Специфические особенности программ духовно ориентированной реабилитации наркозависимых

Исследование смысложизненной ориентации участников православных реабилитационных программ

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
620
Время на чтение 25 минут

Материалы секции ХХ Международных рождественских образовательных чтений «Медицинские, социально-психологические, образовательные и духовные подходы к реализации профилактических программ среди молодёжи»

21 декабря 2010 года подписано соглашение о взаимодействии между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью в том числе в рамках ведения профилактической и реабилитационной работы с наркопотребителями, согласно которому Русская Православная Церковь объявлена стратегическим партнёром по данному направлению.

По некоторым данным, количество лиц, прошедших реабилитацию по духовно ориентированным методикам Русской Православной Церкви и прекративших потребление наркотиков, более чем в 10 раз превышает показатели реабилитационных центров, дистанцирующихся от любого взаимодействия с представителями традиционных религиозных вероисповеданий, однако до настоящего времени в России ни одним исследователем не проводился анализ специфических особенностей духовно ориентированных методик, используемых Русской Православной Церковью в процессе реализации реабилитационных программ для потребителей наркотиков.

Задачей данного исследования явилось изучение динамики смысложизненной ориентации (далее - СЖО) в ряде православных реабилитационных общин в сравнении с контрольными группами, сравнительно здоровыми студентами и участниками реабилитационных программ в центрах социальной реабилитации, где не используется религиозный компонент. СЖО была выбрана как один из показателей, способный оценить специфические особенности реализации программ духовно ориентированной, в данном случае - православной, реабилитации, описывающая ряд параметров ценностно-смысловой сферы личности.

Ценностно-смысловая сфера - это функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующая способы их достижения. С одной стороны, ценностно-смысловые образования прививаются человеку социумом, но, с другой стороны, и сам человек активно формулирует и конкретизирует их, принимая, изменяя или отвергая ценности и смыслы, предлагаемые обществом. На каждом этапе жизни у человека, исходя из социальных ценностей или биологических потребностей, должны появиться некие цели жизнедеятельности, для реализации которых необходимо понимание (или даже ощущение) их смысла. Именно такая осмысленность цели даёт человеку энергию для её реализации, делая её приоритетной.

Альбер Камю придерживался мнения, что единственный серьезный философский вопрос состоит в том, продолжать ли жить, когда бессмысленность человеческой жизни полностью постигнута. Он утверждал: «Я видел, как много людей умирает потому, что жизнь для них больше не стоила того, чтобы жить. Из этого я делаю вывод, что вопрос о смысле жизни - самый насущный».

К.Г. Юнг считал, что бессмысленность препятствует полноте жизни и является «поэтому эквивалентом заболевания». Он писал: «Отсутствие смысла в жизни играет критическую роль в этиологии невроза. В конечном счете невроз следует понимать как страдание души, не находящей своего смысла... Около трети моих случаев - это страдание не от какого-то клинически определимого невроза, а от бессмысленности и бесцельности собственной жизни».

Нарушения развития ценностно-смысловой сферы человека влекут некий субъективный дискомфорт, который австрийский психиатр Виктор Франкл, один из основоположников экзистенциального направления в психотерапии, называет «экзистенциальной фрустрацией», в ответ на которую должна появляться какая-либо реакция компенсации, защиты. Отсутствие осмысленности целей дезорганизует всю систему ценностей, делая поведение человека или «автоматизированным», основанным на ожиданиях окружающих, или нецеленаправленным, зачастую противоречивым, девиантным.

Таким образом, можно сказать, что частым мотивом включения наркотика в систему ценностей человека и становления наркотического поведения является ощущение бессмысленности существования, образование экзистенциального вакуума. Такое состояние и формирует аддиктивный тип девиантного поведения, так как именно при нем отмечается стремление уйти от реального осмысления собственной жизни и ответственности за нее путем искусственного изменения своего психического состояния.

