Крошка сын читать пошёл...

Чему учат современные учебники по литературе с 5-го по 11-й класс?

0
494
Время на чтение 10 минут

«Дорогой друг, ты сейчас погрузишься в волнительный мир русской и, бери шире, мировой литературы... Перед твоим взором пройдут увлекательные события, возникнут бессмертные образы... Помни, дорогой друг...»

«Дорогой друг» нервно косится на монитор компьютера с отсроченным на время сеансом новой захватывающей игры «Убей всех за пять минут», и недоверчиво читает дальше. Спотыкается на подписи: Автор. Или - ещё лучше: Коллектив авторов. Авторов, действительно - коллектив. Пушкин, Чехов, Булат Окуджава... Погружение началось.

Картина, знакомая уму и близкая сердцу; все мы, в каком-то смысле, родители. Любим великую русскую литературу. И, разумеется, хотели б, чтобы и наши дети (ведь в каком-то смысле все мы родители) любили её же. Больше того, есть такое понятие - национальная идентичность. И если один руководитель одной страны (не скажу, какой) с гордостью сообщает, что недавно скачал из интернета поэму одного известного писателя той же страны (тут сложно) под названием «Мёртвые души» и открыл для себя много нового - то впору посмотреть, чему же учат, а главное - по чему? В какие глубины «погружают» шмыгающих носом «дорогих друзей», отрывая их от великого интернета?

Генно-модифицированные учебники

И здесь можно всем и с уверенностью сказать: с учебниками по литературе сегодня у нас всё хорошо. Теперь их, как колбасы, - много. Все даже не вместились в багажник (колёса сразу просели, гаишники нехорошо стали коситься).

О подобном нельзя было даже мечтать в нашем несчастном тоталитарном детстве. Один учебник у старшего брата, тот же - у средней сестры, такой же и у тебя. И темы какие-то всё поразительно одинаковые и скучные: любовь к Родине, нравственные искания героев и героинь, забота о народе, самопожертвованье...

А теперь? Открываешь учебник-хрестоматию для шестого класса под редакцией О. М. Хреновой, М. А. Снежневской (издательство «Мнемозина»), а там тебя ждёт, не дождётся, рассказ Шолом-Алейхема «Мальчик Мотл». Про становление «среднего класса» и приобретение «первоначального капитала». Ну, не всё, конечно, получилось - но дискурс, как говорили в недавнем лучезарном прошлом, во времена расцвета демократии и свобод, дискурс очевиден. И ведь хороший учебник - с Чеховым, Короленко, Платоновым. Даже Северянин есть, на любителя. Но принцип отбора не очень ясен, или, может быть - решили сразу? Толерантностью по голове, а там хоть в школу не ходи. Или в Федеральное собрание. Это у кого как.

В общем-то, весь вопрос и заключается в принципе отбора. По идее этот принцип должно формировать государство. Цели у него должны быть: стратегические (побольше нефти и газа продать), тактические (по телевизору хорошо выступить, галстук модно повязать). Ну и в литературе.

Вот посылают же художников с синими носами за государственный счёт представлять российское искусство, значит, что-то миру хотят передать, какой-то мессидж такой непростой. Или же хрустальную мечту модернизации - Сколково - нехорошие языки уже пообещали отдать Марату Гельману, под оформление. Так, и видится, как заслуженный галерист клеит обои и вытачивает высокофигурные табуретки для будущего. Будущее мнётся в передней и не знает, куда деть ноги с дырявыми носками. А не надо было разуваться. Кризис.

Но это всё искусство визуальное и главное - в эпоху интернета и айподов. Понять же, чего государство хочет от литературы - искусства элитарного (всё непросто, слишком много букв) - сложнее. Скорее всего, государство хочет, чтобы десантники под Цхинвалом не сдавались пачками с русско-американскими разговорниками в руках, а руководство службы внешней разведки не перебегало в полном составе на службу к стратегическим партнёрам по НАТО. Во всяком случае, адекватное государство должно этого хотеть. И решать, что будущие защитники Отечества будут читать: биографию генерала Власова (Калугина, Резуна... дальше подставьте сами) или «Молодую гвардию» Фадеева? Механизмы для этого есть, в том числе - самые популярные сегодня: финансовые.

Но тогда не мешало бы отделить мух от котлет (сиречь учебники от колбасы), уж очень много мировоззренческой и эстетически подозрительной сои в них понабилось за последние двадцать лет. Содержание ГМО, знаете ли, зашкаливает.

