Чудная лампада: старинная поэма. Иллюстрации А.Г. Шибанов. Тобольск: Тюменский региональный общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2024. – 104 с.
«Чудная лампада» – старинная поэма, изданная общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска», и обретшая новую жизнь в иллюстрациях Александра Шибанова – художника-графика из Перми.
Именно благодаря огромному труду художника, мы можем прочитать эту книгу, не читая, а просто внимательно – одну за другой – рассматривая иллюстрации. Перед нами раскрывается простая на первый взгляд история – история о нравственном возрождении падшего человека. В каком-то смысле текст в этой книге комплиментарен иллюстрациям, это он дополняет их, а не наоборот.
В своей работе художник продумал всё: от цветового решения, орнаментов и образов, отсылающих читателя к былинам и древним сказаниям до богатого символического наполнения. Здесь нет лишних, незначительных деталей, всё выверено до мелочей. Конечно, не всякий читатель сможет увидеть эти «мелочи», но это и не нужно. Некоторые смыслы и образы так глубоко вшиты в наше подсознание, что считываются помимо воли, находят короткую дорогу к сердцу, минуя ум.
Вначале книги мы видим перед собой разбойника-душегубца «силы страшной, непомерной», и губит он не только других людей, но и прежде всего свою душу. Голос совести воспринимается им как немощность и слабость. «Будто волки», «разъярённые, как звери», «с звериным криком» – эти разбойники и, более всех, их атаман, так долго кормили свою звериную сущность, что она возобладала над ними.
«Не хотите ли в святые
Вы под старость записаться?
Поздно, други дорогие». –
Так говорит атаман в начале поэмы, но дальше сам опровергает свои слова. Книга даёт нам однозначный ответ: «Нет, спастись никогда не поздно».
Образ раскаявшегося «великого грешника», проходящего путь к спасению, занимает важное место в христианстве. Это архетипичный образ, он понятен и универсален. Удивительно, но именно он гораздо ближе нам, находит больший отклик в наших сердцах, нежели образ изначально праведного человека. Если уж такой душегуб, проливший много крови, может быть прощён, то значит, что и мы, тем более, можем быть прощены, если искренне покаемся. А возможно, дело в том, что герой, сам пройдя нелегкий путь – по сути от зверя к человеку, показывает дорогу к спасению и нам, читателям. Путь этот лежит через раскаяние и искреннее покаяние – это первый шаг, а также через бескорыстное служение людям и, в ключевой момент, готовность к самопожертвованию. Этот путь сам по себе отражает основные постулаты христианской веры, центральной идеей которой является возрождение образа Бога в человеке.
Конечно, вспоминаются и слова из Евангелия о том, что «…и на небе будет больше радости из-за одного раскаявшегося грешника, чем из-за девяноста девяти праведников, которым не в чем раскаиваться.»
Проблема греха и покаяния неоднократно возникает в литературе и находит отражение в самых разных жанрах. А в русской литературе, для которой характерно обострённое нравственное чувство, занимает едва ли центральное место, красной линией проходит через творчество многих русских писателей. Можно предположить, что корни этого явления уходят глубоко в народное сознание, отраженное в том числе в старинных сказаниях, подобно тому, что раскрывается перед нами в «Чудной лампаде».
Символично, что прежде, чем погибнуть от рук атамана, иерей трижды призывает своего убийцу к покаянию, и «…любовь та без границы / Не осталась без посева.» Сама природа подхватывает этот призыв:
«В шуме леса, в плеске волн
«Ты покайся» слышит он».
Конфликт героя с собственной совестью не даёт ему покоя, отравляет существование. Так или иначе, расплата за совершённые грехи неминуема. Вот только какой она будет? Каким может быть выход из греха, в данном случае – разбойничества? Очень часто этот выход происходит через смерть – либо обычную, либо геройскую, искупительную. Есть и другие варианты – отшельничество, странничество, монашество и наконец, нравственный подвиг. Отметим, что только лишь торжество правосудия, возможно, является выходом в реальной жизни, но не в художественной литературе, где во главу угла ставится, прежде всего, разрешение внутреннего конфликта человека. И именно покаяние является наилучшим путём для грешника.
Мне вспоминаются слова одного священнослужителя, который сказал, что главный грех Иуды вовсе не в предательстве, ведь и Пётр предал своего Учителя, трижды отрекшись, а в том, что он так и не смог поверить в безграничность Божьего милосердия и прощения.
Не случайно в начале поэмы святой старец говорит герою следующие слова:
«Не отчайся, но исполнись
В милосердье Божье веры!»,
«Твёрдо веруй: покаянье
Примет Бог с благословеньем.»
Помимо раскаяния и молитвы, важно и служение Богу через служение людям. «Да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца нашего, который на небесах (Мф. 5:16)» – говорится в Евангелии. Вот и в поэме мы видим, как «к былому атаману, / Душегубцу и злодею, / Шёл больной, шёл лютый грешник, / Каждый с скорбию своею».
Переход от глубокого нравственного падения к святости, показанный в «Чудной лампаде», доказывает безграничность Божьей милости, возможность спасения для самого последнего из грешников.
«Мытыря он спас, блудницу
И разбойника на древе».
Вот уже и сам герой утешает другого грешника, столь похожего на него самого когда-то, говоря, что «Все мы грешны… /Но Христос надежда наша».
Не случаен и образ лампады, она символизирует Божественный свет, озаряющий души, непрестанную пламенную молитву. Лампада здесь – источник чуда, вдохновение к молитве и добродетели.
Чудную лампаду можно прочитать быстро, буквально за пару минут, однако она подталкивает читателя к серьёзным размышлениям, а красота иллюстраций и, в целом, самого издания располагают к тому, чтобы вдумчиво и внимательно листать эту книгу, рассматривая каждую деталь.
«Да будут чресла ваши препоясаны, и светильники горящи (Лк. 12:35)». – этими словами напутствует Господь своих учеников. А мы должны помнить, что в душе каждого из нас есть такая чудная лампада, и очень важно, чтобы огонь в ней всегда горел.
Ну а напоследок отметим, что книга вышла в серии «Библиотека альманаха «Тобольск и вся Сибирь», и она, конечно, станет украшением книжных собраний страны.
Юлия Линникова, член Союза писателей России