«Русь еще жива! Русь еще поет!»

Впечатления об участии в Иринарховском крестном ходе

0
1200
Время на чтение 8 минут

Текст, который вы собираетесь прочитать, - всего лишь фрагменты впечатлений, родившихся во время Иринарховского крестного хода 2015 года. Думаю, что у каждого, прошедшего тем путем, запечатлелась в памяти своя уникальная картина события, которой он может дополнить мои слова.

 

«Сестрички! Какое счастье - крестный ход уже завтра!» - хлопала в ладоши от радости Даша, укладываясь спать в гостиничной келье Варницкого монастыря. А мы, тогда еще неопытные паломницы, не могли ощутить такого же восторга от предстоящего события. Конечно, мы знали о существовании такой традиции, но пока крестный ход был для нас чем-то таинственным, неведомым...

Принять участие в 19-м Иринарховском крестном ходе с Донской земли нас отправилось 32 человека: клирик храма Всех Русских Святых Ростова-на-Дону священник Михаил Литвинов с семьей и прихожане храмов Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Шахт и Краснодара. Причем больше половины собирались пройти этот путь впервые. Посетив перед Борисоглебом еще несколько святых мест, разве могли мы тогда предположить, что ближайшие пять дней станут для большинства из нас главным событием лета 2015 года? Поэтому, скромно порадовавшись вместе с нашей Дашей, мы уснули, чтобы набраться сил для грядущего дня...

 

 

Первый день Иринарховского крестного хода, по традиции, начинается с Божественной Литургии в соборе Борисоглебского мужского монастыря. К этому времени старинный русский поселок уже полон народу, который все продолжает прибывать. Кто-то добрался сюда пешком из соседних городов и сёл, кто-то приехал издалека. Но самое главное - стоит приблизиться к стенам обители, как тебя вдруг охватывает чувство чего-то родного, домашнего. Тогда еще оно не было таким явным и до конца понятным, как сейчас. Думаю, все знакомы с русскими сказками - из книжек ли, из голоса мамы перед сном, - и образ Руси так или иначе отпечатался в нашем сердце с теми сказочными текстами. И вот, находясь среди множества паломников, которых объединяет русская православная вера, стремление постичь ее, очистить в своей душе, стоя бок о бок с незнакомыми, но родными тебе по духу людьми, ты вдруг вспоминаешь этот образ Родины - любимой, родной, может быть, забытой... На первой в твоей жизни «крестоходной» Литургии чувство это еще не так сильно, но оно рождается, чтобы положить начало чему-то новому и очень важному в душе. Вот он храм, такой русский, старинный, наполовину разрушенный; священник, совершающий каждение в скромном, далеко не новом облачении; вот наш отец Михаил готовится принимать исповедь. И вдруг возникает желание скорее исповедаться, очистить свою душу хотя бы от того, в чем ты уже сейчас готов раскаяться, и пойти в крестный ход с легким сердцем.

Заканчивается Божественная Литургия, подходит время первого совместного обеда. Стоя в очереди за своей порцией чего-то очень вкусно пахнущего, время от времени слышишь: «Ой, это вы!? Вы приехали! Какое счастье!? Вот и год прошел...» - и улыбки, улыбки, улыбки...

 

 

После обеда я впервые обратила внимание на высокого священника, сидящего на траве и окруженного со всех сторон детьми, которые прыгали на него с разбегу, обнимали, прижимались. «Многодетный, наверное, батюшка», - подумала я.

 


 

Отец Игнатий, как оказалось, - иеромонах, насельник Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря города Ростова Великого. А его спутники - воспитанники детского летнего лагеря села Красново. В 2001 году батюшка как-то уделил внимание детям, прибегавшим в монастырь из любопытства. Вскоре этих детей стало больше, они приходили к отцу Игнатию каждый день, и дошло до того, что его вместе с юными друзьями чуть не выгнали из монастыря.

«Меня все стали ругать - что, мол, детей тут развел. Они нарушают монастырский уклад, кричат, мешают. Тогда-то я и решил идти с ними в крестный ход», - рассказывает батюшка.

14 лет назад, по воспоминаниям священника, чтобы принять участие в крестном ходе, требовалось гораздо больше мужества и решимости: «Не было полевой кухни, не было спальных мешков, только коврики и одеяла, 7 палаток армейских, в которых помещается 40 человек, и больше рассчитывать было не на что - все очень экстремально. Сейчас-то комфорт такой! На худой конец такси вызвал и уехал, а раньше было страшно, особенно с детьми».

 

 

А воспитанников отца Игнатия крестоходцы любят, всегда стараются им доброе слово сказать, угостить чем-то. Сейчас в лагере (который батюшка шутя называет детским концентрационным лагерем «Лесная колючка») насчитывается от 20 до 35 человек. Из взрослых - только отец Игнатий и повар. Помощь нужна во всем. Так что, если кто-то хочет ее оказать, можно позвонить по телефону 8-905-636-77-10 и предложить свою поддержку.

 

Но вот все приготовления окончены, силы собраны, рюкзаки заняли свои места на спинах готовых к молитвенному шествию паломников. Отслужен первый молебен, заупокойная лития, и крестный ход двинулся от стен древней обители к первой остановке. Чудом среди огромной толпы мы находим нашу дорогую Дашу с супругом Андреем.

