Необходимость Оглашения

0
878
Время на чтение 6 минут

 

Православная церковь никогда не ставила понимание условием крещения. Более того, она утверждает, что истинное понимание становится возможным только благодаря крещению; оно скорее плод и следствие крещения, чем его условие. [Прот. Александр Шмеман] 

Новою тварью становится христианин в крещении. Из купели человек выходит не таким совсем, каким туда он входит. [Свт. Феофан Затворник]

Человек облекается во Христа. "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" ( ..все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.., Гал.3.27) - поется во время обхождения крещаемыми купели. Принять крещение - значит умереть для греха и ожить во Христе и со Христом.


Одна есть смерть за мир, и одно воскресение из мертвых, образом которых служит крещение. Поэтому Домостроитель жизни нашей, Господь, положил с нами завет крещения, имеющий в себе образ смерти и жизни; изображением смерти служит вода, а залог жизни подается Духом. [Свт. Василий Великий]

Во Христе человек усыновляется Богу: он уже не чужой Ему и " не раб, но сын " (Гал.4.7). 
Дар Божий обновляет человека. Св. Диадох, объясняя силу крещения, говорил, что:


До крещения грех живет в сердце, а благодать извне действует, тогда как по крещении благодать вселяется в сердце, а грех действует извне.

Но "не вливают вина молодого в мехи ветхие", также и 
для Божиих даров необходимо сердце ответственное, жаждущее Бога: "готово сердце мое, Боже, готово сердце мое! " (Пс.107.1).


Дары крещения, - говорил свт. Феофан Затворник, - оправдание и возрождение, запечатлевают собой внутреннейшие изменения, которые должны происходить в сердце приступающего к Господу прежде крещения и которыми собственно полагается основание, начало и зарождение жизни истинно-христианской. Сии изменения суть покаяние и вера, как требовал и Сам Спаситель от всех, приходящих к нему, говоря: покайтесь и веруйте в Евангелие
(Мрк.1.15).

Призыв к покаянию требует не одного только раскаяния через признание себя грешником, но и реального изменения жизни человека: семенам веры нужна подготовленная почва - и тогда быть возрождению. Здесь человеку не справиться только своим разумением и своими силами - необходимо наставление и руководство церкви.


Так как человеку нельзя спастись без Бога, а Богу нельзя спасти человека без человека, то христианская вера учит с одной стороны тому, что Бог соделал для спасения человека, с другой стороны тому, что должен сделать человек для того, чтобы улучить спасение. [Свт. Феофан Затворник]

Различные побуждения могут привести человека к порогу Церкви и


мы, служители Христовы, каждого приемлем

и каждому будем возвещать истины веры,


прежде, нежели приидет Жених душ Иисус и увидит одежды.

Но для крещения основанием являться может лишь одно желание - желание "сочетаться со Христом". Любопытство, дань традиции, угождение кому-либо и иные множественные причины быть этим основанием не могут. Ибо


на брачный пир должно войти в брачной одежде, в светлой одежде целомудрия, иначе же вода тебя примет, но дух не примет. Если ты находишься здесь телом, но не находишься духом, то это безполезно. Приступил некогда к купели Симон волхв, крестился, но не просветился; тело омыл водою, но сердца не просветил Духом; тело входило в купель и вышло из оной, а душа "не спогреблась Христу и не совостала с Ним"
( Кол.2.12; Рим.6.4; 1 Кор 10.2)... Да не дерзнет кто из вас искушать благодать, говоря, посмотрим, что делают верные. [Свт. Кирилл Иерусалимский]

 

Очевидно, что желанию должно предшествовать знание предмета желания. Так и желанию "сочетаться со Христом"


предшествует познание Господа нашего Иисуса Христа или познание устроения спасения в нем. Такое познание есть необходимое условие к рождению веры или точка, с которой начинается образование, ибо как веровать, не зная предмета веры? ... И как уверуют, говорил Апостол, если не услышат от проповедника
( Рим.10.14 ). 

