Спасти и сохранить

Святыни Смоленска разрушаются «черным археологами»

0
465
Время на чтение 7 минут

Хорошо известно, что до наших дней в Смоленске дошло три храма XII века. Это церкви Петра и Павла, Иоанна Богослова и Михаила Архангела. Но в древности каменных архитектурных сооружений в Смоленске насчитывалось не менее трех десятков, в подавляющем количестве это были культовые сооружения. К сожалению, в результате бурной и трагической истории, выпавшей на долю нашего города, все они оказались разрушены, а их руины погребены под землей. И хотя каждое из этих архитектурных сооружений было по-своему уникально, среди сооруженных древними смолянами храмов были и поистине бесценные святыни общерусского значения. К сожалению, не только туристы, приезжающие в наш город, но и многие смоляне вряд ли вспомнят, что это были за памятники и где они находились. Очень скоро Смоленск будет праздновать 1150-летие своего первого упоминания в древнерусской летописи. Также областное и городское руководство намеревается превратить город в большой туристический центр. Но туристов могут привлечь не только хорошие гостиницы и отремонтированные дороги (хотя и это немаловажно), но и новые открытые для их осмотра уникальные памятники и артефакты. Что же мы им можем показать и чем удивить? По нашему мнению, давно настало время для приведения в порядок и частичной или полной музеефикации еще сохранившихся древних уникальных архитектурно-археологических памятников Смоленска.

1. Руины собора на Протоке. Современный видГде же они находились и что это были за памятники? Так как руины основных древних архитектурных сооружений находятся недалеко от Днепра, с его южной стороны (на левобережье), начнем перечисление с крайнего восточного сооружения и постепенно будем двигаться на запад.

Восточнее всего расположены руины собора на Протоке. Они уцелели до сих пор, но находятся в плачевном состоянии. Часть торчащих из земли развалин используется местными жителями как подпорки для своих хозяйственных сооружений и заборов, тут же находятся их огороды. Открытые также всем ветрам, дождям и снегам руины и без воздействия человеческого фактора скоро исчезнут сами собой. А между тем, многие факты свидетельствуют о том, что именно здесь в древности (в XIII - XIV веках) находился монастырь Положения риз Божией Матери, настоятелем которого был сам преподобный Авраамий Смоленский.

2. Современные захоронения на месте развалин древней церкви на Окопном кладбищеОстатки церкви начала XIII века на Окопном кладбище, вероятно надо считать окончательно потерянными, т. к. все пространство под которым находились древние руины (в том числе и места, вскрывавшиеся в 1965 году археологической экспедицией под руководством Н.Н. Воронина и П.А. Раппопорта) сейчас занято захоронениями 80-х - 2000-х годов. Необходимо отметить, что вероятнее всего, этот исчезнувший большой храм относился к какому-то древнему монастырю.

Руины небольшого храма вскрытые и частично разрушенные экскаватором при прокладке по ул. Соболева в конце 80-х годов ХХ века канализационных труб, интересны тем, что это, вероятно, единственная скрытая под землей древняя (XII - первой половины XIII веков) церковь стены которой там где они не были разрушены, сохранились до уровня сводов. И даже более того, местами частично сохранились и сами своды. Таким образом, есть все возможности не только каким-либо образом музеефицировать эти руины, но и восстановить и отреставрировать эту церковь целиком, конечно после серьезного археологического изучения. Известно, что северная часть этого храма, раскопанная и частично уничтоженная экскаватором, изучалась какой-то археологической экспедицией (вероятно Эрмитажа) в конце в конце 80-х годов, но, к сожалению, материалы исследований до сих пор нигде не опубликованы. Засыпанные руины этого неизвестного храма находятся на ул. Соболева, рядом с Костыревской (Красной) башней (с южной стороны от проезжей части улицы), между краем автостоянки и хозяйственной постройкой близлежащего частного дома.

Прямо под церковью Воскресения возведенной в 1765 году на Воскресенской горе (в ней сейчас находится планетарий) имеются руины большого древнего (видимо мирского) собора. Хотя произведенные в 1964 - 1965 годах раскопки Н.Н. Воронина и П.А. Раппопорта показали довольно хорошую сохранность руин, музеефицирование этого памятника пока вряд ли возможно. Для этого необходимо передвинуть на другое место стоящую прямо на развалинах древнего храма Воскресенскую церковь.

Еще одним значительным памятником древнего смоленского зодчества, построенным вероятно в первой половине XIII века, был Спасский монастырь возле деревни Чернушки. Развалины этого монастыря находились в районе нынешнего микрорайона Кловка. Сейчас на этой территории ведется большое жилищное строительство, поэтому вызывает большое сомнение сама возможность сохранности хотя бы части древних руин.