Виктор Франкл писал: «Я рискну сказать, что в мире нет ничего, что могло бы так эффективно помочь выжить даже в наихудших условиях, как сознание, что в жизни есть смысл. Много мудрости заключено в словах Ницше: «Тот, кто знает зачем, может выдержать любое как». Я вижу в этих словах девиз, справедливый для любой психотерапии».

Франкл создал терапию смыслом жизни - логотерапию, которая направлена на формирование новых личностных смыслов взамен утраченных. Аналогичное направление реализует и Русская Православная Церковь в своих учреждениях для наркозависимых лиц, формируя в процессе приобщения к православным ценностям и таинствам новый каркас личности, новую высоконравственную ценностно-смысловую базу.

Совокупность основных отношений к миру, людям и себе образует в своем единстве свойственную человеку нравственную позицию. Такая позиция особенно прочна, когда она становится сознательной, осознанной. Причем, чем выше в системе находится смысловое образование, тем сложнее идет работа по осознанию, поскольку все шире и неопределеннее становится область смыслопорождающей действительности, все сложнее и опосредованнее становятся связи и отношения внутри личности. Высшим уровнем смысловой сферы личности является духовный. Он выражает главные, смыслы человеческой жизни, ее цели, идеалы, мировоззрение. Формирование духовной сферы личности в значительной мере представляет собой развитие многоуровневой системы личностных смыслов в процессе воспитания и социализации человека. Осознанные смысловые образования, носящие предельно общий характер, называются личностными ценностями. Исповедание этих ценностей закрепляет единство и самотождество личности в значимых отрезках жизни, надолго определяя моральный и нравственный дух личности. Данное явление мы можем наблюдать у выпускников духовно ориентированных реабилитационных программ.

Именно на эти высшие смыслообразующие уровни и воздействуют духовно ориентированные программы социальной реабилитации наркозависимых лиц, используемые в стационарных учреждениях закрытого типа, созданных под эгидой Русской Православной Церкви.

И здесь степень воздействия целесообразно изучать через призму динамики ценностно-смысловой ориентации и мотивационной тенденции к поиску смысла жизни. Она и определялась с использованием теста смысложизненных ориентаций (СЖО).

Динамика показателей всех субшкал СЖО позволяет выявить особенности реабилитационного процесса во всех исследуемых группах и степень его влияния на рост осмысленности жизни и всех сопутствующих параметров: цели в жизни, процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни, результативность жизни или удовлетворенность самореализацией, локус контроля-Я (Я - хозяин жизни), локус контроля-жизнь или управляемость жизни.

В соответствии с целью и задачами настоящего исследования обследовано 112 больных опийной наркоманией (104 мужчины и 8 женщин), участников реабилитационных программ в четырёх субъектах Российской Федерации, в возрасте от 17 до 38 лет

Критерии включения участника реабилитационной программы в исследование: наличие синдрома зависимости от наркотических веществ опийной группы (героин, раствор ацетилированного опия, извлекаемый из маковой соломы или семян условно кондитерского мака, комбинированные кодеинсодержащие препараты, дезоморфин - наркотический раствор, извлекаемый из данной группы препаратов).

Критерием исключения из исследования стало наличие хронических психических расстройств психотического уровня.

Поскольку исследование объединяет материал, представляющий специфические по разным параметрам организационные и методические формы реабилитационного процесса, все обследованные были разделены на 3 группы.

1 группа (46 человек). Участники программы социальной реабилитации в православных общинах так называемого «динамического типа». После 2-3-х месяцев пребывания в реабилитационной программе ее участники привлекаются к проведению антинаркотической профилактической работы с учащимися, студентами, осуществляя помощь населению, совершая регулярные выходы за пределы общины. Также характерно регулярное, с интервалом в 3 месяца, перемещение участников реабилитационной программы из одного реабилитационного центра в другой с целью формирования у них навыков социальной адаптации. Общая продолжительность периода реабилитации - 12 месяцев, постреабилитационный период может быть продлен до 12 месяцев и более в составе волонтерского объединения. Программа социальной реабилитации раздельная - мужская и женская. Осуществляется на добровольные пожертвования родственников.

