«Человек должен побеждать!»

Беседа с настоятелем Никольского собора Санкт-Петербурга

0
1091
Время на чтение 10 минут

С протоиереем Богданом Сойко мы встретились вскоре после дня его рождения и именин. И так уж получилось, что, поговорив о том, как священники отмечают эти праздники, мы перешли к более сложным темам. Ведь где рождение - там и Крещение. Где Крещение - там начало бесконечной жизни во Христе. Но жизнь физическая рано или поздно подходит к концу, и мы в ужасе закрываем глаза, чтобы не видеть того, что будет дальше. Словом, мы побеседовали о жизни человека в Церкви. Кратко, но от начала и до конца.

Отец Богдан, совсем недавно, 15 сентября, Вы праздновали День Ангела. Кажется, он совпадает у Вас с днём рождения?

Протоиерей Богдан СойкоНет-нет, день рождения у меня 25 августа. Обыкновенно в этот день я служу Божественную литургию, и мы с братией трапезничаем. А 15 сентября у меня уже бывает больше людей. В этом году Литургия совершалась архиерейским чином: служил преосвященнейший Амвросий Гатчинский, ректор нашей Духовной академии и семинарии. Было много духовенства. За службой молился владыка митрополит, потом он совершал молебен. Собственно говоря, такое молитвенное общение - самое дорогое и самое светлое, что может быть.

В день Ангела, в день рождения, да и всякий раз за Божественной литургией священник имеет возможность поблагодарить Бога за все Его милости. Евхаристия - это и есть благодарение, и мы должны не столько просить, сколько благодарить Господа. За то, что он нам даровал дыхание жизни, удостоил Таинства Крещения и Священства, послал Ангела-Хранителя, сподобил печати Духа Святаго в Таинстве Миропомазания. А как не благодарить за то, что в Таинстве Покаяния мы очищаем наши души и совесть, потому что нет человека, который жил бы и не согрешил. В Таинстве Евхаристии мы причащаемся Тела и Крови Христовых и соединяемся со Христом. Нужно благодарить Бога за Его великие и богатые милости, которые он нам посылает. За всё: от самого малого до самого большого, что в человеческих возможностях оценить.

Священник совершает Евхаристию, хор поёт, диакон служит, псаломщики читают, народ Божий молится. А если народ Божий молится, то тогда по-настоящему совершается тот духовный пир, к которому мы должны быть причастны. Мы не просто разделяем его с Богом, а являемся сопричастниками великого пира, великого торжества, которое Господь даровал роду человеческому.

Расскажите, пожалуйста, о вашем небесном покровителе. Каким подвигом прославился святой Богдан?

Дело всё в том, что есть несколько необычных церковных имён, которые традиционно переводятся на более понятный язык. Скажем, в Петербурге очень распространено имя Ксения. Но в других местах, например, в Белоруссии, на Украине, в Молдавии, этому имени соответствует имя Оксана. В таких случаях священники обычно крестят девочку с именем Ксения, но ничего страшного, если они покрестят её и с именем Оксана. Или другое имя - Фотиния, которое соответствует имени Светлана. Люди приходят и просят: «Покрестите, пожалуйста, девочку Светланой». Мы, естественно, не отказываем, совершаем Крещение и даём имя Светлана. Вот сегодня я причащал детей - и ко мне подошли три девочки с таким именем. Но их небесной покровительницей является святая Фотиния.

Так, по всей вероятности, поступили и мои родители: заменили церковное имя Феодот на имя Богдан. Родитель мой был священник. И я благодарен и ему, и маме за это имя: живу с этим именем, радуюсь с этим именем... Но мой небесный покровитель - это, конечно, мученик Феодот. Память мучеников Феодота, Маманта и Руфины совершается 15 сентября. Они пострадали в первые века христианства. Пространного жития этих мучеников не существует, главное - свидетельство о том, что они пострадали за Христа.

Отец Богдан, в житиях мучеников часто говорится, что они шли на смерть с радостью. Это нужно воспринимать буквально или всё-таки как некоторое преувеличение?

