itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Черное солнце» Виктора Цоя и детей России

0
841
Время на чтение 11 минут

От редакции. Автор этой статьи «не включает фактор Бога» в изучение духовных проблем современного подрастающего поколения. Тем не менее, многие его наблюдения и умозаключения могут представить несомненный интерес для православных ученых и рядовых читателей, интересующихся проблемой.

Так уж совпало: август 2010 года - это не только физическое выгорание России, но и дни памяти Виктора Цоя, который еще в 80-е годы взывал к миру очень умных в своих глазах взрослых о выгорании юных душ:

Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь,

Ты увидишь - там все горит огнем.

Замечу, в современной цивилизации и, особенно, среди молодых людей действительно оформился и неумолимо нарастает синдром «выгорания». К сожалению, этот синдром описан по внешним, чисто психологическим признаком. Это запредельное, часто не объяснимое, утомление, усталость при малейших усилиях тела, уныние, а в итоге угасание желания не только работать, но и жить. Часто синдром выгорания сочетается с депрессией, импульсивной агрессивностью, склонностью к суицидам.

Наши исследования вскрыли: процесс выгорания поразил детей и развернулся на клеточном уровне. Обусловлен же он нарастающей «седалищной» косной неподвижностью и статическими мышечными напряжениями, которые еще Ганс Селье отнес к тяжелым видам стрессов. И на этом мы остановимся ниже.

Трагическими оказались последствия выгорания юных душ. Это: опустошенность, одиночество, тоска, уныние, холод и т.д.

Вот как это внутренне переживал и как об этом пел юный пророк Виктор Цой:

Мерзнут руки и ноги и негде сесть

Это время похоже на сплошную ночь...

И в окне знакомом не горит свет.

Мое место слева, и я должен там сесть,

Не пойму, почему мне так холодно здесь.

Сквозь печаль и ветер мне пройти суждено

Нигде не светит мне родное окно.

Наши реки бедны водой,

В наших окнах не видно дня,

Наше утро похоже на ночь,

Ну а ночь для меня...

Чувствовал и от этого очень страдал молодой человек, что взрослые не понимают, что происходит с юным поколением, что творится в их душах. А поэтому некому им помочь.

В небе над нами горит звезда

Некому кроме нее нам помочь

В темную, темную, темную ночь.

И меня, посвятившего жизнь разгадке: что происходит с новыми поколениями в трагическое пророческое время «Х» - «по кончине тысячелетия» - больше всего поражает то, что Виктор Цой интуитивно чувствовал корневой механизм выгорания человеческих душ. Выгорания из-за существующей методики образования, а по сути, воспитания детей в режиме косной тугоподвижности тела, а в итоге скованности духа. Скованности до удушья жизни.

В наших глазах крики «Вперед»,

В наших глазах окрики «Стой».

И я попал в сеть

И мне из нее не уйти...

У меня есть парус, но ветра нет.

И есть еще краски, но нет холста.

Среди связок в горле комом теснится крик...

А в итоге: «Ни черта ни в чем не понимаю», а «мозг переполнен сумбуром и бредом»... школьных знаний.

Нет меня дома целыми днями,

Занят бездельем, играю словами.

Каждое утро снова жизнь свою начинаю.

И ни черта ни в чем не понимаю...

Ноги уносят мои руки и туловище.

И голова отправляется следом.

Словно с похмелья, шагаю по улице я,

Мозг переполнен сумбуром и бредом.

Ниже мы покажем: телесно-мышечная скованность детей в учебном процессе является краеугольным камнем школьных стрессов, в т.ч. формирования синдрома выгорания («черного солнца») на клеточно-генетическом уровне. А пока «на своей шкуре» чувствовал и очень остро переживал певец наступление великой беды.

Я знал что будет плохо

Но не знал, что так скоро...

И я не знаю как мне прожить следующий день.

Я знаю, мое дерево не проживет и недели

Я знаю, мое дерево в этом городе обречено...

Мама мы все тяжело больны.

Мама я знаю, мы все сошли с ума...

...Через день будет поздно,

Через час будет поздно,

через миг будет уже не встать.

Но как рвется душа страдающего молодого человека на свободу: «Если к дверям не подходят ключи, вышиби двери плечом».

