Строго научная реставрация была первой работой Алексея Щусева - храм Св. Василия в Овруче XII века был восстановлен им: кропотливо и мастерски.
Некогда получивший Большую золотую медаль за дипломный проект «Барская усадьба», Щусев необыкновенно чувствовал старину, и, словно погружаясь в её слои, видел то, что было недоступно другим.
Он учился у Александра Бенуа и Ильи Репина; узнав из газет о смерти генерала Д. П. Шубина-Поздеева, пришёл, не заручившись ничьей рекомендацией, к вдове – с готовым эскизом надгробия и убедил её отдать проект ему: молодому, никому не известному.
Награждённый поездкой в Европу, он соприкасается с великими её камнями: они мелькают, завораживая; затем Щусев отправляется в составе экспедиции в Среднюю Азию, и гробница Тамерлана, и соборная мечеть Биби Ханум производят на него то впечатление, что впоследствии помогает в работе, в разработках собственных проектов, в красоте фантазии, становящейся реальностью.
…первая реставрационная работа, была осуществлена с применением новаторским методов: о чём ярко писал Илья Грабарь: великий знаток всяческой старины.
…арки, карнизы, отдельные группы кирпича…
Какие сны снятся архитектуру?
Дворцы, построенные в воздухе?
Или конкретика архитектурных каркасов: рёбер, на которые надо нарастить плоть здания?
С 1901 года он состоял на службе в канцелярии оберпрокурора Святейшего синода – и первый заказ, который получил: было проектирование иконостаса для Успенского собора Киевско-Печерской лавры.
Дух православия входит в его жизнь, наполняя её высотой тайны, и непосредственным соприкосновением с земными вариантами истолкования высот.
Программным произведением Щусева 900-х годов становится церковь в имении Натальевка под Харьковым, и выразительность сей постройки была велика: в той же мере в какой включала в себя красоту.
Творить красоту: так истолковывал Щусев дело архитектуры, и творил её: высокую и рукотворную, заряженную словно небесной энергией, дававшей сгустки сияний.
Архитектурные концепции Щусева были различны: и Казанский вокзал в Москве – при всей его утилитарной нужности и громоздких пропорциях, не сопоставить с парением соборов, созданных по проекту Щусева.
Щусев проходил разные периоды существования страны: он менялся с ними, но советский отрезок его жизни был не менее богат и насыщен, чем предшествующие.
Казалось, он мог бы построить роскошный город: если суммировать сделанное им: город мечты, обретающей в камни гармонию и запредельное звучание.