Патриарх Кирилл: привыкаем, но не ко всему

Исповедь скептика

Поместный Собор 
0
254
Время на чтение 6 минут
Можно ли быть православными, чадами Русской Церкви, не будучи оптимистами в отношении происходящего? Мне в чем-то проще, и я в своей личной позиции возьмусь вывести эту затруднительную для многих теперь проблему.

Да, это возможно. Конечно, возможно. У нас большой опыт. 20 лет мы живем в своей стране как её граждане и патриоты, которые в то же время понимают, что в нынешнем виде Россия - не вполне наша и принадлежит не совсем нам. Недоговоренность легла на отношения народа и власти. Мы искренне желаем своим правителям и отечественному бизнесу успехов, но вряд ли в полной мере назовем их радости своими радостями. Непросто различить себя и свой патриотизм в перспективе призрака, вавилонским силуэтом "башни Россия" встающего над ветшающими основами и осколками прежней жизни.

Я не назову это оппозицией, но скептицизмом. Как по-другому охарактеризовать свое состояние, в котором официальная пропаганда привычно внушает тебе желаемое вместо действительного, а в ответ вызывает такую же привычную зевоту? Скептицизм здесь естественен. Ведь, если обстоятельств нельзя изменить, то многому из происходящего странно и грешно радоваться.

Сегодня нас хотят убедить, что особые точки зрения на будущее Церкви смешны, а подавляющее преимущество на Соборе митр. Кирилла означает наступление полной определенности. Пожалуй, для некоторых упомянутое преимущество явилось и впрямь "подавляющим", в буквальном значении слова. Специфический административный восторг рассматривает две трети как замечательный результат в сравнении с пятьюдесятью процентами плюс один голос; при девяноста же девяти и девяти, по-видимому, надо так полагать, обязано наступать счастье. Неважно, что делается при этом; отсутствие "внесистемного элемента" само по себе впечатляет и успокаивает. Никто не сомневается, никто даже ненароком не сломает идиллии, которую мы сами для себя выстроили. Возможно, таково универсальное, самое универсальное из решений в человеческой истории. Если по каким-то причинам обещанная "великая эпоха расцвета Русской Церкви" задержится, его, этот великий расцвет... необходимо будет всего лишь настойчиво изобразить.

Я думаю, при всем при том мы люди мягкие, и внутри Церкви у новоизбранного патриарха Кирилла немного реальных противников. Довольно скептиков и еще больше записной поддержки от социальных оптимистов, воображающих выборы и интронизацию шансом вернуться к стереотипу "как все", скинуть с себя обременяющие нравственные проблемы. Скепсис продолжает иметь место, но маловероятно, что дело в диссидентстве, и том, что некоторым понравилось быть "ревнителями". Кто может вменить в вину то, что человек "недостаточно радуется"? И мы со своей Церковью радуемся, но сложным и смешанным чувством. Предсоборный период поставил немало вопросов, которые просто так не выветриваются. Не должны выветриваться из головы, по крайней мере, я так полагаю. Главный среди них: "Кем должен быть Патриарх?" Этот ценностный дискурс многих заставил собраться, начать аргументировать, рассуждать, спорить. С нелицеприятными и поразительно близкими доводами выступали подчас далекие друг от друга по идеологическим позициям, ничем особым не ангажированные люди. Для меня это означает, что не на шутку оказалась задета христианская совесть. Помню, как один из сомневающихся тотчас после выборов восклицал: "Хочу всей душой полюбить как отца Патриарха Кирилла!" Истинно так. Хотим полюбить. Но конечно не безоглядной любовью. "Ах, обмануть меня несложно, я сам обманываться рад!" От Патриарха мы ждем подтверждения нравственного принципа. Любой триумфализм, даже на фоне соборного торжества, по этой причине смотрится не очень жизненно: как преждевременный и приспособленческий. Интонации надежды, доброго пожелания, кажется, более уместны на данном этапе. И если бы все критики после выборов в одночасье переделались в горячих сторонников, пожалуй, это вызывало бы самые большие вопросы. Ибо не скепсис, не критика, но конформизм представляет в действительности основную угрозу.

Предсоборный период - время, в которое принцип послушания не заслоняет собой всей полноты нравственного целеполагания христианина, и вопросы о предпочтении кандидатов, о задачах Церкви и как таковом существе церковной власти стоят живо. Если думать об этом, суды Божии и результаты Собора окажутся далеко не праздничными. Да, Архиерейский и Поместный Соборы направляются Промыслом, но кто сказал, что Дух Святой теперь обязан осуществлять проекты "эффективного менеджмента"? И, вообще, давать право победившей партии торжествовать над остальными? По-христиански это не так. Вот почему начавшаяся обильная раздача титулов "экстремистов" и "лузеров" всем, кто только предлагал голосовать не за митрополита Кирилла, оказывается дополнительным основанием к скепсису. Я не знаю, чего ради делаются заявления вроде: "Митрополит Климент - лузер на Архиерейском Соборе". Но я уверен, что Бог с этих пор будет искать способы изменить представления триумфаторов об успехе и о себе.

