Как Морис Палеолог у русских масонов списывал

0
519
Время на чтение 4 минуты
Бывший французский посол в России Морис Палеолог в своё время заявил в своих мемуарах, написанных в форме дневников, о канонизации св. Иоанна Тобольского следующее: "Еще два года тому назад Варнава был просто невежественный и разгульный монах, но Распутин, с которым они вместе росли в Покровском, вздумал его сделать архиереем. <...>

Едва достигнув столь высокого сана, Варнава задумал устроить в своей епархии центр для паломников, что было бы полезно для церкви и выгодно для него самого. За чудесами дело не стало бы, а приток богомольцев повлек бы за собой и приток даяний. Распутин сразу почуял, какие блестящие результаты могло бы дать это благочестивое предприятие. Но он решил, что необходимо обрести мощи какого-нибудь нового святого; еще лучше было бы - мощи специально канонизированного святого; он заметил, что новые святые особенно любят проявлять свои чудотворные силы, а старые и прославленные уже не находят в этом никакого удовольствия. Такие новые мощи как раз оказались под рукой: это был архиепископ Иоанн Максимович, в Бозе почивший в Тобольске в 1715 г."(1).

Прямой ложью оказалось утверждение Палеолога о том, что владыка Варнава (Накропин) происходил, как и Распутин, из села Покровского: на самом деле он родился в Олонецкой губернии и был на 10 лет старше старца (2).

Но наиболее интересно утверждение о якобы корыстном интересе владыки Варнавы и Распутина в деле канонизации св. Иоанна Тобольского, на которое я и хотел бы обратить внимание.

Разумеется, теория о большей "свежести" новопрославленных святых по сравнению с иными святыми сама по себе нелепа. Но я берусь утверждать, что эту "теорию" Палеолог вообще списал из вышедшей в 1912 году в Берлине на русском языке клеветнической книги "Последний самодержец", авторство которой приписывается Виктору Петровичу Обнинскому (1867-1916) - левому кадету и франкмасону, автору книг о масонстве(3).

В книге А. Я. Авреха "Масоны и революция", вышедшей в "Политиздате" в 1990 году, указывалось на неясность авторства книги "Последний самодержец"; в связи с ее изданием назывались фамилии кадетов Милюкова, Гессена, Бебутова(4). Это не помешало сменившему "Политиздат" после распада СССР издательству "Республика" издать её в 1992 году под именем Обнинского.

По современному изданию и процитирую фрагмент, привлекший мое внимание: "Паломничества по монастырям уже не годились, бессилие старых мощей не внушало к себе доверия. Нужно было открыть новые, самые чудодейственные, самые свежие, так сказать, мощи. По счастию, не только имелся налицо кандидат из числа неканонизированных монахов, но и легенда, которую легко было связать с затевавшимся религиозным торжеством"(5).

Речь здесь идёт о канонизации в 1903 году св. Серафима Саровского (какой она виделась Обнинскому).

Гипотеза о произведённом Палеологом плагиате находит подтверждение при сопоставлении ещё одного места его "дневников" ни много ни мало с воспоминаниями дочери доктора Евгения Сергеевича Боткина, погибшего в Екатеринбурге вместе с Царской семьей, впервые вышедшими в 1921 году.

У Палеолога говорится: "Вот уже несколько раз я слышу, как упрекают императрицу в том, что она сохранила на троне симпатию, предпочтение, глубокую нежность к Германии. Несчастная женщина никаким образом не заслуживает этого обвинения, которое она знает, и которое приводит ее в отчаяние.

Александра Федоровна, родившаяся немкой, никогда не была ею ни умом, ни сердцем. <...> Ее воспитание, ее обучение, ее умственное и моральное образование также были вполне английскими. И теперь еще она - англичанка по своей внешности, по своей осанке, по некоторой непреклонности и пуританизму, по непримиримой и воинствующей строгости ее совести, наконец, по многим своим интимным привычкам. Этим, впрочем, ограничивается все, что проистекает из ее западного происхождения.

Основа ее натуры стала вполне русской. Прежде всего и несмотря на враждебную легенду, которая, как я вижу, возникает вокруг нее, я не сомневаюсь в ее патриотизме. Она любит Россию горячей любовью. И как не быть ей привязанной к этой усыновившей ее родине, которая для нее резюмирует и олицетворяет все ее интересы женщины, супруги, государыни, матери?

Когда она в 1894 г. вступила на трон, было уже известно, что она не любит Германии и особенно Пруссии.

В течение последних лет она возненавидела лично императора Вильгельма..."(6).

У Мельник-Боткиной говорится практически то же самое: "Теперь об Ее Величестве. Я утверждаю, что не было ни одной более русской женщины, чем была Ее Величество, и это с особенной яркостью высказывалось во время революции. Глубоко православная, она никогда и не была немкой иначе, как по рождению. Воспитание, полученное Ее Величеством, было чисто английского характера, и все, бывшие при дворе, знали, как мало общего у Ее Величества и Ее немецкими родственниками, которых Она очень редко видела, из которых некоторых, как например дядю - Императора Вильгельма, прямо не любила, считая его фальшивым человеком"(7).

Вполне возможно, что бывший посол, чьи мемуары вышли во Франции как раз в 1921-22 гг., не прошел мимо книги Боткиной.

Выявленная путем сравнительно-текстологического анализа ложь Палеолога о владыке Варнаве позволяет, на мой взгляд, в должной мере оценить и другие приводившиеся французским послом "исторические факты", кочующие из книги в книгу, как, например, сведения о якобы имевших место занятиях Святого Царя Николая спиритизмом (8).

В завершение нельзя не отметить, что, по-видимому, писаниной Палеолога в свою очередь также воспользовались как шпаргалкой в целях мифотворчества. В изданном в 1989 году "Политиздатом" сборнике видным советским ученым П.Н.Зыряновым заявлялось, что "друг Распутина тобольский епископ Варнава (Накропин)... спешил делать карьеру, пока в силе Распутин, и канонизация святого в его епархии должна была дать ему сан архиепископа" (9).

Примечания

(1) Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М. 1991. С. 8.
(2) Варнава (Накропин) // Материалы Интернета.
(3) Платонов О.А. Криминальная история масонства 1731-2004 гг. М. 2005. С. 442.
(4) Аврех А.Я. Масоны и революция. М. 1990. С. 204-206.
(5) Обнинский В.П. Последний самодержец. Очерк жизни и царствования императора России Николая II. М. 1992. С. 72.
(6) Палеолог М. Царская Россия во время мировой войны. М. 1991. С. 144-145.
(7) Мельник (Боткина) Т. Воспоминания о царской семье и ее жизни до и после революции. М. 1993. С. 45-46.
(8) Палеолог М. Царская Россия накануне революции. С. 165-166.
(9) Русское православие: вехи истории. М. 1989. С. 407.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 13:01
«Мигранты в законе»: азербайджанская диаспора
Новый комментарий от Рабочий
20.11.2024 13:00
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от JG
20.11.2024 12:49
Победа православной общественности!
Новый комментарий от катин
20.11.2024 12:40
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Волков
20.11.2024 12:26
Что нас ждёт: мир или тотальный хаос?
Новый комментарий от Рабочий
20.11.2024 12:19
Многая и благая лета, Ваше Святейшество!
Новый комментарий от Бузина Олесь
20.11.2024 12:06