ПАПУ ЛЮБИТЬ, А ГРЕХ НЕНАВИДЕТЬ
Не так давно ко мне обратилась женщина с 13-летним мальчиком. В их семье горе. Отец – игроман. По закону игорные заведения закрыты, но часто они мимикрируют. Игорная зависимость, если она жива в душе, ее никуда не спрятать. Отец тратит деньги на игру, а семья живет на зарплату его супруги. Но пришла женщина даже не по поводу душевного состояния своего мужа (хотя оно удручающее), а с другим вопросом: как мальчику относиться к отцу? Любить отца, подражать ему, уважать его – сложно, трудно. Едва ли возможно. Ненавидеть – плохо, грешно. Ненависть – плохая почва, на ней ничего не растет.
Мальчика зовут Николай. Мы с ним побеседовали. Я задал ему такие вопросы:
– Коля, когда ты слушаешься маму, помогаешь младшим, делаешь уроки, бываешь справедлив – ты какой?
Коля отвечает:
– Наверное, хороший.
– А когда ты лукавишь, ленишься, опаздываешь, дерзишь – ты какой?
– Плохой.
Я говорю:
– Коля, так ты какой? И хороший, и плохой.
Вот так и каждый человек. Господь не создавал зла. Душа каждого из нас – образ Божий. Каждый человек изначально хорош. А грех, который хозяйничает в его душе, делает человека плохим. То есть, душа порабощается грехом.
С Колей мы говорили долго. В самом конце разговора мы договорились до того, что папу нужно любить, а грех – ненавидеть. Во время нашей беседы я увидел, как эти слова подошли мальчишке, как ключ к замку. Он как-то внутренне упокоился. Наверное, он получил ответ на свой очень острый вопрос. Папу надо любить, а грех – ненавидеть. За папу надо молиться, папу надо жалеть, и относиться к нему с любовью. Вот это важно. Наверное, это формула подойдет во многих случаях: когда отец пьет, когда отец, может быть, слишком жесткий и так далее. Только любовью, только здравым, разумным отношением можно и самому не повредиться и окружающих изменить.
Через пару недель я получил письмо от этого мальчика, в котором он поблагодарил меня за тот разговор. Слава Богу!
ЧУДЕСНАЯ ПОМОЩЬ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ
Эту чудесную, удивительную историю поведала мне пожилая женщина много лет тому назад. Я тогда работал в одной из московских больниц. Там и произошла наша встреча. Вытирая слезы платочком, собираясь с духом женщина начала свой рассказ:
«Мы жили в своем доме: я, муж и трое наших детей. Муж – водитель-дальнобойщик, он был это время в поездке. Дома я была с маленькими детьми одна. То утро было обычным: я хлопотала на кухне, дети играли, занимались своими делами. Вдруг, я увидела в дверном проеме незнакомую женщину. Почему-то вид ее не встревожил моего сердца. Я молча смотрела на нее. Одета женщина была строго, как монахиня, на голове – плат. Он мне показался каким-то особенным. Сразу было понятно, что передо мной духовный человек. Дети подбежали ко мне, но ни страха, ни паники у них не было.
Таинственная незнакомка прошла в комнату и спросила меня:
- Счастлива ли ты раба Божия?
Я растерялась и не нашла, что ответить. Наконец, вымолвила:
- Кто Вы?
Незнакомка ответила:
- Я – Варвара-мученица, - и стала невидимой.
Несколько часов после этой встречи я не могла прийти в себя. Впечатления от увиденного переполняли душу. А потом раздался телефонный звонок и мне сообщили, что муж попал в аварию. Машина полностью разбита, а на нем … ни царапины».
На этих словах моя знакомая зарыдала. Говорить она была не в состоянии. Я сидел рядом молча и молился. Спустя некоторое время мы продолжили разговор.
