Вспомнилось, как несколько лет назад Москву украсили большие поздравительные плакаты, призванные порадовать сердца ветеранов Великой Отечественной войны. На них в полной красе был изображен один из американских линкоров. Для рекламщиков-оформителей, хорошо погревших руки на праздничной кампании нет, разумеется, никакой разницы, какую посудину изобразить. Главное, чтобы этот железный утюг был поздоровее и из него торчало побольше стволов. Обиды ветеранов были небрежно отнесены к категории капризов.
Надо признать, что и "Бисмарк" представлял в свое время именно такого утюгоподобного красавца и его модель из фанерок и картонок может быть весьма любопытной.
Думается, что столь активная реклама на телевидении обходится довольно дорого и оправдается только массовым подъемом судомоделирования в каждой российской семье. Настораживает только, что этот глобальный проект воспроизведения в модели мощнейшей ударной единицы нацистской Германии затеян в стране, вынесшей основную тяжесть борьбы с фашизмом и потерявшей миллионы жизней своих граждан. Ведь "Бисмарк", заложенный на верфях в 1936 году в качестве головного корабля новой серии линкоров представлял собой один из тяжелейших кулаков, способных трамбовать почву под строительство нового немецкого мирового порядка.
Да вот только затопили его в первом же бою наши британские союзники (тогда еще таковыми не считавшиеся) в мае 1941 года - за месяц до нападения фашистской Германии на СССР. Обошлось это дорого. Около полутора тысяч английских моряков нашли свою погибель. Вечная им слава и память! Так что, понятие "легендарный" применительно к "Бисмарку", как это подается в рекламе, носит весьма двусмысленный характер.
Гораздо более уместным альтернативным начинанием мог бы стать с нашей стороны судомодельный ряд во главе, допустим, с крейсером "Киров", силуэт и вооружение которого весьма представительны. Этот корабль действительно заслужил называться легендарным, прикрывая осажденный Ленинград в самые тяжелые месяцы блокады.
Распространение же судомодельных комплектов "Киров" в Европе целесообразно начать с восточных околиц, например с Прибалтики, где еще не забыто эхо залпов главного калибра крейсера, эвакуирующего таллинскую военно-морскую базу Балтфлота под обстрелом фашистов.
Комплект чертежей корабля в наличии имеется, а китайские умельцы за умеренное вознаграждение способны наклепать десятки тысяч фанерных наборов отличных моделей крейсера. Деньги на это доброе дело легко изыскать путем сокращения должностей штатных патриотов, пасущихся на государственных нивах и затевающих различные "нашистские" заморочки.
Для тех же, кто не может удержаться от ваяния "Бисмарка" сообщаю, что полный комплект деталек для него состоит почти из полутора сотен наборчиков, стоимость которых возрастает по мере приближения строительства модели к завершению. Суммарный бюджет строительства, по оценкам опытных моделистов, потянет где-то на тысячу долларов с учетом дополнительных расходных материалов. Стоит ли этого утопленник, решать вам...
Сергей Георгиевич Литовкин, капитан 1 ранга
www.litovkin.ru