Православная «Желтая Русь» отмечает крупные даты камчатской истории

0
494
Время на чтение 15 минут

От редакции. Этот материал мы получили со следующим письмом автора: «Уважаемая редакция, в вашем патриотическом издании размещено много материалов о митрополите Несторе (Анисимове) - выдающемся церковном деятеле ХХ в., великом патриоте России.

Я тружусь директором Музея истории Православия на Камчатке и в Русской Америке. Мною закончена работа по составлению и выпуску в свет трехтомника «Очерк истории Петропавловской и Камчатской епархии».

Т. 1. XVIII век. Посев и всходы (Петропавловск-Камчатский: Скрижали Камчатки, 2003. 246 с.).

Т. 2. XIX век. Первейшая необходимость и священнейшая обязанность (Петр-вск-Камч.: Скрижали Камчатки, 2006. 310 с.).

Т. 3. ХХ век. Смерть и воскресение (Петропавловск-Камчатский: Скрижали Камчатки,, 2009. 489 с.). Имеются электронные версии 2 и 3 томов.

В настоящее время работаю над составлением Жизнеописания митрополита Нестора для комиссии Священного Синода РПЦ по канонизации и реабилитации пострадавшего в годы советской власти духовенства. Окончание планируется в следующем году. Имею несколько готовых глав из Жития. Хочу кое-что разместить в симпатичной мне РНЛ. С уважением, Артур Изосимович Белашов, директор Музея, основатель портретной Галереи «Скрижали Камчатки», действительный член Русского Географического общества».

* * *

Митрополит Нестор (Анисимов)Работая над материалами жизни и деятельности выдающегося церковно-религиозного деятеля Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей (sic) митрополита Нестора (Анисимова), я нашел интересные, но малоизвестные материалы, касающиеся истории Камчатки, исторического эпизода, страницы, которого написаны не только далеко за пределами Камчатки, но и нашего государства. Рассказ об уникальной русской колонии эмигрантов в Маньчжурском городе Харбине. В 1917-1924 гг. в результате гражданской войны, репрессий и голода в северные провинции КНР вторглись российские беженцы. Наиболее многочисленная колония осела в столице КВЖД - Харбине, образовав целый город в городе. Более 120 тысяч граждан российского происхождения обустроили в этом городе свою жизнь. Усилиями политических лидеров, интеллигенции и духовенства создано уникальное сообщество: кроме создания производственных структур, учреждений торговли и бытового обслуживания, открыты были высшие и общеобразовательные учебные заведения, культурные учреждения, образована Харбинская епархия, открыто более двадцати православных храмов. Сами они называли себя - Желтой Русью.

1940-й год. Обстановка в городе сверхнапряженная. Подготовка к главным событиям Второй мировой войны была закончена. Война уже во всю полыхала в Западной Европе. В 1939 г. Германия оккупировала Польшу. Советские войска вступили на территории Западной Украины и Западной Белоруссии, начата война против Финляндии. Один за другим капитулируют европейские государства. К границам СССР стянуты гитлеровские войска.

Еще раньше, в 1937 г., Япония оккупировала северо-восточные провинции Китая - Маньчжурию. На территории установлен военный режим с ограничением массовых мероприятий, со светомаскировкой, комендантским часом, патрулями и прочими атрибутами военного времени.

Готовясь к нападению на СССР, японские военные власти рассматривали русских эмигрантов не иначе, как тайных советских агентов, а в среде белогвардейцев искали сочувствующих своей милитаристской политике. За всеми установлена тотальная слежка.

До нападения на Советский Союз оставалось не многим более полугода.

Вот в таких условиях наши соотечественники, российские эмигранты, 1 ноября 1940 г. в г. Харбине отмечали наши, камчатские, юбилеи:

1) 200-летие основания г. Петропавловска;

2) 100-летие основания Камчатской, Алеутской и Курильской епархии;

3) 30-летие создания Камчатского Православного братства во имя Нерукотворного Образа Всемилостивейшего Спаса.