Главное в этом зове-крике - вырваться из закрыто-казарменного образа «познания» жизни (образования - на педагогическом жаргоне) на свободу пространства.

Виктор Цой - это феномен ХХ века. Юная душа остро чувствовала: на людей неумолимо надвигается великая беда.

А мне приснилось, миром правит любовь

А мне приснилось, миром правит мечта

И над этим прекрасно горит звезда

Я проснулся и понял: беда...

Цой остро почувствовал угасание света.

Город в дорожной петле.

А над городом плывут облака,

Закрывая небесный свет.

А над городом - желтый дым,

Городу две тысячи лет,

Прожитых под светом Звезды

По имени Солнце...

Но из-за бездействия и не понимания миром взрослых, что творится в душах детей и подростков чувствовал поэт и музыкант, что все это закончится великой трагедией.

А потом придет она,

Собирайся, - скажет, - пошли.

Отдай земле тело.

Ну а тело не допело чуть-чуть.

Ну а телу недодали любви.

Странное дело.

Меня, давно изучающего, что происходит в чувствах (душе) детей в процессе школьного обучения, больше всего в творчестве Виктора Цоя поражает то, что он подсознательно, каким-то шестым чувством чувствовал корни всего этого бедствия - это «книжно-седалищное» познание мира.

Мой дом я в нем

Сижу пень пнем...

Чтение книг полезная вещь, но опасная как динамит

Я не помню, сколько мне было лет

Когда я принял это на вид...

Он чувствовал глубокое закрепощение и угнетение внутреннего эмоционального мира (души) при таком методе познания жизни. И взывал к миллионам взрослых:

Расскажите мне, что происходит

Удивите меня, расскажите мне новость

Убейте меня, рассмешите меня.

Чувствовал Виктор, что «книжно-седалищное» познание жизни не дает внутреннего мировоззрения и мудрости.

Мы не можем похвастаться мудростью глаз

И умелыми жестами рук.

Нам не нужно все это, чтобы друг друга понять.

Сигареты в руках, чай на столе,

Так замыкается круг.

Цой чувствовал, что такое «познание» жизни отсекает новые поколения от некоей непонятой взрослыми связи с небом.

Земля, Небо.

Между землей и небом война.

И где бы ты не был,

Чтобы ни делал,

Между землей и небом война...

И как стихийный протест: «Раньше я читал книги, а теперь их жгу».

И вместо учебной косной недвижимости, вместо вечных скучных мертвых букв, цифр, схем, правил и алгоритмов мышления, вместо вечных назиданий авторитарных педагогов Виктор видел спасение в «...отпечатках наших ног», т.е. в движении. «Теплое место, но улицы ждут отпечатков наших ног».

Чувствовал гениальный паренек, что только в движении мы приходим в особую гармоничную связь между небом и землей. Только в движении возникает «Звездная пыль на сапогах».

Но за 10-12 лет «седалищного» «познания» мира «Наши ноги утратили крепость на этом пути».

Цой понимал, что только от наших стоп поступает в наше тело особый свет, который освещает наши души по формуле «след-свет».

Если есть стадо - есть пастух,

Если есть тело - должен быть дух,

Если есть шаг - должен быть след,

Если есть тьма - должен быть свет.

Юный мудрец выражал всё это на языке глубоких символов.

Я сижу и смотрю в чужое небо из чужого окна

И не вижу ни одной знакомой звезды.

Я ходил по всем дорогам и туда, и сюда,

Обернулся - и не смог разглядеть следы.

И вновь интуитивно видел перед собой спасительный образ - образ не вечно согбенного над книгой-тетрадью мученика, а образ, в котором «спина как струна»:

Где твой мундир генерал?

Твои ордена, спина как струна.

Увы:

Ты уже слышал отбой.

Просто дождь бил по крыше твоей генерал.

Ну, хоть чем-то еще можно помочь «костенеющим» на седалищах с угасающими душами детей?

В квартире твоей,

Сними свою обувь -

Мы будем ходить босиком.

И весь внутренний протест вылился в знаменитый отчаянный призыв:

...На пылающий город падает тень.

Перемен требуют наши сердца,

Перемен требуют наши глаза.

