«Черное солнце» Виктора Цоя и детей России

0
1159
Время на чтение 11 минут

От редакции. Автор этой статьи «не включает фактор Бога» в изучение духовных проблем современного подрастающего поколения. Тем не менее, многие его наблюдения и умозаключения могут представить несомненный интерес для православных ученых и рядовых читателей, интересующихся проблемой.

Так уж совпало: август 2010 года - это не только физическое выгорание России, но и дни памяти Виктора Цоя, который еще в 80-е годы взывал к миру очень умных в своих глазах взрослых о выгорании юных душ:

Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь,

Ты увидишь - там все горит огнем.

Замечу, в современной цивилизации и, особенно, среди молодых людей действительно оформился и неумолимо нарастает синдром «выгорания». К сожалению, этот синдром описан по внешним, чисто психологическим признаком. Это запредельное, часто не объяснимое, утомление, усталость при малейших усилиях тела, уныние, а в итоге угасание желания не только работать, но и жить. Часто синдром выгорания сочетается с депрессией, импульсивной агрессивностью, склонностью к суицидам.

Наши исследования вскрыли: процесс выгорания поразил детей и развернулся на клеточном уровне. Обусловлен же он нарастающей «седалищной» косной неподвижностью и статическими мышечными напряжениями, которые еще Ганс Селье отнес к тяжелым видам стрессов. И на этом мы остановимся ниже.

Трагическими оказались последствия выгорания юных душ. Это: опустошенность, одиночество, тоска, уныние, холод и т.д.

Вот как это внутренне переживал и как об этом пел юный пророк Виктор Цой:

Мерзнут руки и ноги и негде сесть

Это время похоже на сплошную ночь...

И в окне знакомом не горит свет.

Мое место слева, и я должен там сесть,

Не пойму, почему мне так холодно здесь.

Сквозь печаль и ветер мне пройти суждено

Нигде не светит мне родное окно.

Наши реки бедны водой,

В наших окнах не видно дня,

Наше утро похоже на ночь,

Ну а ночь для меня...

Чувствовал и от этого очень страдал молодой человек, что взрослые не понимают, что происходит с юным поколением, что творится в их душах. А поэтому некому им помочь.

В небе над нами горит звезда

Некому кроме нее нам помочь

В темную, темную, темную ночь.

И меня, посвятившего жизнь разгадке: что происходит с новыми поколениями в трагическое пророческое время «Х» - «по кончине тысячелетия» - больше всего поражает то, что Виктор Цой интуитивно чувствовал корневой механизм выгорания человеческих душ. Выгорания из-за существующей методики образования, а по сути, воспитания детей в режиме косной тугоподвижности тела, а в итоге скованности духа. Скованности до удушья жизни.

В наших глазах крики «Вперед»,

В наших глазах окрики «Стой».

И я попал в сеть

И мне из нее не уйти...

У меня есть парус, но ветра нет.

И есть еще краски, но нет холста.

Среди связок в горле комом теснится крик...

А в итоге: «Ни черта ни в чем не понимаю», а «мозг переполнен сумбуром и бредом»... школьных знаний.

Нет меня дома целыми днями,

Занят бездельем, играю словами.

Каждое утро снова жизнь свою начинаю.

И ни черта ни в чем не понимаю...

Ноги уносят мои руки и туловище.

И голова отправляется следом.

Словно с похмелья, шагаю по улице я,

Мозг переполнен сумбуром и бредом.

Ниже мы покажем: телесно-мышечная скованность детей в учебном процессе является краеугольным камнем школьных стрессов, в т.ч. формирования синдрома выгорания («черного солнца») на клеточно-генетическом уровне. А пока «на своей шкуре» чувствовал и очень остро переживал певец наступление великой беды.

Я знал что будет плохо

Но не знал, что так скоро...

И я не знаю как мне прожить следующий день.

Я знаю, мое дерево не проживет и недели

Я знаю, мое дерево в этом городе обречено...

Мама мы все тяжело больны.

Мама я знаю, мы все сошли с ума...

