Ко дню памяти великого русского мыслителя Ивана Васильевича Киреевского (22 марта/ 4 апреля 1806 - 12/25 июня 1856) мы переиздаем фрагменты из его дневника (1852-1854 гг.)
Публикацию (в сокращении), специально для Русской Народной Линии (по изданиям: Киреевский И.В. Разум на пути к истине. М.: Правило Веры, 2002. - 780 с.; Киреевский И.В. Избранные статьи. М.: Современник, 1984.- 383 с.), подготовил профессор А. Д. Каплин.
Название - составителя.
+ + +
Дневник
1852- 1854 годы
<1852> <...>
24 августа. - Вера не противуположность знания, напротив, она его высшая ступень. Знание и вера только в низших степенях своих могут противуполагаться друг другу, когда первое еще рассуждение, а вторая предположение. Вера отличается от убеждения разумного только тем, что последнее есть уверенность в предметах, подлежащих одному рассудку, как, например, в вопросах математических; вторая есть убеждение в предметах, одним рассудком не обнимаемых и требующих для своего уразумения совокупного, цельного действия всех познавательных способностей, как, например, вопрос о Божестве и о наших к Нему отношениях. Не только смысл логический, но и нравственный смысл, и даже смысл изящного, должен быть сильно развит в человеке для того, чтобы его ум был проникнут живым убеждением в бытии Единого Бога, Всеблагого и Самомудрого Промыслителя. Из собрания отдельных умственных и душевных сил в одну совокупную деятельность, от этого соединения их в первобытную цельность зажигается в уме особый смысл, которым он познает предметы, зрению одного рассудка недоступные. Потому многое, что для рассудка кажется безпорядочным нарушением его законов, то для высшего смысла ума является выражением высшего порядка.
1854 год
7 марта.- Ровно пять месяцев не писал я в моем журнале. -
В это время произошло для меня лично мало замечательного, между тем как для всего мира очевидно приготовилось зрелище великих событий: война Европы с Россией, которая, если состоится и продолжится, то, по всей вероятности, приведет с собою борьбу и спорное развитие самых основных начал образованности западноримской и восточноправославной.
Противоположная сторона двух различных основ обозначится для общего сознания и, по всей вероятности, будет началом новой эпохи развития человеческого просвещения под знаменем христианства Православного, опирающегося на возрождение племен словенских, до сих пор служивших подножием для господства племен романских и германских и теперь вступающих с ними в равные права, а, может быть, долженствующих господствовать над ними по причине господства их казенного просвещения над просвещением, составляющим характеристическую особенность Западной Европы. -
Замечательно, что гораздо прежде этого вещественного столкновения государств, весьма ощутительны были столкновения их нравственных и умственных противоположностей.
В Западной Европе - ненависть ко всему русскому, в России - ненависть к немцам, стремление к Православию, к словенству и к древнерусскому и общее почти для всех мыслящих людей искание особого православно-русского начала для просвещения, несознаваемого по большей части, но чувствуемого каким-то неясным чутьем.
<...>
20 марта. - Вчера я занят был исповедью и приготовлением к Причастию. Сегодня удостоился счастия сообщиться Святых Тайн.
Любовь к Богу и ближнему еще не составляют христианства, когда она не проникает и не обнимает всего человека.
Покуда человек вполовину христианин, вполовину эгоист, - до тех пор он грязь на пути Церкви к Царству Небесному. Только с той минуты, когда решительное и всецелое обращение сердца к Христу отрезывает все корыстные стремления и внушает волю, твердую до мученичества, - только тогда начинает в душе заниматься заря другого дня.