Божии люди - страннички

Ко дню памяти святой блаженной Ксении Петербургской

0
947
Время на чтение 8 минут

В XVIII веке на Руси из традиции паломничества вырос подвиг странничества. Как и паломник, странник путешествует по святым местам, но свят для него весь мир, и нет конца его дороге. Странник отказывается от элементарных удобств - пусть ветхой, но своей крыши над головой, пусть скудного, но постоянного куска хлеба. «Есть... путь светлый странничества, когда, порвав с уютом и семьей, становятся странники во имя Христа на дорогу для того, чтобы уйти с нее в могилу. Они видят Христа, грядущего по весям и долам, по тропам лесным и берегам глубоких рек, и идут за Ним, радостные, твердо веря, что эта дорога земная подымется к небу и сольется со светлой дорогой надзвездной», - пишет священник Сергий Сидоров[i].

Странников всегда обижали не только словом, но и делом: осмеивали, били, травили собаками, забирали в участок, сажали в тюрьму. Таким образом подвижники стяжали смирение - венец всех добродетелей. В начале XX века странник Василий Петрович Рогович был избит за то, что не имел паспорта, а через неделю пришел к полицейскому, кланялся ему в ноги и благодарил: «Как избивали меня - последняя гордость к диаволу улетела».

И сейчас, как прежде, ходят по земле Божии люди - из монастыря в монастырь, от одной святыни к другой. Не знают, где придется сегодня переночевать, будет ли у них поутру кусок хлеба, когда придут они в очередную обитель - может, завтра вечером, а может, через неделю - как Бог даст.

Впервые нам с мужем довелось встретиться со странником в 2001 году у ворот Антониево-Дымского монастыря. Отъезжая от обители, автобус с паломниками неожиданно затормозил, распахнул двери, и в салон вошел бородатый человечек невысокого роста, со спадающими на лицо длинными русыми волосами. На нем был темно-серый плащ с застиранными пятнами и мешковатые коричневые штаны с бахромой, на ногах - стоптанные черные ботинки без задников. За спиной, как и полагается, котомка - белый мешок, перевязанный голубой лентой. Странничек сел сзади нас, и мы несколько раз пытались заговорить с ним, немного робея от соседства Божьего человека. Наверное, наше любопытство было страннику не слишком по душе, потому что отвечал он довольно скупо. И все же мы узнали, что держит он путь из далекого украинского села Бояны, где находится женский монастырь. По словам странника, за последние два года там мироточило тридцать пять икон, а сейчас плачет Боянский образ Божией Матери. Новый спутник рассказал нам, что икона эта написана человеком, прежде страдавшим недугом пьянства и исцелившимся во время работы над образом. Странник даже показал нам маленький список с иконы, который он прикладывал к чудотворному образу. Этот образок не мироточил, но, прикладываясь к нему, мы ощутили легкое благоухание.

Вместе со странником мы побывали в Тихвинском и Введено-Оятском монастырях, вместе пришли к главной цели нашего путешествия - обители преподобного Александра Свирского. Прежде чем войти в храм, где покоятся нетленные мощи святого Александра, наш странник снял стоптанные ботинки и положил два земных поклона. А возле раки (гробницы) со святыми мощами зажег огромный пучок восковых свечей, которые он делает сам, по благословению духовного отца.

У ворот монастыря странник простился с нами: «Если Господь управит, пойду в Белозерск». На прощание подарил нам кусочек дерева, выросшего над Богом зданными пещерами, где покоятся Псково-Печерские святые. «А как зовут вас?» - решаемся, наконец, спросить мы. «Многогрешный окаянный тунеядец Михаил. Раб Божий, никуда не гожий».

6 февраля, день памяти святой блаженной Ксении Петербургской. Камская улица в Санкт-Петербурге, ведущая к воротам Смоленского кладбища, полна народа. Сразу привлекают внимание несколько необыкновенных личностей. Грузная фигура, бородатое казахское лицо, длинные волосы, табличка «Странник» на груди, горячая, быстрая речь.

- Я принял православие в девяносто втором году, до этого был мусульманином. И сразу жена от меня отказалась, все оказались, семь трудовых книжек поменял. Хочешь спастись - и личная жизнь, и общественная - всё будет разбито. Вас будут распинать, вас будут гнать, родные будут гнать, братья будут гнать. Вот у меня шесть братьев, и вместо того, чтобы спасаться, они убить меня хотят, они не верят, ни во что абсолютно не верят. И только Бог будет вас вести.

