Обычно после окончания избирательной кампании накал политической борьбы начинает снижаться. Однако в Боснии и Герцеговине этого не наблюдается.
В Сараево теперь окончательно убедились, что антинатовские заявления нового члена Президиума БиГ Милорада Додика - это не предвыборная риторика, а руководство к действию.
Спокойное и, казалось бы, незыблемое течение в сторону Североатлантического альянса реально было нарушено.
Забеспокоились и в руководстве НАТО, где до этого не форсировали вопрос о членстве БиГ, считая, что Босния у них «в кармане». По своей привычке натовцы, подавая прием в их организацию в качестве высокой награды, выдвигали в этой связи перед боснийцами всё новые требования. Теперь же они заторопились и стали требовать от Сараево срочного подписания плана действий по подготовке вступления в альянс.
М. Додику удалось снять с повестки дня рассмотрение указанного документа, а также заблокировать работу специальной комиссии, занимающейся вопросами взаимодействия с НАТО. Решительность М. Додика объясняется полной поддержкой его курса в Республике Сербской, что подтверждено соответствующим решением Народной Скупщины (парламента) РС. Безусловно, серьёзной поддержкой М.Додику явились и его переговоры с В.В.Путиным во время пребывания российского президента в Белграде.
Бошнякский и хорватский члены Президиума прибегли к откровенному шантажу, угрожая М.Додику, что до тех пор, пока План по НАТО не будет принят, они будут блокировать формирование нового Совета министров БиГ. Расчёт делался на то, что в сохраняющий (до назначения нового) полномочия прежний Совмин входят сербские министры, представляющие оппозиционные партии, стоящие в острой конфронтации к Додику.
Однако, надежды на то, что сербские представители в Совмине в противовес Додику займут пронатовскую позицию, не оправдались. Министры отдавали себе отчёт, что при негативном отношении к НАТО в Республике Сербской, их поддержка вступлению в Альянс будет означать политическое самоубийство.
Так же была предпринята попытка оказать давление на М.Додика со стороны т.н. международного сообщества. Все три члена Президиума БиГ были приглашены в Брюссель, для переговоров по вопросу вступления Боснии в Европейский Союз. При этом боснийцам навязывалась мысль, что вступление в Евросоюз и НАТО взаимосвязаны, а членство в Альянсе откроет дорогу в ЕС. Твёрдая позиция сербского члена Президиума БиГ, заставила руководителей Евросоюза признать, что приём в их организацию не зависит от членства в НАТО. Кроме того, они рекомендовали боснийцам как можно скорее сформировать новый Совет министров.
Дополнительные осложнения в ситуацию внёс лидер ведущей бошнякской партии ПДД (Партия демократического действия) Б.Изетбегович, который потребовал изменить название Республики Сербской, поскольку это нарушает права проживающей в ней других народов. Это дало сигнал для очередной информационной кампании по обвинению сербского энтитета в дискриминации и притеснении бошнякского населения. Эта инициатива представляется неразумной, поскольку название республики закреплено в международном документе - Дейтонском соглашении, заложившим основу для создания государства Босния и Герцеговина. Видимо, Изетбегович надеялся на поддержку Запада, поскольку своё требование он объяснил, в том числе, и тем, что РС является препятствием на пути вступления страны в НАТО. Но здесь, речь идёт об изменении основополагающего документа с самыми непредсказуемыми последствиями. В частности, сербская сторона считает, что данные шаги бошняков могут привести к распаду страны.
В этой связи по инициативе Посла России в БиГ было созвано совещание Руководящего комитета Совета по выполнению Мирного соглашения. Поскольку деструктивный характер предложения Изетбеговича не вызывал сомнения, оно в итоговом документе совещания было охарактеризовано как «неконструктивное и безответственное». В то же время западные представители, имеющие абсолютное большинство в Руководящем комитете, констатировали, что вина за обострение политической обстановки в БиГ лежит на трёх сторонах (т.е. бошняках, сербах и хорватах). Российская сторона, несогласная с этой формулировкой, отказалась подписать указанный документ.
Критика со стороны «верных друзей» раздосадовала бошняков, но не заставила их отказаться от своего плана, реализации которого они намерены добиваться в разных инстанциях, включая Европейский суд по правам человека.
Активность бошняков в определённой мере объясняется кризисной ситуацией в мусульмано-хорватском энтитете - Федерации БиГ. Здесь по причине серьёзных противоречий между хорватами и бошняками спустя четыре месяца после выборов ещё не сформированы полностью органы власти и не утверждён бюджет на текущий год. Стоит отметить, что напряжённые отношения между этими двумя народами являются одной из серьёзных проблем БиГ. Хорваты до сих пор проклинают американцев, заставивших их во время войны объединиться с бошняками (ради создания единого фронта против сербов). Они с завистью глядят на сербов, отстоявших свою республику, и в качестве своей главной цели видят создание третьего энтитета.
Хорватское население всегда по численности значительно уступало бошнякскому. С каждым годом в связи с отъездом хорватов в соседнюю Хорватию эта пропорция увеличивается. Это, в частности, сказывается во время избирательных кампаний, когда бошняки имеют возможность влиять на выборы в органы власти не только бошнякских, но и хорватских представителей. В этом отношении показателен пример выборов в Президиум БиГ, куда на место хорватского представителя избран Ж.Комшич, который тесно связан с бошняками и практически не контактирует с хорватами. В этой связи хорваты зачастую бойкотируют работу властных структур, требуя изменения избирательного законодательства.
На этом фоне спокойная обстановка в Республике Сербской и планомерная работа её органов власти вызывает неприкрытое раздражение в Сараево, чем, во многом объясняется их ошибочная тактика в отношении сербского энтитета. Вместо налаживания сотрудничества они все усилия направляют на поиск или измышление поводов для очернения сербов в глазах международного сообщества, тем самым препятствуя восстановлению доверия между боснийскими народами.