...Через день будет поздно,

Через час будет поздно,

через миг будет уже не встать.

Но как рвется душа страдающего молодого человека на свободу: «Если к дверям не подходят ключи, вышиби двери плечом».

Главное в этом зове-крике - вырваться из закрыто-казарменного образа «познания» жизни (образования - на педагогическом жаргоне) на свободу пространства.

Виктор Цой - это феномен ХХ века. Юная душа остро чувствовала: на людей неумолимо надвигается великая беда.

А мне приснилось, миром правит любовь

А мне приснилось, миром правит мечта

И над этим прекрасно горит звезда

Я проснулся и понял: беда...

Цой остро почувствовал угасание света.

Город в дорожной петле.

А над городом плывут облака,

Закрывая небесный свет.

А над городом - желтый дым,

Городу две тысячи лет,

Прожитых под светом Звезды

По имени Солнце...

Но из-за бездействия и не понимания миром взрослых, что творится в душах детей и подростков чувствовал поэт и музыкант, что все это закончится великой трагедией.

А потом придет она,

Собирайся, - скажет, - пошли.

Отдай земле тело.

Ну а тело не допело чуть-чуть.

Ну а телу недодали любви.

Странное дело.

Меня, давно изучающего, что происходит в чувствах (душе) детей в процессе школьного обучения, больше всего в творчестве Виктора Цоя поражает то, что он подсознательно, каким-то шестым чувством чувствовал корни всего этого бедствия - это «книжно-седалищное» познание мира.

Мой дом я в нем

Сижу пень пнем...

Чтение книг полезная вещь, но опасная как динамит

Я не помню, сколько мне было лет

Когда я принял это на вид...

Он чувствовал глубокое закрепощение и угнетение внутреннего эмоционального мира (души) при таком методе познания жизни. И взывал к миллионам взрослых:

Расскажите мне, что происходит

Удивите меня, расскажите мне новость

Убейте меня, рассмешите меня.

Чувствовал Виктор, что «книжно-седалищное» познание жизни не дает внутреннего мировоззрения и мудрости.

Мы не можем похвастаться мудростью глаз

И умелыми жестами рук.

Нам не нужно все это, чтобы друг друга понять.

Сигареты в руках, чай на столе,

Так замыкается круг.

Цой чувствовал, что такое «познание» жизни отсекает новые поколения от некоей непонятой взрослыми связи с небом.

Земля, Небо.

Между землей и небом война.

И где бы ты не был,

Чтобы ни делал,

Между землей и небом война...

И как стихийный протест: «Раньше я читал книги, а теперь их жгу».

И вместо учебной косной недвижимости, вместо вечных скучных мертвых букв, цифр, схем, правил и алгоритмов мышления, вместо вечных назиданий авторитарных педагогов Виктор видел спасение в «...отпечатках наших ног», т.е. в движении. «Теплое место, но улицы ждут отпечатков наших ног».

Чувствовал гениальный паренек, что только в движении мы приходим в особую гармоничную связь между небом и землей. Только в движении возникает «Звездная пыль на сапогах».

Но за 10-12 лет «седалищного» «познания» мира «Наши ноги утратили крепость на этом пути».

Цой понимал, что только от наших стоп поступает в наше тело особый свет, который освещает наши души по формуле «след-свет».

Если есть стадо - есть пастух,

Если есть тело - должен быть дух,

Если есть шаг - должен быть след,

Если есть тьма - должен быть свет.

Юный мудрец выражал всё это на языке глубоких символов.

Я сижу и смотрю в чужое небо из чужого окна

И не вижу ни одной знакомой звезды.

Я ходил по всем дорогам и туда, и сюда,

Обернулся - и не смог разглядеть следы.

И вновь интуитивно видел перед собой спасительный образ - образ не вечно согбенного над книгой-тетрадью мученика, а образ, в котором «спина как струна»:

Где твой мундир генерал?

Твои ордена, спина как струна.

Увы:

Ты уже слышал отбой.

Просто дождь бил по крыше твоей генерал.

