От редакции. Автор этой статьи «не включает фактор Бога» в изучение духовных проблем современного подрастающего поколения. Тем не менее, многие его наблюдения и умозаключения могут представить несомненный интерес для православных ученых и рядовых читателей, интересующихся проблемой.
Так уж совпало: август 2010 года - это не только физическое выгорание России, но и дни памяти Виктора Цоя, который еще в 80-е годы взывал к миру очень умных в своих глазах взрослых о выгорании юных душ:
Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь,
Ты увидишь - там все горит огнем.
Замечу, в современной цивилизации и, особенно, среди молодых людей действительно оформился и неумолимо нарастает синдром «выгорания». К сожалению, этот синдром описан по внешним, чисто психологическим признаком. Это запредельное, часто не объяснимое, утомление, усталость при малейших усилиях тела, уныние, а в итоге угасание желания не только работать, но и жить. Часто синдром выгорания сочетается с депрессией, импульсивной агрессивностью, склонностью к суицидам.
Наши исследования вскрыли: процесс выгорания поразил детей и развернулся на клеточном уровне. Обусловлен же он нарастающей «седалищной» косной неподвижностью и статическими мышечными напряжениями, которые еще Ганс Селье отнес к тяжелым видам стрессов. И на этом мы остановимся ниже.
Трагическими оказались последствия выгорания юных душ. Это: опустошенность, одиночество, тоска, уныние, холод и т.д.
Вот как это внутренне переживал и как об этом пел юный пророк Виктор Цой:
Мерзнут руки и ноги и негде сесть
Это время похоже на сплошную ночь...
И в окне знакомом не горит свет.
Мое место слева, и я должен там сесть,
Не пойму, почему мне так холодно здесь.
Сквозь печаль и ветер мне пройти суждено
Нигде не светит мне родное окно.
Наши реки бедны водой,
В наших окнах не видно дня,
Наше утро похоже на ночь,
Ну а ночь для меня...
Чувствовал и от этого очень страдал молодой человек, что взрослые не понимают, что происходит с юным поколением, что творится в их душах. А поэтому некому им помочь.
В небе над нами горит звезда
Некому кроме нее нам помочь
В темную, темную, темную ночь.
И меня, посвятившего жизнь разгадке: что происходит с новыми поколениями в трагическое пророческое время «Х» - «по кончине тысячелетия» - больше всего поражает то, что Виктор Цой интуитивно чувствовал корневой механизм выгорания человеческих душ. Выгорания из-за существующей методики образования, а по сути, воспитания детей в режиме косной тугоподвижности тела, а в итоге скованности духа. Скованности до удушья жизни.
В наших глазах крики «Вперед»,
В наших глазах окрики «Стой».
И я попал в сеть
И мне из нее не уйти...
У меня есть парус, но ветра нет.
И есть еще краски, но нет холста.
Среди связок в горле комом теснится крик...
А в итоге: «Ни черта ни в чем не понимаю», а «мозг переполнен сумбуром и бредом»... школьных знаний.
Нет меня дома целыми днями,
Занят бездельем, играю словами.
Каждое утро снова жизнь свою начинаю.
И ни черта ни в чем не понимаю...
Ноги уносят мои руки и туловище.
И голова отправляется следом.
Словно с похмелья, шагаю по улице я,
Мозг переполнен сумбуром и бредом.
Ниже мы покажем: телесно-мышечная скованность детей в учебном процессе является краеугольным камнем школьных стрессов, в т.ч. формирования синдрома выгорания («черного солнца») на клеточно-генетическом уровне. А пока «на своей шкуре» чувствовал и очень остро переживал певец наступление великой беды.
Я знал что будет плохо
Но не знал, что так скоро...
И я не знаю как мне прожить следующий день.
Я знаю, мое дерево не проживет и недели
Я знаю, мое дерево в этом городе обречено...
Мама мы все тяжело больны.
Мама я знаю, мы все сошли с ума...