Я был в Чечне, в Грозном, так даже там есть крещёные чечены, но они боятся. Но не надо же бояться ничего, что за человеческий страх. Тебя убьют тогда, когда ты будешь нужен Богу, а не тогда, когда этого кто-то захочет. Да и воскресит Господь тут же. Всесилен Бог, а у людей мало веры. Никого не надо бояться, только Бога, только греха: ни атомной войны не бойтесь, ни чечен, ни мусульман, это всё выдуманное, их могут быть миллиарды, помните, сколько было монголо-татар? Но ничего у них не вышло: Русь - святая, Россия, в России спасение. Святых не ищите, а ищите врагов, через них спасение, они нам небо открывают. Мусульмане распяли несколько человек - так они же им небо открыли.

У вас должно быть огромное сердце. Не маленькое сердце, которое может вместить одного человека, а огромное, чтобы всех любить, за всех молиться. Первое, чего сатана боится - это когда трезвение начинается, когда человек начинает ходить в храм, потом он смирения боится - надо смиряться. Этот мир убил Христа, в нем надо самое последнее место занимать, как Ксения блаженная, которая собственное «я» стирала. Третье, чего он боится - это любви, когда вы весь мир любите, за всех молитесь, когда у вас огромное сердце...

А вот маленький, щуплый человечек, глаза голубые-голубые, а лицо такое русское, какое только на лубочной картинке увидишь. На вопросы смущенно улыбается, словно солнцем озаряясь.

- Прихожу в часовню в шесть часов на акафист, читаю, и Ксения всегда помогает. В дороге вспомню - тоже помогает. А люди у часовни голову приклонят и просят, и записки пишут... В начале января был в Дивеево, а на Крещение во Владимире, в Успенском соборе.

- А у нас в Лавре были уже?

- Нет, не был.

- Сходите, поклонитесь мощам святого Александра Невского.

- Да я был во Владимире, во Владимире все святые... Разве что сходить на подворье Оптиной пустыни. У меня там батюшка Александр, он может мне одеждой помочь. У меня пальто порвалось немножко...

У самых ворот стоит-сияет маленькая бабушка в черном с красными цветами платке. От улыбки словно делается больше ростом.

- Я за тысячу километров живу, у Курске живу... Приехала сюда на могилку к братику, а потом мне сказали - у Ксении блаженной день рождения шестого. Я пошла у Смоленскую церковь, маслица, водички святой взяла - я, деточка, усе сделала. А теперь я ето тут стою: мне до Москвы денюжек не хватает. По два рубля люди дать могуть, дають. Я сюды ехала, много истратила, была у Высоцком монастыре, у Серпухове, у «Неупиваемой Чаши», молебен заказала на сорок дней.

- А у святой Ксении Петербургской часто бываете?

- А я первый раз к ней попала-та. Мы-то у своей бываем Матрёнушки[ii], я усё с ней разговариваю, говорю: «Матрёнушка, ты тульская родом, а я была орловская родом, мы с тобою земляки». Вот я с нею разговариваю, чтоб дала она всем здоровья, всем помощи. Водичку у нее брала, маслица три пузырёчка брала, цветочки брала...

- И здесь вам понравилось?

- Да... Я люблю дюже святых, деточка. Чернигов далеко будет отсюда?

-Да-а, очень.

- Вот с Чернигова на чём они приезжали - не знаю... Я сегодня с батюшкой с Чернигова разговаривала, он меня целовал. А потому он меня целовал, что я ему молитву[iii] рассказала. Я ему говорю: «Все источники живые все грехи твои обмыли. Батюшка, что ето за источники, вы мне объясните?» Он отвечает: «Да наверно, где Спаситель крестился». Я говорю: «Нет, батюшка, не тот источничек-та, а тот, что Господь за нас, за весь мир кровь Свою пролил. И весь мир, весь народушек, за тяжкие великие грехи Своей кровью окропил...» Молитва эта такая длинная...

Мы живём на этом свете

И не думаем о том,

Что мы ближе к доле смертной

С каждым часом, с каждым днём.

Столько лет живём, стремимся,

Украшаем телеса,

Но о том не помышляем:

А к чему наша душа?

Чем мы душу украшаем,

Что для ней мы припасём,

И какую же угоду

Мы для Бога принесём?

Время нам затем даётся:

Помолиться о грехах,

Чтоб душе было отрадно

Здесь и там, на небесах.

