К вопросу о перспективах иудейско-католического диалога

Ольга Четверикова 
0
01.03.2011 1579

С 27 февраля по 2 марта в Париже проходит заседание Международного католическо-иудейского комитета по связи (МКС) - главного органа диалога между высшими инстанциями иудаизма и представителями Ватикана, который был сформирован в 1971 г. (См. «Католическая церковь в «диалоге» с иудаизмом: история отступничества»). В него входят, с одной стороны, Комиссия Св.Престола по религиозным отношениям с иудаизмом, а с другой - Международный еврейский комитет по межрелигиозным консультациям (МЕКМК), объединяющий различные еврейские организации, среди которых Всемирный еврейский конгресс, Бнай Брит, Американский еврейский комитет, Антидиффамационная лига и др. В МЕКМК входят представители всех трёх ветвей иудаизма (ортодоксальной, консервативной и либеральной), различных национальных и международных организаций, Главного раввината Израиля и посольства Израиля в Ватикане.

Папа с иудеямиЗаседания комитета проходят каждые два года, и поскольку на этот раз он собрался в юбилейный год, его участники решили подвести итоги 40-летнего иудео-христианского диалога во Франции, в Европе и во всём мире. Как было заявлено по этому поводу в коммюнике французской Епископальной комиссии, то, что встреча проходит именно во Франции, даёт хороший повод высветить проводимую здесь образцовую работу по сближению между иудеями и католиками, основы которой были заложены ещё в 40-е годы французским иудейским историком Жюлем Исааком.

Жюль ИсаакНапомним, что именно Ж.Исаак стал автором идеи «очищения» и «исправления» христианского учения, касающегося иудаизма, и разработал соответствующие положения, вошедшие затем в Зеелисбергскую декларацию 1947 г. Это была чёткая программа из 10 пунктов, направленная на «реформирование» христианства в целях достижения признания от христиан сохранения в неизменности призвания иудеев и полного с ними примирения. Начало реализации этой программы, как известно, было положено на II Ватиканском соборе, а наиболее последовательно её воплотил в жизнь Иоанн-Павел II.

Однако иудаизм всегда рассматривал диалог с католицизмом как постепенную ревизии христианства вплоть до его полного самоотрицания. Иудейский писатель Поль Гиневский в своей книге «Христианский иудаизм. Мутация» выделил три этапа этого процесса: 1. признание своих ошибок, 2. обращение к другому поведению, 3. наконец, исправление, при котором христианство превратится в «евангелие» любви к иудеям. Первый этап пройден, и теперь, при Бенедикте ХVI, происходит завершение второго этапа и переход к третьему, решающему, что требует, конечно, также наличие чёткой программы

Таким «программным обеспечением» и стала Берлинская декларация[1] 2009 г., принятая Международным советом христиан и иудеев (объединяющим национальные ассоциации иудейско-христианской дружбы) по аналогии с Зеелисбергской декларацией 1947 г., основные положения которой уже реализованы. Новый документ из 12 тезисов представляет собой, по сути, программу превращения христианства в иудео-христианство без Христа - Сына Божия, и обращён он уже не только к христианам, но ко всему миру. Он призывает к следующему:

1. Бороться со всеми формами антисемитизма, включая религиозный и расовый, что предполагает признание глубинной природы Христа и апостола Павла как иудеев и интерпретацию их учений в контексте иудаизма первого века; отношение к Ветхому и Новому заветам как дополняющим и взаимно подтверждающим друг друга, не выделяющее какой-либо из них в качестве главного; выступление против любого ошибочного христианского прочтения библейских текстов, касающихся иудеев, в той мере, в какой это чтение может стать причиной враждебности; подчёркивание связи между иудейской и христианской литургиями[2], очищение христианской литургии от юдофобских положений, особенно в молитвах и гимнах и др.).

2. Развивать межрелигиозный диалог с иудеями, что предполагает рассмотрение под критическим углом зрения своей собственной традиции и традиции партнёра в целях истинной открытости в отношении другого).