...Через день будет поздно,
Через час будет поздно,
через миг будет уже не встать.
Но как рвется душа страдающего молодого человека на свободу: «Если к дверям не подходят ключи, вышиби двери плечом».
Главное в этом зове-крике - вырваться из закрыто-казарменного образа «познания» жизни (образования - на педагогическом жаргоне) на свободу пространства.
Виктор Цой - это феномен ХХ века. Юная душа остро чувствовала: на людей неумолимо надвигается великая беда.
А мне приснилось, миром правит любовь
А мне приснилось, миром правит мечта
И над этим прекрасно горит звезда
Я проснулся и понял: беда...
Цой остро почувствовал угасание света.
Город в дорожной петле.
А над городом плывут облака,
Закрывая небесный свет.
А над городом - желтый дым,
Городу две тысячи лет,
Прожитых под светом Звезды
По имени Солнце...
Но из-за бездействия и не понимания миром взрослых, что творится в душах детей и подростков чувствовал поэт и музыкант, что все это закончится великой трагедией.
А потом придет она,
Собирайся, - скажет, - пошли.
Отдай земле тело.
Ну а тело не допело чуть-чуть.
Ну а телу недодали любви.
Странное дело.
Меня, давно изучающего, что происходит в чувствах (душе) детей в процессе школьного обучения, больше всего в творчестве Виктора Цоя поражает то, что он подсознательно, каким-то шестым чувством чувствовал корни всего этого бедствия - это «книжно-седалищное» познание мира.
Мой дом я в нем
Сижу пень пнем...
Чтение книг полезная вещь, но опасная как динамит
Я не помню, сколько мне было лет
Когда я принял это на вид...
Он чувствовал глубокое закрепощение и угнетение внутреннего эмоционального мира (души) при таком методе познания жизни. И взывал к миллионам взрослых:
Расскажите мне, что происходит
Удивите меня, расскажите мне новость
Убейте меня, рассмешите меня.
Чувствовал Виктор, что «книжно-седалищное» познание жизни не дает внутреннего мировоззрения и мудрости.
Мы не можем похвастаться мудростью глаз
И умелыми жестами рук.
Нам не нужно все это, чтобы друг друга понять.
Сигареты в руках, чай на столе,
Так замыкается круг.
Цой чувствовал, что такое «познание» жизни отсекает новые поколения от некоей непонятой взрослыми связи с небом.
Земля, Небо.
Между землей и небом война.
И где бы ты не был,
Чтобы ни делал,
Между землей и небом война...
И как стихийный протест: «Раньше я читал книги, а теперь их жгу».
И вместо учебной косной недвижимости, вместо вечных скучных мертвых букв, цифр, схем, правил и алгоритмов мышления, вместо вечных назиданий авторитарных педагогов Виктор видел спасение в «...отпечатках наших ног», т.е. в движении. «Теплое место, но улицы ждут отпечатков наших ног».
Чувствовал гениальный паренек, что только в движении мы приходим в особую гармоничную связь между небом и землей. Только в движении возникает «Звездная пыль на сапогах».
Но за 10-12 лет «седалищного» «познания» мира «Наши ноги утратили крепость на этом пути».
Цой понимал, что только от наших стоп поступает в наше тело особый свет, который освещает наши души по формуле «след-свет».
Если есть стадо - есть пастух,
Если есть тело - должен быть дух,
Если есть шаг - должен быть след,
Если есть тьма - должен быть свет.
Юный мудрец выражал всё это на языке глубоких символов.
Я сижу и смотрю в чужое небо из чужого окна
И не вижу ни одной знакомой звезды.
Я ходил по всем дорогам и туда, и сюда,
Обернулся - и не смог разглядеть следы.
И вновь интуитивно видел перед собой спасительный образ - образ не вечно согбенного над книгой-тетрадью мученика, а образ, в котором «спина как струна»:
Где твой мундир генерал?
Твои ордена, спина как струна.
Увы:
Ты уже слышал отбой.