В условиях подготовки к войне в СССР было не до праздников. Страна ускоренными темпами выпускала оружие, боеприпасы, шила обмундирование, накапливало медикаменты и продовольствие. Да и не популярна, мягко говоря, была тема юбилеев, связанных с религией. Только что закончилась очередная крупная волна гонений на Русскую Православную Церковь.

Вспомним, что в начале 30-х гг. на Камчатке с Церковью было покончено - храмы переданы под нужды власти, а духовенство репрессировано.

И тем дороже нам беспрецедентные в истории Русской Церкви духовные события в Харбине, тесно связанные с Камчатской историей, с историей Православия на Северо-Востоке России.

Для организации торжеств в Харбине был создан Юбилейный комитет, в который вошли:

митрополит Мелетий - руководитель Харбинской епархии Русской Православной Церкви Заграницей в качестве Почетного председателя,

архиепископ Камчатский и Петропавловский Нестор (Анисимов) - председатель комитета,

генерал В. А. Кислицин - руководитель Главного Бюро русских эмигрантов в г. Харбине, почетный член комитета,

Н. Л. Гондатти - бывший Приамурский генерал-губернатор почетный член комитета,

меценаты-благотворители,

духовенство,

общественность,

другие...

«Торжества начнутся сегодня всенощной в храме Дома Милосердия, которая начнется в 5.30 ч. вечера. По окончании которой будет отслужена панихида по митрополите Иннокентии (Вениаминове), командоре Беринге и всем почившим деятелям Камчатки. За панихидой будет петь казачий хор под управлением полк. Федотова. Всенощную и панихиду совершит архиепископ Нестор и епископ Ювеналий в сослужении с духовенством, - сообщала харбинская газета «Заря» 30 октября 1940 г. (ГАХК. Ф. 830, Оп. 3. Ед. хр. 1069. Л. 106. Газета «Заря» 30 октября 7 года Кан-Дэ (1940)).

В порядке справки добавим к тексту газетной информации, что архиепископ Нестор - это наш архиерей - бывший епископ Камчатский и Петропавловский, в сане иеромонаха прибывший на Камчатку в роли миссионера, создавший Всероссийского масштаба Камчатское Православной братство и эмигрировавший в Китай после революционных событий на полуострове. В начале 20-х гг. ХХ в. им в г. Харбине была образовано Камчатское подворье (по его словам «особая епархия») с храмом во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и Домом Милосердия. Сан епископа, затем архиепископа Камчатского и Петропавловского и носил до 1945 г.

Эта же газета уведомляла граждан, что Юбилей откроет Божественная литургия, которую совершат митрополит Мелетий, архиепископ Нестор, епископ Димитрий и епископ Ювеналий в сослужении с причтом и городским духовенством.

«По окончании литургии все архипастыри совершат благодарственный молебен».

«В 7.30 ч. веч. В помещении ХСМЛ (Харбинский Союз молодежи. - А. Б.) состоится торжественное заседание и концертное отделение».

Весьма любопытна Программа Юбилейных торжеств, составленной из двух отделений. Наряду с торжественным богослужением - Божественной литургией, были отслужены молебны историческим личностям - великому мореплавателю Командору Витусу Берингу и митрополиту Московскому и Коломенскому Иннокентию (Вениаминову), первому епископу Камчатской, Алеутской и Курильской епархии (с 1977 г. Русской и Американской Православными Церквями причислен к лику святых. - А. Б.). Организаторами предусмотрены ряд мероприятий, очень тесно связанных с историей Камчатки. В частности, большой доклад архиепископа Нестора. Местные композитор и поэт написали кантаты столице нашей области и Митрополиту Иннокентию (Вениаминову) и гимн г. Петропавловску, в исполнении артистов звучали стихи архиепископа Нестора.

Вот Программа камчатских торжеств в г. Харбине.

* * *

I ОТДЕЛЕНИЕ.

1. Пение тропарей Всемилостивому Спасу и свв. Апостолам Петру и Павлу.

2. Приветственное слово митрополита Мелетия.

3. Доклад архиепископа Нестора «Камчатская область, г. Петропавловск и Камчатская епархия».

4. В заключение вечера в исполнении хора храма Дома Милосердия прозвучит кантата г. Петропавловску (слова А. Несмелова, музыка С. В. Мельникова).