- Господь явил Вам великую милость, - сказал я женщине, - святая великомученица Варвара предстательствует пред Господом, чтобы человек не умер без покаяния. Известна ее помощь в тяжелейших обстоятельствах жизни. Благодарите Господа за его милость к Вам и усердно молитесь святой великомученице Варваре.
Мне вспоминается пациент, который испытывал выраженный страх смерти после перенесенного инфаркта миокарда. Усилия врачей увенчались успехом. С Божией помощью наш больной поправился, сердце окрепло, но его не отпускал этот мучительный страх. Особенно он усиливался в общественном транспорте, в любом замкнутом пространстве. Мой пациент был верующим человеком и поэтому мне легко было откровенно беседовать с ним. Я, припоминаю, спросил его может ли с ним что-либо случиться без соизволения или попущения Божия. На что он с уверенностью ответил: "нет". "А в таком случае, – продолжал я, – неужели Вы полагаете, что Ваша смерть может стать нелепой случайностью?" И на этот вопрос мой пациент произнёс утвердительное "нет". "Ну так и снимите с себя эту ношу и перестаньте бояться!" – примерно так я ему посоветовал.
В конечном итоге наши размышления свелись к тому, что он "позволяет себе умереть", если так будет Богу угодно. Через какое-то время вот что он мне поведал. Когда страх возник вновь, он внутренне сказал себе: "Моя жизнь в руках Божиих. Господи! Буди воля Твоя!" И страх исчез, растворился как сахар в стакане горячего чая и больше не появлялся.
Передо мной психически больной молодой человек. На прием его привело не ухудшение самочувствия, но желание быть выслушанным, утешенным. Он страдает такой формой психоза, при которой личность остается относительно сохранной. Болезнь как бы проходит на его глазах. Усталым голосом он произнес: «Доктор, мне иногда кажется, что Господь оставил меня, что моя жизнь бесполезна, бесцельна. Я обуза для старенькой мамы, у меня нет работы, пенсии не хватает даже на то, чтобы свести концы с концами...».
Трудный был у нас разговор. Молодому человеку очень тяжело. Он нуждается в помощи. И, конечно, Господь не забыл о нем. На все воля Божия. Надо только веровать в то, что от Всеблагого Господа нам все подается во спасение. Не надо поддаваться унынию. Пред Богом важны не должности и успехи, а вера, смирение, безропотное несение своего креста.
Протоиерей Владимир Воробьев по этому поводу пишет: «Священник должен объяснить человеку, что болезнь душевная – это не позор. Это вовсе не какое-то вычеркнутое из жизни состояние. Это крест. Такой человек чего-то не может делать так, как делают здоровые люди. Но он может смиряться и должен смиряться. Он многого не понимает, но должен слушаться. И если такому больному удастся объяснить, что он должен смиряться, тогда все в порядке. Он обязательно реабилитируется и сможет жить в Церкви благополучно. Для него не закрыто ни Царство Божие, ни жизнь благодатная...
Часто говорят: “А почему вы благословляете пить таблетки? Разве от душевного заболевания можно лечить таблетками? Я вот пришла в Церковь, прошу благодати Божией, хочу, чтобы Бог исцелил мою больную душу. А почему вы посылаете к врачам? Что, благодать Божия не действует?”
Благодать Божия действует, и любого, даже самого больного человека Бог может в одно мгновение исцелить от любой болезни. Хромого может сделать целым, слепого может сделать зрячим, а психически больного может сделать здоровым. Это безусловно. Но почему же Господь не делает этого? Вот ты хромой и хромай всю жизнь. Почему? А потому, что Господь тебя смиряет таким образом, потому, что Богом положен на тебя такой крест. А может быть, ты сам себе этот крест когда-то выбрал.
Надо смиряться. Вот тебе не дано видеть двумя глазами, а только одним. А ты будешь глухой...
Точно так же с любой другой болезнью, и с психической тоже. Господь может тебя исцелить. Но сегодня или, может быть, всю жизнь Он хочет, чтобы ты обращался за помощью к врачу. Это вовсе не значит, что тебе не надо причащаться и что это тебе вместо Причастия...
