В архитектонике идеологии, как системы концептуально оформленных идей, находится системозадающая (системообразующая) идея. Мой анализ истории Российского государства на всех этапах его эволюции позволяет утверждать, что такой идеей объективно является Русская идея. На всех этапах истории русская идея была и будет адекватным ответом на вызовы и угрозы бытию России.
Объективность бытия Русской идеи отражена в высказываниях русских религиозных мыслителей:
«Ибо идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» (Вл.С. Соловьёв. Русская идея).
«Меня будет интересовать не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского народа, его идея» (Н.А. Бердяев. Русская идея).
«Россия есть живая духовная система со своими историческими дарами и заданиями. Мало того, – за нею стоит некий божественный исторический замысел, от которого мы не смеем отказаться и от которого нам и не удалось бы отречься, если бы мы даже того и захотели… И все это выговаривается русской идеей» (И.А. Ильин. О русской идее).
Русская идея была осмыслена русскими религиозными философами как Божий замысел о России, о её предназначении в Мире.
Аналогом названного предназначения России для материалиста-атеиста является объективный закон развития России, если следовать установке Карла Маркса: «Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития, – а конечной целью моего сочинения является открытие экономического закона движения современного общества, – не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов» (К. Маркс. Предисловие к первому изд. Капитала).
Русская идея, ориентированная на соборное решение проблем бытия России и Мира, согласно нашему исследованию, эволюционно представлена в трёх модификациях: 1) хранение веры православной до Страшного суда; 2) построение справедливого мира; 3) предотвращение глобальных катастроф и обеспечение социоприродной коэволюции.
Средствами достижения этих целей являются: 1) соборное объединение и защита православных народов от иноверных притеснителей; 2) соборное объединение и защита угнетённых народов от их поработителей; 3) соборное объединение здоровых сил планеты и защита их от врагов рода человеческого, ведущих его (человечество) к гибели (рисунок 1).
Рисунок 1. Эволюция целей и средств русской идеи
Первая модификация русской идеи – хранение веры православной до Страшного суда. Впервые она была провозглашена митрополитом Иларионом Киевским в «Слове о Законе и Благодати» в 1038 г.: «Слово о Законе и Благодати» было прочитано Иларионом 25 марта 6546 (1038) года (по сентябрьскому и мартовскому стилям) на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы на Золотых воротах в Киеве, вечером в Великую Субботу после литургии Василия Великого перед пасхальной утренней службой» (А.Н. Ужанков. «Слово о Законе и Благодати» и другие творения митрополита Илариона Киевского).
Существовало предсказание, что Конец Света наступит, когда Пасха придётся на праздник Благовещения (25 марта). Так вот, в 1038 году Благовещение выпало на Великую Субботу, что было почти точным попаданием. Именно в этот день митрополит Иларион прочитал своё знаменитое послание – «Слово о Законе и Благодати».
Произошло это событие спустя ровно полвека после принятия Киевской Русью православия в 988 г. Иларион в контексте библейской истории историософски изложил эсхатологическую миссию России. Россия удерживала эту миссию до начала XX в., на всех этапах своей истории защищала православную веру как внутри страны, так и вне. Многие исторические события этого периода связаны с защитой православного мира на Украине, Болгарии, Сербии.
Преемственность идеи хранения веры православной до Страшного суда (Иларион Киевский, 1038) воспроизводится в новых формах в критические моменты последующей истории. Новые формы стали ответами на конкретно-исторические вызовы и угрозы бытию России:
1. В «Послании на Угру» (1480) ростовский архиепископ Вассиан Рыло к государю всея Руси Ивану III. Послание было вызвано политическими спорами, возникшими в русском обществе в связи с нашествием ордынского хана Ахмата. Архиепископ Вассиан был обеспокоен известиями о колебаниях Ивана III во время «стояния на Угре» и призвал его к решительным действиям. Божье освобождение Московской Руси от татар он сравнивает с освобождением израильтян от египтян, в связи с этим Московскую Русь называет «Новым Израилем». В 1480 г. завершилось свержение монголо-татарского ига. Русское государство стало суверенным. Началась новая историческая эпоха.