Я думаю, что здесь никакого преувеличения нет. Если мы возьмём, допустим, житие Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и представим себе, что перед матерью приняли страдание её дети... И она сама их укрепляла, чтобы они ни в коем случае, ни коим образом не отказались от Христа, а затем тоже достойно приняла мученичество. Естественно, эта святая была исполнена духовной радости - радости человека, у которого во Христе нет абсолютно никакого сомнения.

Или, скажем, новомученик и исповедник, святитель Вениамин Петроградский. Есть такие свидетельства, что, когда его вывезли в первый раз на расстрел, ни одна из пуль в него не попала. А может быть, какие-то пули и попадали, но не причинили ему никакого вреда, так что конвой вынужден был снова отвести его на Литейный проспект и посадить там в тюрьму. Он молился целую ночь. И свидетели говорят, что содрогалась сама тюрьма, и свет необыкновенный был, когда он там стоял и молился перед своей кончиной. Я думаю, что для него это была большая радость - пострадать за Христа. Господь дал ему силы, укрепил его, и на суде он чётко и ясно выступал за имя Христово. Всех, кто был около него, он поддерживал своей молитвою, своею верностью и преданностью Христу. Он, естественно, представлял себе те страдания, те мучения, которые перенесли мученики первых веков христианства. Но своею жизнью, своей любовью, своей кончиной он свидетельствует о том, что он сам - великий новомученик и исповедник, молитвенник и ныне предстатель перед Богом.

Отец Богдан, один мой знакомый однажды сказал, что хотел бы быть мучеником: «За краткий миг страданий мне простились бы все грехи, и я сподобился бы Царствия Небесного. А так нужно всю жизнь мучиться от осознания своих грехов». Он прав или нет?

Я думаю, что это греховная мысль. Я даже думаю, что это мысль, скорее всего, от дьявола. Потому что власть жизни и смерти имеет только Бог. Кому какую смерть Господь посылает и кому какое даёт время жизни - это всё в Божьих руках. И поэтому думать о такой кончине, думать: «Я хочу непременно быть святым», - это, по крайней мере, неприлично. Надо молиться и просить Господа, чтобы Он дал чувство раскаяния, надо меньше грешить. И не думать, что ты такой святой, что, как только примешь мученическую кончину, то сразу, прямым ходом отправишься в Царство Небесное. Прежде чем провозгласить того или иного человека мучеником, чиноначалие церковное всесторонне изучает вопрос его святости, и только тогда выносит решение.

Не все, кто пострадал во время безбожной советской власти, мученики, а только те, о ком Церковь это засвидетельствовала. Тысячами людей расстреливали, если не миллионами, но это не значит, что все они - мученики. Может быть, из этих миллионов только единицы являются мучениками за Христа. Иногда этим людям задавали такие вопросы, которые побуждали их к тому, чтобы они отказались от имени Христова, а они не отказывались. Это же неизвестно: откажется ваш знакомый от Христа или нет, когда ему всыплют пару раз. А я думаю, что он очень слабохарактерный, если не может победить свои грехи. Человек должен побеждать! Своим покаянием стремиться победить каждый грех и каждую неправду. Если нет этого внутреннего покаяния, если нет внутреннего чувства, что ты побеждаешь грех и что тебе помогает в этом Господь, то это очень плохо.

Вот ты ожидаешь мученическую кончину... А кончина может придти в каком угодно виде и быть совсем не мученической. Христианин должен просить у Господа «христианской кончины живота, безболезненной, непостыдной и мирной». Нужно благодарить Бога за жизнь, которую Он посылает. Нужно благодарить Бога за то, что Он даёт познание истин Христовых, которые ведут человека к радости, к спасению. И через эти познания стремиться исправиться, раскаяться, чаще причащаться Святых Христовых Таин. Вот это будет нормальный подход к жизни. А пока что этот человек искушающе ведёт себя и по отношению к Богу, и по отношению к себе и к своему человеческому достоинству.

Мы начали разговор с темы рождения, а теперь позвольте спросить Вас о Крещении. В Евангелии это Таинство называется «рождением свыше». Наверное, Вам не раз приходилось готовить людей к Крещению, потом крестить их, а потом продолжать с ними общаться. Вы когда-нибудь видели, чтобы в этом Таинстве человек действительно как будто заново родился?

