25-го июля исполнилось бы 84 года великому русскому писателю, кинорежиссеру, актеру Василию Макаровичу Шукшину. Совсем недавно, в Алтайском крае завершился ХV Всероссийский Шукшинский кинофестиваль, председателем жюри которого стал режиссер-документалист, лауреат Государственной премии, заслуженный деятель искусств России Владимир Эйснер.
- Владимир Эвальдович, как Вы оцениваете программу фестиваля этого года?
- В конкурсную программу вошли 7 картин. Это не так много, но все фильмы достойные - это картины, которые вышли в широком прокате и завоевывавшие зрительское признание - «Легенда №17» Николая Лебедева, «Гагарин. Первый в космосе» Павла Пархоменко, «Частное пионерское» Александра Карпиловского. Неплохая картина была из Казахстана - «Земля обетованная» Сламбека Таукелова о так называемом Великом Джуте- «голодоморе» в Казахстане. Но лидером фестиваля, по мнению жюри, стало 3 картины - «В тумане» Сергея Лозницы, «Если все...» Натальи Беляускене и «Дочь» Натальи Назаровой и Александра Касаткина. В результате, впервые в истории фестиваля главный приз был вручен сразу двум картинам - «Если все...» и «Дочь», а лучшими актерами стали Владимир Свирский («В тумане») и Мария Смольникова («Дочь»). Не могу сказать, что у нас были разные мнения о том, какие фильмы получат призы. В принципе, все жюри пришло единогласно к этому решению.
- Почему отметили именно эти фильмы?
- Например, фильм «Если все...», снятый, кстати, в Армении, и даже номинировавшийся на «Оскар» от этой страны, на мой взгляд, наиболее отвечает именно «Шукшинскому фестивалю», и в какой-то степени переплетается даже с творчеством Василия Макаровича. Потому что в этом фильме есть все: и юмор, и добро, и трагедия героев картины, которые едут на место гибели отца девочки, которая приехала посадить на его могилу деревце. Сюжет трогает, и люди не остаются равнодушными.
В фильме «Дочь» меня покорила игра актрисы Маши Смольниковой. У этой молодой девушки, надеюсь, будет большое будущее. Сам фильм также отличается глубокой, искренней атмосферой. Несмотря на «тяжелый» сюжет - в фильме говорится о маньяке, который в небольшом провинциальном городе убивает молодых девушек, картина абсолютно не «чернушная». Фильм имеет интригу, героиня проходит через нравственные испытания, но внутренний свет, позитив, который героиня несет в душе находит отклик у зрителя. В этом большая заслуга режиссеров фильма.
- Впервые в этом году на фестивале вне конкурса были показаны документальные фильмы, в том числе и Ваши...
- Это замечательно, что на фестивале впервые за пятнадцатилетнюю историю устроили показ документальных фильмов. На следующий год говорят, что это уже будет в конкурсе. И это очень хорошо, потому что много документальных фильмов соответствуют тому нравственному идеалу, о котором и говорил Шукшин, и который является девизом этого фестиваля: «Нравственность есть правда». В этот раз были показаны фильмы по теме «Герои Шукшина на документальном экране», без привязки к году выпуска.
Нельзя сказать, что герои этих фильмов - чудики, это не так, потому что это фильмы о людях, которые живут вокруг нас, живут вместе с нами, и стоит только внимательнее присмотреться и увидеть в них все доброе и хорошее. В этом и заключается одна из задач режиссера-документалиста, когда он общается с реальными людьми, а не с актерами.
- Расскажите о своих документальных фильмах...
- Я могу сказать, что уже давно работаю в кино. Я в 85 году окончил ВГИК и уехал в Иркутскую киностудию, там поработал, а потом переехал в Новосибирск, и с тех пор работаю там. Я снимаю без какой-либо привязки к конкретным регионам, то есть у нас и выбор очень широкий.
Фильмы, которые я делал, они самые различные. Есть картины, основанные на музыке, на разнообразных шумах, есть публицистические фильмы, есть фильмы-портреты, кино-расследования. И это всегда было мне интересно, потому что зацикливаться на одном проекте я не могу. Кто-то наоборот говорит, что хочет всю жизнь снимать один фильм. Но у меня так не получается.
- Не хотели бы попробовать себя в игровом кино?
- Да. Совсем недавно я подал заявку в Фонд кино на финансирование игрового проекта. История моя - это детективная комедия. О будущих проектах говорить тяжело, потому что неизвестно, что получится.
- Расскажите более подробно о Новосибирской киностудии и киноиндустрии, о Вашем регионе вообще.
- Дело в том, что документально кино, да и все кино вообще, сейчас переживает не самые лучшие времена, и проблемы возникают одна за одной. Главная проблема, конечно, это проблема финансирования. В регионах раньше можно было делать заказные фильмы, для того, чтобы жить, но теперь и это стало невозможным. Теперь вся надежда на Минкульт, куда мы подаем заявки. И на гранты. В целом, документальное кино сейчас переживает тяжелое время, и это не только в Новосибирске, это вообще во всей стране. Киностудии, которые существовали в советское время, а их было шестнадцать по всем регионам, это и Саратовская киностудия, и Ленинградская, Свердловская, Новосибирская, много их было, и они были все образующими, была своя база, и вокруг них сформировались кинематографисты и творческие силы. Но, к сожалению, сейчас это все разрушено, все разошлись по маленьким студиям, и на пользу общему делу это не идет.
Как будет развиваться ситуация дальше, пока сложно сказать. В последнее время Союз кинематографистов, и сами кинематографисты понимают, что если дальше идти таким путем, то можно просто напросто всем упасть в обрыв. И сейчас начались какие-то движения, консультации, и сами кинематографисты в этом участвуют, и Союз кинематографистов принимает активное участие. И я думаю, что все-таки сдвиги будут.
- Какие лично Вы решения можете предложить?
- На Съезде Союза кинематографистов я выступал и обозначил свои предложения. Во-первых, Союз должен более четко взаимодействовать с Министерством культуры. Чтобы заявки, которые мы подаем, оценивали не чиновники, а экспертный совет, люди уважаемые, которое в этом разбираются, принимали в этом активное участие и давали оценку, чтобы талантливые творческие работы людей старшего поколения и молодых кинематографистов могли реализоваться. Я говорил об этом и о том, как это все наладить. Было подготовлено письмо после этого, мы собирались отдельно в Союзе кинематографистов с конкретными предложениями. Надеюсь, что будет некий сдвиг, который мы ощутим через полгода - год. Ждать мы уже привыкли.
- На Шукшинской земле не могу спросить, что для Вас Василий Макарович Шукшин?
- Я всегда любил творчество Василия Макаровича, и литературное, и кинематографическое, и в какой-то степени это человек, к которому нужно стремиться. И я всегда стремился, не подражал, а именно стремился.
- Как Вы думаете, это фигура мирового масштаба, или сугубо всероссийское явление?
- Во всем мире есть масса людей, которые увлекаются его творчеством. По его фильмам учатся во многих киноуниверситетах. Василий Макарович получал главный приз в Венеции, на других международных фестивалях. Что это? Мировой масштаб? Думаю, да. Шукшин - это мировое и национальное достояние, он будет востребован и через двести, и через триста лет. Но самое главное он востребован сейчас. Это по-настоящему народный писатель, режиссер, актер.
Беседовал Дмитрий Якунин