Потому и поставлено у Господа Промыслителя законом: всем всюду проповедовать, да покаются.
(Деян.17.70). Вера от слышания, а слышание от слова Божия. (Рим.10.17). И сей глагол от Апостолов чрез их преемников возглашается теперь во всех концах земли. И вот существенная нужда оглашения сказания общего, спасительного порядка Божия, - необходимость общеизвестности лиц и места, куда должен обратиться за истолкованием возбужденный, чтобы не потерять напрасно возбуждения или чтобы не блуждать с ним по распутиям, истощая бесплодно силы и время. Катехизическое учение должно быть слышимо (и действительно слышится) в Церкви. [Свт. Феофан Затворник]

Актуальность этих слов свт. Феофана, его призыва, в наше секулярное время, как никогда очевидна. Возрождение церковной жизни должно начинаться с тех шагов, которые для входящих в Церковь, являются первыми. Поэтому необходимо обратиться к опыту катехизации и ранних веков и современному, которым Церковь обладает и который умножается. Нельзя оставить без внимания особенности нашей эпохи, ее искушения, соблазны и предрассудки, ослепляющие и делающие нечуствительной душу современного человека. (Искажения, вроде "узаконенного порядка вещей", когда скажем, на работе или в семье налицо компромиссы в области этики, могут быть еще не самыми трудными вопросами, стоящими перед оглашаемыми, в решении которых катехизатору предстоит участвовать в полной мере). Оглашение не может быть делом только желающих в нем участвовать,- это задача и жизнь всей церкви, и, значит, необходимо создание и развитие путей оглашения, необходим серьезный, глобальный обмен современным опытом, необходима опытная и методическая помощь "самодеятельности", часто не представляющей целей и не разбирающейся в средствах. Не преподавание " Закона Божия", но приведение оглашаемого ко Христу - вот цель оглашения, по достижении которой рождается в человеке стремление "сочетаться со Христом ".


Можно крестить человека, который умирает со Христом и оживает с Ним ( ... ) и нельзя крестить человека, который приобрел точку зрения на жизнь, где есть место для Бога, для Христа, для Церкви, для таинств и для других объектов. Вот почему можно было, в разные века, крестить людей с очень разным богатством знания, конкретной, умственно разработанной веры: не в этом дело. Тот, кто умер со Христом, кто ожил с Ним, принадлежит иному миру: тот же, кто только имеет об этом представление и считает, что это достаточно достоверно и убедительно (...) - не христианин еще. [Митр. Антоний Сурожский]

Также и по слову свт. Феофана, " существо жизни христианской состоит в Богообщении о Христе Иисусе Господе нашем ", потому и человек, пройдя оглашение, должен, перефразируя высказывание святителя, войти не в число христиан, но стать христианином. Оглашать - задача важная и трудная. Кто должен это делать? - Предоставим ответить на этот вопрос опять же свт. Феофану.


Кто убежден, что святая вера есть единая истинная, тот не может молчать о ней. Кто любит ближнего своего, всякого человека, искренно и желает ему истинного, прочного и вечного блага, тот может ли удержаться, чтобы не возвестить ему истинного пути ко спасению, открываемого святою верою? Кто любит Бога и ищет славы его, может ли не ревновать, да познают Его и посланного Им Иисуса Христа (
Ин.17.3). Так убеждение в истине, любовь к Богу и ближним требуют, чтобы всякий, знающий веру и имеющий слово, громогласно возвещал всем истинный путь спасения в вере. Тут нет нужды дожидаться власти и прав. Когда душа горит ревностью святою, трезвенною и умоляющей, - возвышай голос. Само собою, разумеется, что преимущественно долг сей лежит на освященных лицах, как на то исключительно учиненных. Но и всякому другому как можно заградить уста, когда он возвещает истину, в которой убежден и которую возлюбил душевно? Позволить проповедовать всякое без разбора убеждение пагубно; но возглашать истину, всемирно известную, Богом открытую, точно и ясно определенную, как неизменное правило для всех людей и во все времена, это и для действующего и для других спасительно. И не только возглашать, но и деятельно заботиться должно об успехах слова истины.

Итак, перед нами христианами, стоит задача - вернуть таинству вступления в Церковь всю полноту его, " для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ". Еф. 4:12-16. 

 

 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Олег Вохмянин
Русская Православная Церковь против законодательных инициатив о «профилактике семейно-бытового насилия»
Выступление на заседании Общественной палаты Свердловской области, посвященном рассмотрению проекта ФЗ «О профилактике семейно-бытового насилия», ( г. Екатеринбург, 19 ноября 2015 года)
22.11.2015
Все статьи Священник Олег Вохмянин
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 08:41
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.11.2024 00:46