О последних годах жизни кн. Жевахова долгое время почти ничего надежного не было известно. Вместо этого распространилось множество легенд и слухов.
1. Легенды и слухи
В свое время было сказано, что незадолго до своей смерти Жевахов посетил Закарпатье, еще не занятое большевиками, и умер там в 1938 году. В другой раз утверждалось, что накануне Второй мировой войны он переехал в Карпатскую Русь и там скончался. И все же третьи заявили, что последние месяцы жизни он провёл в Закарпатье и умер там в 1946 году (а четвёртые утверждают: в 1949 году).
Совсем другая версия была распространена писателем Петром Паламарчуком после его визита в православную церковь в г. Бари с примыкавшим к ней подворьем для паломников. Жевахов якобы закончил там свои дни в 1938 году (одновременно со своим братом – митрополитом Иоасафом Могилевским, расстрелянным на Соловках) и был тут же при храме святителя Николая погребен. До наших дней сохранился кабинет, где он работал (Паламарчук П.Г. Бар-Град и тайны святителя Николая // Москва. 1996. № 6. C. 191). Есть также версия, что он умер в 1949 году в Бар-Граде (Бари) и похоронен там.
Итальянскому слависту Чезаре Дж. Де Микелис передали устно в Бари в 1990-х годах, что Жевахов умер «к концу 1940-х годов». Это подтвердила дочь Василия Сумбатова (известного поэта, жившего с 1920-х годов в Италии), которая добавила, что он был убит в Риме семьей одного изнасилованного им юноши. (Письмо Де Микелиса ко мне от 3 июня 1996 г.)
После того, как я сообщил Де Микелису, что русский эмигрантский журнал «Новик», изданный в Нью-Йорке в 1947 году, заявил, что Жевахов умер в Вене в 1947 году, он сделал следующее предположение: «Если в начале 1944 г. Жевахов еще находился в Риме, после освобождения города 4 июня 1944 г. его положение должно было сделаться невыносимым. Весьма вероятно поэтому, что он бежал, последовав за немецкими войсками. Жевахов мог, таким образом, присоединиться к казацкой армии, расквартированной в Фриули, под командованием своего ‹друга› Петра Краснова. Установлено лишь, что уцелевшие остатки данной армии [...] нашли пристанище в Австрии [...]. Австрия была пристанищем не только ‹фриульских казаков›, но и многих отставших от своих частей немцев и итальянских коллаборационистов, однако документация, касающаяся первых послевоенных лет, имеет много пробелов. Возможно, таким образом, что известие об исчезновении Жевахова в Вене было передано в Америку с целью скрыть его побег к более безопасным берегам (где он, возможно, и умер в 1949 г.), через тот ‹крысиный канал› (the Rat Channel), который был создан разведывательной службой вооруженных сил США и Ватиканом с целью спасти из рук правосудия нацистов, фашистов и коллаборационистов. Местом назначения Жевахова могла быть Австралия (согласно устной информации, полученной мной в Бари), куда действительно надеялись перебраться казаки Краснова» (Де Микелис Ч. Д. Князь Н.Д. Жевахов и Италия. К истории публикации в Италии «Протоколов сионских мудрецов» // Jews and Slavs. T. 15. Иерусалим-София, 2005. C. 238-239).
С начала 2000-х годов русские энциклопедии говорят, что Жевахов умер в 1947 в Вене в лагере для перемещенных (или депортированных) лиц.
Однако снова появилась странная версия. В разговоре Владимира Тольца с Владимиром Кейданом, который «Радио Свобода» передавало в 2014 году, последний утверждал: «Что касается его [Жевахова] кончины, стало известно в последнее время, что где-то в середине войны он оказался на территории Австрии, а потом перебрался в Закарпатье, где у него было наследственное имение. И там он дожил до прихода Красной армии, которая его не тронула. И он умер в собственном доме приблизительно в 1947 году» (Русский фашист князь Николай Жевахов; https://www.svoboda.org/a/1890856.html).