3. Прийти к теологическому пониманию иудаизма исходя из специфической полноты последнего, что предполагает упразднение любого учения, признающего, что христиане заменили иудеев, как народ, связанный обетом с Богом; настаивать на совместной миссии иудеев и христиан в подготовке мира к Царству Божьему; следить за тем, чтобы новые теологические течения, исходящие из Азии, Африки и Латинской Америки, а также феминистские и освободительные движения в своей идеологии выражали правильное понимание иудаизма и отношения между ним и христианством и др.).

4. Молиться за мир в Иерусалиме, что предполагает понимание глубокой привязанности иудаизма к Святой Земле как исходящей из фундаментальной религиозной перспективы; критику атак против сионизма, вырождающихся в выражение антисемитизма; поддержку тех иудеев, христиан и мусульман (израильтян и палестинцев), которые ратуют за мир и создание климата доверия на Ближнем Востоке, где все могут жить в безопасности в рамках действенных независимых государств, существующих в системе международного права и уважения прав человека; укрепление связей с христианскими церквами во всём мире).

5. Признать те усилия, которые предприняли христианские сообщества в конце ХХ века для пересмотра своего отношения к иудеям.

6. Проверить иудейские тексты и литургию в свете этих христианских реформ, что предполагает критику тех текстов, которые кажутся ксенофобскими и расистскими, а также настаивать на выделении тех текстов во всех религиозных традициях, которые ратуют за толерантность и открытость).

7. Делать различия между честной критикой Израиля и антисемитизмом.

8. Помогать Израилю в его усилиях, направленных на реализацию идеалов, которые провозглашают его основополагающие документы - задача, которую Израиль разделяет со многими нациями.

9. Укреплять межрелигиозное и межкультурное образование.

10. Способствовать межрелигиозным дружбе и сотрудничеству, а также социальной справедливости в мире, что предполагает признание в качестве равноправных граждан представителей других религий, которые иммигрировали на новую родину, где они составляют теперь религиозное меньшинство; выступать за права всех, вне зависимости от религии, секса и сексуальной ориентации; признание и вместе с тем критику того что порождает чувство религиозного превосходства и присутствует в каждой религии).

11. Усилить диалог с политическими и экономическими институтами (основываясь на растущем интересе со стороны политических и экономических институтов в отношении межрелигиозных отношений).

12. Создавать сетевую связь между теми, чья деятельность отвечает требованиям управления окружающей средой (продвигая веру в то, что каждый человек ответственен за управление планетой; признавая библейский долг, который несут иудеи и христиане перед Творением, а также ответственность за то, чтобы к этому вопросу было привлечено всё внимание в политических речах и действиях).

Папа РимскийИтак, иудаизм раскрывает свои дружеские объятия другим религиям, но речь идёт фактически об иудейском варианте экуменизма, при котором он последовательно реализует свои интересы. Так же, как основой открытости католицизма является неприкосновенный догмат о папской непогрешимости и папском примате, так и иудаизм допускает межрелигиозное сотрудничество только на основе признания неизменности исключительного положения иудеев как избранного Богом народа. Иудаизм сохраняется в своей полноте, в то время, как другие религии размываются и встраиваются в некую новую универсальную религию. Не случайно в последнее время всё громче заявляет о себе так называемый «ноахизм», распространяемый движением «бней-Ноах» («дети Ноя») или «ноахитов», предлагающий «наилучший выбор для неевреев».

В соответствии с ним есть только два пути спасения: для иудеев, остающихся избранными Богом - это строгое выполнение 613 заповедей Ветхого Завета, а для неевреев (если только они не прошли гиюр, то есть не стали иудеями) - следование 7 заповедям Ноя. Все остальные религии иудаизм считает не ведущими к Богу. 7 заповедей Ноя - это тот минимальный набор требований, которые, по учению иудеев, был дан Богом Адаму и Ною и заключается в следующем: 1. вера в единого Бога и запрет идолопоклонства; 2. уважение Бога, запрет богохульства; 3. уважение к жизни человека, запрет убийства; 4. уважение к семье, запрет прелюбодеяния; 5. уважение к имуществу ближнего, запрет воровства; 6. уважение к живым существам, запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного; 7. назначение судей, обязанность создать справедливую судебную систему[3].

