itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Старческое служение

12 февраля - день тезоименитства архимандрита Ипполита (Халина; 18.04.1928 - 17.12.2002), настоятеля Рыльского Свято-Николаевского монастыря Курской епархии

0
833
Время на чтение 7 минут

Воспоминания духовного чада



«Монах - это свет, маяк на скале».

Преподобный Паисий Святогорец

Вехи жизни

Архимандрит Ипполит родился в многодетной сельской семье под Курском в 1928 году. Он был прирожденным монахом. На вопрос, когда появилось желание встать на монашеский путь, батюшка отвечал, что еще в юности дал обет уйти в монастырь: «Душа была не удовлетворенная, чего-то искала. Господь призывает Своих людей служить Себе». В 29 лет он пережил чудо - явление Николая Чудотворца. Святитель произнес: «Вера будет всегда». Святой угодник стал духовным покровителем отца Ипполита на всю жизнь. Монашеский постриг произошел в 1959 году в Псково-Печерской монастыре.

В 1966 году отец Ипполит, в числе пяти монахов этого обители, был направлен на Афон в помощь вымирающему Свято-Пантелеимонову монастырю и вернулся спустя восемнадцать лет. Это была первая поддержка русского монастыря после нескольких десятилетий разрыва связей России со столицей монашества. Батюшка нес послушание казначея, эконома, представлял Свято-Пантелеимонов монастырь в Священном Киноте Афона.

На фото: Афонский период жизни старца - прибытие на Афон, представительство в Священном Киноте

Отец Ипполит рассказывал мне, что жил в келье тогда еще не прославленного старца Силуана, почитал его, молитвенно обращался и получал помощь. За советом ходил к Паисию Святогорцу. Афонский старец напоминал о конечных дерзновенных задачах монашества: «Дело монаха - стать сосудом Святаго Духа. Он должен сделать своё сердце чутким. Всё делание монаха есть любовь, в свой путь он должен выходить из любви к Богу, которая заключает в себе и любовь к ближнему. Монах размышляет о несчастье человечества, его сердце уязвляется болью, и он непрестанно сердечно молится о мире. Так монах милует мир молитвой». Все эти устремления и цели, о которых говорил Паисий Святогорец, отец Ипполит воплотил на родине по возвращении. Он принадлежит к славному поколению «бывших афонских» монахов, участвовавших в возрождении России, однако его духовный опыт уникален.

Свято-Николаевский монастырь

В 1991 году архимандрит Ипполит был назначен настоятелем Свято-Николаевского монастыря Курской епархии, лежавшего в руинах. Как только была восстановлена одна из монастырских церквей, обитель понесла особый крест.

Батюшка имел редкий дар любви Христовой. Господь направлял к нему в монастырь тех Своих чад, которые находились в крайне тягостном положении: освободившиеся заключенные, наркоманы, алкоголики, обездоленные, окаменевшие от горя, отчаявшиеся, надломленные, опустившиеся на дно люди. В обитель стекались скорбь и тяжкие страдания возрождающейся России. Старец постоянно принимал народ: монастырь был похож на большой странноприимный дом. Впервые приехавшую женщину, явно страдающую алкоголизмом, батюшка встретил, как евангельский отец блудного сына. Она упала ему в ноги, он гладил ее по голове, стал бережно поднимать, обращаясь ласково по имени: «...Ты приехала домой, ни шагу из монастыря без моего благословения». Батюшка всем сочувствовал: «Кто-то сам пал, кто-то за грехи рода страдал, кто-то в сети попал, а когда очнулись - опомнились». Людям нужно было время и место укрыться в крепости, держащей вражий натиск, исцелиться, укрепиться в вере, подготовиться к новой жизни.

В Свято-Николаевском монастыре остро ощущалась реальность не просто духовной брани, а ожесточенной и упорной битвы. Батюшка так и говорил, что здесь сила на силу идет. На войне как на войне: главнокомандующий, его штаб, бойцы-новобранцы, мощная техника, раненые, искалеченные, дезертиры, полевая кухня, труженики тыла. И, как полагается на Руси, - Силы Небесные в помощь! Под непрерывным обстрелом старец проводил невероятные операции. Он подхватывал летящих в бездну, вырывал из вражьего плена гибнущие души, исцелял, возвращал их к жизни, силой молитвы менял душевный строй человека. Монастырь был духовной лечебницей.

За всем этим морем страданий старец видел главного врага - сатану, мучающего стадо Христово. Он использовал одно из мощных средств защиты, данное Церкви, молебны о недужных. Батюшка называл их «вычитами», советовал их всем, от всех немощей: «Все сейчас духовно больны». На молебнах было видно, кто стоит за грехами, и с кем мы ведем борьбу. Отец Ипполит обладал редким даром - молитвой изгонять нечистую силу, воздействие его молитв было сильнейшим. «Идет священная война» - говорил старец.

На фото: Молебен о недужных

В обитель приезжало множество паломников. Помню, батюшка был в отъезде, нам разрешили спать на полу, на коврах, матрасах, была почти полная церковь. В полночь - просящий голос: «Братья и сестры, приехал «Икарус» из Белгорода, люди просятся переночевать, подвиньтесь, кто может». Утром мы, дополненные только что подъехавшими паломниками, - в ожидании старца, готовые обрушить на него груз своих тягот. Кроме наплыва мирского люда, батюшка получал письма по несколько десятков в день и откликался на них молитвой. Сейчас опубликована часть из них, и становится ясно: отец Ипполит был погружен в самую бездну народной скорби. Удивительно благодатной была атмосфера монастыря. Развалины, неустроенность, а ощущение, что «Христос посреди нас».