Суверенные образовательные стандарты

Собственно, это и попыталось манифестировать государство, утвердив новые образовательные стандарты. О них, а также и непосредственно о самих учебниках шла речь на пресс-конференции в РИА «Новости» 22 ноября сего года. На ней присутствовали генеральный директор издательства «Просвещение» (и один из разработчиков новых стандартов) Александр Кондаков и доктор психологических наук, профессор и академик РАО Генриэтта Граник.

В двух словах сутью новых стандартов, по словам разработчиков, является (разумеется) инновационность. Всё, так сказать, в русле решений и в духе посланий. Она (инновационность) заключается в том, что теперь каждый школьник (один или под руководством учителя) может выбрать собственный «маршрут обучения». Получил необходимые базовые сведенья о мире (земля круглая, море синее, в лесах живут белки, Христофор Колумб не был американцем), а дальше - специализация. Впрочем, это подразумевает, что дитя с молодых ногтей уже знает, кем оно будет. Или, что хуже, за него уже «знают» мама и папа. Что делать балбесам, которые до выпускного вечера всё никак не решат, кем же им стать - космонавтом или Джеймсом Бондом (вариант Анной Чапман), неизвестно.

Зная, что учителей (не «продвинутых», а обычных, многие из которых сегодня «призваны из запаса», т. е. с пенсии) на составление всех «маршрутов» не хватит, можно предположить, что подавляющая масса школьников будет двигаться в том же самом «неизвестном направлении», что и все предыдущие годы. С перспективой трудоустройства от проститутки до охранника. Для чего «базовых сведений о мире» вполне достаточно. А сотню-другую топ-менеджеров «продвинутые» родители и так выучат (уже учат) вдалеке от наших стандартов и инноваций.

Это первое и самое существенное, что приходит на ум после знакомства с новыми стандартами. Есть и другое. Ощущение, что идеологическая составляющая писалась на коленке во время заседания политсовета «Единой России». Положения о воспитательных целях политизированы донельзя. То, что свобода умеет себя защищать, мы все хорошо усвоили ещё в 1993 году. С тех пор хрупкая и юная российская свобода посолиднела, отпустила брюшко и перестала краснеть, когда матерится. Что называется, окрепла.

Но нельзя же с первого класса мордовать детей политкорректностью, суверенной демократией и гражданским обществом (тоже, надо полагать, суверенным). Ведь это уже какой-то суверенный Оруэлл. Или без этого сегодня и государственных грантов не получить?

Вопросы, конечно, риторические, но их никто не отменял...

Вражда полушарий

Глубоко актуальную мысль озвучила академик РАО, автор учебников по русскому языку Генриэтта Граник. О недопустимости раздельного преподавания русского языка и литературы, уподобив это - вражде полушарий головного мозга, каждое из которых отвечает за своё: одно за фантазию, другое за логику. И при этом ни одно из них не дублирует другое (в отличие от почек или лёгких). Проблема далеко не пустячная, так как красота и уникальность русского языка постигается в русской литературе и наоборот.

Впрочем, то, что творится с учебниками по литературе (а с ними всё хорошо, мы помним) тоже свидетельствует о «вражде полушарий». Причём тон здесь задаёт, безусловно, отвечающее за фантазию и филологические шалости.

Кажется, что учебники сегодня пишут все. Семейные дуэты и коллективы единомышленников, дружественные кафедры и центры экспериментальной педагогики. Учитываются все мнения, за исключением профессионалов, то есть самих писателей. Кстати, в мрачные годы застоя их мнением интересовались. И Бондарев, и Гамзатов входили в экспертные советы по составлению школьных программ по литературе. И не они одни.

Что ж, на то она и свобода - пусть цветут все цветы, голова б только не закружилась от благоуханий. Но министерство образования и науки, как заботливый садовод, не дремлет. И, по завету Вольтера, возделывает свой сад. Ярлычки развешивает (не навешивает, упаси Бог, и не выдаёт на княжение), просто снабжает грифом: рекомендовано министерством образования и науки или же просто допущено. Чем они отличаются друг от друга не очень понятно. Вот если бы стояло «настоятельно рекомендовано» или «условно допущено» - тогда было бы ясно. А так, учителя, наверное, знают...

Есть и ещё одна проблема: комплектность. Трудно предположить, что по всей необозримой России в книжных магазинах можно найти, как, скажем, в «Библио-Глобусе», с десяток разных комплектов учебников по литературе - с пятого по одиннадцатый класс. Что-то мне подсказывает, что это не так. Стало быть, пятый-шестой - один авторский коллектив, седьмой-восьмой - другой. Что-то повторяют, что-то проваливается, грубо говоря, «Каштанка» дважды, «Конёк-горбунок» - ни разу.