Надо отметить, что в Торе этих положений нет, они были выведены мудрецами Талмуда (трактат Санедрин) в соответствии с принципами толкования слов и словосочетаний Торы. Как свидетельствовал раввин Рима Риккардо ди Сеньи[4], религия Ноя является раввинистической традицией, и её сторонниками являются все ортодоксальные раввины. Это он заявил в своём выступлении «Ной шёл вместе с Богом: иудейский универсализм», состоявшемся в Риме в конференц-зале Главной понтификальной римской семинарии в январе 2002 г. А в 2007 г. между иудеями и католиками была подписана общая декларация, в которой говорилось: «Иудейская традиция выделяет союз с Ноем как выражение универсального морального кодекса, который призвано уважать всё человечество»[5].

Некоторые иудейские авторы как раз и ассоциируют 12 пунктов Берлинской декларации с ноахизмом, представляя их как формулирование основы глобальной этики. Ноахизм представляет собой тот экуменический «богословский минимум», который должен объединить человечество на основе приемлемых для всех заповедей, возвращающих его в дохристианскую эру цивилизационного развития, упрощающих и нивелирующих сознание людей, превращая их в легко управляемую массу. Здесь есть вера в единого для всех Бога (какого?), есть запреты, есть суд, но нет заповеди христианской любви, раскрывающей в человеке личность.

Папа в синагогеСформулированная программа предполагает работу и «вглубь», и «вширь». «Вглубь» - это дальнейшее размывание самого христианства и превращение его в своего рода ответвление иудаизма, а «вширь» - это распространение идеи «глобальной этики» на международных форумах и саммитах ради достижения её принятия в качестве признанного всеми мирового стандарта.

Что касается первого направления, то в наибольшей степени в этом как раз преуспел французский епископат, который является сегодня наиболее «продвинутым» в плане экуменической открытости, что стало результатом крайне плодотворной 24-летней деятельности прежнего Парижского архиепископа Жана-Мари Люстиже. Так, ярким примером тесного «иудейско-христианского» и общерелигиозного братства стал выпущенный осенью 2009 г. с благословения монсеньора Робера ле Галля, председателя Епископальной комиссии по литургии во Франции новый молитвенник, в котором отсутствуют праздники, посвящённые главным французским святым, зато включены праздники иудейские, мусульманские и протестантские. Другой пример - приглашение в марте 2010 г. архиепископом Парижским, кардиналом Андре Вен-Труа раввина Ривона Крижье выступить в соборе Парижской Богоматери в рамках Великопостной конференции, посвящённой II Ватиканскому собору.

Другое направление - распространение идеи единения человечества на основе универсального морального кодекса - реализуется путём проведения различного рода международных встреч и организаций, объединяющих лидеров и представителей разных религий мира, влиятельных политиков и бизнесменов. Речь идёт о Всемирных саммитах религиозных лидеров (проводятся в преддверии встреч Большой восьмёрки), Всемирных форумах религий, Всемирной конференции «Религия и мир», Диалоге мировых религий по вопросам развития (проводимого в сотрудничестве с Всемирным банком), Всемирном совете религиозных лидеров и пр. Все они заняты объединением религий для борьбы с угрозами и вызовами ХХI в., призванным обеспечить «духовное руководство» сильных мира сего процессом интеграции его в «новый мировой порядок».