II ОТДЕЛЕНИЕ.

4. Оглашение приветствий и чтение адресов.

5. Продолжение доклада архиепископа Нестора. Эта часть доклада посвящается жизни и деятельности Камчатского Православного братства во имя Всемилостивого Спаса.

6. В Хор Дома Милосердия под управлением С. В. Мельникова исполнит кантату митрополиту Иннокентию (Вениаминову).

7. Стихотворение «Пасха у прокаженных»* декламирует воспитанник Дома Милосердия Г. Демент.

8. Мелодекламация «Гимн городу Петропавловску» и стихотворения архиепископа Нестора «Камчатка» в исполнении К. П. Ковальчук-Коваля под аккомпанемент Н. М. Зубрицкой (пианино).

9. Архипастырское Послание Камчатской пастве прочтет протодиакон П. Задорожный (подчеркнуто мной. - А. Б.).

10. В финале прозвучало произведение Д. С. Бортнянского «Тебе Бога хвалим» в исполнение хора.

11. Общая молитва.

После литургии с текстом Послания по случаю праздника выступил архиепископ Нестор (Анисимов).

Учитывая, что Послание адресовалось камчатской пастве, духовным детям Владыки Нестора, а также, что это первая публикация исторического документа, привожу его с небольшими сокращениями.

«Божиею милостью архиепископа Камчатского и Петропавловского возлюбленной о Господе Богом пастве в Камчатской области в страдании пребывающей и в рассеянии сущей - мир вам и Божие благословение да пребудет на всех вас.

Настоящее наше послание имеет необычайный характер ибо оно исходит от нас не из кафедрального нашего града Петропавловска на Камчатке, а в изгнании, но милостью Божией из Обители Милосердия - нашего Камчатского подворья в городе Харбине в честь обновленной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

Также мы знаем, что по обстоятельствам времени оно не может достичь слуха и сердца всех духовных чад нашей паствы, находящейся в Камчатской области, полоненной как и вся Россия безбожной властью.

Но да почуют сердца ваши любовь к вам и болезнь души нашей за вас, выражаемой ежедневным памятованием и неугасимой молитвой к Богу и принесением бескровной жертвы за всех вас.

Если бы мы все жили сейчас в нормальных условиях, то сколь радостен был бы и любезен нам год сей для всей Камчатской паствы, потому что он ознаменовывает двухсотлетие бытия нашего областного и кафедрального града Петропавловска - этого центра и основы просвещения всей обширной Камчатской области, а ныне мы лишены и благословения нашей матери св. российской православной Церкви, много лет пребывающей в гонении и преследовании от безбожников, лишены и царской милости и покровительства, ибо отняли у нас Царя и умертвили его злодеи.

Да сократит Господь Бог дни и годы скорбей наших лютых ради покаяния согрешишвшего русского народа и ради неповинных детей малых и да обратит гнев Свой праведный на милость, а землю российскую и область нашу Камчатскую да избавит Господь от лютых безбожников и власти их.

Наш священный долг благодарной любовью вспомнить великое дело основания и освящения двести лет назад в 1740 году Богохранимого града нашего Петропавловска.

Достойно славной и вечной памяти имя капитана-командора В. Беринга, как первого российского мореплавателя... доблестно совершившего наитруднейшие экспедиции...

Командором Берингом положено и основание граду Петропавловску на Камчатке в 1740 г...

Велики заслуги В. Беринга перед Россией и русской православной Церковью, а посему в настоящий юбилейный год... мы воздадим ему и его верным сподвижникам вечную и славную память.

Знаменательно, что в настоящем году исполнилось 100 лет со дня основания самостоятельной епархии, до 1840 г. управлявшаяся архипастырями города Иркутска.

Достойно вспомнить всех подвизавшихся на церковно-миссионерском и административном поприще в этот двухсотлетний период на Камчатке... мы с чувством благоговения отмечаем приснопамятных святителей, носивших титул Камчатского, Курильского и Алеутского епископа. Первым таковым архиереем, посетившим Камчатку, был преосвященный Иннокентий Вениаминов, посвященный в сан Камчатского епископа 15 декабря 1840 г., впоследствии митрополит Московский...