2 группа (37 человек). Участники программы социальной реабилитации в православных) общинах так называемого «статического типа», в которых реабилитационные мероприятия проводятся на базе одного реабилитационного центра, за пределы общины допускаются редкие выезды в исключительных случаях. После завершения основной реабилитационной программы (до 12 месяцев), ее участники проживают совместно в условиях социальной гостиницы (до 6 месяцев). Программа социальной реабилитации раздельная - мужская и женская. Осуществляется на добровольные пожертвования родственников.

Участники 1 группы проходили реабилитационную программу на территории Ставропольского края и Ростовской области: в Местной городской религиозной организации «Ставропольское Православное братство Святого Духа» Ставропольской и Владикавказской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата, Ростовской областной общественной организации «Ростов без наркотиков».

Участники 2 группы проходили реабилитационную программу на территории Новосибирской области: сети центров реабилитации наркозависимых во имя преподобного Серафима Саровского Новосибирской и Бердской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

3 группа - Участники программы социальной реабилитации, включенные в реабилитационную программу терапевтических сообществ для наркозависимых лиц, не использующих никаких духовно ориентированных программ. Данные сообщества представляют собой общины с жесткой иерархией, ценностной базой, контролируемой группой, установленной этапностью реабилитации с повышением степени ответственности и свободы в соответствии с увеличением времени пребывания в программе, функционирующие согласно принципам больших и малых психотерапевтических групп. Программа социальной реабилитации от 9 до 15 месяцев, совместная - мужская и женская. Услуги по реабилитации оказываются на платной основе.

К моменту вхождения в реабилитационную программу у 71 человека (63,39%) диагностировалась II стадия синдрома зависимости от наркотических веществ опийной группы, у 41 (36,6%) - III стадия.

Первое измерение проводилось на начальных этапах пребывания в реабилитационной программе (до 1 месяца пребывания в программе), второе - на близких к завершению (10-14 месяцев после вхождения в реабилитационную программу).

Полученные экспериментальные данные по сравнительному изучению теста смысложизненной ориентации в группах 1, 2 и 3, а также в контрольной группе представлены на таблице 1.

Контрольная группа была представлена 30 студентами факультета антропологии Московского государственного гуманитарного университета 2-3 курса, отобранными случайной выборкой.

Таблица 1

Динамика смысложизненной ориентации в исследуемых группах (сводная таблица)

№ группы

СЖО 1

Суб 1 Цели

Суб 2

Процесс

Суб 3

Результат

Суб 4

Локус контроля - Я

Суб 5

Локус контроля - Жизнь

СЖО 2

Суб 1

Цели

Суб 2

Процесс

Суб 3

Результат

Суб 4

Локус контроля - Я

Суб 5

Локус контроля - Жизнь

1

84,625

25,79

24,21

19,91

18,7

23,04

85,44

26,33

24,94

21,11

18,05

22,61

2

79,83

22,65

24,76

18,83

16,35

23,47

91,7

28,47

27,05

22,23

19,05

25,05

3

86,23

26,23

26,6

20,46

19,76

24,38

93,36

28,55

26,73

22,73

20,09

27,9

Контр.

104,62

30,73

32,13

26,1

20,6

32,46

104,62

30,73

32,13

26,1

20,6

32,46

Примечания:

- ОЖ 1 - общая осмысленность жизни в первом измерении;

- ОЖ 2 - общая осмысленность жизни во втором измерении;

- Суб 1 цели - значимость цели в жизни, осмысленность будущего;

- Суб 2 процесс - значимость процесса в жизни, осмысленность настоящего, удовлетворение процессом;

- Суб 3 результат - результативность жизни, осмысленность прошлого;

- Суб 4 локус контроля Я - Я - хозяин жизни,

- Суб 5 локус контроля-Жизнь - управляемость жизни.

Исходя из данных параметров, мы видим, что наибольшая динамика всех субшкал смысложизненной ориентации наблюдается в группе 2. При этом участники программы реабилитации в группах 1 и 3 демонстрировали изначально более высокие показатели по всем субшкалам.