Нет такого человека, который заново не родился бы в Таинстве Крещения! За всю мою практику служения в священном сане, за всю практику крещения детей и взрослых, ни разу не было такого случая, чтобы человек не изменился. Потому что Крещение - это, в первую очередь, оставление грехов, личных или тех, которые человек имел в силу родительских поступков. После Таинства Крещения и Миропомазания человек имеет право Причащения Святых Христовых Таин без исповеди.

Могу Вам откровенно сказать, что у крестившегося человека совершенно меняется лицо. По крайней мере, я ни разу не видел взрослого человека или младенца, у которого не изменилось бы лицо к свету, к восприятию Божественного света. Это совершенно другие люди! Благодать Крещения - это необыкновенная сила, как, впрочем, и благодать каждого Таинства.

В Таинстве исповеди человек получает отпущение грехов. Здесь люди тоже очень часто изменяются. Но иногда священник видит, что кто-то не меняется в лучшую сторону: как пришёл, так и ушёл. Значит, надо человеку помочь, чтобы он действительно раскаялся в том грехе, который не хочет или стыдится сказать священнику. Такие случаи тоже бывают. Иногда раскроешь сердце человеческое, он раскается, расплачется и, в силу прочитанной над ним разрешительной молитвы, получает одухотворение. Ты чувствуешь: над этим человеком совершилось Таинство Покаяния. Ты чувствуешь, что этот человек уже достоин Причащения.

Изменения бывают и на лицах тех людей, которые причащаются Святых Христовых Таин. Но иногда бывает и по-другому: что они причащаются в суд и в осуждение.

Батюшка, неужели каждый священник может понять, что человек не до конца искренен в своём покаянии? Я думала, что это удел святых...

Почти что каждый священник может это понять. В нашем храме и молодые, и пожилые священники великолепно это осознают, до конца чувствуют. А если что-то не получается, мы вместе обсуждаем эти вопросы. Ну, конечно, мы не обсуждаем человека, который подходит к священнику. Исповедь - это великая тайна, которая остаётся между исповедником и тем, кто исповедует. Когда священник умирает, то ему закрывают лицо: это свидетельство того, что он все тайны человеческие уносит с собой. А какие-то другие моменты мы, естественно, обсуждаем, и очень живо обсуждаем. Когда мы собираемся за трапезой, у нас не бывает пустых разговоров. Мы всегда обсуждаем богословские или исторические темы, или темы современности, или вопросы, которые касаются исповеди. Я очень рад, что у нас такой коллектив: если кто-то что-то не понимает, то мы стараемся найти общий подход к этому вопросу.

Отец Богдан, можно спросить Вас и о смерти? В идеале христианин должен относиться к смерти как к радости, встрече с Богом, рождению в вечность. Но всё равно даже у верующих людей смерть вызывает ужас и отвращение. Мы не хотим об этом думать!

Это следствие грехопадения первых людей: первородный грех, дьявол и смерть. Но Господь пришёл в мир с тем, чтобы победить и дьявола, и грех, и смерть. И смертию смерть победил! Христианин должен воспринимать смерть как переход из одной жизни в другую - жизнь будущего века.

Многие подвижники веры и благочестия заранее знали от Господа о своей кончине. Скажем, преподобный Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский, Александр Свирский. Я думаю, что многие-многие люди так или иначе знают о своей кончине, и иногда, может быть, даже знают её день. Но это не обязательно - знать самый день, точное время. Нужно определённым образом, с чувством раскаяния готовиться к смерти, к встрече с Богом, чтобы не просто так придти - здрасьте и до свидания. Поэтому мы просим у Господа, чтобы Он не оставил нас в последний день, в последние часы нашей жизни, чтобы сподобил исповедания и причащения Святых Христовых Таин. Тогда и смерть будет торжеством, величайшей радостью.