Возможно и другое. Приезжает представитель издательства в районный, а то и в областной центр. Там управление (а то и министерство) образования. Общность идеалов, забота о подрастающем поколении, пиво, раки. В результате, районный, а то и областной центр затарен нужными учебниками по литературе. Качество... Ну, помилуйте, какое качество, когда «общность идеалов». Впрочем, можно и о качестве...

Антон Павлович Гарри Потер

Так издательство «Дрофа» начинает знакомить пятиклассников с народной литературой разных стран рассказом о пещерных людях, магии и колдунах (учебник-хрестоматия под редакцией М. Б. Ладыгина). Получается увлекательно, что называется, Гарри Потер вам в помощь. Только мысли нехорошие закрадываются. А вдруг, не приведи Бог, на уроке окажется маленький иудей? Или мусульманин? Или, что совсем невероятно, православный? Ведь у них представление о своём происхождении далеко от пещерного, и прецеденты и даже суды уже были. А тут - мётлы, бубны. Всё забавно, «литература напоминает игру». Вот Блок так не считал, Белинский, сгоревший на своём внутреннем огне - тем более. Даже Евтушенко, сказавший: «Поэт в России больше, чем поэт». Понятно, что в пятом классе об уникальности русской цивилизации (и особом месте литературы в ней) на таких примерах, как Достоевский и Блок, рановато. Но и без мётел - можно.

Больше того, в том же издательстве выпущен другой учебник-хрестоматия «В мире литературы» (авторы А. Г. Кутузов, Е. С. Романичева, А. К. Киселёв) тоже для пятого класса, но уже без сомнительного хвостатого родства.

По персоналиям, понятно, всегда и у всех будут претензии: например, почему Высоцкий есть, а Шевчука нет (не говорю уже про Егора Летова)? Возрастной ценз? Или Высоцкий классик, потому что уже умер, а Шевчук ещё, слава Богу, нет, и даже с Путиным по телевизору разговаривает («Дрофа», учебник-хрестоматия «Литература» для восьмого класса под редакцией Т. Ф. Курдюмовой)? В обществе, где часть интеллигенции пугает себя саму, а заодно и обывателя грядущей (или уже нагрянувшей?) диктатурой и мужиками в косоворотках и с топорами в руках, а другая часть косится на бойкие фото дедушек нынешних правозащитников, из тех, что «в пыльных шлемах» - вряд ли возможно договориться обо всём, что учебникам нужно. Но, думаю, совершенно точно надо определиться с тем, что ненужно.

«На стуле лежала бритва с окровавленным лезвием. Две-три густые пряди длинных седых волос, вырванных, видимо, с корнем и слипшихся от крови, пристали к каминной решётке...» Это из учебника Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «Литература» для пятого (!) класса (издательство «Баласс»). Знакомство с одним из самых светлых и добродушных классиков американской литературы Эдгаром По. Рассказ «Убийство на улице Морг». Убийство тоже, надо полагать, светлое. Глубоко рекомендовано министерством образования и науки.

Впрочем, здесь можно говорить о тенденции. Так в нескольких учебниках сразу представлена повесть Бориса Житкова «Механик Салерно» (у тех же Бунеевых в «Балассе», и в упоминавшемся уже учебнике под редакцией Ладыгина в «Дрофе»). Суть повести, если кто забыл, а лучше и не знал - спасение пассажиров с тонущего корабля. Ценой жизни пары паникёров, скинутых за борт или застреленных. Время написания тридцатые годы ХХ века. Лес рубят, щепки летят. Дедушка смотрит со стены сурово, с доброй общечеловеческой сталью в глазах.

Какая тут «слезинка ребёнка»? Которую все девяностые мастера телевизионных искусств давили из голубых экранов. Время социал-дарвинизма, становление «среднего класса», дно кризиса ещё далеко не пройдено.

Может это и есть социальный заказ? Дети - не расслабляйтесь, Уолл-стрит слезам не верит.

Я так подробно останавливаюсь именно на пятом классе, потому что это начало. По идее - начало чего-то большого, что во всём мире именуется великой русской литературой, Томас Манн вообще называл её «святой». И что? Объяснять манагерам из госкорпораций, что не будет никаких инноваций и модернизаций без «Бородина» и «Слова о полку Игореве»? Не будет никакой демографии без «Обрыва» и «Уроков французского»? Что почитатели «Ледокола» (Суворова-Резуна) сдавали, сдают и будут сдавать их секреты, открытия и нанотехнологии?

Дальше - в шестом, седьмом (и так далее) классах всё в порядке. Там «Каштанка» и Булат Окуджава, Владимир Семёнович Высоцкий и Антон Антонович Дельвиг, «Соловей мой, соловей...». Пушкин и Блок. Чехов в круглых очках, похожий на постаревшего Гарри Потера. Завязавшего с колдунами и мётлами, открывшего врачебную практику. Дальше «всё идёт по плану», как пел не включённый в учебники Егор Летов.