Отец Ипполит в полном смысле подражал Христу, Который ел и пил с грешниками: трапезная была единая для монахов, послушников, трудников и паломников. Он говорил: «Здесь вы любовь кушаете, а не картошечку». Действительно, в монастырский быт было вложено много заботы и трудов. Трапезная оставалась открытой для всех с утра до позднего вечера. Монастырь помогал людям, которые влачили в то время полунищенское существование. Такая щедрость не от излишеств - это была жертва. Деньги на восстановление собирали по крупицам, с мира по нитке; в провинции 1990-х годов это - непростое дело. Заповеданные нам страннолюбие и жертвенность были особыми дарами отца Ипполита и создаваемой им обители. По его благословению на новых местах основывались монастыри. Было создано несколько скитов, которые отец Ипполит считал филиалами Свято-Николаевской обители. Старца любил православный народ Кавказа, называя апостолом Алании и Северного Кавказа. О духовной связи отца Ипполита и народа Алании снят фильм «Старец».


На фото: С братией

Духовные таланты старца

Господь наделил отца Ипполита дивными дарами для старческого служения. Старец Паисий говорил, что «человек духовный - весь одно большое сострадание. Он ставит себя на место человека, находящегося в трудном положении и сострадает ему самым естественным образом, утешает. Любовь - это значит выслушать с состраданием чужую боль. Любовь - это сострадательный взгляд и слово, сказанное человеку в тяжёлую минуту. Любить - значит разделить его горе, упокоить в трудностях. Любить - это принять от него грубое слово». Сказанное преподобным Паисием является описанием отношения отца Ипполита к своей пастве: терпел, сострадал, утешал. Батюшка говорил, что когда душу рвешь за ближнего своего, когда сердце рвешь, то это твоя херувимская песнь; служа ближнему, послужишь Церкви. Учил, что молитва должна совершаться с болью, она должна быть растворена слезами, только страдалец лик к лику и глаза в глаза говорит с Богом, он просит за тех, о ком болит сердце. Батюшка советовал: «Не говори языком, говори сердцем, тогда тебя услышат». Часто напоминал, что следовать за Христом - значит идти по Его окровавленным следам: мы должны подражать Христу, призваны пройти Его путь через Крест, через Голгофу.


Батюшка имел дар утешения. Он переплавлял горечь жизни в дух надежды и воодушевления. Его слова были кратки, но в них чувствовалась убедительная правда, вдруг прояснялась ситуация, снимался гнет безысходности, и возникала радость. Архимандрит Кирилл (Павлов) говорил, что отец Ипполит - самый добрый батюшка на земле. Помню, как в трапезной после обеда трудница подошла к нему, упала в ноги; было видно, что он - ее последняя надежда. Во всем батюшкином облике появилось сострадание: в выражении лица, в том, как он помогал ей подняться, как что-то говорил утешительное от сердца к сердцу.

Старец Паисий Святогорец отмечал, что если болеть и беспокоиться о других, то весь мир видно, как на рентгене, появляется «духовный телевизор». Для батюшкиной прозорливости не было преград пространства и времени. Можно было сказать несколько слов, и он сразу понимал положение, в чем трудность, и выносил свое веское слово. А иногда достаточно просто подойти и ответ на мучающий вопрос у него готов. Он видел по своему «духовному телевизору» то, что происходит с чадами, находящимися далеко от него, молитвенно откликался на события, сложности их жизни - любовь упраздняет расстояния. Молитвам таких подвижников внимает Бог и наполняет жизнь милостью и чудесами.

Отец Ипполит обладал даром исцеления. Выздоравливали страдающие от параличей, бесплодия, онкологии, эпилепсии, наркомании, алкоголизма, СПИДа и других болезней. Были случаи, когда паломники видели старца в лучах Фаворского света. Он был удостоен посещения Божией Матери. Рассказывал, что на все Богородичные праздники Она является в золотистом сиянии.


Когда старца спрашивали о глобальном, о судьбах России, он говорил о двух направлениях будущего. Весь мир идёт к концу, но в этом неизбежном ходе открыта и противоположная тенденция, созидательная, в которой «все только начинается». Батюшка очень любил свою распятую Отчизну, с радостью благословлял и малые дела во имя ее возрождения. Даже на Афоне он остро чувствовал свою неотделимость от родины. Батюшка вспоминал, что там тосковал по России, выйдя на берег моря, печально смотрел в ее сторону, молился, плакал и пел русские песни.

Кончина старца

Последние две недели жизни для старца были мучительны: случился инсульт, паралич, он впал в кому. В его келье мироточила и кровоточила икона Спаса Нерукотворного. Когда к умирающему подошел верный собрат монах и разрыдался, батюшка приподнял руку в благословении. Даже в таком тяжелом состоянии он откликнулся на скорбь. Хоронили отца Ипполита в Николин день. Господь утешал собравшихся: накануне похорон вокруг луны сияла кольцевая радуга, в сам день погребения радуга окружала солнце, а на 9-й день после поминальной панихиды замироточил деревянный надгробный крест старца.

Об архимандрите Ипполите издано несколько книг: «Самый добрый батюшка на земле», «Звезда утренняя», «Послушник в стране Святителя Николая», «Крылья любви», созданы фильмы. Собран большой материал воспоминаний, свидетельств о чудесной помощи старца. Они, как штрихи, воссоздают образ монаха, достигшего высокой степени совершенства. Важно напоминать о трудах и подвигах, которые подъемлют дерзновенные монахи, чтобы приблизиться к Богу; нам в помощь и назидание: отец Ипполит - «маяк на скале».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Надежда Шелепова
«От отца Ипполита никто не уйдет без духовного плода»
К 90-летию со дня рождения архимандрита Ипполита (Халина)
11.06.2018
Исполин духа
К 90-летию со дня рождения архимандрита Ипполита (Халина)
17.04.2018
Все статьи Надежда Шелепова
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30