В нашем смехе и в наших слезах

И в пульсации вен

Перемен,

Мы ждем перемен.

«Все это личные переживания и личная трагедия молодого человека», - будет оппонировать мне очередной «книжник-фарисей». Таким оппонентам я задаю вопрос: почему главным кумиром целого поколения стали не яркие, возможно, более талантливые в музыке и вокале Кинчев, Шевчук, группа БГ и другие? Почему после ухода из жизни Виктора Цоя многие сразу же потеряли смысл жизни и добровольно ушли вслед за ним? Почему по всей России возникли и стоят по сей день «стены Виктора Цоя»?

Можно, конечно, объяснить исторический феномен Виктора Цоя фанатизмом и «слабоумием» целого поколения. Я же приведу некоторые выборочные данные обследования эмоционально-душевной сферы учащихся, которые указывают: Виктор Цой сумел сделать главное: он сказал то, что чувствовали и продолжают чувствовать миллионы детей и подростков. Чувствуют, но не могут это выразить так, как это сделал от имени миллионов Виктор Цой.

О трагедии здоровья детей, в т.ч. душевного, в условиях доминирования «книжно-седалищного» обучения мы пишем в течение тридцати лет, в т.ч. в «Педагогическом вестнике», «Учительской газете», «Известиях», «Комсомольской правде», «Московском комсомольце» и др.

Подробно эта проблема рассмотрена в монографии «Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса» (М., 2009).

А теперь кратко о стеснении, зажатии, т.е. о внутренней несвободе учащихся, или почему «Среди связок в горле комом теснится крик»?

Чтобы почувствовать это состояние закрепощения и несвободы, достаточно зайти в начальные классы и посмотреть в каких позах пишут дети. И многомиллионная армия родителей вдруг откроет: большинство детей почему-то, сжавшись в комок, низко-низко склоняются над столом и буквально носом водят по бумаге. А теперь, дорогой родитель, потрогай в этом состоянии руку ребенка, его плечо, мышцы шеи, живота и вы откроете: все его тело сжато в комок от какого-то непонятного напряжения.

И не сегодня, а еще в 1936 году великий Ганс Селье выявил: одним из самых тяжелых стрессов являются статические пролонгированные во времени мышечные напряжения, а их последствия такие же, как при остром отравлении ядами.

Статические мышечные напряжения - это блок мышечными зажимами всей системы кровообращения и, как следствие, быстрое накопление недоокисленных продуктов распада, по сути, шлаков, ядов. Выполненными нашими исследованиями установлено: статические мышечные напряжения - это синдром «короткого замыкания» в чувственном и нейромоторном энергетическом контуре и, как следствие, энергетического выгорания. Выгорания не только нервной энергии, но и полевого генома. (См. «Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса». 2009).

Кроме этого установлено: при статических мышечных напряжениях ионы кальция (а ионами они являются только при ритмической мышечной работе) выпадают в соли кальция. Так постепенно жизнетворная высоколабильная энергоемкая ткань мутирует в косную. Как тут не вспомнить первого поэта России - А.С. Пушкина:

От напряженья костенея

Руслан за бороду злодея

Упорно держится рукой....

...С немой тоскою

Поникнул витязь головою;

Его томит невольный страх;

Недвижим он как мертвый камень;

Мрачится разум; дикий пламень

И яд отчаянной любви

Уже течёт в его крови.

Гениально! Проникновенно!

Экспериментальными работами установлены следующие последствия статических мышечных напряжений детей в учебном процессе. Это распространенное затвердение («окостенение») позвоночника, появление сколиозов, поражение сосудистого древа, в т.ч. сосудов питающих головной мозг. А в итоге: «познание» на фоне хронической гипоксии мозга. О том, что это является действительно стрессом, говорит истощение и нарушение эндокринной системы с развитием у детей «стрессогенного» зоба.

О том, что в этих условиях у большинства детей школьный стресс «сносит крышу» говорят официальные данные Министерства образования РФ: спустя только первый год обучения у 60-70% малышей выявляются пограничные психические нарушения (письмо N220\11-12 от 22.02.1999).