Собор избрал главу Русской Церкви, и тем лучше, что без колебаний и скоро, не обнаружив вражды среди первых лиц. Однако не могут доставить радости - наверняка - авантюристы и циники, всплывшие на предсоборной волне и получившие необыкновенную свободу для действий. Вопрос, обязан ли теперь православный христианин, приветствующий интронизацию Патриарха Кирилла, приветствовать его вместе с Кураевым и Фроловым? А если нет, то на каком месте проводить линию и проведет ли ее достаточно наглядно сам Предстоятель? Боюсь, как бы без этого естественная для всякого верного христианина задача "любить, почитать и слушаться своего Патриарха" (прот. Д. Смирнов) не оказалась в практической реализации чрезмерно, неподъемно тяжелой ношей. Ибо так исторически рушились все империи и все институты, основанные на традиционных ценностях.

Если спросить меня, то лозунг: "За Патриарха без сволочи!" - я бы назвал хорошо отражающим практический принцип нормального скептика, коим, по моим убеждениям, сегодня является любой понимающий и ответственный христианин. Всё просто и ни для кого не обидно: не хочешь называться сволочью - не будь ей.

С помощью Божией мы перестали спрашивать, кто будет наш следующий Патриарх. Однако вопрос о нравственном существе власти и о том, не сироты ли мы, в каком-то значении стоит даже более остро. Возможно, месяцем ранее избрание митрополита Кирилла прошло бы светлей и единодушней. Месяц назад еще не было того многого, чем теперь смущается христианская совесть. Мне больно думать про то, что всего месяц в Церкви отделяет настороженность от доверия. Доверия, которое, в нашем мире неуклонно убывает и которое ничем не восполнишь и не вернешь.

Напрасно теперь те же самые лица твердят о введении церковных дискуссий для духовенства и мирян. Ныне мы хорошо знаем, что значит на языке Кураева "самопознание Церкви". Мы со вниманием обращаемся к принятому Соборному определению "О жизни и трудах Русской Православной Церкви", которое говорит: "Собор счел важным умножение усилий в области миссионерства и всенародного православного просвещения. Миссия, равно как и духовное, нравственное воспитание личности должны сейчас встать в центр нашей деятельности. В обществе, где многие называют себя православными, но не живут церковной жизнью, пастыри и чада церковные призваны приложить все силы для того, чтобы люди знали основы веры православной, участвовали в Таинствах и богослужении, руководствовались в личной и общественной жизни нравственными нормами Евангелия Христова. На просветительское служение, особенно среди детей и молодежи, сегодня нужно особо направить общецерковные усилия". Но мы уже догадываемся, в чьих руках в результате окажется миссия, - в руках тех, кого вряд ли заботит соответствие с изначальной позицией членов Собора - и из-за этого наши предчувствия омрачаются.

Мы уже слышим голоса аппаратных комбинаторов, говорящих о реформировании церковного управления и синодальных институтов с упразднением "дублирующих функций" и видим открывающимся сезон охоты на рыбку в мутной воде. До нас достигают идеи о преобразовании духовных школ, согласно которым будущим пастырям начнут преподавать "технологии лидерства" и прочую психотерапевтическую хиромантию вместо начал служения и утешительства. Мы отдаем отчет, на что в конечном итоге работают все эти доказательства связи "ревнительства" с "недостаточной деятельностью головного мозга" и психическими расстройствами; ревнительства, к коему "эффективные менеджеры" готовы в принципе относить, кого хочешь, тех же "недостаточно радующихся". Для нас не составляет загадки, какого качества участие предлагается экспертами от власти, специалистами по массовым движениям и политтехнологиям, укоряющими православных в отсталости, архаизме порядков, в недостаточных организации и общественной нагрузке, выражающими скромные до поры надежды на наступление в РПЦ новых времен.

Наконец, мы вполне солидарны с тем мнением, согласно которому наступающий кризис есть кризис мироустройства как целого. Бог весть, как изменятся жизнь и порядки в ближайшее время, Церкви же надлежит всего более хранить незапятнанной совесть. Кто-то из размышляющих о кризисе любопытно сказал: "Церковь в России, быть может, единственной из всего уцелеет". В самом деле, мы мало об этом думаем, но неопределенность для мира выше, чем неопределенность для Церкви. Глупо хвататься за то, что само разрушается и отходит.

На данном месте наш скепсис сменяется наконец сдержанным оптимизмом. Оптимизмом - христианского возрождения. Сдержанным - поскольку это будет уже совсем другая история...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Брониславович Рогозянский
Преображение Господне и наше
6/19 августа - праздник Фаворского света
18.08.2024
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Все статьи Андрей Брониславович Рогозянский
Поместный Собор
Инициировать созыв Поместного Собора Русской Православной Церкви
С таким призывом обратился Славянский Фонд к Президенту РФ В.В.Путину
31.08.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин: "Церковная жизнь стала гораздо более динамичной"
Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества подвел итоги первого года патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла
27.01.2010
В Московской Патриархии начались структурные преобразования
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви принят ряд важных кадровых и структурных решений
31.03.2009
От идеи до воплощения
Решением Священного Синода создана Комиссия по образованию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
31.03.2009
Все статьи темы
Последние комментарии
Из истории антисистем в России: больной Серебряный век
Новый комментарий от учитель
30.11.2024 16:17
Задачи и загадки от Святейшего Патриарха
Новый комментарий от Лев
30.11.2024 16:11
Заседание ВРНС и съезд «Царьграда»
Новый комментарий от Наблюдатель
30.11.2024 14:58
Вперёд к Шишкову
Новый комментарий от Константин В.
30.11.2024 14:51
«Всё это похоже на социальную шизофрению»
Новый комментарий от Человек
30.11.2024 13:13