Просто дождь бил по крыше твоей генерал.
Ну, хоть чем-то еще можно помочь «костенеющим» на седалищах с угасающими душами детей?
В квартире твоей,
Сними свою обувь -
Мы будем ходить босиком.
И весь внутренний протест вылился в знаменитый отчаянный призыв:
...На пылающий город падает тень.
Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах
И в пульсации вен
Перемен,
Мы ждем перемен.
«Все это личные переживания и личная трагедия молодого человека», - будет оппонировать мне очередной «книжник-фарисей». Таким оппонентам я задаю вопрос: почему главным кумиром целого поколения стали не яркие, возможно, более талантливые в музыке и вокале Кинчев, Шевчук, группа БГ и другие? Почему после ухода из жизни Виктора Цоя многие сразу же потеряли смысл жизни и добровольно ушли вслед за ним? Почему по всей России возникли и стоят по сей день «стены Виктора Цоя»?
Можно, конечно, объяснить исторический феномен Виктора Цоя фанатизмом и «слабоумием» целого поколения. Я же приведу некоторые выборочные данные обследования эмоционально-душевной сферы учащихся, которые указывают: Виктор Цой сумел сделать главное: он сказал то, что чувствовали и продолжают чувствовать миллионы детей и подростков. Чувствуют, но не могут это выразить так, как это сделал от имени миллионов Виктор Цой.
О трагедии здоровья детей, в т.ч. душевного, в условиях доминирования «книжно-седалищного» обучения мы пишем в течение тридцати лет, в т.ч. в «Педагогическом вестнике», «Учительской газете», «Известиях», «Комсомольской правде», «Московском комсомольце» и др.
Подробно эта проблема рассмотрена в монографии «Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса» (М., 2009).
А теперь кратко о стеснении, зажатии, т.е. о внутренней несвободе учащихся, или почему «Среди связок в горле комом теснится крик»?
Чтобы почувствовать это состояние закрепощения и несвободы, достаточно зайти в начальные классы и посмотреть в каких позах пишут дети. И многомиллионная армия родителей вдруг откроет: большинство детей почему-то, сжавшись в комок, низко-низко склоняются над столом и буквально носом водят по бумаге. А теперь, дорогой родитель, потрогай в этом состоянии руку ребенка, его плечо, мышцы шеи, живота и вы откроете: все его тело сжато в комок от какого-то непонятного напряжения.
И не сегодня, а еще в 1936 году великий Ганс Селье выявил: одним из самых тяжелых стрессов являются статические пролонгированные во времени мышечные напряжения, а их последствия такие же, как при остром отравлении ядами.
Статические мышечные напряжения - это блок мышечными зажимами всей системы кровообращения и, как следствие, быстрое накопление недоокисленных продуктов распада, по сути, шлаков, ядов. Выполненными нашими исследованиями установлено: статические мышечные напряжения - это синдром «короткого замыкания» в чувственном и нейромоторном энергетическом контуре и, как следствие, энергетического выгорания. Выгорания не только нервной энергии, но и полевого генома. (См. «Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса». 2009).
Кроме этого установлено: при статических мышечных напряжениях ионы кальция (а ионами они являются только при ритмической мышечной работе) выпадают в соли кальция. Так постепенно жизнетворная высоколабильная энергоемкая ткань мутирует в косную. Как тут не вспомнить первого поэта России - А.С. Пушкина:
От напряженья костенея
Руслан за бороду злодея
Упорно держится рукой....
...С немой тоскою
Поникнул витязь головою;
Его томит невольный страх;
Недвижим он как мертвый камень;
Мрачится разум; дикий пламень
И яд отчаянной любви
Уже течёт в его крови.
Гениально! Проникновенно!
Экспериментальными работами установлены следующие последствия статических мышечных напряжений детей в учебном процессе. Это распространенное затвердение («окостенение») позвоночника, появление сколиозов, поражение сосудистого древа, в т.ч. сосудов питающих головной мозг. А в итоге: «познание» на фоне хронической гипоксии мозга. О том, что это является действительно стрессом, говорит истощение и нарушение эндокринной системы с развитием у детей «стрессогенного» зоба.
