Вопрос о технологической модернизации можно рассматривать как в узком, так и в более широком плане.
При рассмотрении этого вопроса в узком плане речь в основном идет о собственно техническом переоснащении предприятий (приобретение новых станков, оборудования, средств проектирования, средств управления технологическими процессами и др.). Сейчас это обоснованно находится в центре внимания. Но важно иметь в виду и другие компоненты технологической модернизации отечественного машиностроительного комплекса, рассмотреть эту проблему в более широком плане, с включением, в частности, следующих компонентов.
Помимо собственно технического переоснащения речь, как представляется, должна идти также о следующем:
- Осуществление широкомасштабной подготовки и переподготовки кадров - от рабочего до топ-менеджмента -компаний и конкретных научно-исследовательских центров и промышленных предприятий, как государственных, так и частных. - В топ-менеджменте еще не найдено оптимальное соотношение между инженерами, с одной стороны, и так называемыми «финансистами» - с другой. Адекватной замены институту генерального конструктора, игравшего на протяжении десятилетий исключительно важную роль в отечественном ОПК, так до сих пор и не изобретено.
Следует, в том числе, проработать вопрос создания специального органа подготовки и переподготовки топ-менеджеров для ОПК на основе имеющегося мирового опыта.
- Внедрение новейших методов и форм организации производства на каждом отдельном предприятии, способствующие повышению производительности труда и адекватному контролю качества всех компонентов специзделий и собственно финишной продукции в виде тех или иных сложных технических систем.
- Отработка (и воссоздание) на новой научно-технической основе сложных систем кооперации, технологических цепочек на всех уровнях, необходимых для разработки и производства перспективных сложных технических систем - вплоть до 6-7-го уровня кооперации. Это предусматривает создание новых производств, например, ингредиентов композиционных материалов, ингредиентов спецтоплива и др.
В качестве примера такой многоуровневой системы кооперации можно привести цепочку создания и производства современных высокопрочных (с прочностью выше, чем у стали) волоконных композиционных материалов. Такая цепочка включает несколько уровней производственной кооперации, от производства исходного сырья до создания конечных изделий. Схематично цепочку производства изделий из углеродных композиционных материалов можно представить так:
производство пропилена (из газов нефтепереработки (при крекинге сырой нефти, пиролизе бензиновых фракций) или попутных газов, а также из газов коксования угля) - производство нитрилакриловой кислоты (акрилонитрил) - производство полиакрилонитрильного (ПАН) волокна - производство углеродного волокна - производство полимерных матриц (связующих) - производство армированных волокнистых полуфабрикатов (премиксы, волокниты, препреги) - производство изделий из волокнистых полимерных композитов (фюзеляжи, кили, стабилизаторы и крылья воздушных судов для авиационной промышленности; оболочки головных обтекателей, обтекатели ступеней, приборные рамы, воздуховоды для ракетостроения и т.д.) - комплектация и сборка финишной продукции. Причем все компоненты производственной цепочки требуют серьезных заделов по НИР и ОКР, отработки технологий, инжиниринга, современного производственного оборудования.
- Выстраивание системы, представляющей оптимальное сочетание различных хозяйствующих субъектов машиностроительного комплекса - от высоко диверсифицированных компаний, выпускающих сравнительно широких спектр и военной и гражданской продукции до узко специализированных фирм.
- Стимулирование развития отечественных инжиниринговых фирм, призванных обеспечить преодоление «долины смерти» - дистанции между результатами НИОКР и промышленным производством.
- Одним из важнейших компонентов модернизации должно быть возрождение на новой технической основе российской станкостроительной промышленности, которая длительное время находится в серьезном упадке и до сих пор не пользуется должным вниманием. При должной постановке дела модернизация таких отраслей, как судостроение, энергомашиностроение, авиастроение и др., может «вытянуть» возрождение значительной части отечественной станкостроительной промышленности. Особое внимание необходимо уделить использованию различных лазерных установок отечественной разработки и производства, где у нас имеются явные конкурентные преимущества. Можно сказать, что современное мировое станкостроение - это производство автоматизированных лазерно-технологических установок (ЛТУ). Для промышленности (особенно для авиа и судостроения) очень важными факторами является универсальность ЛТУ, возможность обработки различных материалов в т.ч. особо твердых, хрупких, композиционных и т.д., высокая скорость и точность обработки в различных геометриях, сокращение сроков обработки и трудозатрат, высокая степень автоматизации, быстрота перенастройки ЛТУ, возможность комбинирования с другими видами обработки, обеспечение гибкости производства, большая широта выбора технических решений.
Многие оценки говорят о том, что широкое использование лазерных технологий в России в сегодняшних условиях является одним из очень немногих технически и экономически выгодных способов восстановления отечественной промышленности, станкостроения, машиностроения. Наши позиции в разработке и производстве лазерной техники, лазерно-технологических установок остаются достаточно сильными и на сегодняшний день, причем по широкому спектру лазерных технологий: полупроводниковые, СО2 лазеры, мультикиловаттные лазерные технологии - волоконные лазеры (это направление лазерной техники возникло в России), дисковые лазеры на основе монокристаллов граната, легированного иттербием.
Сегодня мы в очень сильной степени зависим от импорта станков и оборудования из разных стран. Представляется, что масштабы этой зависимости, особенно применительно к ОПК, перешли за «красную черту» и представляют собой проблему обеспечения национальной безопасности и реального суверенитета России.
- В свою очередь модернизация машиностроения во многом должна быть завязана на массированное обновление отечественной инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь и др.), которая находится в большинстве своем в критическом состоянии (о чем, в частности, весьма наглядно говорит авария на Саяно-Шушенской ГЭС) - большая часть заказов на оборудование для объектов отечественной инфраструктуры должна попасть к предприятиям отечественного машиностроительного комплекса, о чем должны позаботиться и власть, и бизнес, выстроив соответствующие политические, правовые и финансово-экономические схемы.