В целом, все исследуемые характеризовались низкими показателями осмысленности прошлого, настоящего и будущего в сравнении с контрольной группой. Для них характерны неудовлетворенность прожитой частью жизни, низкая осмысленность своей жизни в настоящем, отсутствие целей в будущем и, следовательно, дискретное восприятие своей жизни в целом. Личностные смыслы индивида в подобном случае лишены направленности и временной перспективы.

Таблица 2.

Динамика СЖО, группа 1 (1-е и 2-е измерения)

Шкалы смысложизненных ориентаций

Значение в группе 1, n=46, баллы

Me±SD

Динамика

Контр.

группа

Значимость различий по критерию

W Вилкоксона

Измерение 1

Измерение 2

1. Общая осмысленность жизни

84,62

85,44

+0,82

104,62

НЕТ

2. Цели в жизни

25,79

26,33

+0,54

30,73

НЕТ

3. Процесс жизни

24,21

24,94

+0,73

32,13

НЕТ

4. Результат жизни

19,91

21,11

+1,2

26,1

НЕТ

5. Локус контроля-Я

18,7

18,05

-0,65

20,6

НЕТ

6. Локус контроля-жизнь

23,04

22,61

-0,43

32,46

НЕТ

В группе 1 отмечена незначительная положительная динамика общей осмысленности жизни, субшкалы 1 «Цели в жизни», субшкалы 3 «Результат» (см. таблицу 2). По субшкале 2 «Значимость процесса в жизни, осмысленность настоящего, удовлетворение процессом» динамика не была выявлена. Зафиксирована незначительная отрицательная динамика локус контроля-«Я» и локус-контроля «Жизнь», что свидетельствует об увеличении степени убежденности участников данной реабилитационной программы в том, что их жизнь неподвластна сознательному контролю.

В целом, динамика СЖО по всем параметрам в группе 1 выражена слабо.

Таким образом, можно говорить о картине сохраняющегося смыслового/экзистенциального кризиса у лиц, проходящих реабилитацию в группе 1: наблюдается дефицит четких, осознанных целей, неудовлетворенность как своим прошлым, так и жизнью в настоящий момент.

Таблица 3

Динамика СЖО, группа 2 (1-е и 2-е измерения)

Шкалы смысложизненных ориентаций

Значение в группе 2, n=37, баллы

Me±SD

Динамика

Контр.

группа

Значимость различий по критерию

W Вилкоксона

Измерение 1

Измерение 2

1. Общая осмысленность жизни

79,82±19,51

91,7±17,51

+11,88

104,62

р<0,003

2. Цели в жизни

22,65±8,49

26,79±9,01

+4,14

30,73

р<0,041

3. Процесс жизни

24,77±5,89

26,57±4,88

+1,8

32,13

НЕТ

4. Результат жизни

18,47±6,84

21,36±4,11

+2,89

26,1

НЕТ

5. Локус контроля-Я

16,35±5,06

18,21±4,44

+1,86

20,6

НЕТ

6. Локус контроля-жизнь

23,47±5,44

24,79±5,78

+1,32

32,46

НЕТ

В группе 2 статистически достоверно выявлена динамика показателя «Общая осмысленность жизни», с 79,82 до 91,7, p<0,003; «Цели в жизни» или осмысленность будущего в группе 2 - он увеличился с 22,65±8,49 до 26,79±9,01 балла (p<0,041). Динамика остальных показателей статистически недостоверна, однако свидетельствует о значительном росте показателей всех субшкал в процессе исследования (см. таблицу 3). При этом, следует отметить, что изначальный уровень данной субшкалы на период вхождения в программу её участников был ниже в духовно ориентированных программах (группы 1 и 2) в сравнении с нерелигиозными ТС (группа 3).

