1.Традиции общественной взаимопомощи в России
Традиции общественной взаимопомощи в России восходят к крестьянской общине и корпоративным организациям ремесленников - дружинам, впоследствии получивших название артелей. Крестьянская община и артель являлись основными и устойчивыми формами организации крестьянского и ремесленного сословий в Древней Руси.
Община - форма организации крестьянского сословия, основанная на общем долевом участии. Общинное землевладение отличалось от индивидуального тем, что в нем не было постоянных долей, принадлежащих каждому члену союза в общем имуществе. Наследники владельца участка, выделенного ему в пользование, получали права самостоятельных членов, равных остальным домохозяевам, и вместе с ними подвергались уменьшению или увеличению надела при последующем переделе.
Общине была свойственна круговая порука. Это означало, что ответственность за отдельных членов несла община в целом. Под ответственностью понималась не только и не столько плата по долгам члена общины, а прежде всего обязанность всех членов общины заботится друг о друге. Взаимопомощь имела при общине характер не милостыни, а общественной обязанности, вытекающей из самого отношения товарищей друг к другу и обусловленной взаимной пользой.
Артель - это общество некоторого числа людей, исполняющих по добровольному между собою согласию службы и работы, с силами одного человека несоразмерные.
Почти во всех артелях существовал артельный капитал, хотя размеры его были различны. В самостоятельных артелях весь капитал вносился членами или из собственных средств, или брался в кредит. Как и в других предприятиях, артельный капитал подразделялся на основной, оборотный и запасный, хотя проведение точного разграничения между этими видами капитала не было. При этом последние два вида капитала были собственностью артели и не подлежали возврату участвовавшим в их взносе лицам. Кроме этих составных частей капитала в некоторых артелях был специальный капитал "вспоможения", который выходящим членам не возвращался.
В большинстве случаев все члены вносили в капитал равные доли, хотя иногда допускалось сосредоточение в руках одного лица нескольких паев или значительной части капитала. Соотношение между долями отдельных членов обусловливало и размер выгод, извлекаемых из деятельности артели.
Вступая в артель, член принимал на себя ряд обязанностей, которые в общем виде могут быть сведены к трем группам: 1) обязанность участвовать трудом в общем деле, 2) обязанность делать определенные взносы в капитал артели, 3) Обязанности, касающиеся поведения членов, к которым относились: а) соблюдение строгой дисциплины, необходимой для порядка, обеспечивающего успех предприятия и заключающейся в послушании лицу, поставленному во главе артели; б) добросовестность работы и отношений членов к посторонним лицам, упрочивающая доверие к артели; в) защита интересов артели, которым артельщики не должны были вредить ни словами, ни даже намеком, г) искренность отношений между товарищами и готовность помогать друг другу во всяком несчастном случае.
Указанным обязанностям членов артелей соответствовали следующие права: 1) участие в управлении делами артели: каждый артельщик имел право быть избранным на должность по артельному управлению, а равно имел право голоса на артельных собраниях; 2) право на участие в материальных выгодах, доставляемых артелью, с которым были связаны предоставляемое некоторыми артелями право своим членам брать у старосты деньги вперед в счет заработков, а также право на вспоможение со стороны товарищей в случае болезни и немощи, которое выражалось в уплате в течение известного времени одинаковой доли заработков со здоровыми, но лишь в том случае, если болезнь произошла "по воле Божьей", а не вызвана пьянством или развратным поведением заболевшего.
С развитием наемного труда в России и образованием новой самой социально незащищенной прослойки общества - пролетариата, следующим шагом в области социальной защиты работников было учреждение лицами одинаковой профессии вспомогательных касс обыкновенно под названием обществ взаимного вспоможения. Подавляющая часть таких обществ взаимопомощи возникла не самостоятельно, а по инициативе и под покровительством хозяев и управляющих заведениями. При всем разнообразии в частностях, в них можно отметить две общие черты: 1) начало самопомощи в них восполнялось элементом благотворения, 2) наряду с выдачей пособий и пенсий, они нередко задавались целью доставить своим членам доступный и дешевый кредит.
Общества взаимопомощи развивались, главным образом, в трех направлениях: 1) фабрично-заводские кассы взаимопомощи, объединяющие работников какого-либо одного предприятия; 2) профессиональные общества взаимопомощи, объединяющие людей одинаковой профессии; 3) общерабочие общества взаимопомощи, в состав которых входили рабочие различных профессий.
Некоторые общества имели своих врачей, библиотеки, училища, устраивали лекции, вечера с театральными представлениями. Прибалтийские общества практиковали так называемые дискуссионные вечера - товарищеские беседы. Такого рода деятельность носила сперва увеселительный характер, а впоследствии получила образовательное значение
Более систематические попытки поддержки рабочих посредством вспомогательных касс были сделаны в трех ведомствах: горном, морском и железнодорожном.
Вспомогательные кассы для рабочих и служащих на железных дорогах существовали на Николаевской дороге, Харьково-Николаевской дороге, а также на дорогах Варшавско-Венской и Варшавско-Бромбергской (с 1858 г.), Варшавско-Тераспольской (с 1867 г.) и Московско-Брестской (с 1872 г.).
