Я знаком с творчеством Валерия Викторовича Сдобнякова более двадцати лет. За это время он превратился в крупного публициста, вдумчивого автора литературно-критических статей. Стал известным российским писателем. Но главная его заслуга в литературе – художественная проза. Тут он замечательный художник, многое видящий, понимающий и переживающий. Но главное – могущий это всё переложить на бумагу.
Все произведения, вошедшие в книгу «Танин камень», я читал ещё в распечатанных текстах до их публикации в журналах. Мы обсуждали содержание. Автор с чем-то соглашался, с чем-то нет. Вносил в текст какие-то правки, уточнения.
После этого все произведения В.В. Сдобнякова, сейчас помещённые в книгу, прошли проверку читательским вниманием.
Они опубликованы в альманахе «Тула», выходящем в городе Тула («Танин камень», «Володя», «Разоренное гнездо»), то же самое в журналах «Истоки» (Красноярский край), «Гостиный Двор» (Оренбург) и в других…
И как итог – в уважаемом российском литературном журнале «Москва» в течение двух лет с 2022 по 2023 год в шести номерах опубликованы сразу три повести Валерия Викторовича («Печаль и радость сердца моего», «Шумело море», «Гауптвахта») и три рассказа («Танин камень», «Володя», «Шелехов»). Случай редчайший для литературных изданий такого самого высокого профессионального уровня.
Это может говорить только о том, что мастерство нижегородского писателя стало неоспоримым, а его авторитет русского писателя стал безусловным.
Все перечисленные произведения, кроме, к сожалению, повести «Шумело море» (её Сдобняков почему-то не включил в сборник, и, как мне показалось, что зря, хотя, возможно тут сыграло роль то, что книга по своему объему станет слишком большой), составили содержание рассматриваемой нами книги.
Повесть «Печаль и радость сердца моего» имеет подзаголовок «Ловля рыбы и случаи из жизни в пределах старой Нижегородской ярмарки», который сразу объясняет главное содержание повествования. Это тонкие, лирические воспоминания о детстве. Но не только. Перед нашим взором предстает старый район города, которого теперь уже не существует. Вернее, он существует в названии. Но вместе с прошедшими десятилетиями в нем были «стерты» с лица земли дома и улицы, озера и каналы, среди которых прошло детство героя повести. Здесь не только передан аромат прошлых, давно минувших лет, которые, зачастую, так необоснованно ругают, но, что является, на мой взгляд, самым ценным – сохранен для будущих поколений прошлый, навсегда исчезнувший облик одного из уголков старого, дореволюционного Нижнего Новгорода. И не просто уголков, а топографический и архитектурный мир, тогда ещё оставшийся от знаменитой Нижегородской ярмарки.
Очень доброе и с любовью написанное произведение.
Пронзителен рассказ «Танин камень». Понятно, что и в этом сюжете лежит биографическая основа. Так описать любовь отца к дочери, вспомнить ее маленькой, чтобы исповедально оценить собственные ошибки и несправедливости по отношению к ребенку, дано не каждому. Не случайно по этому произведению создан пронзительный видеофильм режиссером Алексеем Жирновым, где текст рассказа великолепно прочитал известный нижегородский актер, заслуженный артист России А.В. Мюрисеп. Читателям советую непременно этот фильм посмотреть, чтобы понять, какие сильные произведения содержатся в книге «Танин камень». Фильм доступен в Интернете, его на своём ресурсе разместил портал «Русская народная линия».
Повесть «Гауптвахта» переносит читателей своим содержанием во вторую половину семидесятых годов двадцатого века, когда писатель, будучи молодым человеком, проходил службу в рядах Советской Армии. Написанная с юмором, но и с точным воспроизведением множества деталей армейского быта, она захватывает с первых страниц.
Рассказ «Володя» – о судьбе незадачливого деревенского жителя. И это необычный, но столь притягательный характер. Хотя и заканчивается повествование трагично, но финал его всё-таки светел и обнадеживающий. Пьяница, не ведомо почему, в один из дней трезвым вдруг обходит всех соседей и кается в том, у кого что когда-то украл. А на утро те же соседи узнают, что Володя умер. Но незлобивая душа Володи продолжает жить, спасая незадачливого котенка.
Иными словами, перед нами замечательная и высокопрофессиональная книга, написанная настоящим художником слова. Ее появление – истинный подарок для читателей.
Алексей Маркович Коломиец, доктор технических наук, профессор, член Союза писателей России