На бульварах и в парках поставили прекрасные ледяные скульптуры. Деды морозы, фигурки зверей, запряженные в сани кони днем переливаются всеми цветами радуги на зимнем солнце, вечером включается разноцветная подсветка — и тогда кажется, что можно рукой дотронуться до сказки... Мы ходили с детьми смотреть, как мастера превращают ровные ледяные глыбы в удивительные статуи. Несколько дней назад нескольких зайчиков разрушили вандалы. Прошлой ночью разбили в пыль Деда Мороза, снегурочку, хоккеистов с клюшками.
Какие мозги надо иметь, чтобы подойти и ударить по такой красоте? Идеологическая акция? Национальные, религиозные, политические мотивы для уничтожения снегурочки с белочками? Нет, просто вот разбили.
Били долго, били чем-то тяжелым — скульптуры настолько прочные, что некоторые из них являются детскими горками, и вот уже две недели выстираиваются целые очереди из желающих прокатиться.
Били красоту. Били радость детей. Били многочасовой труд художников. Били, пока не убили. Потом пришли снова бить — те же, не насытились, или другие — идея понравилась. Наркоманы? Они и днем побили бы, что им. Это надо быть в сознании, чтобы приходить с инструментом именно среди ночи.
Откуда такое сознание? Кто виноват, что делать? На последние вопросы не знаю ответа. Семья и школа, общественное мнение и уровень культуры?... Это важно, принципиально важно. Только семья, школа, культура общества может что-то исправить, хотя бы для следующего поколения подростков.
Но фундамент — другой. Помимо прямого воздействия семьи-школы-культуры у нас есть коллективное подсознательное. Его образ находится в сотне метров от разрушенных скульптур.
Он вперил свой невидящий взор в нас, не видящих его. Мы идем мимо, он часть пейзажа, наше подсознательное.
Для него террор являлся способом борьбы за власть. Террор был путем к победе. «Чем больше расстреляете — тем лучше», вот его учение. Он символ эпохи, в которую убийство — идеологическое, или на улице — было нормой. Убийство было одной из задач. Лозунгом было преступление — грабь нарграбленное. Символ эпохи, в которую разрушали прекрасные усадьбы, дворцы. Разрушали храмы. Храмы, в которых молились, крестились и венчались их предки, храмы, в которые был вложен многолетний труд строителей, резчиков, плотников. Храмы, которые — даже без «религиозной» составляющей, были уникальными памятниками архитектуры, покрыты фресками великих художников. И эти фрески сколачивали молотками и ломами, иконы сжигали, храмовые здания взрывали или превращали в склады, заводы... Уничтожение красоты. Уничтожение результатов человеческого труда. Уничтожение радости, веры, надежды окружающих людей.
Если можно разрушать храм - то почему нельзя разбивать ледяные скульптуры?
Если разрушение храма - вандализм, преступление морального урода, то почему символ эпохи разрушения храмов стоит в центре города, как главный образовательный знак?
Анна Сапрыкина, главный редактор сайта Родитель.info