Шум и громы «Карьеры Артура Уи», зловещий и вещий анализ чудовищной данности…
Николай Губенко познал первый успех после исполнения главной роли в спектакле объединённой мастерской ВГИКа: очевидным стало, какой появился актёр, сколько красок у него в палитре…
Органичное совмещение театра и кино, режиссуры и сценарной работы, озвучивание, общественная деятельность – Губенко, казалось, был необъятен, как вселенная; и обаяние интеллигента, знающего соль жизни, вполне могло сочетаться с жёсткостью, когда нужен нажим, напор, когда стоит отстаивать нечто важное.
…он дебютировал в кино в фильме «Застава Ильича» - нежном и предельно реалистическом шедевре Хуциева, ставшим легендарном, так точно и трепетно передававшем биение и пульсации жизни, что зрители будто становились участниками ленты.
Губенко чувствовал военную тему: плотно, самыми тонкими вибрациями души: и раненый солдат из «Пяди земли», и Бурьянов из «Пока фронт в обороне» подтверждают это; как и Блюхер, исполненный в первом фильме о Исаеве-Штирлице – «Пароль не нужен»…
Точный очерк роли – будто очерчена серебряным карандашом старинного мастера всегда удавался Губенко с той мерой чёткости, что не оставляла сомнений в ювелирном мастерстве актёра.
Роли - из жизни: кино, словно переводящее язык жизни на свой, обещающий долговечность: так звучал, к примеру, фильм «Из жизни отдыхающих», так звучали многие работы Губенко…
«Подранки», «И жизнь, и слёзы, и любовь»…
Простое перечисление развернёт ленты истории советского кино: и каждый, упомянутый, вспыхивает яркими, когда не волшебными огнями, в памяти поколений зрителей.
Н. Губенко был из тех, кто щедро раздаривает себя – ролями, фильмами, сценариями: щедро, как июльский ливень, без остатка, пока смерть не заберёт носителя большого дара, не тронув всего, сделанного им.