2. В борьбе с ересью жидовствующих и апологии православия в Просветителе» (1492/94) игумена Иосифа Волоцкого. Эсхатологические настроения тревожили русское общество. На 1492 год (7000 год от сотворения мира) был назначен очередной «конец света». Пасхалия была рассчитана только до этого года. Обошлось. К тому же выяснилось, что по еврейскому летоисчислению едва начиналась шестая тысяча, что было отражено в книге астрономических таблиц «Шестокрыл», составленной евреем-астрологом Эмануэлем бар-Яковом. По мнению жидовствующих, это было ещё одним доказательством в пользу их правоты. В церковной среде традиционно считается, что распространение ереси было инициировано неким «жидовином Схарией» (Захарья Евреин, Захарья-Скарья Жидовин) сначала в Новгороде, а затем в Москве в 1470-1490 годах. Это был Захария бен Аарон ха-Коэн, учёный из Киева, привезённый в Новгород Михаилом Олельковичем из Великого княжества Литовского в 1470 году. Захария перевел ряд текстов на иврите по астрономии, логике и философии. Согласно большинству свидетельств, вера Схарии отвергала Святую Троицу и божественный статус Иисуса, монашество, церковную иерархию, православные обряды и бессмертие души. Некоторые приверженцы также исповедовали иконоборчество. C 1480 года ересь проникла в Москву и поразила высшую иерархию русской церкви (митрополит Зосима и его приближенные). Первоначально популярное среди высокопоставленных государственных деятелей и даже при великокняжеском дворе, движение подверглось разоблачением этой ереси со стороны игумена Иосифа Волоцкого и архиепископа Новгородского Геннадия. Русская православная церковь рассматривала иудействующих как еретиков, и два Церковных собора в 1490 г. и 1504 г. осудили их.
3. В провозглашении России «Третьим Римом» (старец Филофей, ок. 1523-1524): «Да вѣси христолюбче и боголюбче, яко христианская царства приидоша в конецъ и снидошася во едино царьство нашего государя, по пророческим книгамъ, то есть Ромейское царство. Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
Формула появилась в Послании монаха псковского Елеазарова монастыря Филофея дьяку М.Г. Мисюрю-Мунехину с опровержением астрологических предсказаний Николая Булева и с изложением концепции «Третьего Рима». Николай Булев, известный публицист, переводчик и врач при великом князе Василии III, любекский немец по происхождению, приблизительно в 1522 г. перевел астрологический «Альманах» Штоффлера, содержащий предсказание о потопе в 1524 г. Перевод попал в руки Федора Карпова и М.Г. Мисюря-Мунехина, каждый из них обратился за разъяснениями к знающим лицам. Для Федора Карпова таким близким корреспондентом оказался Максим Грек, для М.Г. Мисюря-Мунехина – старец Филофей. Оба ответа совпадают в своем отрицательном отношении к астрологии и датируются концом 1523 – началом 1524 г.
«Провозглашение России “Третьим Римом” произошло не от “гордости” или “кичения”, но было формой, с помощью которой она демонстрировала свою верность эпохе первоначального христианства и вселенских Соборов, когда сохранялось единство христианского мира, а также пыталась осознать свое место в мировой истории, положение Москвы в ряду мировых священных центров и церковных престолов после катастрофы 1453 г. Речь шла о миссии, а не мессианизме» (Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (ХV-ХVІ вв.).
«Святая Русь оправдала свою претензию на деле. Она взяла на себя героическую ответственность защитницы православия во всем мире, она стала в своих глазах мировой нацией, ибо Московская держава стала вдруг последней носительницей, броней и сосудом царства Христова в истории – Римом третьим, а Четвертому уже не бывать... Так родилось великодержавное сознание русского народа и осмыслилась пред ним его последняя и вечная миссия. Потрясшее православный Восток падение Царьграда в 1453 г. представилось для русских знамением суда Божия над Вторым Римом. Когда “агарянская мерзость запустения стала на месте святе”, и св. София превратилась в мечеть, а вселенский патриарх в раба султана, тогда мистическим центром мира стала Москва – Третий и последний Рим, а русский великий князь – “новым царем Константином новому граду Константиню – Москве”» (Карташёв А.В. Воссоздание Святой Руси).