И пройдёт всё это время,

И настанет страшный час,

И от ангелов небесных

Из трубы услышим глас...

- Глас - ето голос, деточка!

Все живые и мертвые

Будут там тогда бродить,

Все мы встанем пред престолом,

Нас Господь станет судить.

Только праведные души

Будут радостно взирать,

Ну а грешные несчастно,

Тяжело будут вздыхать.

Будем мы просить у Бога,

Чтобы дал Господь для нас

Для души и покаянья

Помолиться один час.

А Господь на то ответит:

«Поздно, поздно спохватились,

Я давно ведь к вам стучался...»

- Тады что делали-то?..

«Я давно ведь к вам стучался,

Вы закрылись от меня,

И открыться не хотели

До сегодняшнего дня.

Ваше сердце охладело,

И душа полна со злом,

И глаза отяжелели,

Вы заснули крепким сном.

О грехах своих забыли,

Сбились с праведной пути,

А тяперя замечтались,

Как бы нам таперь найти

Все источники живые,

Где грехи свои обмыть,

Чтоб душе было покойно,

Всё земное позабыть.

Не забудьте, что земное,

Все богатства - это прах,

А ищите вы богатство

Только там, на небесах».

Нам рая светлого не видеть,

Вечной тьмы не миновать,

Потому что перестали

Мы о Боге вспоминать.

Телеса наши сопреют,

А душа на суд пойдёт,

Все земные прегрешенья

За собою понесёт...

- Спаси вас Господи, откуда же вы знаете такую замечательную...

- Звёздочка милая,

Звёздочка ясная,

Я так хочу к тебе,

Рядом с тобою

Сиять над землею

Идущим живущим во тьме.

Даль бесконечная,

Жажда сердечная -

Искриться в лучах любви.

Там нет страдания,

Скорбей и рыдания...

Сердце усталое,

Муки немалые

Я перенёс в пути.

Но твердо верю:

В райские двери

Бог мне поможет войти.

Звездочка милая,

звёздочка ясная,

В небесах мне свети.

Я хоть узкой тропою

Пойду за тобою,

Радостно буду идти.

... Я иду тропинкою,

Что Христом проложена.

Камни, терни острые

Режут ноги мне.

Но стремлюсь у край святой,

Господом обещанный

Для спасенья искренних

На земле людей.

Та тропа тернистая

К вечности ведёт,

Где усталых путников

Сам Спаситель ждёт.

И как этот путь найтить -

В Библии указано,

Провожает путников

Прямо к небесам,

Где усталых путников

Ждёт Спаситель сам.

- Откуда вы это всё знаете?

- Ето в старинных книгах, щас, в новых книгах, етих молитв нету...

- Я не слышала никогда ничего похожего. Спасибо. Как вас зовут-то?

- Мария.

Неожиданно Мария кладет мне руку на голову:

- Моё благословление - чтобы табе Господь дал ума, ума, и память мою.

Милая, дай Господь путь-дорожку Божью, дай Господь вам ума-разума...

- Спаси вас Господи, раба Божия Мария...

- Мама-та есть?

- Да, слава Богу, есть и мама, и папа...

- Как же их зовуть?

- Сергей и Галина.

- Хорошо... Почему я спрашиваю, я же читаю за весь мир... За живущих и за покаяние. Утром читаю... Когда батюшка у церкви говорит «Мир усем», что надо сказать?

- «И духови твоему».

- Он скажет «Мир усем». Перекрестись Господу Богу на восточную сторону и скажи: «Слава на небесах, мир на земле, мир у мене у доме, мир - детям у мене у семье, мир на всей планете». Это за мир чтобы мы молилися. Простите меня.

- Вы простите меня...

Ольга Надпорожская, из книги «Святыми дорогами Русской земли»



[i] Записки священника Сергия Сидорова. М., 1999. С. 95

[ii] Имеются в виду мощи святой блаженной Матроны Московской.

[iii] Молитвами эта странница называет народные духовные стихи.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. "Молитвами эта странница называет народные духовные стихи"

Любопытно: кто-нибудь занимается собиранием и изданием народных православных духовных стихов?
Антоний / 06.02.2012, 10:03
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Надпорожская
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
05.05.2024 23:22
Жизнь жительствует
Новый комментарий от С. Югов
05.05.2024 21:04
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Вадим И. Шаров
05.05.2024 16:52
Христос Воскресе!
Новый комментарий от Игорь Ал
05.05.2024 13:00