Прочно «прописались» в учебном процессе Бродский и Рубцов, Шукшин и Распутин, присутствуют даже полузапретные «До третьих петухов» и «Дочь Ивана, мать Ивана» (не скажу в каких учебниках). А в остальном - всё, как по телевизору. Мрачная тирания, немного скрашенная юмором Довлатова, светлые страдальцы Шаламов и Солженицын (ну нет Леонида Бородина, а кто б сомневался - не за то страдал); Пастернака и Твардовского больше не сталкивают лбами. Хотелось бы Леонова, и очень - Юрия Казакова. Но его пока не пускает Трифонов, он более правильный. Очень не хотелось бы воспоминаний о Бродском Владимира Уфлянда с непрестанным «Осей» и рассуждениями о России, в которой «убивали и изгоняли мастеров на протяжении всей русской истории» (и это в «профильном учебнике» под редакцией Г. А. Обернихиной для одиннадцатого класса). Смотрится это сегодня, как галстук с олимпийским мишкой. Или как Сванидзе с портретом Барака Обамы.

Можно и должно порекомендовать учителям ряд учебников, сделанных достойно и трезво, современно, с электронными приложениями. Как, например, серию учебников А. В Гулина и А. Н. Романовой (издательство «Русское слово»). Можно и предостеречь, как от упоминавшейся уже «семейной серии» Бунеевых, где как-то чересчур шаловливо соседствуют Фет и В. М. Тушнова (?), Шекспир и... Татьяна Толстая. Бывают, конечно, странные сближенья, как сказал поэт, но здесь-то всё преподносится «воспитанием чувств». С соответствующими разделами: «Сомнение», «Разочарование», «Ностальгия»...

Можно... Но проблема не в этом. Проблема в том, какие учебники «достанутся», где и в какой комплектации их купят? Государство эту проблему, как и почти все другие, с себя столкнуло. Значит, опять остаётся уповать только на учителей. Низкий им поклон.

Сокращенный вариант статьи опубликован в «Литературной газете» № 51 от 15.12.2010

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Крошка сын читать пошёл...

Замечательная статья. Посмотрите по ссылке, что выпускает пятая колонна питерского детского издательства "Детгиз". Хотя бы названия почитайте - сполошная чернуха, выпирающая из отчаявшихся, если не сказать проклятых душ этих "детских" писателей . Ни одного радостного слова. Пошлятина, ерничанье, дурашничанье - воспитание гоев продолжается. http://www.detgiz.spb.ru/new.php
РодЕлена / 30.04.2014, 14:50

1. О линейке учебников по Литературе А.В.Гулина и А.Н.Романовой

Вот, Дорогой о ГОСПОДЕ Алексей Алексеевич, единственную линейку учебников, которую Вы сочли нужным рекомендовать, сейчас хотят "зарубить" по линии РАН, если уже не "зарубили". Обидно, когда с самых высоких трибун Российской Федерации заговорили о Русском Патриотизме и о Православии, патриотические учебники, опирающиеся на светское православное мiровоззрение, рубят на корню под "благовидным" предлогом сокращения числа учебных линеек.
Леонид Болотин / 30.04.2014, 13:46
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Алексеевич Шорохов
Свет и горечь Евгения Юшина
Большой русский поэт, называя свою книгу, даёт определение времени.
23.02.2025
Первый пленный
Из новой книги Алексея Шорохова «После войны»
31.01.2025
«Мы есть только благодаря будущему, мы ещё только идём к себе...»
Беседа о национальной идеологии современной России
22.01.2025
Русский писатель и «кольцо власти»
Беседа по итогам 2024 года
14.01.2025
Отрывок из повести «Ромаядины»
Без вести пропавший
13.01.2025
Все статьи Алексей Алексеевич Шорохов
Последние комментарии
Многодетный сотрудник «РНЛ» со своими детьми участвует
Новый комментарий от Павел Тихомиров
14.03.2025 02:53
В 1945 году Бог показал, кто исполнил Правду Его
Новый комментарий от учитель
14.03.2025 00:28
Современный облик Русской идеи
Новый комментарий от Владимир В.
14.03.2025 00:04
«Наконец-то у нас появились думающие генералы»
Новый комментарий от Агафон
13.03.2025 22:35
Так кто же всё-таки Удерживающий?
Новый комментарий от С. Югов
13.03.2025 22:00
«Стоит ли отдавать дочь в класс с нерусскими?»
Новый комментарий от Русский Иван
13.03.2025 18:33
Трамп спровоцировал «золотую лихорадку» в Америке
Новый комментарий от Русский Иван
13.03.2025 17:59