Православная церковь никогда не ставила понимание условием
крещения. Более того, она утверждает, что истинное понимание становится
возможным только благодаря крещению; оно скорее плод и следствие крещения, чем
его условие. [Прот. Александр Шмеман]
Новою тварью становится христианин в крещении. Из купели человек выходит не
таким совсем, каким туда он входит. [Свт. Феофан Затворник]
Человек облекается во Христа. "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" ( ..все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.., Гал.3.27) - поется во время обхождения крещаемыми купели. Принять крещение - значит умереть для греха и ожить во Христе и со Христом.
Одна есть смерть за мир, и одно воскресение из мертвых, образом которых служит
крещение. Поэтому Домостроитель жизни нашей, Господь, положил с нами завет
крещения, имеющий в себе образ смерти и жизни; изображением смерти служит вода,
а залог жизни подается Духом. [Свт. Василий Великий]
Во Христе человек усыновляется Богу: он уже не чужой Ему и " не
раб, но сын " (Гал.4.7).
Дар Божий обновляет человека. Св. Диадох, объясняя силу крещения, говорил, что:
До крещения грех живет в сердце, а благодать извне действует, тогда как по
крещении благодать вселяется в сердце, а грех действует извне.
Но "не вливают вина молодого в мехи ветхие", также и
для Божиих даров необходимо сердце ответственное, жаждущее Бога: "готово сердце
мое, Боже, готово сердце мое! " (Пс.107.1).
Дары крещения, - говорил свт. Феофан Затворник, - оправдание и возрождение,
запечатлевают собой внутреннейшие изменения, которые должны происходить в
сердце приступающего к Господу прежде крещения и которыми собственно полагается
основание, начало и зарождение жизни истинно-христианской. Сии изменения суть покаяние и вера,
как требовал и Сам Спаситель от всех, приходящих к нему, говоря: покайтесь и
веруйте в Евангелие (Мрк.1.15).
Призыв к покаянию требует не одного только раскаяния через признание себя грешником, но и реального изменения жизни человека: семенам веры нужна подготовленная почва - и тогда быть возрождению. Здесь человеку не справиться только своим разумением и своими силами - необходимо наставление и руководство церкви.
Так как человеку нельзя спастись без Бога, а Богу нельзя спасти человека без
человека, то христианская вера учит с одной стороны тому, что Бог соделал для
спасения человека, с другой стороны тому, что должен сделать человек для того,
чтобы улучить спасение. [Свт. Феофан Затворник]
Различные побуждения могут привести человека к порогу Церкви и
мы, служители Христовы, каждого приемлем
и каждому будем возвещать истины веры,
прежде, нежели приидет Жених душ Иисус и увидит одежды.
Но для крещения основанием являться может лишь одно желание - желание "сочетаться со Христом". Любопытство, дань традиции, угождение кому-либо и иные множественные причины быть этим основанием не могут. Ибо
на брачный пир должно войти в брачной одежде, в светлой одежде целомудрия,
иначе же вода тебя примет, но
дух не примет. Если ты находишься здесь телом, но не находишься духом, то
это безполезно. Приступил некогда к купели Симон волхв, крестился, но не
просветился; тело омыл водою, но сердца не просветил Духом; тело входило в
купель и вышло из оной, а душа "не спогреблась Христу и не совостала с Ним" ( Кол.2.12;
Рим.6.4; 1 Кор 10.2)... Да не дерзнет кто из вас искушать благодать, говоря,
посмотрим, что делают верные. [Свт. Кирилл Иерусалимский]
Очевидно, что желанию должно предшествовать знание предмета желания. Так и желанию "сочетаться со Христом"
предшествует познание Господа нашего Иисуса Христа или познание устроения
спасения в нем. Такое познание есть необходимое условие к рождению веры или
точка, с которой начинается образование, ибо как веровать, не зная предмета
веры? ... И как уверуют, говорил Апостол, если не услышат от проповедника ( Рим.10.14 ).
Потому и поставлено у Господа Промыслителя законом: всем всюду проповедовать,
да покаются. (Деян.17.70). Вера от слышания, а слышание от слова Божия.