Святая Русь – защитница православия во всём мире. Идея была закреплена в Уложенной грамоте об учреждении в России Патриаршества в1589 г.
4. В концепции «Москва – зримый образ Нового Иерусалима» (патриарх Никон в 1656 году). После падения Византии Москва стала одновременно духовной наследницей Иерусалима и императорской наследницей Рима. После падения Константинополя собор Святой Софии перестал быть самым важным храмом для русских, поскольку его заменил храм Воскресения Христова (храм Гроба Господня) в Иерусалиме. Не случайно патриарх Никон построил недалеко от Москвы в 1656 году монастырь, названный «Новый Иерусалим», также известный как Воскресенский монастырь, который был зеркальным отражением монастыря в Иерусалиме. Московское царство в концепции Никона рассматривается в двух ипостасях: с одной стороны, как духовный центр, а с другой стороны, как политический центр православного мира.
«Патриарх Никон устроил под Москвой на реке Истра Ново-Иерусалимский монастырь. Патриарха, как известно, осуждают в 1666 г. Но важно отметить сохраненную им преемственность “русской идеи”, осознание которой началось еще у митрополита Илариона, что Россия – это хранительница Православия до Страшного суда» (Ужанков А.Н. Картина мира древнерусского книжника. Категории русской средневековой культуры).
5. В теории «Православие, Самодержавие, Народность» (С.С. Уваров, 1833): «Народное воспитание должно совершаться в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности». «Триада» официальной народности была первоначально предложена министром образования Сергеем Уваровым в его циркулярном письме подчиненным педагогам от 2 апреля 1833 г. Вскоре это было воспринято императором Николаем I и его окружением и получило широкое общественное признание, громко поддержанное такими интеллектуалами, как Михаил Погодин, Федор Тютчев, и Николай Гоголь. «Триада» стала доминирующей идеологической доктриной Николая I и ответом на восстание декабристов и стремлением восстановить и защитить политические институты Европы, которые были свергнуты в Наполеоновских войнах. Она была популярна среди русских монархистов и поддерживалась основной массой русского общества до начала XX в.
Вторая модификация русской идеи. В Советский период нашей истории на первое место выходит идея социальной справедливости как внутри страны, так и вовне. На протяжении 70 лет существования СССР было во многом устранено имущественное и культурное неравенство населения во всех сферах общественной жизни, сложившееся в сословной Имперской России. Была сформирована новая социальная общность «советский народ». Международная политика, проводимая государством, была направлена на поддержку и защиту всех стран от империализма и колониализма. Способом разрешения противоречий предыдущих стадий исторического развития стали различные модификации моделей социализма с учётом национальной специфики (советский социализм, социализм с китайской спецификой, югославский, кубинский и т. д.).
Переход России на капиталистический путь развития с 1991 г. с одной стороны создал условия для Православного Ренессанса, а с другой стороны возродил социальную несправедливость в масштабах, не уступающих Имперской России. Сегодня Россия в глобальном мире перестала быть Великой державой, потеряла экономическую суверенность, которая была в советский период, теряет государственный суверенитет. Накопившиеся противоречия, особенно в условиях текущей войны объединённого Запада против России, толкают её к краю могилы. Нужны парадигмально новые способы разрешения накопившихся противоречий не только в бытии России, но и всего остального Мира.
Третья эволюционная модификация русской идеи – способ разрешения в первую очередь глобальных проблем современного человечества: экологических, техногенных, социальных, антропологических. Однако реализация этой идеи невозможна, если она не будет опираться на нравственные нормы православия, проявляющиеся в традиционных ценностях, и исторически продуктивных формах социальной справедливости.