Установлено: при такой «развивающей» детей методике обучения у многих детей вскоре распадаются впечатленные в память чувств мыслеобразы. Вот как об этом писала газета «Мегаполис-Экспресс» (21 января 2002 г.):

«В Ялте появилась школа, ученики которой во время уроков могут не только сидеть, но по желанию стоять или лежать.

Как сообщает украинская газета «Факты», вместо парт в школе установлены специальные «оздоровительные» конторки, которые засидевшийся школьник может поднять, чтобы работать стоя. А если хочется полежать, на полу расстелены ковры с толстым ворсом, где можно разместится прямо с учебниками. На потолке класса для разгрузки уставших глаз нарисованы специальные геометрические фигуры.

По словам директора школы, все это помогает детям не только сохранить осанку, но и развить образное мышление, которого очень не хватает выпускникам школ. Учащиеся необычной школы лучше умеют проявлять чувства. «Если раньше они рисовали в тетрадках расчлененные тела, зубы и когти чудовищ, - говорит он, - то теперь делают яркие жизнерадостные рисунки».

Одновременно с «расчлененкой» воображаемых образов у детей возникает синдром «черного солнца». В частности, мы предлагали детям ряд кружочков («солнц»), который начинался с ярко желтого цвета, а затем желтый цвет постепенно затемнялся и заканчивался черным. При этом мы просили детей представить цвет солнца и указать пальцем на порядковый номер данного ряда кружочков, который соответствует его представлению. Установлено: у 67% учащихся выявлены те, либо иные проявления синдрома «черного солнца». Все эти дети в той или иной степени страдали всеми теми бедами (уныние, одиночество, тревоги, страха, депрессии) о которых еще в 80-е годы ХХ столетия взывал к миру очень умных в своих глазах учителей и родителей Виктор Цой.

Но как только детей переводили на предложенные нами еще в 70-е годы ХХ столетия раскрепощенные режимы обучения, и которые еще в 1989 году были утверждены Минздравом РФ в качестве «Массовой первичной профилактики школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах» (авторы В.Ф. Базарный, Л.П. Уфимцева, В.А. Гуров, Э.Я. Оладо), а в 2001 году Роспотребнадзором РФ (сертификат N 77.99.95.3.Т.000674.07.01) большинство из указанных угнетенно-депрессивных симптомов исчезало. Как пишет в многочисленных статьях один из авторитетных детских психо-неврологов России проф. Г.В.Козловская, при внедрении вышеуказанных раскрепощенных режимов обучения исчезает даже такая массовая поразившая детей патология мозга, как патологическая гиперактивность с дефицитом внимания.

Но истинная трагедия новых поколений, а в итоге целого народа в том, что эту во многом спасительную для детей программу Министерство образования РФ игнорирует уже более 30 лет. Вся надежда на то, что по мере нарастания великого бедствия однажды, наконец, проснется и массовый учитель, и массовый родитель. Но как бы уже не было поздно...

А пока над нами, самоуверенными в течение столетия звучат проникновенные слова великого швейцарского мыслителя - педагога Ферьера. «И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения - его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить - ему приказали молчать. Он стремится понять - ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания - ему они даются в готовом виде.

...И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться.

И вот что произошло. Как и хотел того дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились счастья и здоровья. Пропали Любовь и Доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились.

И погибла школа, которую так ловко придумал дьявол».

Владимир Филиппович Базарный, доктор медицинских наук, научный руководитель Центра гармонического развития учащихся РГСУ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Владимир Базарный
"Идет физическая деградация детей"
Открытое письмо Президенту РФ Д.А.Медведеву
21.09.2009
Все статьи Владимир Базарный
Последние комментарии
Всенародная поддержка – неоценимая помощь армии
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.09.2022 08:45
От спецоперации к войне
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.09.2022 08:37
Нам нужна одна Победа
Новый комментарий от Игорь Бондарев
19.09.2022 08:32
Это война!
Новый комментарий от C. Гальперин
19.09.2022 07:53
Одна победа в СВО уже одержана
Новый комментарий от Наблюдатель
19.09.2022 05:25
Что нужно для Победы?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.09.2022 03:19
Дать возможность заключённым искупить грех перед Родиной
Новый комментарий от Константин В.
19.09.2022 00:49