Мы почитаем их добрые имена и молитвенно творим память о них, так же как не можем не вспомнить и камчатских администраторов во главе с доблестным защитником г. Петропавловска в период нападения соединенных англо-французских сил в Крымскую кампанию вице-адмиралом Василием Степановичем Завойко.

Нашему недоступничеству суждено было стать на самостоятельную кафедру в наш кафедральный город Петропавловск в 1916 г.

Тогда особенно щедро наша духовная миссия и новооснованная епархия милостями и благоволением ныне блаженнопочившего убиенного Государя Императора Николая II, всей Его Царской Семьи и августейшего покровителя Камчатского православного братства Всемилостивого Спаса Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича.

В историю и летопись Камчатки эти светлые имена будут вписаны золотыми буквами.

Ныне мы встречаем знаменательный 200-летний год бытия нашего кафедрального града на чужбине в изгнании и скорби, ибо тяжкое испытание постигло всю нашу страдалицу Родину - Россию от полонивших ее безбожников - коммунистов...

С отеческой любовью обращаюсь к вам, чада наши возлюбленные в рассеянии сущие, пребывайте в терпении, в мире, любви и взаимном согласии...

Благословляю всех вас Божиим благословением, напоминаю вам, братия, евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились...

Смиренный НЕСТОР, архиепископ Камчатский и Петропавловский» (ГАХК. Ф. 830, Оп. 1. Ед. хр. 1069. Л. 101. Газета «Харбинское время» 1 ноября 7 года Кан-Дэ (1940), № 291 (3181)).

Газета «Заря» сообщала некоторые подробности. В частности, что празднование началось в 9 часов утра литургией, совершавшейся митрополитом Мелетием, архиепископом Нестором, епископами Димитрием и Ювеналием в сослужении 30 священников.

Далее цитирую:

«Ворота Дома Милосердия были украшены флагами, весь храм был убран в розовых тонах.

Сильное слово сказал протоиерей Л. Викторов, отметивший стремление русских людей к должному поминовению исторических дат, которым в прошлом уделялось слишком мало внимания.

- Два года назад это ярко выявилось в дни празднования 950-летия Крещения Руси. А сейчас мы видим торжественное и многолюдное празднование Камчатских торжеств, - сказал проповедник.

После окончания литургии «Архиепископ Нестор обратился с горячим словом благодарности ко все архипастырям, духовенству, молящимся, друзьям Дома Милосердия, дающим ему возможность вести свою работу, а в частности, и провести с должной торжественностью Камчатские торжества.

- Это обстоятельство очень радостно для меня, - сказал Владыка, - я всей душой люблю Камчатку, отдав ей много лет жизни и труда, храню о ней самые светлые воспоминания» (ГАХК. Ф. 830, Оп. 3. Ед. хр. 1069. Л. 107. Газета «Заря» 2 ноября 7 года Кан-Дэ (1940), № 290).

Камчатские торжества освещались несколькими газетами и журналами. В частности, журнал «Хлеб небесный» (№ 12, 1940 г.) сообщал, что «Присутствовало до 500 человек приглашенных. Перед началом заседания хором Дома Милосердия под управлением С. В. Мельникова был пропет тропарь Всемилостивому Спасу и Св. Первоверховным Апостолам Петру и Павлу, после чего митрополит Мелетий открыл заседание приветственной речью.

В дальнейшей программе вечера - центральное место занимал обширный и очень содержательный доклад архиепископа Нестора о Камчатской Области и Камчатской епархии. Доклад был прослушан с глубоким вниманием» (с. 3).

Из «Слова, сказанного Его Высокопреосвященством Мелетием, Митрополитом Харбинским и Маньчжурским в день Камчатских торжеств, в церкви Дома Милосердия - 19 октября - 11 ноября 1940 г.»:

«Нива сердец инородцев крайняго северо-востока была тщательно вспахана трудами неутомимого проповедника Преосвященного Иннокентия и ко всем преемникам его по делу евангельскаго благовестия во всей силе относятся слова, сказанныя Господом Иисусом Христом: «возведите очи ваши, и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже».