Русская идея эволюционно упакована в форму матрёшки. Социальная справедливость не состоится, если не будет опираться на духовные и нравственные основы православия. Несправедливое мироустройство не позволит народам объединиться в общее дело по предотвращению глобальных катастроф и переходу к управлению социоприродной коэволюцией.
Последствия гонения на православную веру в XX в. эхом отзываются до сих пор. Коррозия нравственных ценностей в советский период росла от поколения к поколению, и охватила не только невоцерковленных людей, но и воцерковленных. «На протяжении всего времени после освобождения Церкви все опросы показывают, что мы имеем порядка 3–5 процентов воцерковленных людей. Имеются в виду те, кто причащается раз в месяц или чаще. Это достаточно узкая группа людей» (Емельянов Н., свящ. Сколько в России воцерковленных христиан и почему, 2019 г.). Это создаёт почву для распространения идей ЛГБТ в обществе, феминизма, ювенальной юстиции, абортов, суррогатного материнства, эвтаназии и прочих пороков современного мира, разрушающих традиционные семьи и ведущих к вырождению человечества.
Инвариант русской идеи – объединение народов для реализации истинных ценностей человеческого бытия. Понимание инварианта русской идеи изложено в моей монографии «Циклогенез парадигм русского мировоззрения» (2019). Эта идея провиденциальна. Её следует отличать от квазиидей, подменяющих истинные ценности человеческого бытия ложными. Квазиидеи паразитируют на провиденциальной русской идее и могут искажать её подлинное содержание в мировоззрении как правящей элиты, так и народных масс. Реализация русской идеи осуществляется в функциях сохранения, восстановления, совершенствования и защиты истинных ценностей. Истинные ценности формулируются в православном учении, в учении о справедливом устройстве общественной жизни, в учении о сохранении окружающей среды и устойчивом развитии человечества.
Роль русского народа в реализации русской идеи – быть соборным организатором, объединителем народов как внутри страны, так и вовне, в решении триединой задачи – сохранения человеческой жизни на Земле во всём её многообразии (культурном, этно-национальном, ментальном) на основе принципов справедливости в организации общественной жизни, опирающихся на евангельские принципы любви.
Инвариантом системогенеза русской идеи и миссии русского мира / универсума является объединение и защита той или иной выборки населения планеты от разрушающих общественных и природных сил. Историческими модификациями такой выборки населения являются православные народы, эксплуатируемые народы и всё многообразие народов планеты. В процессе системогенеза масштабы выборки постепенно расширяются до всего населения планеты.
Русская идея – это мечта о соборном единстве человечества, всеобщем братстве народов, о лучшей доле не только для себя, но и для всех. Эсхатология – составная часть русской идеи. Русская идея – это предчувствие общей беды и мысль о всеобщем спасении. Спасение мира любовью, открывающей истину, творящей добро, формирующей красоту. Великая цель русской идеи – это соборное объединение человечества, всемирное единение, которое должно основываться на высокой общности, сложившейся на органическом единстве общего и индивидуального. Всеединство – взаимное проникновение, тождественность частей и целого. Сохраняя своё многообразие, эти части едины друг с другом и со своим целым вплоть до полного совпадения, но и сохранения своей неповторимости. Соборность – это братство народов, искание всеобщего спасения. Все ответственны за всех. Соборность означает коммюнитарность, не знающую как внешнего над собой авторитета, так и индивидуалистического уединения, и замкнутости. Соборность исключает подавление общности личностью и личности общностью. Соборность – это симфония, гармоническая согласованность, всеединство. Соборное единство – единство свободное и органическое, основанное на взаимной любви. Будущее человечества – всеединое существо, при сохранении личности. Мировое единство при сохранении индивидуальности – такова вселенская соборность. Соборность – здоровый принцип организации любой социальной общности: семьи, рода, народа, человечества.