Более низкие показатели теста СЖО во всех измерениях в группе 2 в первом измерении в сравнении с группами 1 и 3 во втором измерении выросли в большей степени, что может свидетельствовать о более качественно организованном процессе духовно ориентированной реабилитационной программы в данной группе. В отличие от группы 1, показатель субшкалы 2 «Значимость процесса в жизни, осмысленность настоящего, удовлетворение процессом» в данном случае вырос на 2 пункта, субшкалы 3 «Результативность жизни, осмысленность прошлого» почти на 3 пункта. Показатели субшкал 4 и 5 выросли также, но в меньшей степени, и статистически недостоверны.

Таблица 4

Динамика СЖО, группа 3 (1-е и 2-е исследование)

Шкалы смысложизненных ориентаций

Значение в группе 3, n=29, баллы

Me±SD

Динамика

Контр.

группа

Значимость различий по критерию

W Вилкоксона

Измерение 1

Измерение 2

1. Общая осмысленность жизни

86,23

93,36

+7,13

104,62

р<0,028

2. Цели в жизни

26,23

28,55

+2,32

30,73

НЕТ

3. Процесс жизни

26,6

26,73

+0,13

32,13

НЕТ

4. Результат жизни

20,46

22,73

+2,27

26,1

НЕТ

5. Локус контроля-Я

19,76

20,09

+0,33

20,6

НЕТ

6. Локус контроля-жизнь

24,38

27,9

+3,52

32,46

р<0,068

В группе 3 статистически достоверно выявлена динамика показателя «Общая осмысленность жизни», с 86,23 до 93,36, p<0,028. Она выражена в значительно большей степени, чем в группе 1 (+7,13 против +0,82), но в меньшей, чем в группе 2 (+11,88) (см. таблицу 4).

Значимость процесса в жизни, осмысленность настоящего, удовлетворение процессом (субшкала 2) осталась практически на том же уровне, как в первом, так и во втором измерениях. Это может свидетельствовать о неудовлетворении происходящими на текущей момент в жизни участников реабилитационной программы процессов.

Достоверно выше динамика Локуса контроля-жизнь (+3,52).

Следует отметить, что в группе 3 все показатели теста СЖО в 1-м измерении выше, чем в группе 1 и 2. Это может свидетельствовать об изначально более высокой мотивации пациентов, поступающих в данную реабилитационную программу, которая является платной, с более высоким социальным статусом, более уверенных в жизни, в своей способности её контролировать и принимать волевые решения.

Таблица 5

Локус контроля «Я» и локус контроля «жизнь» в исследуемых группах

Шкалы смысложизненных ориентаций

Значение в группе 1, n=46, баллы

Me±SD

Динамика

Значение в группе 2, n=37, баллы

Me±SD

Динамика

Значение в группе 3, n=29, баллы

Me±SD

Измерение 1

Измерение 2

Измерение 1

Измерение 2

Измерение 1

Измерение 2

4. Локус контроля-Я

18,7

18,05

- 0,65

16,35

18,21

+1,86

19,76

20,09

+0,33

5. Локус контроля-жизнь

23,04

22,61

- 0,43

23,47

25,05

+1,58

24,38

27,9

+3,52

Следует отметить, что у участников духовно ориентированных программ достоверно ниже показатель по шкале «Локус контроля-Я» СЖО в первом измерении, чем у группы нерелигиозных терапевтических сообществ - p<0,037 (U Манна-Уитни) (см. таблицу 5). Низкие баллы свидетельствуют о неверии в свои силы контролировать события собственной жизни.

Также исследование показало, что у участников духовно ориентированных программ достоверно ниже показатель по шкале «Локус контроля-Жизнь» СЖО (2ая проба) - p<0,030 (U Манна-Уитни) в сравнении с группой 3, нерелигиозными ТС. Низкие баллы свидетельствуют о фатализме, убежденности в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю.

Можно предположить, что данный результат связан с тем, что духовно ориентированные программы обучают их участников большему полаганию на «промысел Божий» при решении поставленных задач, чем на свои собственные силы.