Ну, хоть чем-то еще можно помочь «костенеющим» на седалищах с угасающими душами детей?

В квартире твоей,

Сними свою обувь -

Мы будем ходить босиком.

И весь внутренний протест вылился в знаменитый отчаянный призыв:

...На пылающий город падает тень.

Перемен требуют наши сердца,

Перемен требуют наши глаза.

В нашем смехе и в наших слезах

И в пульсации вен

Перемен,

Мы ждем перемен.

«Все это личные переживания и личная трагедия молодого человека», - будет оппонировать мне очередной «книжник-фарисей». Таким оппонентам я задаю вопрос: почему главным кумиром целого поколения стали не яркие, возможно, более талантливые в музыке и вокале Кинчев, Шевчук, группа БГ и другие? Почему после ухода из жизни Виктора Цоя многие сразу же потеряли смысл жизни и добровольно ушли вслед за ним? Почему по всей России возникли и стоят по сей день «стены Виктора Цоя»?

Можно, конечно, объяснить исторический феномен Виктора Цоя фанатизмом и «слабоумием» целого поколения. Я же приведу некоторые выборочные данные обследования эмоционально-душевной сферы учащихся, которые указывают: Виктор Цой сумел сделать главное: он сказал то, что чувствовали и продолжают чувствовать миллионы детей и подростков. Чувствуют, но не могут это выразить так, как это сделал от имени миллионов Виктор Цой.

О трагедии здоровья детей, в т.ч. душевного, в условиях доминирования «книжно-седалищного» обучения мы пишем в течение тридцати лет, в т.ч. в «Педагогическом вестнике», «Учительской газете», «Известиях», «Комсомольской правде», «Московском комсомольце» и др.

Подробно эта проблема рассмотрена в монографии «Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса» (М., 2009).

А теперь кратко о стеснении, зажатии, т.е. о внутренней несвободе учащихся, или почему «Среди связок в горле комом теснится крик»?

Чтобы почувствовать это состояние закрепощения и несвободы, достаточно зайти в начальные классы и посмотреть в каких позах пишут дети. И многомиллионная армия родителей вдруг откроет: большинство детей почему-то, сжавшись в комок, низко-низко склоняются над столом и буквально носом водят по бумаге. А теперь, дорогой родитель, потрогай в этом состоянии руку ребенка, его плечо, мышцы шеи, живота и вы откроете: все его тело сжато в комок от какого-то непонятного напряжения.

И не сегодня, а еще в 1936 году великий Ганс Селье выявил: одним из самых тяжелых стрессов являются статические пролонгированные во времени мышечные напряжения, а их последствия такие же, как при остром отравлении ядами.

Статические мышечные напряжения - это блок мышечными зажимами всей системы кровообращения и, как следствие, быстрое накопление недоокисленных продуктов распада, по сути, шлаков, ядов. Выполненными нашими исследованиями установлено: статические мышечные напряжения - это синдром «короткого замыкания» в чувственном и нейромоторном энергетическом контуре и, как следствие, энергетического выгорания. Выгорания не только нервной энергии, но и полевого генома. (См. «Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса». 2009).

Кроме этого установлено: при статических мышечных напряжениях ионы кальция (а ионами они являются только при ритмической мышечной работе) выпадают в соли кальция. Так постепенно жизнетворная высоколабильная энергоемкая ткань мутирует в косную. Как тут не вспомнить первого поэта России - А.С. Пушкина:

От напряженья костенея

Руслан за бороду злодея

Упорно держится рукой....

...С немой тоскою

Поникнул витязь головою;

Его томит невольный страх;

Недвижим он как мертвый камень;

Мрачится разум; дикий пламень

И яд отчаянной любви

Уже течёт в его крови.

Гениально! Проникновенно!

Экспериментальными работами установлены следующие последствия статических мышечных напряжений детей в учебном процессе. Это распространенное затвердение («окостенение») позвоночника, появление сколиозов, поражение сосудистого древа, в т.ч. сосудов питающих головной мозг. А в итоге: «познание» на фоне хронической гипоксии мозга. О том, что это является действительно стрессом, говорит истощение и нарушение эндокринной системы с развитием у детей «стрессогенного» зоба.