В учрежденных кассах обязательно участвовали все постоянные рабочие и служащие обоего пола, за исключением членов правления, ревизионной комиссии и наблюдательного комитета. Сберегательно-вспомогательные кассы состояли из нескольких фондов: сберегательного, общего вспомогательного и особого вспомогательного. По первым двум из этих фондов на каждого участника кассы заводился особый счет. При оставлении службы участник кассы (а в случае смерти - его наследники) получал единовременно капитал, значащийся на его счету по сберегательному фонду кассы, а участнику кассы, состоявшему в ней 10 лет, выдавалось 50%, а также за каждый последующий год еще 5% суммы, значащейся на его счету по общему вспомогательному фонду. Участнику кассы, уволенному от службы по болезни или увечью, делающему его неспособным к труду, или же вследствие упразднения должности, сумма, значащаяся к тому времени на его счету по общему вспомогательному фонду, выдалась полностью, сверх суммы, причитающейся ему по сберегательному фонду и независимо от числа прослуженных лет.
Независимо от этих выдач, могло быть назначено единовременное или ежегодное пособие из особого вспомогательного фонда, но лишь бездетному участнику кассы, уволенному от службы вследствие увечья или тяжкой и неизлечимой болезни, лишающей возможности обходиться без постоянной посторонней помощи. Суммы, причитающиеся железнодорожному служащему, как участнику кассы, зачитывались в вознаграждение, которое железнодорожное общество в случае увечья выдавало ему в силу гражданских законов.
10 октября 1918 г. был издан Декрет СНК "О национализации сберегательно-вспомогательных касс российских железных дорог", согласно которому накопление капиталов сберегательно-вспомогательных касс путем вычета из заработка рабочих и служащих железных дорог прекращалось. Все капиталы указанных касс объявлялись собственностью РСФСР и передавались с ведение Народного комиссариата труда по Отделу социального страхования и охраны труда.
31 октября 1918 г. СНК издал "Положение о социальном обеспечении трудящихся", согласно которому все средства страховых, вспомогательно-сберегательных, пенсионных, ссудо-сберегательных, эмеритальных и т.п. касс подлежали национализации и передаче во Всероссийский фонд Социального Обеспечения.
2. Перспективы организации дополнительной социальной помощи на предприятии
в современной России
В настоящее время в Российской Федерации социальная помощь гражданам находится в ведении государства и реализуется в виде установленных законами пенсий и пособий. Однако согласно ч. 3 ст. 39 Конституции, в России поощряются добровольное социальное страхование, а также создание дополнительных форм социального обеспечения.
Временная нормализация финансовой ситуации в государственных внебюджетных фондах, существовавшая в период более благоприятного в силу демографических факторов соотношения численности между работающим и неработающим населением (2000 - 2007 годы), не сможет в долгосрочной перспективе обеспечить стабильность действующей системы социального страхования. Проведенные Правительством России расчеты показывают, что в последующий период кризис социальной системы вновь начнет обостряться и в дальнейшем может привести к неплатежеспособности государственных социальных фондов (особенно Пенсионного фонда). Так, к 2020 г. соотношение работающего и неработающего населения достигнет 1:1, что означает кризис социальной системы, так как для ее нормального (устойчивого) функционирования необходимо соотношение 4:1.
В связи с этим в организациях (или их объединениях) возможно создание структуры, которая занималась бы дополнительной социальной поддержкой работников наподобие касс взаимопомощи, существовавших в России до октябрьской социалистической революции 1917 г.
Предпосылки для создания касс взаимопомощи в современной России также имеются. Особенно это относится к коммерческим (в особенности, негосударственным) организациям: во-первых, работа в частном секторе экономики связана со значительно большими социальными рисками нежели работа в государственных учреждениях; во-вторых, в отличие от государственных учреждений, работа в которых является относительно стабильной и создает у работников определенную уверенность в завтрашнем дне, стабильность предприятий коммерческой (частной) сферы во многом зависит от конкуренции и колебаний рынка, что может вызывать у работников этих предприятий некоторое чувство социальной незащищенности и неуверенности в своем будущем. Кроме того, в государственных организациях, как правило, специальными положениями предусмотрены дополнительные формы социальной защиты своих сотрудников, в отличие от частных фирм, где подобные положения встречаются довольно редко.
Оптимальной организационно-правовой формой касс взаимопомощи в современной России являются некоммерческие партнерства, предусмотренные Федеральным законом РФ от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях", которые, согласно ст. 2 данного Закона могут создаваться в том числе для достижения социальных, культурных целей, а также для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан.
Решение о создании кассы (общества) взаимопомощи может быть принято, например, на коллективном совещании с участием администрации организации и ее трудового коллектива.
Учредителем кассы взаимопомощи могут быть как отдельные предприятия (организации), так и объединения юридических лиц (ассоциации или союзы). В крупных государственных предприятиях, акционерных обществах, где имеется значительное число работников возможно создание общества взаимопомощи только этого предприятия, а, например, в обществах с ограниченной ответственности, где число работников не может превышать 50 человек, производственных кооперативах и среди частных предпринимателей-работодателей целесообразнее создание обществ взаимопомощи, состоящих из нескольких указанных юридических лиц, объединенных какими-либо общими интересами или общей сферой деятельности.