На возделывание этой нивы, с ранняго часа своей жизни пришел молодой, самоотверженный труженик, ныне здравствующий Архиепископ Нестор.

Условия его миссионерской деятельности указали ему на необходимость учреждения особаго Братства, которое и было открыто тридцать лет назад. Жизненность Братства, под руководством своего Начальника проявилась во всей силе, и в настоящие скорбные дни Русской Православной Церкви, Братство светит тихой неугасающей лампадой. Небесный Домовладыка да сохранит Камчатскую епархию в вере и благочестии, да возгорится снова ярким плпменем огонь благовестия на этой отдаленной окраине Великаго Русскаго Государства» (Сс. 12-13).

От прочтения этих документов приходят мысли: а не молитвами ли нашего духовного пастыря - архиепископа (впоследствии митрополита, Экзарха Московского Патриархата по Юго-Восточной Азии) Нестора - и прихожан Харбинской епархии сохранилось историческое имя административного центра Камчатского края, гордости России - Петропавловска - от переименования, которому подверглись многие тысячи российских городов и весей.

***

В ознаменование исторических дат был выпущен «Юбилейный сборник» и юбилейные кресты к 30-летию Камчатского Православного братства.

***

В юбилейные дни все газеты Харбина публиковали интервью с Владыкой Нестором и его воспоминания.

Для читателей любопытно будет узнать некоторые сведения и факты, не нашедшие достаточного освещения в вышедшей литературе о Владыке Несторе.

В частности, он вспоминает о том, что «...правление Добровольного флота пожертвовало Братству выброшенный на берег Камчатки пароход «Кострому», из которого были сооружены школа и другия постройки (к сожалению, не назван населенный пункт. - А. Б.).

...На церковно-школьное строительство было потрачено свыше 250.000 рубл., не считая учрежденных ученических стипендий на Камчатке, во Владивостоке и Петербурге.

...Не могу не вспомнить здесь о благословении Святейшего Патриарха Тихона Московскаго, который согласно постановления Русского Заграничного Архиерейскаго Синода дал право расширения границы Камчатской епархии с присоединением в состав ея Охотского уезда и открытием кафедры викарного епископа в сентябре 1922 г.

Первым викарным епископом с титулом «епископа Охотского» был прот. О. Даниил Шерстенников, принявший иночество с оставлением ему имени Даниила и посвященный в этот сан в г. Владивостоке епископом Михаилом Владивостокским и мною.

Революция и коммунизм смели сейчас наши труды и начинания не только в Камчатской епархии, но и по всей Великой России, но мы верим, что возродится снова Святая Русь и Православная Русская Церковь и очищенное в тяжком и жгучем горниле испытаний Христово Православие утвердится по всей Русской земле и до края Камчатской землицы».

Читая воспоминания Владыки, его интервью, поражаешься глубине и силе его чувств к нашему краю:

«С чувством глубокой любви к Камчатке и ея обитателям я уношусь всей душой на эту чудную нашу русскую окраину в знаменательные дни камчатских юбилейных торжеств.

С юных лет я отдал свое сердце милой Камчатке для церковно-миссионерской работы и за каждый день моего служения возношу молитву благодарения Богу» (ГАХК. Ф. 830. Оп. 3. Ед. хр. 1069. Л. 96).

Пламенные чувства любви к краю, в котором он прославился на всю Россию, в котором остались тысячи его крестников - коренных жителей, он сохранил до конца своей жизни.

Летом 1960 г. Владыка Нестор неожиданно получил письмо, которое всколыхнуло его память дорогими ему воспоминаниями о Камчатке. Митрополита, спустя более 50 лет после своего крещения, нашел его крестник, коряк по национальности, получивший в Святом Крещении имя Илия. Очень хотелось новопоставленному православному христианину из Гижигинской тундры стать таким же, как иеромонах Нестор. И он им стал! Вначале монахом с именем в пострижении Кириак, а потом был рукоположен в священнический сан - иеромонаха. Растроганный Кировоградский и Николаевский архипастырь пишет:

«...я сейчас весь снова в глубоком и радостном воспоминании о дорогой моей душе Камчатской всей области, которую люблю безгранично и всегда полон самых светлых и радостных воспоминаний о моем там служении с 1907 года. В последний раз я был в Петропавловске в 1920 или 1921 г....

