А орден так близко был

Из цикла «Сказы-коротышки»

0
443
Время на чтение 4 минуты

О наградах Петрович не думал ни воюя, ни отвоевав. Хотя, конечно, тема эта, какая-то оценочная мерка действий, иногда подкрадывалась, со стороны.

Ну вот произошёл с ним такой случай. Доставляли они с санитаром Дулиным хлеб. Медсанбату и своему хозяйственному взводу. Буханки были чёрные и белые. Белый хлеб полагался только белой кости – офицерам. Кость-то у офицеров была, как и у красноармейцев, рабоче-крестьянская, то есть, конечно, белая, но только в ранговом понимании. А когда в госпитале вылезала, раздробленная осколком снаряда, из-под мягкой обшивки кроветочащей плоти, то оказывалась такой же по цвету что у старшего командира, что у младшего, что у вовсе не командира – одинаковой. А вот хлеб – он точно был разный и по цвету, и по существу.

И соблазнились два бойца, перекладывавшие своими жёсткими руками буханки, цветом и запахом хлеба им не полагавшегося, взяли одну, надломили, присели на какие-то доски-ящики да и стали лакомиться, довоенный вкус вспоминать. А кто-то проходил мимо. И доложил куда следует. Так и так, мол, видел своими глазами. Вызвал наших бойцов командир, капитан, был он цыган, и стал допрашивать, по одному. Сначала – кузнеца Петровича. «Ели, так вашу мать?!» – «Никак нет, товарищ капитан. Не ели!» – «А я говорю, ели!» – «Только нюхали, товарищ капитан. Вкусно пахнет. Но не ели!» Потом ответ держал санитар Дулин. «Никак нет, товарищ капи…» – «Врёшь! Отвечай: ели!» – «…ммм…» – «Признавайся, Дулин. Нашкодил – отвечай!» – «Ммммы совсем немножко, товарищ капитан. Тааак захотелось попробовать… давно не пробовали… последний раз до войны, на Пасху… столько лет прошло… мы чуть-чуть…»

Петровичу командир этот, цыган, потом сказал: «Хорошо, что ты не признался. Не то загремел бы вместе с Дулиным на передовую… Коней бы мне тогда кто ковал? Ценю твои золотые руки».

Через неделю Дулин был убит. На передовой больше двух недель никто не жил. Счастье, если ранение и госпиталь.

Медалей Петровичу несколько штук дали. В наградном листе на медаль «За боевые заслуги» написано:

«За период боевой операции с 16.4.45 г. им лично сделано 18 памятников. Изготовлено для МСБ 120 вёдер, 60 тазов, 40 печек и другой жестяной посуды. Благодаря его старательности раненые и больные всегда были в тепле…».

А вот ордена не досталось. Хотя полагалось. Полагалось, да не положилось. Причина? Так ведь не надо было нюхать белый хлеб. Мало ли, что кость твоих славянских золотых рук не менее белая, чем у смуглого капитана-цыгана. И за то спасибо скажи, что не убили.

Да и другое с благодарностью – себе – вспомни. Что не такой уж безбашенный ты был. Ведь легко мог сгинуть на войне и не по военной причине. В Польше был случай. Заняли наши станцию, на путях цистерна стояла. Постучали. По звуку должно быть – не пустая. Полез наверх один воин, зачерпнул котелком – ура, спирт! Слух сразу захлестнул многих, кто находился поблизости. Хорошо в тот раз обедали, с аппетитом. Только вот стало потом крутить бойцов. По земле катались, выли от боли. А потом один за другим поотходили. 17 похоронили. А Петровичу что-то в этом напитке не понравилось. Запах и вкус – не водка и не самогонка, вонючка какая-то. Потом оказалось – спирт-то спирт, но древесный. Яд по фамилии Денатурат. «Хорошо, я на это не жаден был, не стал глотать», – вспоминал после войны Петрович.

А вы говорите, награды…

Медальки Петрович сложил в трофейную коробку Zigaretten, положил на камин русской печи и никогда не открывал. Даже когда мемориал в селе к какому-то юбилею, кажется, 20-летию Победы, соорудили и собрали на торжество остатки ветеранов, и фотограф из районки их щёлкнул, – Петрович на снимке оказался без украшений. Просто забыл нацепить.

А вот когда умер, тут ему и было воздано с избытком. Не погибнув на войне, жил ещё он долго. Перешагнул черту 90. Дети похоронили, через год поставили общий памятник – матери и отцу. Достойный, гранитный. А потом как-то приехали навестить могилы – а памятников-то стоит два! За одной оградкой. На том и другом – фамилия отца. Второй памятник тоже приличный, мрамор. Но зачем и почему – два? Загадку люди разъяснили. Оказывается, второй камень поставлен солдатами, присланными военкоматом. Было, оказывается, решение Москвы: ветеранам ВОВ, умершим после… кажется, 50-летия от начала войны, памятники ставить за счёт государства. Фамилия Петровича попала в списки, и дальше никто не разбирался – стоит ли уже памятник, не стоит – список есть, решение выполняй. Есть!

Вероятно, этот памятник Петровичу был удвоен самой судьбой потому, что сын Петровича – Миша, погибший под Сталинградом от прямого попадания бомбы, вовсе не удостоился памятника, и пришлось его брату закрыть ненужную повторную надпись на отцовской мраморной стеле керамогранитной фоткой Миши.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Шерстюк
Навстречу летящей бомбе
Сказ о брате
25.06.2019
Вирус незалежности не залеживается
Из цикла «Сказы-коротышки»
16.10.2018
Все статьи Александр Шерстюк
Последние комментарии
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:54
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:40
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:19
Человеческому ресурсу зачем Царь?
Новый комментарий от Могилев на Днепре
09.05.2024 16:03