Главный раввин Рима Риккардо ди Сеньи и Папа Римский Бенедикт XVIОсобый вклад в развитие межрелигиозного диалога вносят ежегодные международные встречи «Люди и религии» в духе Всемирного Дня молитвы о мире в г. Ассизи, проведённого впервые Иоанном Павлом II в октябре 1986 г. Организует их католическая община Св.Эгидия, основателем и нынешним лидером которой является профессор Андреа Риккарди. В 2006 г., когда отмечалось 20-летие этого Дня, встреча, состоявшаяся в Сан Франциско, прошла особенно торжественно и была призвана, как заявил Риккарди на встрече с папой, наметить духовный путь широкого сотрудничества ради «глобализации с человеческим лицом» и формулирования «общей этики»[6]. В сентябре 2009 г. подобная встреча состоялась в Кракове под патронажем архиепископа Краковского Станислава Дзивича. На этот раз среди участников были Жозе Мануэль Баррозо, главный раввин Израиля Йона Метсгер, президент Международного еврейского комитета за межрелигиозные консультации Давид Розен, кардинал Каспер, Мишель Камдессю, Генрих Люксембургский, Лех Валенса и др. Показательно, что встреча проходила как раз накануне Питтсбургского саммита и призвана была обеспечить «этическую поддержку» деятельности Двадцатки. Мишель Камдессю, который, видимо, является символом «морального бизнеса», в своём выступлении вновь подчеркнул необходимость способствовать формулированию «всемирного общего блага, в котором сойдётся всё человечество», для чего необходимы реформа государств, новая экономическая модель и мировое управление, что невозможно в свою очередь без диалога культур. Закончилась встреча посещением Освенцима, которое теперь является, как было сказано в сообщении, «обязательным для любого уважающего себя политического или религиозного деятеля».

Важно подчеркнуть, что при всей кажущейся формальности этих встреч они выполняют важнейшую функцию, втягивая руководство религиозных конфессий и движений в орбиту влияния наднациональных структур, отрывая от национального тела, переводя их на следование «общемировым» стандартам мышления и поведения и превращая в послушных исполнителей воли современных хозяев мира.

Ольга Четверикова, кандидат исторических наук, доцент


[2] Как это осуществляется на практике, продемонстрировал австралийский сайт «Etz Hayim» (Древо жизни), выступающий за духовное и литургическое сотрудничество между христианами и иудеями, предложивший для продажи религиозный календарь, составленный при поддержке Международного совета христиан и иудеев, который позволяет совместно отмечать иудейские и христианские праздники.

[3] Эти 7 положений, являющиеся фундаментальными морально-философскими и юридическими категориями, охватывают в свою очередь более ста конкретных заповедей. См.: 7 законов потомков Ноя – 229 заповедей Торы //http://www.hatikva.dn.farlep.net/7_229; Семь заповедей Ноя: Синедрион или Христос? //http://algart.net/ru/bnei_noach/7_commandments_by_Jesus_Christ.html

[4] Ди Сеньи является автором известной книги «Евангелие гетто», выпущенной в 1985 г., в которой содержится изложение наиболее оскорбительных в отношении Христа раввинистических традиций.

[5] Benoit XVI à la synagogue de Rome // Serviam, № 25, 11 mars 2010 // http://www.nostra-aetate.org/HTML_La-lettre-Serviam/2010/SER...

[6] Benoit XVI reçoit les organisateurs d’Assise 2006 //Vehementer. Lettre d’information international de la Societé Augustin Barruel. 1-ère année, №2, 11 avril 2006. P.9-10.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Ольга Четверикова
Все статьи Ольга Четверикова
Последние комментарии
Этот «страшный и ужасный» кьюар-код
Новый комментарий от Владимир+
07.12.2021 15:34
Почему я против введения QR-кодов?
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.12.2021 15:34
Зачем нам нужна Украина?
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.12.2021 15:30
Православные Олимпийские игры
Новый комментарий от Тюменец
07.12.2021 15:30
Франциск делает шаг навстречу Православию
Новый комментарий от В.Р.
07.12.2021 15:26
Синицы против журавлей
Новый комментарий от Родион Николаевич Юрьев
07.12.2021 15:09
Кто защитит человека?
Новый комментарий от Человек
07.12.2021 13:54