Высоко и поэтично пытался приблизиться в попытке пояснения Пушкин, вложивший в уста своего Моцарта, героя "Маленьких трагедий", такую фразу: "Одной любви музыка уступает". "Лишь музыки серебряные звуки снимают, как рукой, мою печаль", - произносит Ромео, герой знаменитой трагедии Шекспира.
Герой же рассказа Л. Толстого (кстати, не любившего Шекспира) называл музыку "страшной вещью", уверял, что она "страшно действует". Действительно, только ли одно безоговорочное добро несет музыка, щекочущая нашу чувственность? Вспомним самого знаменитого любителя опер Рихарда Вагнера - бесноватого тирана, воплотителя страшных нацистских теорий, немецкого фюрера, породившего Вторую Мировую войну, самую кровопролитную на земле, - Адольфа Гитлера. Многие палачи нацистских лагерей смерти были любителями прекрасной музыки - Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта. И это, как видим, не помешало им уничтожить миллионы жизней.
Тем не менее, известный церковный реформатор Лютер утверждал: "Она прогоняет дьявола и приносит людям радость, заставляет позабыть гнев, распущенность, гордость и прочие пороки. Я ставлю музыку сразу за теологией и воздаю ей высочайшую хвалу..."
Можно попытаться дать много определений - что такое музыка. И все они, даже сколь угодно близкие и точные, не окажутся исчерпывающими. Обязательно останется область непонятого.
Музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может доставлять наслаждение или, напротив, вызывать сильное душевное беспокойство, побуждать слушателя к размышлениям и открывать перед ним неизвестные ранее стороны жизни. Именно музыке дано выразить чувства, порой неописываемые словами.
Музыка позволяет воспринять сложные проблемы не только разумом, но и эмоциями, как бы почувствовать их изнутри, не только размышлять, но и сопереживать. Особая музыкальная сфера - духовные произведения, обычно предназначенные для сопровождения богослужений. Подобные сочинения передают сокровенные религиозные ощущения человека. Чтобы воспринимать такую музыку, желательно обладать определенными религиозными знаниями, культурой и деликатностью.
Классическую музыку - слушать нелегко, она требует сосредоточения, моральной и интеллектуальной подготовленности. Чтобы войти в мир классической музыки, необходимы лишь большое желание и немного терпения - и тогда слушатель с удивлением обнаружит, что произведение, написанное много лет назад, рассказывает о его собственных чувствах и надеждах, словно композитор смог заглянуть в душу человека, которого никогда не видел.
Приблизиться к этому таинственному миру, несомненно, поможет книга "Всеобщая история музыки", рассказывающая о развитии музыки от древнейших времен до наших дней, включая джаз и рок, о ее жанрах и видах, о музыкальных инструментах, о композиторах и исполнителях, о музыкальной грамоте и многом другом.
Книгу эту придумали и создали писатели-харьковчане Анна и Станислав Минаковы, два постоянных автора РЛ. Анна занимается музыкой профессионально - заканчивает магистратуру музыкального отделения Харьковского государственного университета искусств имени Котляревского, как пианист является лауреатом разных конкурсов (в частности, Всеукраинского имени Г.Г. Нейгауза), в 2004 участвовала в программе Фонда Владимира Спивакова, публикует в прессе статьи и эссе о современной музыке разных направлений - от классики до рока. Неизменный резонанс вызывали ее публикации (многократно перепечатывались в Интернете и обсуждались на форумах) о конкурсе Владимира Крайнева, о московском виолончелисте Александре Князеве, о последних альбомах группы "Океан Эльзы", о выступлении Пола Маккартни в Киеве в июне 2008.
544-страничный, прекрасно иллюстрированный (в нем немало цветных страниц) и увесистый (1,4 кг) том выпущен в Москве издательством ЭКСМО, тиражом 4100 экземпляров. Трудно комментировать - много это или мало для русскоязычного книжного рынка стран СНГ, но, например, 5000-тысячного тиража книги "Храмы России" (М., ЭКСМО, 2008), составленной С. Минаковым, оказалось недостаточно, и в феврале с.г. вышел повторный тираж.
По мнению самих авторов-составителей "Всеобщей истории музыки", большой массив собранных и подготовленных материалов оказался невостребованным в процессе верстки книги - много места "отобрали" чудесные иллюстрации. Потому Минаковы готовы составить отдельный том по истории русской музыки - включая большие разделы о духовной музыке и музыке ХХ века.
В своей "Всеобщей истории музыки" авторы особо отмечают главы "Музыка средних веков", о певцах-рыцарях - менестрелях, вагантах, скальдах, трубадурах, труверах, мейстерзингерах, миннезингерах и прочих, "Музыка Возрождения", с такими именами как Палестрина, Джезуальдо и др., с лютнистами и только появившимся тогда органом. Разумеется, книга подробно рассказывает о титанах барокко - Бахе (и его семье), Генделе, Вивальди, Альбинони, Марчелло, Тартини, о композиторах-классицистах - Гайдне, Моцарте, Бетховене. Особые изыскания авторы провели об Антонио Сальери, в попытках добраться до истины в известной истории отравления Моцарта. Мало кто помнит, что Сальери был не только известным композитором, но и выдающимся музыкальным педагогом. Достаточно назвать некоторых его учеников. Это Бетховен, Шуберт, Лист, Черни, Мейербер, Гуммель и другие видные композиторы начала XIX в.
Немало места в книге уделено романтикам, импрессионистам, русской музыке, современным музыкальным течениям ХХ-го века и многому другому.
Любители музыкального театра подробно прочтут о становлении европейской оперы и ее славных именах, перейдут к оперетте и затронут мюзиклы и даже, частично, музыку кино.
Ознакомившись с этой книгой, читатель получит дополнительный шанс стать ближе к разгадке великой тайны человечества - музыке; которая обращается непосредственно к сердцу, душе человека, минуя языки (отчего ее происхождение некоторые ведут от строительства Вавилонской башни). Если, ознакомившись с книгой, вы более пристально заинтересуетесь музыкой, попытаетесь послушать неизвестные вам прежде музыкальные сочинения или постараетесь по-новому осмыслить произведения вам знакомые, то можно считать, что общие с вами усилия авторов-составителей оказались не тщетны.