Состояния тотального смирения и покорности, терпения (на все воля Божия), участие в церковных таинствах в православных терапевтических общинах создают эффект духовно-психологической защиты, играют психоамортизационную роль перед лицом психотравмирующих воздействий, событий. Верующий человек воспринимает их по-другому, чем неверующий, не драматизирует их, считает, что «так угодно Господу». Этим определяется религиозная стратегия совладания с болезненными расстройствами верующего пациента, с которой должны быть знакомы психиатры, наркологи, психотерапевты, и что отличает её от нерелигиозных техник развития навыков стрессоустойчивости.

Первое исследование проводилось на ранних этапах вхождения в реабилитационную программу. Результаты показывают, что в данные программы входят чаще лица, не способные в полной мере обеспечивать контроль происходящих с ними событий, утратившие навыки социального функционирования в большей степени, чем участники программы в группе 3. Можно предположить, что это связано с тем, что в духовно ориентированные программы обращаются пациенты социально более дезадаптированные, чьи семьи не имеют достаточного материального статуса для оплаты высококачественных реабилитационных программ. Многие из них имеют стаж потребления более 10 лет, неоднократно судимы за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, кражи, грабежи. Терапевтические сообщества исследуемой группы 3 являются сравнительно высокооплачиваемыми и в них включаются лица с более высоким социальным статусом, в меньшей степени социально дезадаптированные, с меньшим наркотическим стажем и менее отягощенным криминальным прошлым и, соответственно, с более четко выраженной смысложизненной ориентацией.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Различные типы реабилитационных программ в различной степени оказывают влияние на ценностно-смысловую сферу наркозависимой личности: в случае реализации более статичной стационарной духовно ориентированной программы положительная динамика СЖО выражена в большей степени, чем в динамично организованной более краткосрочной программе духовно ориентированной реабилитации.

2. Процесс качественно организованной стационарной духовно ориентированной реабилитации позволяет изменить смысложизненную ориентацию наркозависимой личности в разделах общей осмысленности жизни, значимости цели и процесса в жизни, удовлетворения процессом, осмысленности прошлого, настоящего и будущего, а также результативности жизни в большей степени, чем это возможно сделать в нерелигиозных терапевтических сообществах.

3. В духовно ориентированных реабилитационных программах, организованных при Русской Православной Церкви, субшкалы теста СЖО «Локус контроля-Я» и «Локус контроля-Жизнь» имеют слабо выраженную динамику, в ряде случаев отрицательную, что свидетельствует о необходимости подключения к реабилитационной программе психотерапевтических программ, направленных на развитие у реабилитантов уровня самоконтроля и степени ответственности за проработку и решение жизненных целей и задач.

4. Исследование уровня СЖО в духовно ориентированных реабилитационных общинах свидетельствует о целесообразности изучения данного направления в дальнейшем и подключении дополнительных психодиагностических батарей тестов, позволяющих более детально исследовать изменение ценностно-смысловой ориентации у наркозависимых в процессе реабилитации как одного из базовых критериев оценки качества реабилитационных услуг и программ постреабилитационной противорецидивной психотерапии.

Духовно ориентированные методики психотерапии лиц, страдающих наркоманией, в России находятся на этапе становления и признания отечественной наукой. Трихотомия тело - душа - дух постепенно принимается в научной и практической психиатрии и наркологии. Еще в советский период времени, когда доминирующей была биомедицинская модель психических расстройств, известный советский психиатр Д.Е. Мелехов в своей книге «Психиатрия и проблемы духовной жизни» (1978) писал: «Императивным требованием становится рассмотрение человека как целого во всей полноте его физических, психологических и духовных проявлений. В ряде случаев необходимо поставить пациенту духовный диагноз, который является более ответственным, чем психиатрический диагноз. Диагноз духовного кризиса личности является правомерным и служит дополнением к психиатрическому диагнозу. Духовное выздоровление может привести к психиатрическому и физическому выздоровлению».