Духовная жизнь только тогда возможна, когда человек согласится признать истинное положение вещей и смирится, согласится жить с тем крестом, который Господь дал ему».
А вот как поучают нас святые отцы. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Величайшее, постоянное заблуждение нашего сердца, с которым нам нужно бороться непрерывно – во всю жизнь, это – тайный помысел его, будто мы можем быть без Бога и вне Бога где-нибудь, когда-нибудь хотя бы на одно мгновение».
Святой преподобный Никодим Святогорец наставляет нас так: «Больной ли ты или бедный, терпи. Ничего, кроме терпения, Бог от тебя не требует. Терпя благодушно, ты будешь находиться непрерывно в добром деле. Когда ни воззрит на тебя Бог, будет видеть, что ты делаешь добро или пребываешь в добре, если благодушно терпишь, тогда как у здорового дела добрые идут с промежутками. Почему, желая перемены своего положения, ты желаешь променять лучшее на худшее?»…
Вот строки из письма верующего, православного человека, страдающего психическим заболеванием:
"Мне очень помогают молитвы – "Трисвятое", "Отче наш", Иисусова молитва, "Богородице Дево". Когда я читаю молитвы, они как будто сшивают разорванную ткань моего рассудка (между прочим, есть русская сказка про то, как мужик штопал небо). А небо – это разум в человеке. Так что, возможно, мое ощущение, что молитва "сшивает" разум, правильно. Молитва, постоянно повторяемая, восстанавливает здравый рассудок…
Еще – о бредовых идеях и навязчивых мыслях. Их очень трудно победить "в лоб", но можно в обход. Когда я была в больнице в бредовом состоянии, моя мама исповедовалась и заказала отслужить молебен с водосвятием Божией Матери перед иконою "Скоропослушница", и бред оставил меня.
И опять же, когда находят навязчивые идеи, сколько им ни противоречь, хотя и видно, что они безумны, отогнать их невозможно. В них какая-то сила от диавола, они волнуют сердце, действуют не только на ум, но возбуждают и чувство. Но их также можно победить в обход. Я, например, просила помолиться обо мне, и мысли, постоянно вращавшиеся в уме, покинули меня, а это были вопросы, на которые я тщетно искала ответы. Диавол умеет задавать такие вопросы.…
Еще помогает вот что. Надо убрать из дома греховные, соблазнительные предметы, картины, книги. Как говорил кто-то из святых, борющимся с грехом винопития не надо держать в доме винных бутылок…"…
В большинстве случаев психических расстройств уместен и духовный "диагноз". Границы здесь очень прозрачные.
И еще. Мне не раз приходилось видеть душевнобольных людей с большим стажем заболевания, у которых по мере воцерковления по милости Божией проходили различные трудноизлечимые и неизлечимые проявления заболеваний. Молитва, св. Таинства в корне изменяли их психическое состояние. Исчезали упорные бредовые идеи, галлюцинации, в глазах появлялась осмысленность, значительно улучшалось самочувствие. Вместо "маски сумасшедшего" на лице отображалась печать духовности.
Если попытаться мысленно, условно разделить на две группы всех болящих, которым за годы работы довелось оказывать лечебную помощь, и в одну группу поместить верующих больных, а в другую – отрицающих Бога и Его Церковь, то даже клиническое течение заболеваний в этих группах значительно отличается.
Приведу лишь один пример. Как-то я беседовал с одним больным, страдающим весьма тяжелым психическим заболеванием, и когда я было попытался утешить его, то мой подопечный мне спокойно и серьезно ответил: «Доктор! То положение, в котором я нахожусь, самое спасительное для меня». Я был тронут таким его ответом до самого сердца. Конечно, бывают разные заболевания и разные больные, но, повторяю, тенденция, на мой взгляд, именно такова. Да и другой не может быть.
Дмитрий Александрович Авдеев, врач, публицист, член Союза писателей России