Встречи со старцем. Воспоминания

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин; 1910 - 2006)

Николай Симаков 
0
14.04.2008 105
1. Жизнь и духовный путь
2. Встречи со старцем. Воспоминания
3. Духовное наследие и завещание


Архимандрит Иоанн (Крестьянкин; 1910-2006 гг.)
Жизнь и духовный путь


В городе Орле в многодетной семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Илларионовны Крестьянкиных 29 марта (11 апреля по н.ст.) 1910 года родился восьмой ребенок. Его назвали Иваном во имя преподобного Иоанна Пустынника, празднуемого в этот день. Отец умер, когда Ване было еще два года, и его воспитанием занималась глубоко верующая и благочестивая мать. Уже с шести лет Ваня Крестьянкин стал проходить пономарское послушание в храме св. пророка Ильи на Песках в городе Орле, где его крестили в младенчестве. В детстве Ваня стал послушником у известного архиепископа Орловского Серафима (Остроумова), будущего священномученика, причисленного к лику святых 17 июля 2001 года.

В двенадцать лет Ваня Крестьянкин в первый раз высказал свою сокровенную мечту быть монахом. Елецкий епископ Николай (Никольский) прощался с богомольцами, уезжая на новое место службы. Прощание близилось к концу, и иподиакону Иоанну тоже хотелось получить от архиерея напутствие в жизнь. Он стоял рядом с ним и осмелился прикоснуться к его руке, чтобы обратить на себя внимание. Владыко наклонился к мальчику с вопросом: "А тебя на что благословить?" И Ваня в волнении произнес: "Я хочу быть монахом". Положив руку на голову мальчика, епископ помолчал, вглядываясь в его будущее. И серьезно сказал: "Сначала окончишь школу, поработаешь, потом примешь сан и послужишь, а в свое время непременно будешь монахом". [1] Все в жизни определилось.

В 1923 году Ваня Крестьянкин был приглашен приехать в Москву. В Москве, в Донском монастыре Ваня впервые встретился со Святейшим Патриархом Тихоном и получил от него благословение. "Благодать патриаршего сана, благодать исповедничества живо восчувствовалась душой. Батюшка уже в старости говорил, что до сих пор чувствует ладонь святого Патриарха на своей голове" [2].

В 1929 году Иван Крестьянкин окончил среднюю школу и поступил на бухгалтерские курсы. По завершению их, он переезжает в Москву, где работает по своей новой специальности. В 1944 году перед праздником иконы Казанской Божией Матери Иван Крестьянкин назначается псаломщиком в Измайлове в храме Рождества Христова.

Митрополит Николай (Ярушевич) 14 января 1945 года в храме Воскресения Христова на Ваганьковском кладбище посвящает его в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери диакон Иоанн Крестьянкин был рукоположен патриархом Алексием I в сан священника. Отец Иоанн Крестьянкин был оставлен служить в храме Рождества Христова в Измайлове. В московский период отца Иоанна духовно окормлял последний оптинский старец игумен Иоанн (Соколов). В 1950 году отец Иоанн Крестьянкин закончил 4 курс Московской Духовной Академии и написал кандидатскую работу на тему "Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени". Однако защитить ее так и не удалось. За ревностное пастырское служение в ночь с 29 на 30 апреля 1950 года он был арестован и получил по ст. 58. п.10 УК РСФСР 7 лет исправительно-трудовых лагерей. С 30 апреля по 1 июля 1950 года отец Иоанн Крестьянкин находился в тюрьме на Лубянке. С 1 июля по 19 февраля его переводят в Лефортово в камеру-одиночку, а затем с 19 августа по 8 октября в Бутырскую тюрьму. С 1950 по 1953 год отец Иоанн работал на лесоповале разъезда Черный в Архангельской области. С 1953 по 1955 годы он находился в инвалидном ОЛП г. Молотовска Куйбышевской области. Впоследствии отец Иоанн не раз говорил, что нигде он так хорошо не молился, как в то время: "Вот в заключении у меня была истинная молитва, и это потому, что каждый день был на краю гибели".

Отец Иоанн Крестьянкин был досрочно освобожден из заключения 15 февраля 1955 года и назначен служить в Псковскую епархию. В 1957 году его перевели в Рязанскую епархию, где он служил священником почти 11 лет. За этот период отца Иоанна перемещали с одного прихода на другой пять раз, все это происходило в эпоху начала новых "хрущевских" гонений на Церковь.

В то время конца 50-х годов, когда советская власть насильственно закрывала многочисленные храмы, отец Иоанн Крестьянкин писал: "Не лишим себя храма, когда можем, но и с собою носить его поучимся: сердцем упражняйся в незлобии, телом - в чистоте, то и другое сделает тебя храмом Божиим".

В 1961 году на Пасху патриарх Алексий I награждает отца Иоанна Крестьянкина саном протоиерея. Летом 1966 года исполнилась давнишняя мечта отца Иоанна. Он принял монашество на праздник преподобного Сампсона Странноприимца 10 июня 1966 года. В городе Сухуми старец архимандрит Серафим (Романов) совершил постриг отца Иоанна в иеромонаха. Указом Алексия I иеромонах Иоанн (Крестьянкин) был назначен в Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. 5 марта 1967 года на праздник Святой Пасхи в 1970 году отца Иоанна возвели в сан игумена, а затем в 1973 году в сан Архимандрита.

В Печерской обители отца Иоанна духовно окормляли и передавали свой опыт душепопечения валаамские старцы: иеромонах Михаил (Питкевич), схимонах Николай (Монахов), а также архиереи: митрополит Вениамин (Федченков), епископ Феодор (Текучев) и другие.

Впоследствии архимандрит Иоанн Крестьянкин был назначен духовником братии Псково-Печерского монастыря. Всю любовь своего сердца архимандрит Иоанн Крестьянкин посвятил делу пастырского душепопечения. Это было его главным подвигом в течение почти 40 лет пребывания в монастыре. В годы своего духовничества, отец Иоанн Крестьянкин поистине стал всероссийским старцем, к которому за утешением и духовным советом шли, ехали и писали люди со всей России на протяжении многих лет.

Блаженной и промыслительной стала и кончина старца. Она произошла в знаменательный день памяти Собора святых Новомучеников и исповедников Российских 5 февраля 2006 года. В тот день, после причастия Святых Христовых Тайн, отец Иоанн Крестьянкин тихо отошел ко Господу.

Встреча со старцем
Воспоминания о батюшке Иоанне (Крестьянкине)


По милости Божией мне впервые довелось встретиться с дорогим батюшкой Иоанном Крестьянкиным весной далекого уже теперь 1979 года. Было это во время Великого Поста, тогда я впервые приехал в Псково-Печерский монастырь как паломник. Помню, даже не знал еще толком, как подобает себя вести в настоящем действующем православном монастыре. Поэтому был несколько смущен и робко стоял среди многочисленных молящихся людей в Успенском храме. Здесь мне пришлось наблюдать, как многие паломники и молящиеся женщины просят благословения у входящих монахов. Мне тоже очень захотелось получить благословение в стенах этой древней обители. Преодолевая свою застенчивость и робость, видя как все это делают, я сложил руки для благословения решился подойти к входившему в храм монаху, увидев на груди у него наперсный крест. Им оказался батюшка невысокого роста с очень добрым лицом, в очках, который, благословив, поцеловал меня по-отечески в лоб и даже обнял. Помню, я был весьма поражен этим. Было такое ощущение, как от встречи с родным и близким человеком. Мне тут же захотелось узнать: кто этот батюшка? Я стал расспрашивать стоящих рядом людей. На мой вопрос, я услышал в ответ: "Как, вы разве не знаете - это же отец Иоанн Крестьянкин!". Рядом со мной стояла Татьяна Горячева, моя знакомая, с которой я приехал тогда в монастырь. На мой вопрос об отце Иоанне Крестьянкине она сразу же ответила мне, что это духовник монастыря и известный старец.

В начале 80-х годов я стал часто приезжать в Псково-Печерский монастырь. Мне хотелось вновь побывать в этой древней православной обители, которая никогда не закрывалась, и конечно хотелось вновь увидеть и встретиться с отцом Иоанном. Для меня как неофита, тогда было важно увидеть вновь старца - живого носителя православной веры и благодати. Хотелось узнать, что такое духовная жизнь и как можно спасаться в миру. У меня не было духовного отца и хотелось его найти здесь в стенах монастыря. И вот приехав в монастырь, я вместе с другими паломниками после окончания Литургии ждал выхода батюшки Иоанна из Михайловского собора. Ожидавших было довольно много, люди были все страждущие: у кого муж в тюрьме, кто разводится, кто пьет, у кого больные дети. Все были удручены своим горем, находились в печали, унынии и друг с другом не разговаривали. Помню, что и у меня в душе было уныние, тоска и какое-то болезненное состояние. Внезапно появился отец Иоанн. Он всегда ходил очень быстро, почти летал. Его ряса часто развевалась на ветру как крылья. Внешне батюшка отец Иоанн был невысокого роста, лицом и манерами напоминал профессора дореволюционного времени, глубоко интеллигентного и тактичного. Общаясь с ним, каждый чувствовал любовь и уважение к себе с его стороны и даже некое равенство.

Вместе с тем, духовно он был похож на Святителя и Чудотворца Николая, который стремится помочь каждому в его беде и жизненном испытании.

Подойдя к нам, батюшка Иоанн стал разговаривать понемногу с каждым. Помню, как все приготовили и протягивали ему свои толстые тетради с исповедью и просьбами. "Ой, какая толстая тетрадь, когда же мне это все прочесть?" - весело говорил он. При этом отец Иоанн спрашивал о самой главной причине, которая привела человека к нему. И тут же давал духовный совет, как быть и что необходимо сделать. Хорошо помню, как люди, обступившие его со своим горем, стали вдруг как-то оживляться, радоваться, а некоторые даже начинали смеяться от радости. И я тоже почувствовал, что с появлением батюшки мое внутренне состояние изменилось. Уныние, тоска в душе исчезли, и вместо них появилась бодрость и одухотворенность. Душа, до этого болезненно израненная унынием, исцелилась от встречи со старцем. Все это произошло несомненно от того, что рядом с нами был батюшка отец Иоанн. Он излучал благодать Божию из своей любящей души и все вокруг духовно-душевно исцелялись. Тогда я впервые познал на себе опыт старческого душепопечения. Когда очередь дошла до меня, я тоже протянул отцу Иоанну свою подробную исповедь в толстой тетради, опасаясь, что он не возьмет ее. Но, батюшка взял мою исповедь и при этом спросил, на сколько дней я приехал в монастырь? Я не знал, что и сказать. Заметив мою нерешительность, он напомнил правило для паломников приезжать в монастырь не менее чем на три дня. Ведь всем паломникам нужно помолиться, исповедаться и причаститься. Благословив меня остаться при монастыре на три дня, он добавил, что постарается прочесть мою исповедь и пригласить к себе на беседу. Я, конечно, был весьма рад этому обстоятельству и с трепетом ждал приглашения к старцу. Встреча и произошла на третий день. Ко мне подошел монах и передал, что отец Иоанн благословил прийти к нему сегодня. Когда я вошел в келью батюшки, он уже ждал меня. Келья отца Иоанна была светлой, все стены были увешаны иконами и портретами Архиереев. В ней я почувствовал себя как в намоленном домовом храме. Батюшка, благословив, посадил меня на свой диван, на котором он всегда принимал посетителей. Он беседовал со мною как Отец с заблудшим сыном из евангельской притчи. Я, было, оробел внутренне от такой близости и простоты общения со старцем. Но его тактичная и проникновенная беседа со мной стала для меня настоящим праздником и духовной радостью.

В 1983 году я приехал в Псково-Печерский монастырь на Страстной седмице, чтобы здесь встретить Пасху Христову. Помню Пасхальное ночное богослужение в Михайловском соборе. Возглавлял его сам отец Иоанн Крестьянкин. Во время Пасхального крестного хода батюшке с особой радостью пел и, обращаясь к нам стоящим в соборе, не раз восклицал: "Пойте все братья и сестры!".

Рано утром в этот же день Воскресения Христова вместе с другими паломниками я пришел к келье батюшки отца Иоанна, чтобы поздравить его лично. Среди нас, помню, была совсем слепая женщина, которая принесла пасхальные яйца для отца Иоанна. Мы стали петь все громко пасхальный тропарь: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!". Батюшка Иоанн вышел из кельи как всегда радостный, восклицая: "Христос воскресе!", и мы все дружно отвечали: "Воистину Воскресе!". Он пригласил нас к себе в келью. Она в этот день казалась еще более светлой. Все в ней было по-пасхальному празднично. Я не знал, на что больше смотреть - на отца Иоанна, который весь светился от пасхальной радости, или на многочисленные иконы в его келье. Помню, чуть даже не рассмеялся, когда на вопрос одной из женщин поедет ли батюшка служить на приход в Эстонию он, махнув рукой, шутливо отвечал: "Да я тут сам на послушании, как благословят". Эта пасхальная ночь, проведенная со старцем в соборе, а затем в его келье запомнилась и запечатлелась в моем сердце навсегда. Он тоже стал для меня живым подтверждением, что православие есть истинная вера русского народа. Скажу больше, встреча с ним была для меня встречей с живым воплощенным Евангелием, с благой вестью о Воскресении Христовом и Царстве Божием. Даже если бы отец Иоанн ничего не говорил, одно его присутствие было духовной радостью, веселием, исцеление и утешением. Думаю, что это испытывали все, кто с ним общался. Он был человек Царства Божия, промыслительно посланный к нам, к людям страждущим, больным, несчастным, чтобы помочь, духовно исцелить, укрепить в вере и направить на путь спасения.

В один из очередных моих приездов в Псково-Печерский монастырь (в первой половине 80-х годов) я как всегда ждал вместе с другими выхода отца Иоанна Крестьянкина после Литургии из Михайловского собора. Он вышел и после бесед с многочисленными людьми стал спускаться вниз по лестнице. Так получилось, что меня и еще одного молодого человека отец Иоанн взял под руку, так как лестница была крутой, и так ему было легче спуститься вниз. Уже не помню, о чем мы говорили с батюшкой пока спускались, но когда спустились вниз, я наконец решился осуществить свою мечту, спросить: "Батюшка, возьмите меня в духовные чада". Отец Иоанн сказал в ответ: "Хорошо, но знаете, врача надо иметь на дому, а вот когда сложный диагноз и нужна операция, тогда едут к профессору в Москву". С этого времени я стал получать каждый год открытки и поздравления от батюшки отца Иоанна на Рождество Христово и на Пасху. На мои вопросы о духовной жизни отец Иоанн подчеркивал необходимость для мирян участвовать в богослужебной жизни Церкви. Это касается прежде всего Всенощного богослужения в субботу и Божественной Литургии. Исповедоваться и причащаться миряне должны, считал батюшка, постоянно, но не чаще чем раз в две недели. Отец Иоанн всегда говорил об обязательной тщательной и неукоснительной подготовке к причастию Св. Христовых Таинств. Батюшка благословлял ежедневное чтение Нового Завета, одну главу из Евангелия и две из Апостолов. Он рекомендовал читать Св.Отцов с Аввы Дорофея и свят. Феофана Затворника, а затем уже переходить к преп. Иоанну Лествичнику и другим учителям духовной жизни.

Однажды, когда отец Иоанн в братском корпусе давал мне духовный совет и наставление, я вдруг почувствовал, что он видит всю тайную греховность моей души как на ладони. Я остро испытал тогда чувство стыда и покраснел как в школьные годы.

Помню, как в одну из встреч с батюшкой я, получив благословение, отправился обратно домой, тогда еще в Ленинград. Всю дорогу я ощущал духовную радость и благодать от встреч с ним, и лишь когда я заснул в автобусе к утру, она стала уменьшаться.

Когда в 80-е годы мне пришлось работать юрисконсультом в роддоме ? 13, ко мне врачи стали посылать тех женщин, которые шли на первый аборт. Нужно было с ними проводить беседу о вреде аборта и его последствиях. Вышло так, что я переусердствовал. При встрече с батюшкой мне пришлось все рассказать. Отец Иоанн дал мне тут же свой совет. Нужно только предупреждать, считал батюшка, и рассказать о последствиях этого смертного греха, но не запрещать. А то ведь такая женщина может сама, не дай Бог, извести младенца или убить себя. В роддоме были случаи отказных детей-даунов и я спросил батюшку можно ли мне их крестить, а также и умирающих детей? Батюшка благословил меня крестить тяжело больных, отказных, умирающих младенцев и научил, как это делать. Помню, он сказал, что крестить их в простой подогретой воде с верою и молитвой обращенной к Святой Троице: "Крещается раб Божий (имя) во имя Отца Аминь! Во имя Сына Аминь! Во имя Духа Святого Аминь!"

В начале 90-х годов я был назначен митрополитом Иоанном (Снычевым) ответственным секретарем журнала "Санкт-Петербургские епархиальные ведомости". С первого номера журнала, по благословению митрополита мы постоянно печатали проповеди батюшки отца Иоанна Крестьянкина. Когда наш журнал попал к батюшке, он его прочитал и вскоре я получил от него письмо.

Отец Иоанн писал: "Дорогой Николай Кузьмич! Предоставилась возможность передать Вам это благодарственное письмецо. Мы очень внимательно следим за вашими совместными с Владыкой Иоанном трудами и утешаемся ими. Помогай Вам Бог не ослабевать в этом важном деле. Но к Вам и просьба будет, мы очень волнуемся, чтобы не миновал нас какой-либо Ваш журнальчик. Нельзя ли Вас попросить присылать нам по три-четыре экземпляра всего выходящего у Вас. Мы это все неукоснительно оплатим. Знаю, как для Вас сложна всякая дополнительная нагрузка, но все же дерзаю просить Вас об этой услуге. Молимся о вас всегда усердно. С любовью о Господе, Ваш Отец Иоанн". 15.12.92.

Получив письмо от дорогого батюшки, я тут же показал его митрополиту Иоанну. Владыка внимательно прочитал его и наложил на нем свою Архиерейскую резолюцию: "Поместить на страницах Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей", что, конечно же, мы с радостью и сделали в следующем номере. Для меня письма отца Иоанна были и благословением духовного отца и радостью получить от него новую весточку.

Порой батюшка сам присылал нам материалы, которые он считал нужным и даже необходимым поместить на страницах журнала.

Вот одно из таких писем.
"Дорогой Николай Кузьмич! В последнее время к нам стало обращаться много людей с откровенными признаками беснования. И даже само вселение нечистой силы у многих совершенно аналогично тому, что описано в главе книги митрополита Вениамина (Федченкова). В связи с этим нам захотелось попросить Вас, не найдете ли Вы возможность опубликовать в "Ведомостях" отрывок из этой книги, чтобы читатели знали, и как это происходит, и как все реально это, и видя близких, мучающихся неведомыми медицине "болезнями" - люди понимали бы, что происходит вокруг, и где надо искать помощи и исцеления". Посылаю Вам эту главу. Храни Вас Бог. Божие благословение. Ваш отец Иоанн". 12.02.1993.

Хочется привести еще одно дорогое мне письмо от батюшки Иоанна.
"Дорогой Иоанн Кузьмич! Посылаю в благодарность за Ваши труды Вам подарок - книгу "Нравственное богословие для мирян". От Вас же получил 10-й номер "Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей". И вот интересный момент, прочитал с интересом весь номер, и в нем и свои две проповеди. Их читал как будто и не мои они совсем.
Вот так, скажешь слово, и канет оно в вечность, а со страниц печатных уже возвращается оно к тебе, как нечто совершенно новое.
Спасибо Вам. Как ответственно и важно то дело, что делаете Вы. Помогай Вам Бог. С любовью о Господе. Отец Иоанн".

Встреча с отцом Иоанном стала самым важным событием в моей жизни.
Отец Иоанн отошел ко Господу в знаменательный день праздника Собора Св. новомучеников и исповедников Российских. В тот день 5 февраля 2006 года я был в Казанском соборе на Литургии, которую возглавлял митрополит Владимир, близко знавший батюшку. После окончания Божественной Литургии Владыка, обращаясь к нам, сказал: "Сегодня отошел ко Господу благодатный старец-исповедник отец Иоанн Крестьянкин, которого несомненно прославит Церковь, как праведника и угодника Божия!".
Господи, помяни во Царствии Твоем приснопамятного Архимандрита Иоанна, а нас помилуй его святыми молитвами!

Духовное наследие и завещание


"Миром правит только Промысел Божий, и в этом - спасение верующему человеку, и в этом - сила, чтобы перенести земные скорби".
"Дорогие мои, миром правит Промысел Божий, а не мы, смертные люди: я, отец К., отец Н".
"И по опыту скажу, что, чем скорее мы сердцем примем Богом данное, тем легче нам будет нести благое иго Божие и бремя Его легкое. Тяжелым оно становится от нашего противления внутреннего".
"А сейчас такое время настало, когда только вера в то, что Промысел Божий устрояет жизнь, может все трудности жизни преодолеть".
"Господи! Тебе все ведомо; сотвори со мною как изволишь. Аминь".
"У Бога нет забытых людей, и Промысел Божий зрит на всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой".
"Главной в духовной жизни вера в Промысел Божий и рассуждение с советом".
"Миром во все времена правит Промысел Божий, и на него ли произнесем мы суд?"
"Он даровал нам путь к спасению, и Он один и тот же на все времена для христиан и первых и последних времен - и это вера в Промысел Божий и жизнь по вере".
"Будешь жить для Бога, ради Бога и во славу Божию - вот и спасение, вот и истинный, а не эфемерный смысл жизни".
"Помни, детка, что самое ценное - научиться себя предавать всецело воле Божией".
"Бойтесь разделения и раскола в Церкви! Бойтесь отпасть от Матери-Церкви, только она одна и сдерживает лаву антихристианского разгула в мире теперь! Бойтесь судить церковное Священноначалие, ибо это гибель и без антихристовой печати!"
"Государственная проблема об индивидуальных номерах налогоплательщика стараниями врага Божьего, ложными слухами о введении в ИНН трех шестерах обрела в духовном мире великую силу смуты и стала для нас той проверкой, которая проявила в верующих отсутствие веры Богу и доверия Матери-Церкви!"
"Дивный путь явных дел, пою тебе гимн! Окружайте, люди себя, опоясывайтесь малыми делами добра - цепью малых, простых, легких, ничего вам не стоящих добрых чувств, мыслей, слов и дел".
"Надо только в делах любви к ближнему увидеть и почувствовать возможность преображения любви своей, возможность спасения. Ибо только милосердием и любовью можно стяжать Святой Дух Божий, которым только и можно противостоять страшным духам злобы, овладевшими людьми и миром".
"Так не пройдем же мимо протянутых к нам рук, мимо страждущих, болью и горем исполненных глаз, мимо ближнего нашего.
Не пройдем, дорогие мои, мимо своего спасения; не пройдем мимо Самого Христа, который в образе каждого нуждающегося в нашей помощи призывает нас на вечерю любви".

Завещание


Дорогие мои, родные и близкие, к закату преклонился день моей жизни. И я уже дважды получил о том извещение. Первый раз десять лет назад, но чьи-то молитвы преклонили Господа на милость и продлили мое пребывание в земной юдоли. 2 декабря 2004 года я зримо увидел, что переплыл реку моей жизни и стою в преддверии вечности. И, как благодарность Богу и Святой Матери Церкви, а главное же свидетельство о том, что Промысел Божий ведет нас по жизненному пути, оставляю краткие записи, как зерцало, отражающее эту очевидную истину.
Мои разрозненные эпизодические повествования записывались с 1981 год, и это не были рассказы обо мне, но иллюстрации некоторых жизненных ситуаций. Теперь же, когда это лоскутное одеяло сложилось, и я переписал, перелистал, возвращаясь в прошлое, я сам умилился, узрев богатство милости Божией ко мне, убогому и грешному человеку. И на пороге новой жизни стоя с замиранием сердца в ожидании встречи с Господом моим, встречи, к которой стремилась душа моя всю жизнь. А вам, как просьбу о молитвенной памяти обо мне оставляю эти записи о жизни в Боге, и проверенное самой жизнью завещание.
Дорогие мои, чадца Божии, верьте Богу, доверяйтесь Его! Примите все в жизни: и радость, и безотрадность, и благоденствие и злоденствие, как милость и истину путей Господних, и ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Только он лишает нас Божьего благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога, любите Любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих Его.

Сноски:

1 - Смирнова Т. Е. Память сердца. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2006. с. 40-41.

2 - Т.Е.Смирнова. Память сердца. с. 60.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Николай Симаков
Все статьи Николай Симаков
Последние комментарии
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Туляк
16.05.2021 03:24
О смыслах Русской цивилизации
Новый комментарий от Георгий
16.05.2021 01:36
«Палестинцы не сдались и не сдадутся»
Новый комментарий от Hyuga
15.05.2021 21:04
Женская свобода ведёт к уничтожению нации
Новый комментарий от В.Р.
15.05.2021 20:20
«Кто автор успеха русской армии – Брусилов или Каледин?»
Новый комментарий от Русский Сталинист
15.05.2021 20:12
«Вакцинация населения - вопрос суверенитета России»
Новый комментарий от Игорь Федоров
15.05.2021 18:52