Зарубежными психиатрами ранее также было показано, что религиозная вера положительно коррелирует с психическим здоровьем (Олпорт Г.В., 1998; Braam A.W., Sonnenberg CM. et al., 2000). Риск развития большой депрессии линейно уменьшается с использованием религиозных способов преодоления психологических трудностей путем упования на помощь Бога в процессе усердной молитвы. Установлено, что религиозная вера модифицирует депрессивную симптоматику с частичной ее редукцией (Braam A.W., Sonnenberg CM. et al., 2000; Koenig H.G., George L.K., Seigler I. C., 1998).

Для понимания психотерапевтических механизмов религиозно-духовной практики имеют значение данные из источников по изучению мистического учения исихазма (Хоружий С.С., 1998). Согласно этим данным, в процессе сосредоточенной молитвы совершается так называемое очищение сердца и прокладывается путь к высшим духовным состояниям - растворению в Боге, обожению. Происходит освобождение от чувственных восприятий окружающего мира, «сведение ума в сердце», необходимое для мистических переживаний и откровений. Затем открывается «духовное зрение», возникает чувство добротолюбия и сладостной веры, религиозной экзальтации. В процессе непрестанного творения молитвы через так называемые состояния трезвения и стяжания Божией благодати достигается особое духовное состояние богопознания и боговидения.

Православие вносит четкое представление о норме и патологии, основанное на учении о грехопадении и трех состояниях человека - первозданном, состоянии под грехом и состоянии под благодатью (свт. Феофан Затворник, 2003). Такой взгляд разрешает запутанный вопрос об эффекте терапии и делает цель терапии - излечение (исцеление) - совместимой с целью христианской жизни (спасением). Психическая норма в православной антропологии определяется не статистическими или функционально-адаптационными критериями, а вполне конкретным, получившим описание в святоотеческой литературе состоянием сил и качеств души (прп. Иоанн Лествичник, 1994). Учение о страстях углубляет понимание патологии, сообщая принятой в отечественной психотерапии биопсихосоциальной модели нравственное измерение (Карвасарский Б.Д., 2000),. Чем меньше состояние человека определяется страстями (с их клиническими проявлениями), и чем больше терапия активизирует нравственно позитивные силы души, тем ближе пациент к оптимальному духовному состоянию, что в свою очередь гармонизирует его душевный и физический состав. В этом состоит эффект православной психотерапии, которая совпадает по своей направленности с христианской духовной жизнью, но ставит при этом и свои, более локальные задачи. Направление по изучению направленности воздействия духовно ориентированных психотерапевтических техник в православных программах душепопечения и реабилитации лиц с зависимым поведением представляется чрезвычайно перспективным и требующим подключения специалистов как из области светской науки (антропологии, психологии, педагогики, наркологии и т.п.), так и религиозного богословия.

Каклюгин Н.В. - сотрудник научно-методического отдела Душепопечительского православного центра св.прав. Иоанна Кронштадтского, методист в рамках профилактики зависимого поведения детей и подростков ГБОУ ДПиШ имени А.П. Гайдара ЮВОУО ДО г. Москвы, врач психиатр-нарколог

Опубликовано в журнале РАМН «Наркология», №2, с. 26-32

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Каклюгин
Секты, субкультуры, наркотики, фейки от ЦИПСО
О вирусах цивилизации и противодействии манипуляции сознанием масс …
25.04.2024
«Горе тому, через кого приходит соблазн…»
Лжеепископ Георгий против Русской Православной Церкви: стенограмма заседани
15.04.2024
«Бiсово плем'я» в Красноярском суде
Добиваться полноценного разбирательства
09.04.2024
Церковь не останется в стороне
К судебному процессу с сектой ИПЦ подключилась Красноярская митрополия
05.04.2024
Все статьи Николай Каклюгин
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
Христос Воскресе!
Новый комментарий от Человек
04.05.2024 11:43
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.05.2024 01:32
Россию превращают в пародию…
Новый комментарий от kudesnik
03.05.2024 16:48
Зачем ждать неминуемого финансового краха?
Новый комментарий от kudesnik
03.05.2024 15:40
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.05.2024 15:31
Подвиг священника о. Стефана Щербаковского
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.05.2024 09:08