись, а в том, что он так и не смог поверить в безграничность Божьего милосердия и прощения.

Не случайно в начале поэмы святой старец говорит герою следующие слова:

 

«Не отчайся, но исполнись

В милосердье Божье веры!»,

«Твёрдо веруй: покаянье

Примет Бог с благословеньем.»

 

Помимо раскаяния и молитвы, важно и служение Богу через служение людям. «Да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца нашего, который на небесах (Мф. 5:16)» – говорится в Евангелии. Вот и в поэме мы видим, как «к былому атаману, / Душегубцу и злодею, / Шёл больной, шёл лютый грешник, / Каждый с скорбию своею».

 

Переход от глубокого нравственного падения к святости, показанный в «Чудной лампаде», доказывает безграничность Божьей милости, возможность спасения для самого последнего из грешников.

 

«Мытыря он спас, блудницу

И разбойника на древе».

 

Вот уже и сам герой утешает другого грешника, столь похожего на него самого когда-то, говоря, что «Все мы грешны… /Но Христос надежда наша».

Не случаен и образ лампады, она символизирует Божественный свет, озаряющий души, непрестанную пламенную молитву. Лампада здесь – источник чуда, вдохновение к молитве и добродетели.

Чудную лампаду можно прочитать быстро, буквально за пару минут, однако она подталкивает читателя к серьёзным размышлениям, а красота иллюстраций и, в целом, самого издания располагают к тому, чтобы вдумчиво и внимательно листать эту книгу, рассматривая каждую деталь. 

«Да будут чресла ваши препоясаны, и светильники горящи (Лк. 12:35)». – этими словами напутствует Господь своих учеников. А мы должны помнить, что в душе каждого из нас есть такая чудная лампада, и очень важно, чтобы огонь в ней всегда горел.

Ну а напоследок отметим, что книга вышла в серии «Библиотека альманаха «Тобольск и вся Сибирь», и она, конечно, станет украшением книжных собраний страны.

 

Юлия Линникова, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Возродить стройотряды!
Новый комментарий от Ленчик
11.12.2024 10:29
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Виктор Фролов
11.12.2024 10:10
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Ленчик
11.12.2024 09:53
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Panov Pavel
11.12.2024 09:48
Сирия – всё «по плану» «мирового модератора»?
Новый комментарий от Русский танкист
11.12.2024 09:45
Кто и зачем занижает число жертв нацистских лагерей?
Новый комментарий от Ленчик
11.12.2024 09:44
Люди – главное достояние России? Сомневаюсь…
Новый комментарий от Сергей из НН
11.12.2024 09:39