Антисистема русской идеи
Реализации русской идеи в трёх её эволюционных модификациях в современном Мире препятствует деятельность Антисистемы. «Антисистема – системная целостность людей с негативным мироощущением» (Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая степь). Для субъектов антисистемы характерны следующие мировоззренческие особенности: 1) отрицание реального мира как сложной и многообразной системы во имя тех или иных абстрактных целей; 2) футуристическое ощущение времени, при котором будущее считается единственно реальным и ценным, прошлое – ушедшим в небытие, а настоящее расценивается как преддверие будущего; 3) противопоставление себя любой традиции, выраженной в иерархии стереотипов и правил поведения, культурных канонов, политических и хозяйственных норм, традиционных установок для каждого конкретного этноса и передаваемых из поколения в поколение; 4) моральное уничтожение ценностей прошлого.
Первый признак Антисистемы – «отрицание реального мира как сложной и многообразной системы во имя тех или иных абстрактных целей», игнорирование закона Эшби в управлении (Эшби У.Р. Введение в кибернетику). Согласно этому закону, субъект управления по сложности (разнообразию) не должен уступать объекту управления. Объектом управления является сложная социоприродная система на всех уровнях её организации (локальном, региональном, глобальном). Субъект управления будучи неадекватным сложности объекта управления для достижения своих целей неизбежно будет упрощать в своей модели реальную сложность объекта управления, «оскоплять» её в своих интересах. Такая модель упрощённого объекта будет носить механический характер, доступный механистическому мышлению. Соответственно и цели, которые преследует данный субъект будут тоже примитивно-механистические. Такое управление ведёт к кризисам и катастрофам, поскольку в упрощённой модели объекта не учитывает многие потенциальные опасности при некомпетентном вмешательстве в его сложное строение.
Процесс глобализации человечества в XXI в., опираясь на достижения цивилизаций, может идти по двум сценариям: первый основан на принципе единства в многообразии, второй – на принципе единства в однообразии. В геополитике эти два сценария-антагониста проявляются в концепциях однополярного и многополярного мира. Сценарий однополярности в конечном итоге ведёт к потере суверенитета всеми государствами и формированию надмирового субъекта управления с сектантскими целями. Эти цели озвучены в антиутопях XX-XXI веков, различных конспирологических концепциях, публично открыто и между строк различных повесток на XXI в. Наиболее радикально – в концепции необходимости сокращения численности населения до предельного минимума, типа до 500 млн. человек с «благородной» целью сохранения жизни на Земле.
Международное движение транс- и постгуманизма, как часть Антисистемы, ориентированы на замену вида Homo sapiens мутантами, киборгами, искусственным интеллектом. В так называемой «Артилектной войне» конца XXI в. прогнозируется уничтожение многих миллиардов людей (Hugo de Garis. The Artilect War: Cosmists vs. Terrans…, 2005).
Второй признак Антисистемы – «футуристическое ощущение времени, при котором будущее считается единственно реальным и ценным, прошлое – ушедшим в небытие, а настоящее расценивается как преддверие будущего». Такая позиция оправдывает нигилизм по отношению к культуре прошлого и настоящего. Разрушение культурного наследия в обычаях, искусстве, нравственности, ценностях и идеалах, приводит к уничтожению социофонда народа, передаваемого детям и внукам. «Кто хочет навредить народу, тот продвигает безобразное искусство, уродует язык, портит нравы, искажает добродетели, называя плохое хорошим, а хорошее плохим и показывает молодёжи ложные примеры для подражания, главным образом те, которые взывают к низменным инстинктам и влечениям» (Разрушение культуры и утрата ценностей // Война/человечество. Подкаст. Голос «За» и «Против», Выпуск №31/2022).