3.	Памятный знак, установленный в мае 1991 года возле развалин древнего Борисоглебского монастыряПожалуй, самым важным памятником древнесмоленского зодчества был Борисоглебский монастырь на Смядыни. Одноименное здание собора этого монастыря было построено князем Ростиславом Мстиславичем Смоленским в середине XII века. Церковь св. Василия и галерея вокруг Борисоглебского собора были возведены его сыном Давидом Ростиславичем в 1191 году. Тогда же из Вышгорода (город рядом с Киевом) в смоленский Борисоглебский собор были перенесены древние раки (гробницы) первых древнерусских святых - Бориса и Глеба. Это сделало Борисоглебский монастырь на Смядыни святыней общерусского масштаба. Многим известно, что один из двух первых русских святых - Глеб в 1015 году принял мученическую смерть именно здесь в устье речки Смядыни, недалеко от Смоленска. В настоящее время территория со скрытыми в земле остатками руин древних Борисоглебского собора и церкви Василия (наверное, единственная в Смоленске) хорошо охраняется. Известны также и планы Русской Православной Церкви по восстановлению на этой территории Борисоглебского собора. Было бы очень неплохо, если бы предварительно, перед его восстановлением на Смядыни были бы проведены масштабные археологические исследования, а найденные артефакты (вещи) не были бы как обычно вывезены в Москву или Санкт-Петербург, а оставлены в Смоленске. Сам же храм было бы желательно восстановить в как можно более близких к первоначальным формам. Это не так сложно сделать, потому что известен не только план древнего собора на Смядыни, но и его прообраз, целиком сохранившийся до нашего времени - это Борисоглебский собор в Чернигове.

4.	Руины Троицкого монастыря на Кловке. Кости из древнего захоронения, выкопанные и выброшенные «черными археологами»Самый западный значительный древний архитектурно-археологический памятник Смоленска - это построенный на рубеже XII - XIII веков, вероятно князем Мстиславом Романовичем Старым, Троицкий монастырь на Кловке. Он находится возле самого Днепра, у устья речки Кловки. Хотя руины Троицкого собора и сохранились до нашего времени (находятся под землей) они никем не охраняются и вероятно вообще никому не нужны. Поэтому уникальнейший древнерусский архитектурно-археологический памятник не только постепенно разрушается подмывающим южный берег Днепром, но и варварски уничтожается (особенно в последнее время) многочисленными черными копателями. Если все останется без изменений, то в течение нескольких лет и этот бесценный памятник древнего смоленского зодчества будет навсегда потерян. Может быть, хватит уже разрушать? Пора что-то начинать и созидать!

5.	Руины Троицкого монастыря на КловкеСовершенно очевидно, что для того, чтобы спасти пока еще существующие древние смоленские руины, необходимы кардинальные и даже радикальные действия. Полумеры вряд ли смогут исправить ситуацию к лучшему. Также очевидно, что огромный туристический потенциал Смоленска не просто лежит втуне (не используется), но и вообще постепенно разрушается.

Что же нужно сделать, чтобы переломить ситуацию в Смоленске к лучшему? По нашему мнению, после проведения археологических исследований руины собора на Протоке можно накрыть каким-нибудь павильоном, внутри которого разместить постоянно действующую экспозицию из найденных здесь же артефактов и возможно фресковых росписей. А рядом нужно возвести в древних формах смоленского зодчества хотя бы часовню в честь св. Авраамия Смоленского. Небольшой храмик на ул. Соболева, рядом с Костыревской башней можно восстановить, отреставрировать и вновь сделать действующим. Борисоглебский собор на Смядыни нужно восстановить в прежних формах, а рядом на месте руин древних Борисоглебского собора и церкви Василия возвести музейные павильоны с постоянно действующей экспозицией «Древнего смоленского зодчества и христианства». Над руинами Троицкого монастыря, также обязательно после проведения серьезных археологических исследований возвести павильон, и открыть постоянно действующую экспозицию. Наверняка экспонатов для этого будет достаточно.

Если все это будет осуществлено, и в Смоленске появятся несколько новых уникальных культурно-исторических объектов, то статус города наверняка повысится не только как крупного туристического, но и как христианского центра. Вне всякого сомнения, музеефикация и восстановление древних смоленских храмов вкупе с открытием музеев с постоянно экспонирующимися древними христианскими реликвиями привлечет в наш город не только множество туристов, но и паломников. К какому же юбилею все это можно успеть сделать? 2013 год, год празднования 1150-летия первого упоминания Смоленска уже вероятно отпадает. Но в 2015 году будет новая, хотя и скорбная дата - тысячелетие со дня трагической гибели в устье речки Смядыни св. князя Глеба. Вышгород и Киев сейчас находятся на территории другого государства, поэтому роль нашего города в отмечании этой скорбной даты связанной с принятием древнерусским народом христианских ценностей значительно возрастает. К этой дате вполне можно успеть.

Подписи к фотографиям:

1. Руины собора на Протоке. Современный вид.

2. Современные захоронения на месте развалин древней церкви на Окопном кладбище.

3. Памятный знак, установленный в мае 1991 года возле развалин древнего Борисоглебского монастыря.

4. Руины Троицкого монастыря на Кловке. Кости из древнего захоронения, выкопанные и выброшенные «черными археологами».

5. Руины Троицкого монастыря на Кловке. Выкопанная и выброшенная черными археологами плинфа (древние кирпичи). Из этого материала на рубеже XII - XIII веков был построен Троицкий собор.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Марков
Киевские князья Аскольд и Дир были выходцами с острова Готланд?
Многие факты свидетельствуют о том, что Верхнее Поднепровье было связано со скандинавской культурой
09.07.2013
Три гипотезы возникновения Смоленска
История открытия и изучения Гнездовского археологического комплекса
07.04.2013
Киевские князья Аскольд и Дир
Первое упоминание Смоленска (863 г.) в Устюжском летописном своде
21.10.2012
Все статьи Владимир Марков
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28