Всегда с любовью вспоминаю милую Гижигу: Тетку Таню (пунктуция и стиль изложения письма сохранены. - А. Б.) - Татьяну Васильевну Брагину, Падериных Степана и Веру и их детей. Так же Из. Гр. Падерина и Устинью, Воробьевых, Попову-шитницу (очевидно, модистка, швея. - А. Б.), Барановых двух Евдокий: говорунью и просвирню хохотунью. Отца Петра с матушкой и семьей Черных.

Да каждый дом дорог мне воспоминаниями. И словно я всех их вижу, запомнив их дорогие лица. Помню и люблю Тунгусов (до 1917 г. в России было принято национальность писать с прописной буквы), их юрты, коряк Евъятгима, Анипу и друг. Иплепу Тайгоносскую с ея детьми и пастухами огромного табуна оленей. Я Иплепу крестил в Тилечиках со всеми ее детьми и другими коряками - Тайгоносскими. Помню Пенжино, Наяхан, Марково с о. Агафоподом. Помню все селения полуострова Камчатского и все стойбища и острожки Коряк, Чукчей и Ламутов.

Люблю и помню мою дорогую колонию прокаженных, где я устроил домовую церковь и служил у них много раз литургию, а так же служил в Пасху.

Эту святую Пасхальную утреню и литургию я описал как одно из многих светлых воспоминаний...» (Архив Музея истории Православия на Камчатке и в Русской Америке (АМИП). Дело I МН (Митрополит Нестор). Папка № 1 (Переписка). Лл. 1-3).

Почти тридцать лет Владыка Нестор провел в эмиграции, в китайском г. Харбине, где построил Камчатское подворье и Дом Милосердия, церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В эмиграции был удостоен духовных званий архиепископа и митрополита. Но мы обязаны знать и помнить, что Владыка Нестор до 1946 года носил сан епископа, затем архиепископа Камчатского и Петропавловского. Именно китайский город Харбин стал второй нашей духовной столицей.

В России уже и забыли о том, что 20 лет назад Петропавловск был кафедральным и богоспасаемым градом, а китайский город Харбин с более чем 120-тысячным русским населением торжественно отпраздновал 200-летие города Петропавловска-Камчатского и 100-летие Камчатской, Курильской и Алеутской епархии.

***

В заключение следует подчеркнуть уникальность небольшого исторического эпизода из истории нашего края, который имел место далеко от полуострова. Уникально событие и в политическом аспекте. За рубежом СССР, в соседствующем Китае, более ста двадцати тысяч россиян-эмигрантов, среди которых едва ли был и десяток бывших жителей полуострова, в канун самой страшной войны, широко и торжественно отмечают наши, камчатские, исторические даты. Особая ценность и важность состоявшихся торжеств и в том, что они выступили эффективным средством национального и духовного единения россиян-эмигрантов, сыграли для них соборную роль. Они важны были не менее и для жителей Камчатки, по политическим мотивам не смевшим даже и помыслить о недавнем прошлом, связанным с религией, с верой, с культурным наследием. Они, россияне, граждане маленького государства Желтая Русь, далеко за пределами Родины, были большими ее Патриотами.

Будем учиться на их примере.

Организация праздников в г. Харбине 65 лет назад и торжества по поводу камчатских исторических юбилеев и сами стали вехами нашей истории.

Будем помнить.

Примечание:

* автор стихотворения архиепископ Нестор (Анисимов).

Артур Изосимович Белашов, директор Музея истории Православия на Камчатке, действительный член Русского Географического общества

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Артур Белашов
Камчатский апостол Нестор (Анисимов) и Святая семья Императора Николая II
Из Жития митрополита Нестора (Анисимова), выдающегося деятеля Русской Православной Церкви ХХ века
02.01.2011
Все статьи Артур Белашов
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28