Третий признак Антисистемы – «противопоставление себя любой традиции, выраженной в иерархии стереотипов и правил поведения, культурных канонов, политических и хозяйственных норм, традиционных установок для каждого конкретного этноса и передаваемых из поколения в поколение». Проявляется этот признак в государственной политике разрушения классической семьи, навязывание через масс-медиа, систему образования и другие социальные институты «альтернативных» моделей жизни, таких как полигамия, однополые союзы, ранняя сексуализация, выбор и смена пола и т.д. «Уже с детского сада ребёнка можно настроить соответствующим образом. Мол, сначала он должен определить свою “сексуальную ориентацию” (читай: “какой вид извращений тебе больше нравится?”). Потом ему объяснят, что онанизм – отличная штука, прекрасно снимает психологическое напряжение. И покажут, как это делать. А потом почему бы не рассказать, что есть такие добрые дяди, которые любят доставлять удовольствие маленьким детям» (Легализация порока. Беседа с детским психологом И.Я. Медведевой, 2014).
Четвёртый признак Антисистемы – «моральное уничтожение ценностей прошлого»: высмеивание целомудрия и поощрение разврата, вместо супружеской верности измена, презрение Родины (эта страна…), сатанизм, сквернословие в публичном пространстве как норма, бесстыдство, цинизм, вседозволенность, узаконенная содомия и т.п. «Сейчас вообще людей приучают к тому, что всегда считавшееся неприличным, непристойным, патологичным следует считать нормальным и чуть ли не эталонным. А на самом деле матерщина – это один из отличительных признаков уголовной субкультуры: наколки, какие-то непристойные жесты, матерная ругань» (Легализация порока. Беседа с детским психологом И.Я. Медведевой, 2014).
Антисистема как рак метастазирует во все структуры общественного организма, обрекая его на перманентную патологию и неизбежную смерть.
Можно назвать целый ряд официальных международных организаций, явно содействующих реализации смертоносной миссии Антисистемы. Все они на слуху. Антисистема сформировала систему отрицательного отбора своих кадров-агентов проводников её интересов на всех уровнях государственного управления во многих странах.
Субъектов проекта Антисистемы узнаем по плодам их: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф. 7:15–17).
Возможно ли выздоровление?
Потребность – рассогласование необходимого и фактического состояния системы. Борьба с Антисистемой начинается с осознания потребности в сопротивлении идеям, концепциям, программам, технологиям и практикам реализации её проектов. Проекту Антисистемы надо противопоставить альтернативный проект здоровых сил планеты по спасению человечества от рукотворных глобальных катастроф, провоцируемых Антисистемой.
Представим образ проекта общего дела противостояния Антисистеме. Субъектами проекта являются менеджеры проекта, профессиональные сообщества, государственные структуры, организации гражданского общества, инвесторы проекта, масс-медиа и волонтёры (таблица 1).
Таблица 1. Методологическая матрица проекта «Общее дело»
Представители каждого народа, каждой страны, каждого государства приглашаются в проект. Современные социальные сети, неподконтрольные Антисистеме, позволят объединиться в общее дело сопротивления «Повесткам дня на XXI век» Антисистемы и выработать альтернативную повестку спасения человечества от глобальных катастроф с переходом на управление планетарной социоприродной коэволюцией. В своих предыдущих публикациях я изложил обоснование «двуполушарного» государственно-общественного управления сложными социоприродными системами, опираясь на закон Эшби и методологию проектирования Общего дела.
Здесь следует добавить особую роль граждан России в проекте общего дела. Это роль проводника русской идеи и миссии России в современном мире.
Выводы:
1. Объективно Русская идея есть системозадающий компонент идеологии Государства Российского на протяжении всей его истории, независимо от степени осознания её субъектами государственного управления.
2. В 1000-летней эволюции русской идеи выделены и описаны её инвариант и вариативность. Вариативность представлена тремя модификациями русской идеи.
3. В модели архитектоники бытия России в XXI веке определена роль эволюционно формируемой триады русской идеи с её целями и средствами реализации.
4. Выделены признаки Антисистемы русской идеи и показаны её (антисистемы) разрушительные действия в современном мире.
5. Предложена методологическая модель построения проекта общего дела сопротивления здоровых сил всех народов планеты действиям Антисистемы, а также названа миссия России в его реализации.