2. Как это было на самом деле
В 1936 году, после долгих юридических споров, весь храмовый комплекс русской православной церкви с подворьем в Бари был передан городским властям, которые создали в общежитии для паломников детский дом (в 2009 г. Итальянское государство передало храмовый комплекс Московскому патриархату). Жевахов получил огромные отступные за его деятельность в качестве администратора комплекса в течение 14 лет (с 1922 по 1936 гг.) и переехал в Рим. Там он жил по разным адресам (в 1936 г. на виа Марио Пагано, затем до 1941 г. на виа Джузеппе Белли, затем на виа Номентанa и, наконец, с 1943 г. на виа Палермо).
Во время знаменитого Бернского процесса против распространителей «Протоколов сионских мудрецов» (1933–1935) Жевахов находился в контакте с адвокатами и сторонниками подсудимых. Он переписывался с Николаем Марковым (1866–1945), Евгением Брандтом (1889–1961) и Борисом Тёдтли (1901–1944), русским швейцарцем, членом «Всероссийской фашистской партии», а также с Ульрихом Флейшхауэром (1876–1960) и Георгом де Поттере (1875–1951), основателями частного антисемитского информационного и пропагандистского агентства «Welt-Dienst» («Мировая служба») в Эрфурте. Флейшхауэр выступил на процессе в качестве свидетеля-эксперта со стороны ответчиков-антисемитов. В декабре 1934 года Жевахов был вызван подсудимыми в качестве свидетеля. Он хотел доказать, что еврейский писатель-публицист и философ Ушер Гинцберг (1856–1927) написал «Протоколы» на древнееврейском языке. Однако, свидетельское показание не состоялось – все свидетели защиты были отвергнуты председателем суда незадолго до заключительного судебного заседания в мае 1935 г. В 1935 году Жевахов отправился на «Welt-Dienst» в Эрфурт. Там он познакомился с австрийским публицистом Гансом Йонаком фон Фрайенвальдом (1878–1953), соратником Флейшхауэра.
В 1941 году его имя вновь появляется в списке гостей международной конференции «Welt-Dienst» во Франкфурте-на-Майне.
В 1944 году в Риме, оккупированном немецкими войсками, появилось последнее известное сочинение Жевахова – итальянское издание знаменитой «Беседы преподобного Серафима Саровского с H.A. Мотовиловым о цели христианской жизни» (Colloquio del grande Santo Russo Serafino di Sarow con N.A. Motovilow sulle mete della Vita Cristiana. Roma: Stamperia Romana). Предисловие Жевахова датировано: Рим, 21 января 1944 г. Сергей Нилус, первооткрыватель и первый редактор «Беседы», в ней ни одним словом не упоминается.
Еще до вторжения союзников Жевахов бежал из Рима и 10 июня 1944 года прибыл в Вену, где он сначала остановился в элегантной гостинице «Рояль», до тех пор пока 12 августа – видимо, при поддержке своего друга Йонака фон Фрайенвальда – он нашел убежище в доме престарелых (St. Carolusheim) по адресу Гентцгассе 104 в 18-м округе. Когда его приняли в дом престарелых, Жевахов заявил, что родился в Киеве 24 декабря 1880 года (на шесть лет позже его настоящей даты рождения).
29 июля он написал следующую открытку Йонаку фон Фрайенвальду: «29/VII-1944. Уважаемый господин Йонак, я спешу сообщить Вам, что сменил адрес. Сейчас я живу в доме престарелых на Гентцгассе, 104, подъезд II, дверь 80, Вена XVIII, и всегда буду рад поговорить с Вами. Госпожа Е2 как раз подъезжает к дому (Верингерстрассе, рядом с № 60). С уважением Н. Жевахов».
Открытка князя Н.Д. Жевахова от 1944 г.
Жевахов умер там 16 апреля 1945 года в 10 часов утра от пневмонии и сердечной недостаточности. Это произошло всего через несколько дней после завоевания Вены Красной Армией 13 апреля 1945 г. О его наследии ничего не известно.
Информация основана на документах, хранящихся в Коллекции Вайнера (Wiener Collection) Тель-Авивского университета, в Коллекции Б.И. Николаевского в Архиве Гуверовского Института (Hoover Institution) Стенфордского университета, Калифорния, в Архиве современной истории (Archiv für Zeitgeschichte) в Цюрихе, а также на сообщениях директора дома престарелых (St. Carolusheim) в Вене.
Публикуется с любезного разрешения автора. Впервые на русском языке опубликовано на сайте «Проза.ру»