Бывает так: причащаешь человека в больнице. Только причастил, не успел отойти - и он уже последний свой вздох издаёт. А бывает, что Господь посылает через исповедание и Причащение Святых Христовых Таин исцеление, каким бы недугом человек ни страдал. Таких случаев очень много. Даже от самых тяжких болезней, которые в настоящее время признаются неизлечимыми, Господь посылает исцеления. Иногда бывают такие случаи: человек помолится, поисповедуется, причастится Святых Христовых Таин, возьмёт благословение на операцию. Его уже везут на каталке, и в операционной врач в последний раз его осматривает и вдруг говорит: «Кого вы мне привезли? Почему на операцию? Да у него ничего нет!» В жизни всё бывает. Такие люди приходят и благодарят Бога. Но, чтобы люди не воспринимали это чудо исцеления, воскрешения как что-то необыкновенное, непонятное, нужно хранить определённую тайну. Но иногда люди приходят и нам об этом рассказывают. И действительно: скажем, женщина брала третьего дня благословение на операцию, а пришла на второй день: «Батюшка, мне её отменили». И слава Богу! Благодарим Бога! Совершаем благодарственный молебен. Великое благодарение за то, что Господь милости свои послал человеку, исцеление! Дал ещё какой-то промежуток времени пожить. Как говорится сейчас, дал мне «шанс», чтобы я ещё немножко пожил, помолился, раскаялся и присоединился к Богу и Церкви.

Отец Богдан, несколько лет назад в вашем храме служил очень старенький священник, отец Николай. Однажды я была на панихиде, которую он совершал. До сих пор помню, с каким чувством он говорил о том, что Господь «души от нас преставльшихся раб Своих в селениях праведных учинит, в недрах Авраама упокоит, с праведными сопричтет, а нас помилует и спасет, яко Благ и Человеколюбец». В его словах было столько уверенности и умиротворения, что ему нельзя было не поверить. Сейчас этот батюшка уже умер. Пожалуйста, расскажите о нём!

Я думаю, что Вы вспомнили о протоиерее Николае Кузьмине. Во-первых, он был участником войны, имел ранение. Когда он уходил на фронт, то вместе с мамой дал обет: «Если я вернусь с фронта и у меня не будут сокрушены кости, то поступлю в семинарию и буду священником». И он вернулся благополучно, благоприятно, у него не были сокрушены кости. Закончил семинарию, духовную академию со степенью кандидата богословия и в разных приходах совершал своё пастырское служение. Но больше всего отец Николай служил в Никольском соборе, куда был назначен сразу после рукоположения. Незначительный период времени, два-три года, он служил в Спасо-Преображенском соборе, а потом вернулся в Никольский.

Это был очень истовый священник. Можно даже сказать, обладавший духом провидения, но никогда им не пользовавшийся. Он искренне молился - была ли это Божественная литургия или, скажем, молебны, панихиды, Крещение, отпевание. Можно представить себе, сколько сотен человек он крестил, если в советские годы в Ленинграде всего несколько храмов было открыто. Всех приобщал к Церкви Божией.

А кончина его - необыкновенная! Он вернулся из отпуска 1 августа - это день памяти преподобного Серафима Саровского - и говорит мне: «Отец Богдан, что-то я себя очень плохо чувствую». А я ему отвечаю: «Батюшка, вы имеете определённый возраст, у вас определённые заслуги перед Церковью, перед государством. Отдохните ещё!». «Нет, я уже больше отдыхать не хочу». Я спросил его, может ли он служить сегодня - я тоже служил в этот день. «Я обязательно буду служить!», - говорит. Он послужил, причастился Святых Христовых Таин, после этого мы с ним пообедали в узком кругу. И он рассказал полностью свою жизнь за обедом: когда он родился, когда крестился, как уходил на фронт. Как и где воевал, откуда вернулся, как встретил День Победы. Как поступил в семинарию, в академию и, в конечном итоге, женился и стал священником. И с Божией помощью и Божией милостью великолепно нёс своё послушание.

Потом он вернулся домой и в этот же день упокоился. К вечеру мы уже его помазали елеем, облачили и принесли в храм Божий. В течение трёх дней в храме над ним читалось святое Евангелие. А потом мы торжественно похоронили его во Всеволожске.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Надпорожская
Протоиерей Богдан Сойко
Все статьи Протоиерей Богдан Сойко
Последние комментарии
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от Наблюдатель
20.05.2024 05:55
Тайна жизни Пушкина
Новый комментарий от Людмила
19.05.2024 22:21
Чем брать оплату?
Новый комментарий от учитель
19.05.2024 16:35
Святитель Максим (Кроха): служение в Сибири и Туле
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.05.2024 15:47