О том, что в этих условиях у большинства детей школьный стресс «сносит крышу» говорят официальные данные Министерства образования РФ: спустя только первый год обучения у 60-70% малышей выявляются пограничные психические нарушения (письмо N220\11-12 от 22.02.1999).

Установлено: при такой «развивающей» детей методике обучения у многих детей вскоре распадаются впечатленные в память чувств мыслеобразы. Вот как об этом писала газета «Мегаполис-Экспресс» (21 января 2002 г.):

«В Ялте появилась школа, ученики которой во время уроков могут не только сидеть, но по желанию стоять или лежать.

Как сообщает украинская газета «Факты», вместо парт в школе установлены специальные «оздоровительные» конторки, которые засидевшийся школьник может поднять, чтобы работать стоя. А если хочется полежать, на полу расстелены ковры с толстым ворсом, где можно разместится прямо с учебниками. На потолке класса для разгрузки уставших глаз нарисованы специальные геометрические фигуры.

По словам директора школы, все это помогает детям не только сохранить осанку, но и развить образное мышление, которого очень не хватает выпускникам школ. Учащиеся необычной школы лучше умеют проявлять чувства. «Если раньше они рисовали в тетрадках расчлененные тела, зубы и когти чудовищ, - говорит он, - то теперь делают яркие жизнерадостные рисунки».

Одновременно с «расчлененкой» воображаемых образов у детей возникает синдром «черного солнца». В частности, мы предлагали детям ряд кружочков («солнц»), который начинался с ярко желтого цвета, а затем желтый цвет постепенно затемнялся и заканчивался черным. При этом мы просили детей представить цвет солнца и указать пальцем на порядковый номер данного ряда кружочков, который соответствует его представлению. Установлено: у 67% учащихся выявлены те, либо иные проявления синдрома «черного солнца». Все эти дети в той или иной степени страдали всеми теми бедами (уныние, одиночество, тревоги, страха, депрессии) о которых еще в 80-е годы ХХ столетия взывал к миру очень умных в своих глазах учителей и родителей Виктор Цой.

Но как только детей переводили на предложенные нами еще в 70-е годы ХХ столетия раскрепощенные режимы обучения, и которые еще в 1989 году были утверждены Минздравом РФ в качестве «Массовой первичной профилактики школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах» (авторы В.Ф. Базарный, Л.П. Уфимцева, В.А. Гуров, Э.Я. Оладо), а в 2001 году Роспотребнадзором РФ (сертификат N 77.99.95.3.Т.000674.07.01) большинство из указанных угнетенно-депрессивных симптомов исчезало. Как пишет в многочисленных статьях один из авторитетных детских психо-неврологов России проф. Г.В.Козловская, при внедрении вышеуказанных раскрепощенных режимов обучения исчезает даже такая массовая поразившая детей патология мозга, как патологическая гиперактивность с дефицитом внимания.

Но истинная трагедия новых поколений, а в итоге целого народа в том, что эту во многом спасительную для детей программу Министерство образования РФ игнорирует уже более 30 лет. Вся надежда на то, что по мере нарастания великого бедствия однажды, наконец, проснется и массовый учитель, и массовый родитель. Но как бы уже не было поздно...

А пока над нами, самоуверенными в течение столетия звучат проникновенные слова великого швейцарского мыслителя - педагога Ферьера. «И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения - его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить - ему приказали молчать. Он стремится понять - ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания - ему они даются в готовом виде.

...И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться.

И вот что произошло. Как и хотел того дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились счастья и здоровья. Пропали Любовь и Доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились.

И погибла школа, которую так ловко придумал дьявол».

Владимир Филиппович Базарный, доктор медицинских наук, научный руководитель Центра гармонического развития учащихся РГСУ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Базарный
"Идет физическая деградация детей"
Открытое письмо Президенту РФ Д.А.Медведеву
21.09.2009
Все статьи Владимир Базарный
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11