(Рим.10.17). И сей глагол от Апостолов чрез их преемников возглашается
теперь во всех концах земли. И вот существенная нужда оглашения сказания общего, спасительного порядка
Божия, - необходимость общеизвестности лиц и места, куда должен обратиться за
истолкованием возбужденный, чтобы не потерять напрасно возбуждения или чтобы не
блуждать с ним по распутиям, истощая бесплодно силы и время. Катехизическое
учение должно быть слышимо (и действительно слышится) в Церкви. [Свт. Феофан
Затворник]
Актуальность этих слов свт. Феофана, его призыва, в наше секулярное время, как никогда очевидна. Возрождение церковной жизни должно начинаться с тех шагов, которые для входящих в Церковь, являются первыми. Поэтому необходимо обратиться к опыту катехизации и ранних веков и современному, которым Церковь обладает и который умножается. Нельзя оставить без внимания особенности нашей эпохи, ее искушения, соблазны и предрассудки, ослепляющие и делающие нечуствительной душу современного человека. (Искажения, вроде "узаконенного порядка вещей", когда скажем, на работе или в семье налицо компромиссы в области этики, могут быть еще не самыми трудными вопросами, стоящими перед оглашаемыми, в решении которых катехизатору предстоит участвовать в полной мере). Оглашение не может быть делом только желающих в нем участвовать,- это задача и жизнь всей церкви, и, значит, необходимо создание и развитие путей оглашения, необходим серьезный, глобальный обмен современным опытом, необходима опытная и методическая помощь "самодеятельности", часто не представляющей целей и не разбирающейся в средствах. Не преподавание " Закона Божия", но приведение оглашаемого ко Христу - вот цель оглашения, по достижении которой рождается в человеке стремление "сочетаться со Христом ".
Можно крестить человека, который умирает со Христом и оживает с Ним ( ... ) и
нельзя крестить человека, который приобрел точку зрения на жизнь, где есть
место для Бога, для Христа, для Церкви, для таинств и для других объектов. Вот
почему можно было, в разные века, крестить людей с очень разным богатством
знания, конкретной, умственно разработанной веры: не в этом дело. Тот, кто умер со Христом, кто ожил
с Ним, принадлежит иному миру: тот же, кто только имеет об этом представление и
считает, что это достаточно достоверно и убедительно (...) - не христианин еще. [Митр. Антоний Сурожский]
Также и по слову свт. Феофана, " существо жизни христианской состоит в Богообщении о Христе Иисусе Господе нашем ", потому и человек, пройдя оглашение, должен, перефразируя высказывание святителя, войти не в число христиан, но стать христианином. Оглашать - задача важная и трудная. Кто должен это делать? - Предоставим ответить на этот вопрос опять же свт. Феофану.
Кто убежден, что святая вера есть единая истинная, тот не может молчать о ней.
Кто любит ближнего своего, всякого человека, искренно и желает ему истинного,
прочного и вечного блага, тот может ли удержаться, чтобы не возвестить ему
истинного пути ко спасению, открываемого святою верою? Кто любит Бога и ищет
славы его, может ли не ревновать, да познают Его и посланного Им Иисуса Христа
(Ин.17.3). Так убеждение в истине, любовь к Богу
и ближним требуют, чтобы всякий, знающий веру и имеющий слово, громогласно
возвещал всем истинный путь спасения в вере. Тут нет нужды дожидаться власти и
прав. Когда душа горит ревностью святою, трезвенною и умоляющей, - возвышай
голос. Само собою, разумеется, что преимущественно долг сей лежит на освященных
лицах, как на то исключительно учиненных. Но и всякому другому как можно
заградить уста, когда он возвещает истину, в которой убежден и которую возлюбил
душевно? Позволить проповедовать всякое без разбора убеждение пагубно; но
возглашать истину, всемирно известную, Богом открытую, точно и ясно
определенную, как неизменное правило для всех людей и во все времена, это и для
действующего и для других спасительно. И не только возглашать, но и деятельно
заботиться должно об успехах слова истины.
Итак, перед нами христианами, стоит задача - вернуть таинству вступления в Церковь всю полноту его, " для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ". Еф. 4:12-16.