 

 

Для них это уже четвертый Иринарховский крестный ход. Начинали они его еще в статусе жениха и невесты, а сейчас это православная семья, которая стремится часть своего отпуска неизменно посвящать тому, чтобы в едином молитвенном настрое вместе с остальными паломниками пройти путь от Борисоглеба до села Кондаково.

 

 

Первые шаги крестного хода - как первые славословия утреннего правила. Собираешься с мыслями, стараешься привести их в порядок... и вдруг слышишь слова молитвы, которая в ходе всего шествия становится частью тебя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас!» - поют звонкие девичьи голоса, и им вторят уверенные голоса молодых людей, многие из которых, как и девушки, одеты в русском стиле. Эта молитва не только помогает не отвлекаться на разговоры в пути, но она будто несет тебя вперед, заставляя забыть об усталости, палящем солнце или проливном дожде.

 

 

Крестоходцы выходят на просторную местность, и тут взгляду открывается поистине незабываемая и ни с чем не сравнимая картина. Огромная вереница людей, чем-то очень похожих друг на друга, бодро шествует вслед за хоругвями, знаменами и иконами и неустанно поет: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас!» Кто-то идет один, кто-то группой, взявшись за руки, кто-то чуть в стороне, опустив голову... «Вот она, Русь! Вот она, моя Россия! Моя настоящая Родина, которую я хочу любить несмотря ни на что!» - и снова что-то очень важное рождается в сердце и проливается слезами неведомой до той поры радости! «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас!»...

Я не буду описывать подробно все дни нашего духовного похода. Каждый приходит сюда со своими чаяниями, скорбями и радостями, и каждый по-разному совершает свой маленький духовный подвиг, сражаясь с искушениями и преодолевая препятствия. Главное, как говорит уже знакомый нам иеромонах Игнатий, это собраться и пойти. Все остальное тут само осознается и понимается. «Здесь просто можно в чувства прийти. Если ты отчаиваешься, то, придя сюда, понимаешь, что Русь еще жива... Здесь увидел я нормальную жизнь - полные русские семьи, где родители друг с другом в ладу, а дети их слушаются. Так бы все лето и ходил в крестный ход, чтобы общаться с таким семьями», - улыбается батюшка.

 

 

С Машей из Москвы я познакомилась уже в последний день у колодчика святого Иринарха Затворника. Девушка в крестном ходе уже 13-й раз. Впервые пройдя этот путь в 4-летнем возрасте, она стала свидетельницей того, как эта традиция возрождалась и крепла: 

 

 

«Я прекрасно помню этот источник, в котором была только купальня и крестик, больше ничего. И на моих глазах почти все возрождалось. А когда ты идешь в крестном ходе, ты чувствуешь единение русского народа. Такое сейчас редко бывает. А еще ты молишься, молишься, молишься... Я стараюсь идти всегда с клиросом. Некоторые спрашивают, как получается быстро идти, петь и не уставать. Просто ты вливаешься в этот поток, и он сам тебя несет. Наверное, просто помощь Божья».

 


 Наш приходской батюшка - отец Михаил Литвинов, опытный ростовский крестоходец, - в Иринарховском крестном ходе впервые. «Самое яркое впечатление - делится батюшка, - это ощущение пасхальной радости. Каждый день освящается Божественной Литургией, как и на Светлой седмице, каждый день паломники на вечерней службе, многие читают последование ко Причастию и приступают ко Святой Чаше на Божественной Литургии. Светлые, приветливые лица. Трудность пути, дождь, раскисшая дорога, палящее солнце - все это людей не огорчает. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, о всем благодарите...» Так близки, понятны и так реальны эти слова - хотя бы на короткое время!

Дети - это особая тема! - восклицает отец Михаил. - Их великое множество. В кроссовках, сланцах, босиком... летают взад-вперед колонны. Продвигаются на колясках, на родительских руках, на шее... Некоторые с котятами, щенками. За пять дней крестного хода всего 3-4 раза слышал детский плач. Вспоминаются слова: «Если не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное».

 

 

Игумен Борисоглебского монастыря Иоанн (Титов), сияющий, как солнышко, за время крестного хода бессчетное количество раз проходит от головы колонны до ее хвоста и обратно, кропит всех святой водой, заходит по дороге во дворы, где выстраиваются жители, встречая крестоходцев хлебом-солью! Всякий раз, глядя на светлую улыбку отца Иоанна в течение всего пути, мы поневоле забывали о своих горечах и радовались духовному единению, которое даровал нам в те минуты Господь.

 

 

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас!» - в последний день крестного хода хочется запечатлеть каждый звук этой молитвы в своем сердце, запомнить каждую травинку, каждую колючку, попадающуюся на пути. И вот она, пятая Божественная Литургия, водосвятный молебен на колодце преподобного Иринарха, последняя совместная трапеза - и дорога домой, сопровождаемая грустью и радостью одновременно. Грустью - потому что все так быстро закончилось, а радостью - потому что именно с этим чувством, вспоминая светлые минуты этой недели, мы будем ждать следующего года, чтобы уже вместе воскликнуть: «Сестрички! Какое счастье - крестный ход уже завтра!»

 

 

У.Р.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: «Русь еще жива! Русь еще поет!»

подскажите, когда был крестный ход?
Neppa / 28.08.2015, 10:17
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ульяна Романенко
«Можно проиграть сражение, но надо стремиться выиграть войну»
Беседа с руководителем отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Ростовской-на-Дону епархии
17.08.2015
Все статьи Ульяна Романенко
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22