Уставными целями кассы взаимопомощи могут быть, например, следующие:
1. Выплата материальной помощи:
а) в связи со стихийными бедствиями, пожарами, хищением имущества и иными чрезвычайными ситуациями,
б) на приобретение дорогостоящих лекарств по рецепту врача,
в) на приобретение дорогостоящих медицинских материалов, необходимых по жизненным показателям (если в соответствии с действующим законодательством эти расходы не могут быть оплачены за счет средств ФСС и работник не имеет права на бесплатное лекарственное обеспечение),
г) на проведение дорогостоящих видов лечения, необходимых по жизненным показателям (если в соответствии с действующим законодательством они не могут быть проведены бесплатно или оплачены за счет средств ФСС),
д) в связи с рождением ребенка,
е) в связи с вступлением в брак,
ж) в связи со смертью близких родственников или членов кассы,
з) в связи с увольнением по сокращению численности штатов или ликвидации организации;
2. Доплата к государственным пенсиям по обязательному пенсионному страхованию:
1) по старости до 50 % от среднего заработка при условиях: а) работы в организации не менее 15 лет со дня вступления в кассу, б) уплаты членских взносов, в) увольнения из организации; 2) по инвалидности до 50 % от среднего заработка при ограничении способности к трудовой деятельности 1 и 2 степени, при увольнении из организации; 3) по случаю потери кормильца до 50 % от среднего заработка на одного получателя пенсии и до 30 % от среднего заработка на каждого - в случае нескольких получателей пенсии;
3. Доплата к государственным пособиям по уходу за ребенком до размера среднемесячной заработной платы;
4. Компенсация заработной платы (ее части) в случаях экономического и финансового кризиса, когда предприниматель не может обеспечить работнику выплату заработной платы в должном размере.
Размеры материальной помощи, производимой из касс взаимопомощи, целесообразно устанавливать не в твердых суммах, а ограничивать предельными суммами (за исключением доплат к пенсии).
При увольнении из организации - учредителя кассы взаимопомощи по собственному желанию работник утрачивает членство в ней и право на материальную помощь (за исключением права на доплату к пенсии). При увольнении по сокращению штатов работнику возвращаются все уплаченные им взносы, членство в кассе прекращается. При ликвидации организации - учредителя кассы капитал кассы делится между ее членами пропорционально внесенным взносам.
Имущество касс взаимопомощи может складываться из: 1) регулярных и единовременных поступлений от учредителей в виде первоначального базового капитала и целевых взносов, а также членов в виде вступительных и членских взносов; 2) добровольных имущественных взносов и пожертвований и других, не запрещенных законом поступлений.
Вступительные и членские взносы работников целесообразно установить в размере 5 % от заработной платы. Для устойчивого функционирования кассы необходимо, чтобы организация-учредитель участвовала во взносах в равных долях со взносами работников, а первоначальный базовый капитал учредителей должен быть не менее суммы первоначальных вступительных и членских взносов работников.
Из данных источников целесообразно образовать два основных фонда: вспомогательный фонд, из которого должны осуществляться все текущие выплаты материальной помощи, и сберегательный фонд, предназначенный для накопления и увеличения капитала общества и являющийся резервом на случай выплат масштабного характера, например, материальной помощи в связи с увольнением работников по сокращению штатов или ликвидации организации.
Распределение взносов целесообразно следующим образом: взносы работников поступают во вспомогательный фонд, а взносы организации-учредителя делятся поровну - 50% поступает во вспомогательный фонд, 50% - в сберегательный.
Высшим органом управления кассы взаимопомощи должно быть общее собрание членов, действующее на общественных началах. По предложению учредителей общества общее собрание выбирает ее постоянные органы управления. В случае образования кассы с участием нескольких организаций целесообразно в качестве постоянного органа управления создать комитет, в состав которого входили бы представители от каждой организации-участника.
Подробно все условия функционирования кассы взаимопомощи должны определяться в ее уставе и специальном положении о видах и формах оказываемой кассой дополнительной социальной помощи.
В целом, создание касс взаимопомощи полезно и для работников и для предпринимателей. Работникам участие в кассе придаст чувство социальной защищенности и заботы о них со стороны предпринимателя, а предпринимателям учреждение касс повысит престиж их организации, будет способствовать обеспечению в ней нормального психологического климата, стабильности трудового коллектива и защите от колебаний рынка.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
Создать Некоммерческое партнерство "Общество (кассу) взаимопомощи "ДелоРус", в состав которого вошли бы организации - участники сообщества "Дело Рус", а также его инициативные члены, не являющиеся работниками организаций - участников.
P.S. К созданию общества целесообразно приступить при наиболее благоприятных для этого экономических и психологических условиях - в период выхода из глобального экономического кризиса.
Гусаков Дмитрий Борисович, руководитель юридической службы Управления Пенсионного фонда РФ в Петроградском районе Санкт-Петербурга, ст. преподаватель Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы