Еще в этом году, 21 августа, свою статью "Фиалке в 79-тый день рождения", посвященную маме, я завершил пожеланием: "Много счастливых лет, тебе, Фиалка, в день твоего 79-летия". Так ее называли, потому что на латышском "фиалка" звучит как "вийолите" (vijolite) и очень подходит к ее имени Вия. В последний этап своего пути мама отправилась уже 9 февраля этого года. Последним пристанищем ей стал дом моей семьи "Уплеяс".
После короткого замыкания в мозговых сосудах месяц она лечилась в Цесинской реанимации. Затем несколько недель в реабилитационном центре "Лигатне". После трех инсультов и последнего приступа с помрачением сознания состояние ее здоровья стало не простым. В среду обычных пациентов она уже не вписывалась. За мамой ухаживали дома. Отложили все другие заботы, ибо главное для нас была она - не просто мама, но и целая эпоха, которую можно обозначить именем - Вия Артмане.
Когда ухаживать за мамой уже не было сил, приехал молодой специалист по пролежням Янис Лапиньш. Получили консультацию, но уже скоро он звонил и сообщил, что устроит маму в специальную клинику, ибо впредь наша самодеятельность уже бесполезна. В провинциальном городке Стренчи на территории красивого парка 100 лет назад построили психиатрическую больницу, в которой побывали многие знаменитые люди нашего народа. Стренчи стали последним островком в этом, для нее уже неудобном, мире. В атмосфере любви и заботы, как со стороны персонала, так и пациентов, мама там провела последние недели своей жизни.
Несколько дней назад поздним вечером мы Фиалку навестили. Болезнь делала то, что и должна делать, а мама то, что должен делать страдалец. Взяв ее под покров сумрачного разума, Бог не дал ей чувствовать боли. О страданиях я прочел в ее глазах, которые были бесконечно усталые. Прильнув своей щекой к ее, я тихо сказал: "Тяжек твой крест, мама..." Ответ прозвучал с неожиданной ясностью: "Такова жизнь"... Это был наш последний разговор. Сегодня (11 октября) в три часа дня, глубоко вдохнув и с тяжестью выдохнув, ее душа отправилась в новый путь.
Шесть лет назад, претерпев много тяжелых кризисов здоровья, для последнего праздника в этом мире - похорон - мама пожелала написать завещание. Текст адресован Его Преосвященству Митрополиту Рижскому и всей Латвии Александру. В завещании такие слова: "Удостоверяю, что 10 марта 1999 года, в церкви Святого Георгия в Бауске, через исповедь и святое миропомазание игумен Евгений (Румянцев) присоединил меня к Православной Церкви. Меня нарекли именем святой Елисаветы. В благодарность за любовь, которую я получила от русских людей, желаю, чтобы в последний путь меня проводил игумен Евгений (Румянцев) из Христо-Рождественского Кафедрального собора". Подпись: "Ваша Вия Артмане (Елисавета), г.Рига, после Причастия, полученного от отца Владимира, в Св.Троице-Сергиевом женском монастыре, 18 сентября 2002 года".
Просим верующих людей молиться за душу усопшей Елисаветы. Особо в эти ближайшие 40 дней.
Счастливой вечности тебе, Елисавета!
Твой сын Каспарс Елисей Димитерс со всеми всеми твоими.
11 октября 2008 года, Уплеяс
Фото: Янис Дейнатс
+ + +
О прощальной службе сообщим отдельно.
Текст и видео (с фрагментом из фильма "Родная кровь") выложены в моем блоге:
http://blogs.krustaskola.lv/2008/10/12/umerla-moya-mama-viya-artmane/