О том, что в этих условиях у большинства детей школьный стресс «сносит крышу» говорят официальные данные Министерства образования РФ: спустя только первый год обучения у 60-70% малышей выявляются пограничные психические нарушения (письмо N220\11-12 от 22.02.1999).
Установлено: при такой «развивающей» детей методике обучения у многих детей вскоре распадаются впечатленные в память чувств мыслеобразы. Вот как об этом писала газета «Мегаполис-Экспресс» (21 января 2002 г.):
«В Ялте появилась школа, ученики которой во время уроков могут не только сидеть, но по желанию стоять или лежать.
Как сообщает украинская газета «Факты», вместо парт в школе установлены специальные «оздоровительные» конторки, которые засидевшийся школьник может поднять, чтобы работать стоя. А если хочется полежать, на полу расстелены ковры с толстым ворсом, где можно разместится прямо с учебниками. На потолке класса для разгрузки уставших глаз нарисованы специальные геометрические фигуры.
По словам директора школы, все это помогает детям не только сохранить осанку, но и развить образное мышление, которого очень не хватает выпускникам школ. Учащиеся необычной школы лучше умеют проявлять чувства. «Если раньше они рисовали в тетрадках расчлененные тела, зубы и когти чудовищ, - говорит он, - то теперь делают яркие жизнерадостные рисунки».
Одновременно с «расчлененкой» воображаемых образов у детей возникает синдром «черного солнца». В частности, мы предлагали детям ряд кружочков («солнц»), который начинался с ярко желтого цвета, а затем желтый цвет постепенно затемнялся и заканчивался черным. При этом мы просили детей представить цвет солнца и указать пальцем на порядковый номер данного ряда кружочков, который соответствует его представлению. Установлено: у 67% учащихся выявлены те, либо иные проявления синдрома «черного солнца». Все эти дети в той или иной степени страдали всеми теми бедами (уныние, одиночество, тревоги, страха, депрессии) о которых еще в 80-е годы ХХ столетия взывал к миру очень умных в своих глазах учителей и родителей Виктор Цой.
Но как только детей переводили на предложенные нами еще в 70-е годы ХХ столетия раскрепощенные режимы обучения, и которые еще в 1989 году были утверждены Минздравом РФ в качестве «Массовой первичной профилактики школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах» (авторы В.Ф. Базарный, Л.П. Уфимцева, В.А. Гуров, Э.Я. Оладо), а в 2001 году Роспотребнадзором РФ (сертификат N 77.99.95.3.Т.000674.07.01) большинство из указанных угнетенно-депрессивных симптомов исчезало. Как пишет в многочисленных статьях один из авторитетных детских психо-неврологов России проф. Г.В.Козловская, при внедрении вышеуказанных раскрепощенных режимов обучения исчезает даже такая массовая поразившая детей патология мозга, как патологическая гиперактивность с дефицитом внимания.
Но истинная трагедия новых поколений, а в итоге целого народа в том, что эту во многом спасительную для детей программу Министерство образования РФ игнорирует уже более 30 лет. Вся надежда на то, что по мере нарастания великого бедствия однажды, наконец, проснется и массовый учитель, и массовый родитель. Но как бы уже не было поздно...
А пока над нами, самоуверенными в течение столетия звучат проникновенные слова великого швейцарского мыслителя - педагога Ферьера. «И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения - его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить - ему приказали молчать. Он стремится понять - ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания - ему они даются в готовом виде.
...И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться.
И вот что произошло. Как и хотел того дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились счастья и здоровья. Пропали Любовь и Доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились.
И погибла школа, которую так ловко придумал дьявол».
Владимир Филиппович Базарный, доктор медицинских наук, научный руководитель Центра гармонического развития учащихся РГСУ