itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Вызов нового стиля и экуменизма

О монографии А.В. Слесарева «Старостильный раскол в истории Православной Церкви»

РПЦ (Русская православная церковь) 
0
241
Время на чтение 3 минуты

В 2009 году издательство Крутицкого подворья выпустило книгу кандидата богословия А.В.Слесарева «Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924-2008)». Монография Александра Слесарева выпущена в серии «Материалы по истории Церкви» в рамках программы поддержки молодых ученых, осуществляемой Обществом любителей церковной истории и Отделом по делам молодежи РПЦ.

А.В. Слесарев *Старостильный раскол в истории Православной Церкви*В своем интервью НГ-Религии (http://religion.ng.ru/problems/2009-11-11/6_raskoloved.html) Александр Слесарев отмечает, что «возникновение раскола возможно как следствие плохо подготовленной реформы того или иного элемента православной традиции. Например, обрядовая реформа в Русской Православной Церкви породила старообрядческий раскол, а календарная реформа привела к расколу в Элладской, Румынской, Болгарской и других поместных Церквах». То есть не сам факт совершенно деструктивной, как показала сама жизнь, считает автор негативным, а ее «плохую подготовленность». В целом календарную реформу, санкционированную Всеправославным совещанием 1923 года, имевшем более чем сомнительное каноническое достоинство, исследователь полагает совсем не чуждым Преданию Церкви. При этом, уверен исследователь, преобразование богослужебного календаря должно опираться на согласованное единство Поместных Церквей и рецепцию православной церковной полноты.

То есть: сначала провести массированную пропаганду такого чисто политического, направленного на «европейские стандарты» решения, а потом уж делать свое дело...

Действительно, кровавые революции в России и Турции начала XX века дали толчок движению обновленчества, требовавшему легализации повторных браков после принятия сана, введения женатого епископата и реформы богослужебного календаря, базирующегося на древнем юлианском календаре. Главными аргументами против отказа от юлианского календаря является многовековая традиция использования этого календаря в Православной Церкви и неизбежные нарушения богослужебного Устава при переходе на новый стиль, подобный григорианскому календарю (т.н. новоюлианский календарь до 2800 г. полностью совпадает с григорианским).

7 правило святых Апостолов гласит: «Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, - да будет извержен от священного чина». Также и 1 правило Поместного Антиохийского Собора подвергает церковному наказанию клириков и мирян, нарушающих определение Первого Вселенского Никейского Собора и дерзающих «с иудеями совершать Пасху»: клирики извергаются из священного сана, миряне отлучаются от церковного общения. Поздневизантийский канонист Матфей Властарь в «Алфавитной Синтагме» приводит четыре правила, два из которых восходят к Апостольским правилам, два других - к преданию Церкви: 1) Пасха празднуется после весеннего равноденствия, 2) Пасха не празднуется в один день с иудеями, 3) Пасха празднуется после первого полнолуния, бывающего после равноденствия, 4) празднуется после полнолуния в первый день седмицы.

Как видим, Предание Церкви, выраженное в церковных канонах, вполне однозначно требует следовать календарю, согласно которому празднование Воскресения Христова православными обыкновенно не совпадает с днями празднования иудеев и католиков, придерживающихся нового григорианского стиля. Кроме того, многие православные указывают на особые дни богослужебного календаря - Великую субботу, Богоявление и Преображение Господне, - в которые происходят особые явления благодати Божией: схождение Благодатного огня, «освящение вод естества», схождение облака на горе Фавор.

Удивляет в монографии Александра Слесарева и другое. Антиэкуменическую позицию большинства старостильных юрисдикций автор сводит к борьбе последних с «религией антихриста». Отметим подспудное желание автора превратить оппонентов в шутов, озабоченных только лишь пришествием антихриста и паспортами. Но на деле критика экуменизма и прочих апостасийных явлений настойчиво звучит отнюдь не только в изданиях старостильных юрисдикций, но в РПЦ, Элладской и других Поместных Церквах. Таким образом, то, что справедливо следовало бы отметить с положительной стороны, либо нейтрально констатировать, неожиданно вменяется в упрек.

Всем нам, нам, чадам Русской Православной Церкви, следует особенно осторожно относится к «реформам». Ведь наша Церковь уже однажды пережила обрядовую реформу и старообрядческий раскол, последствия которых, по словам митрополита Никодима (Ротова), «продолжают сказываться и до настоящего времени». А что попытки «сверху» навязать календарную реформу обречены на новый раскол, с очевидностью подтверждают и история Русской Православной Церкви, и новейшая история Поместных Церквей.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: Вызов нового стиля и экуменизма

По сути дела, книга Слесарева (она же его диссертация) является ярким образцом крайности экуменической ереси и филокатоличества. Все эти посылы довольно безастенчиво завуалированы в работу о старостильных расколах. Возникают два вопроса: как такую диссертацию допустили к защите и раз допустили, то кто же такой серьезный стоит за Слесаревым? Кто помогает ему? А я отвечу: уже очень многие говорят, что в стенах МинДАиС зреет новый обновленческий раскол, возглавляет который публично Слесарев, а неофициальную поддержку обеспечивают митрополит Илларион, Мраморнов, Мартинович. Высокое начальство и координирует деятельность Слесарева, поэтому я бы советовал относиться к А. В. Слесареву очень внимательно и с предубеждением. Особенно после ознакомления с сайтом: http://belchurch.blogspot.ru/
Максимов / 30.12.2012, 21:44

2. Re: Вызов нового стиля и экуменизма

Ну а что вы хотели получить от плагиатора? Хорошую книгу? Это невозможно, взгляните сами: http://antiplagiat-portal.blogspot.ru/ Слесарев всего-лишь перевел и разместил в своей книге труды зарубежных богословов, которые не только устарели к настоящему моменту, но и очевидно несут в себе прозападнические идеи. Отсюда и скрытая лояльность Слесарева к экуменизму, и филокатоличество в притязаниях в пользу перехода на новый стиль в церкви.
Максимов / 30.12.2012, 21:22

1. Re:Nikolaj

А я-то грешный думал, что киты спасения это Десять заповедей или «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф. 22, 37-39)
Р.Б.Павел / 17.02.2010, 08:40
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РПЦ (Русская православная церковь)
Меня беспокоит, что мы можем прийти к разделению в Церкви
О попытках некоторых представителей Церкви признать на церковном уровне «православное ЭКО»
08.02.2023
О мучителях Новомучеников
Покаялись или «перестроились во мгновенье ока»?
08.02.2023
Чтобы войти в Царство Небесное, нужно стать другим человеком
По словам митрополита Варсонофия, Бог может быть только с теми, кто ведет чистую, покаянную жизнь
07.02.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Русский Сталинист
08.02.2023 20:15
Из Украины готовят «мерзость запустения»
Новый комментарий от Игорь Бондарев
08.02.2023 20:08
Я долго ждал этого!
Новый комментарий от Адриан Послушник
08.02.2023 19:54
Нерусские русские
Новый комментарий от р.Б.Алексий
08.02.2023 19:48
Вакуум Бориса Корчевникова
Новый комментарий от ликбез
08.02.2023 19:09
Что там делать с этим океаном человеческого горя
Новый комментарий от Виктор
08.02.2023 18:38