Пищик Александр Михайлович, доктор философских наук, профессор Дзержинского филиала РАНХиГС
5. Концепция
Науки - потому, что значительная часть современного населения России имеет высшее образование и готово воспринимать религию не на инстинктивном, а на аллегорическом уровне (бог - это природа и вселенная, а библия - бесценный и до сих пор актуальный тысячелетний опыт человечества).
Касательно характера русской религии, то это, вероятно, православие, поскольку оно максимально подходит и русскому морозному климату и большому мозгу русского человека. Касательно науки - в 1998г на Алтае разработана математическая онлайн-модель развития земной цивилизации и России. И находится пока "в столе". Модель прогнозирует построение постиндустриальной цивилизации на территории России (то, что в двадцатом веке называли "коммунизмом"). И только (?) на её территории, поскольку она является полюсом холода планеты. Подробнее на altlisek.ru
4. Ответ на 3, Лев:
Кому направлен ваш вопрос: автору или же первому коментатору? Идея "православного единства" всех модификаций "русской идеи" не просматривается в явном виде в собственных утверждениях автора, а однозначно выражается лишь в первом коментарии. Вы отвергает такую трактовку и этим допускаете, что Россия уже 100 лет живет без Божьего попечения, обрекая тем самым ее на скорую гибель. Я не могу принять такую версию. Была направлена автору статьи.
Но отвечу на Вашу мысль. Вы пишите: "В рамках православной логики «русская идея» - это идеология Спасения... 1) на досоветском - как идеология спасения от гибели "русского", православного люда; 2) на советском – как идеология спасения от гибели «трудового народа»; 3) на постсоветском – как идеология спасения человечества от экологической катастрофы."
Не настаивая на своей правоте, все же выскажу свое мнение. Никакой "идеологии" спасения нет. Есть дело Спасителя - спасение людей, и оно совершено Иисусом Христом. И это спасение людей от смерти вечной, а не спасение "от гибели", "от катастрофы"... (Замечу в скобках, что именно "трудовому народу", а не номенклатуре, в СССР не так чтобы очень хорошо жилось). Все попытки выдумать "русскую идею" непродуктивны, когда они не основываются на Христе и не служат спасительному делу Иисуса Христа, которое совершается в Его Церкви. Единственная государственная форма, которая помогает Церкви воцерковлять мир может . и, тем самым, вести к спасению целый народ, это православная монархия (более 1000 лет Константиновой эпохи). И это не праздное утверждение. Скажем, если Вы думаете, что Россия будет спасать мир от экологической катастрофы при президенте - правоверном мусульманине (что не запрещено Конституцией РФ), Вы глубоко заблуждаетесь...
3. Вопрос 2: Кузанец: Разве не по внешней форме, а по сути есть единство между христианством и социалистическо-коммунистической идеи "справедливости"?
Кому направлен ваш вопрос: автору или же первому коментатору? Идея "православного единства" всех модификаций "русской идеи" не просматривается в явном виде в собственных утверждениях автора, а однозначно выражается лишь в первом коментарии. Вы отвергает такую трактовку и этим допускаете, что Россия уже 100 лет живет без Божьего попечения, обрекая тем самым ее на скорую гибель. Я не могу принять такую версию.
2.
1.
Статья довольно убедительно раскрывает процесс развития русской идеологии: емкая по охвату исторического материала и сильная по простоте решения «русской проблемы». Многообещающей в познавательном плане представляется авторская аналогия между логикой исторического генезиса «русской идеи» и строением «русской матрешки», скрывающей за своей внешней формой множество разнообъемных, но качественно созвучных фигур.
Важным достоинством представленной работы является последовательно проведенна мысль о идейном единстве русской истории с ключевой ролью в ней православия как учения о спасении людей от гибели – духовной и телесной. В рамках православной логики «русская идея» - это идеология Спасения, реализуемая на трех этапах русской истории, когда народ русский выступает практическим исполнителем заветов православия: 1) на досоветском - как идеология спасенияот гибели "русского", православного люда; 2) на советском – как идеология спасения от гибели «трудового народа»; 3) на постсоветском – как идеология спасения человечества от экологической катастрофы.